Бухсофт учетная политика на год. Составляем учетную политику организации

В конце года должна быть разработана учетная политика на 2017 год. Образец такой учетной политики вы найдете в статье.

Для чего нужна учетная политика

ниже) определяет правила, которыми компания или предприниматель руководствуются при ведении учета в тех случаях, когда есть возможность выбора из нескольких вариантов. Составляется учетная политика с учетом специфики деятельности организации или коммерсанта.

Про предпринимателей скажем отдельно. Они могут не вести бухучет, поэтому и учетную политику для этих целей им составлять не нужно. А вот для налогового учета этот документ понадобится. Ведь именно в этом документе прописываются способы подсчета доходов и расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных показателей в целях расчета налогов. Другими словами, в этом документе отражаются все те правила и методы, которые будут применяться при исчислении и уплате налогов.

Например, ИП Иванов С.И. применяет УСН – доходы. В учетной политике он должен написать, что применяет объект налогообложения – доходы.

Как составить учетную политику на 2017 год

По общему правилу сформирована учетная политика на 2017 год (образец ниже) должна быть до 1 января 2017 года. Утверждается этот документ приказом организации или предпринимателя.

Тем, кто деятельность ведет давно, но учетную политику не разрабатывал, необходимо сделать это сейчас. В документ следует включить методы и правила учета, которые уже применяются в деятельности, и ввести документ в действие начиная с 1 января 2017 года. При этом срок окончания действия документа указывать не надо. Применять утвержденную учетную политику можно последовательно из года в год. Составлять новый документ на каждый новый год не нужно. При необходимости можно внести в учетную политику на 2017 год изменения и дополнения. Оформлять поправки следует отдельными приказами.

Учетная политика на 2017 год для целей бухучета

Учетная политика на 2017 год (образец ниже) формируется на основе ПБУ 1/2008. Этот документ обычно разрабатывает главбух. А утверждает - руководитель (п. 4 ПБУ 1/2008). При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной жизни и формирования отчетной информации;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для организации бухгалтерского учета, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации:
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики на 2017 год по конкретному направлению ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Пример таких вариантов приведен в таблице ниже.

Если по какому-либо объекту учета не установлены способы или методы ведения бухгалтерского учета, то учетная политика должна содержать способ, разработанный компанией самостоятельно, но с учетом основных принципов бухгалтерского учета

Образец учетной политики на 2017 год для целей бухучета можно скачать на в разделе «Формы».

Учетная политика на 2017 год для целей налогообложения

Учетная политика на 2017 год (образец можно скачать на сайте) у компаний и коммерсантов может различаться. Так как имеет значение вид деятельности, применяемая система налогообложения, совмещает ли фирма или ИП разные налоговые режимы или нет.

Как и бухучет, налоговый учет можно вести разными способами. Вам нужно выбрать выгодные варианты и закрепить их в учетной политике. После этого использовать другие способы нельзя (определение Конституционного суда РФ от 12 мая 2005 г. № 167-О).

В таблице ниже приведено несколько вариантов формирования учетной политики для налогообложения.

Образец учетной политики на 2017 год для налогообложения вы можете скачать .

Изменение и дополнение учетной политики

Каждый год менять учетную политику не нужно. Если возникла необходимость, в нее можно внести изменения и дополнения. Такая необходимость может возникнуть в трех ситуациях.

  1. Поменялось законодательство: налоговое или о бухучете.
  2. Организация решила вести бухгалтерский учет по-другому. Или решила изменить способ признания доходов и расходов.
  3. В организации появился новый собственник, прошла реорганизация или добавился новый вид деятельности.

Изменения вносят приказом руководителя. Его составляют в свободной форме. Рассмотрим на примере.

ООО «Альфа» впервые за свою деятельность получила кредит в банке. ООО «Альфа» взяла кредит на пополнение оборотных средств сроком на 5 лет.

В учетной политике организации не было указаний по учету таких средств. Поэтому главный бухгалтер подготовил соответствующие изменения. На основании приказа руководителя соответствующие дополнения были внесены в учетную политику. Образец приказа ниже.


Это основной документ, который устанавливает:

  • порядок ведения бухгалтерского учета учреждения;
  • круг ответственных лиц;
  • формы, регистры и бланки первичной документации;
  • документооборот;
  • порядок и систему налогообложения производства или реализации товаров, работ, услуг.

В нем должны быть подробно раскрыты все особенности ведения бухучета и налогообложения.

Документ может быть утвержден на год или на несколько лет. Но в 2019 году всем учреждениям без исключения придется закрепить в нем большое количество изменений, установленных обновившимся законодательством.

При формировании следует опираться на действующее законодательство:

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ в части определения метода ведения бухучета на предприятии, определения круга ответственных лиц за организацию и ведение.
  2. Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета — Приказ Минфина № 274н от 30.12.2017, который определил исключительные положения для учреждений госсектора.
  3. Учетная политика учредителя — это новшество, введенное в действие ФСБУ. Теперь составлять основополагающий документ компании следует с учетом требований и положений учредителя.
  4. Налоговый кодекс РФ в части системы налогообложения, налоговых периодов, ставок, льгот и вычетов. Определяется по всем действующим налоговым обязательствам на текущий и последующие годы.
  5. Приложение № 1 к Приказу Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (ПБУ 1/2008). В положении закреплены особенности составления учетной политики и обязательные требования к содержанию рабочего документа.
  6. Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Регламентирует особенности составления, хранения и учета первичной документации.
  7. Инструкции от 01.12.2010 № 157н, от 16.12.2010 № 174н, от 25.03.2011 № 33н. Устанавливают Единый план счетов, состав и порядок формирования бухгалтерской отчетности.

В интернете можно найти конструктор учетной политики на 2019 год бесплатно, он поможет быстро составить рабочий документ или подготовить изменения для действующего. В конце этой статьи вы сможете скачать бесплатно учетную политику организации: образец 2019 года с приложениями.

Упрощенная учетная политика краткая и по смыслу подойдет для малого предприятия, которое ведет бухучет в упрощенном порядке. Исключениями являются: адвокатские конторы, кредитные и микрофинансовые фирмы, жилищные и кредитные кооперативы, а также те компании, чья отчетность подлежит обязательному аудиту. Ведение упрощенной бухгалтерии также пропишите в положениях учетной политики, иначе наказание контролирующих органов неизбежно.

Правила утверждения

Утвердить учетную политику должен руководитель предприятия либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обычно для этого издается отдельный приказ или соответствующее распоряжение либо постановление.

Ежегодно утверждать новый документ не нужно. УП должна применяться в учреждении из года в год. Корректируются только те положения, которые изменились в силу вступления новых нормативно-правовых актов либо в связи с изменениями деятельности предприятия и иными случаями.

Обратите внимание, что законодатели определили предельные сроки, в которые субъект обязан утвердить УП. Однако речь идет о вновь созданных госкомпаниях. Так, УП для бухучета необходимо утвердить не позднее отчетного периода, в котором было создано данное госучреждение.

Для УП в части налогообложения следует разработать и утвердить документ не позднее окончания первого налогового периода, в котором было создано предприятие или компания (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ).

Допустимо оба документа утвердить одним приказом, например, в декабре месяце. То есть объединить УП для БУ и УП для НУ в одном распорядительном документе. Текст самой учетной политики оформите, как приложение к приказу. Дополнительно оформите приложениями формы, бланки и иные регистры, которые будут применяться в хозяйственной жизни компании.

Обратите внимание, что специальной формы для приказа или распоряжения утверждения УП не предусмотрено. Чиновники не утвердили унифицированной формы для данной ситуации. Следовательно, составьте приказ в произвольной форме. В нем укажите все необходимые реквизиты для бумаги данной категории. Обязательно пропишите:

  1. Номер и дату составления.
  2. Законодательные нормативы, на основании чего было принято решение.
  3. Суть распоряжения.
  4. Дату начала действия приказа, с какого момента положения вступают в силу.
  5. Ответственного за составление (главный бухгалтер, например).
  6. Определите лицо, ответственное за контроль над исполнением приказа.

Пример приказа об утверждении УП в бюджетном учреждении

Общедоступный документ

С 2019 года положения УП должны быть общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а, следовательно, и составлять УП не обязаны.

А это значит, что все представители бюджетной сферы должны опубликовать положения УП на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении УП вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.

Такой подход позволяет проконтролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжениям. Простыми словами, учредитель может проконтролировать:

  • правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
  • соответствует ли он заявленным требования и стандартам;
  • отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.

При выявлении несоответствий дать распоряжение устранить нарушения в кратчайшие сроки.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Рассмотрим порядок составления учетной политики в виде таблицы.

Наименование пункта

Ответственные лица за формирование и утверждение

Разрабатывает главный бухгалтер или другое лицо, ответственное за ведение бюджетного учета. Утверждает только руководитель.

Обратите внимание, что если в штате госучреждения отсутствует должность главный бухгалтер (бухгалтер), а ведение бухучета передано стороннему лицу, компании, централизованной бухгалтерии по договору на осуществление бухобслуживания, то составлением учетной политики в таком случае должен заниматься тот субъект, на которого возложена обязанность по ведению бухучета. То есть на стороннего бухгалтера или компанию, централизованную бухгалтерию, аутсорсинговую организацию и другое.

Информация об учреждении

Необходимо подробно указать не только полные регистрационные сведения об организации, ее видах и целях деятельности, но и данные об учредителе, обособленных подразделениях и прочую информацию.

Нормативная база

Определяется с учетом специфики учреждения. Указывается в виде перечня НПА, на основании которого осуществляется бухгалтерский и налоговый учет.

Обратите внимание, что с 2019 года бюджетники обязаны в состав нормативной базы включать не только положения новых федеральных стандартов, но и УП учредителя.

Ознакомиться с положениями УП учредителя можно на официальном сайте органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, либо запросить информацию напрямую.

Порядок внесения изменений

Законодательством установлено, что изменения следует вносить 31 декабря года, предшествующего году вступления изменений. Исключительные случаи: значительное изменение законодательства в течение финансового года. Пропишите данные нормы отдельным пунктом.

Обратите внимание, что новый ФСБУ № 274н определил исчерпывающий порядок внесения изменений, дополнений и корректировок в документ. Об этом более подробно мы рассказали ниже.

Организационно-техническая часть

Порядок ведения бухучета

Определяется круг ответственных лиц (бухгалтер в единственном лице, отдел бухгалтерии или сторонняя организация). Также необходимо указать, каким способом ведется учет (вручную, с помощью программных продуктов или через интернет-ресурсы).

Формы первичных документов и регистров

На основании 402-ФЗ и ФСБУ, бюджетная организация вправе самостоятельно разработать и утвердить бланки первички и регистров учета. Либо предусмотреть использование унифицированных форм. Это решение необходимо закрепить в учетной политике (либо указать номера и коды ОКУД унифицированных форм, либо приложить собственные бланки).

Право и порядок подписи документации

Отдельно пропишите, кто имеет право первой подписи, а кто — второй на всех финансовых документах. Обычно это директор и главбух. Но предусмотрите ответственных лиц на периоды отсутствия начальника и главного бухгалтера.

Также определите ответственных, имеющих право подписи первичной документации, это может быть бухгалтер или другой специалист.

Рабочий план счетов

На основании Единого плана счетов разработайте свой. Указывайте только те счета, которые используются для учета. Пропишите корреспонденцию, если этого требует специфика учреждения.

Документооборот

Распишите порядок передвижения документации (первичка, регистры, отчетность, прочее) между структурными подразделениями бюджетной организации. Определите ответственных лиц в каждом отделе. Ознакомьте под подпись с готовым алгоритмом всех заинтересованных лиц.

Учет и инвентаризация активов и обязательств

Подробно распишите порядок учета и инвентаризации ОС и МЗ, обязательств. Учитывайте положения федерального стандарта «Основные средства». Напомним, что он должен применяться с 2018 года.

Порядок выдачи денежных средств подотчет

Установите предельный лимит выдачи подотчет, также определите максимальный срок, на который выдаются средства. Если расчеты ведутся через банковские карты (счета) сотрудников, также укажите и это обстоятельство. Размеры суточных и командировочных расходов выделите в отдельное положение о командировании.

Исправление ошибок

Пропишите порядок исправления ошибок. Отдельно установите алгоритм для существенных ошибок в текущем и прошлом финансовых периодах. Также пропишите последовательность исправления несущественных помарок, описок.

Обратите внимание, что для составления данного раздела учетной политики необходимо руководствоваться новым ФСБУ № 274н.

Формы отчетности

Определите перечень обязательных форм бухгалтерской отчетности, а также собственные отчеты, необходимые для организации. Собственные бланки разместите в виде приложений к учетной политике.

Внутренний финансовый контроль

Отдельно опишите порядок организации и ведения внутреннего финансового контроля в учреждении (по каждому этапу). Определите формы отчетности и периодичность ее предоставления руководителю.

Методологическая часть в части бухучета

Учет доходов

Определите способы учета доходов в разрезе видов предпринимательской деятельности и форм доходов. Пропишите особенности отражения поступлений по рабочим счетам плана.

Учет расходов

Установите алгоритм отнесения расходов на финансовый результат. Пропишите промежуточные счета бухучета. При необходимости распишите, что относится к основным, внереализационным и прочим расходам. Особое внимание уделите счетам, пропишите корреспонденцию отражения расходов.

Учет основных средств и материальных запасов

Обозначьте особые условия отражения амортизации и новой оценки основных фондов. Порядок применения нового классификатора для ОС.

Определите нормы расхода ГСМ на списание на каждый вид транспорта (при необходимости).

Учетная политика для целей налогообложения

Вид системы налогообложения

Закрепите выбранную систему налогообложения. Также отдельно по каждому виду обязательств пропишите ставки, периоды, льготы и порядок их применения, порядок определения налоговой базы. Не забудьте дополнить положением об исчислении и уплате страховых взносов, НДС и налога на прибыль.

Налоговые регистры

Утвердите налоговые регистры в разрезе обязательств по налогам либо укажите унифицированные формы.

Как правильно внести изменения

Внесение изменений и дополнений в основополагающий документ требует соблюдения определенного алгоритма. Так, в Приказе Минфина № 274н чиновники строго закрепили основания для проведения данной процедуры.

Итак, изменения в учетную политику можно внести только в трех случаях:

  1. Положения и нормы законодательства, которые устанавливают общие требования к организации и ведению бухучета, изменены. В таком случае организация обязана внести соответствующие изменения в свою УП.
  2. Учреждением разработаны новые формы ведения бухучета, которые позволят формировать более достоверную и релевантную информацию об объектах бухучета.
  3. Условия деятельности экономического субъекта существенно изменяются. Например, госучреждение проходит стадию реорганизации либо возложенные на учреждение функции и полномочия изменены.

Во всех остальных случаях изменения и дополнения вносят в действующий документ с начала года. Однако могут быть исключения.

При внесении изменений в течение финансового года учреждению необходимо согласовать свои действия с учредителем, а также с финансовым органом. В противном случае нововведения могут быть расценены как нарушение действующего законодательства.

Но и это еще не все. Новый стандарт определил ситуации, которые не могут считаться изменением положений учетной политики. К таковым относят случаи, когда для отражения фактов хозяйственной деятельности, возникших впервые, определяются:

  • абсолютно новые правила по организации и ведению бухучета в рамках данного экономического субъекта;
  • способ бухучета, используемый для отличных по существу хозяйственных операций, имевших место ранее.

Обратите внимание, что новые положения ФСБУ не отличаются от положений Федерального закона № 402-ФЗ.

К тому же следует учитывать, что некоторые корректировки могут потребовать ретроспективного анализа. К таковым следует относить те изменения, которые повлияют или же способны существенно повлиять на финансовый результат, финансовое положение, движение денежных средств субъекта.

В таком случае бухгалтер либо иное ответственное лицо обязано внести соответствующие корректировки:

  • изменить данные входящих остатков по статье «Финансовый результат учреждения»;
  • скорректировать значения статей отчетности, которые связаны с финансовым результатом субъекта.

Менять показатели прошлогодней отчетности не нужно. Однако при формировании финотчетов за текущий период придется подать соответствующие данные о скорректированных сравнительных показателях.

Образец учетной политики УСН «Доходы», 2019 год

Если учреждение применяет УСН «Доходы», то составление учетной политики для целей налогообложения не обязательно. Она необходима, когда предусмотрено несколько вариантов ведения налогового учета либо порядок не установлен законом. Это обусловлено тем, что для учреждения налоговой базой признаются все доходы, расходы же не имеют значения.

Если же организация применяет ЕВНД при УСН, то составлять учетную политику придется. Здесь необходимо прописать порядок раздельного учета имущества, принимаемых обязательств, финансово-хозяйственных операций.

При совмещении УСН и ЕВНД дополнительно предусмотрите раздельные налоговые регистры и формы учета, чтобы обеспечить полное и прозрачное разделение. Организацию, которая не организовала такое разделение, оштрафуют налоговики.

Шаблон учетной политики для организации, совмещающей УСН и ЕНВД

Образец учетной политики предприятия 2019 года

Предлагаем ознакомиться с образцом учетной политики на 2019 год, составленным на примере бюджетного учреждения, порядок составления учетной политики для ОСНО.

Осенью многие бухгалтеры начинают задумываться об учетной политике на будущий год. Кому-то достаточно внести в нее несколько уточнений, а кто-то будет писать учетную политику компании с нуля. Ниже мы расскажем о приоритетных составляющих, которые надо зафиксировать в этом документе. Используя рекомендации, можно сформировать правильную учетную политику без лишних пунктов.

Основные положения

Учетную политику своим приказом утверждает руководитель при создании компании не позднее 90 дней после ее регистрации (ст. НК РФ, ПБУ 1/2008). Гипотетически учетная политика может применяться на протяжении нескольких лет без изменений. Но если для целей бухучета это еще вполне возможно, то для налогового учета маловероятно. Связано это с тем, что практически каждый год в Налоговый кодекс вносятся изменения, которые вынуждают налогоплательщика перестраивать порядок учета.

Подходить к написанию учетной политики нужно очень тщательно, ведь неточное толкование какого-то пункта может сыграть против компании. В этот важный документ включаются способы ведения учета — как бухгалтерского, так и налогового.

Нет смысла подробно описывать методы учета, по которым законодательно установлен единственный вариант. Например, не нужно описывать суть кассового метода, который безоговорочно применяется при УСН. Нецелесообразно заносить в учетную политику и постулаты Налогового кодекса.

В учетной политике нужно обязательно затронуть те области учета, по которым есть выбор. В частности, следует закрепить в документе варианты оценки материалов, способы амортизации основных средств, порядок формирования резервов и т. п.

Важно! В учетной политике должны быть заявлены лишь те методы и способы учета, которые организация собирается практически применять в отчетном году. Не нужно вносить в документ все существующие способы учета, если их применение пока под вопросом. При необходимости в учетную политику можно беспрепятственно внести любые обоснованные изменения.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Бухгалтерской политикой главный бухгалтер и его подчиненные руководствуются постоянно и непрерывно.

В этом документе нужно закрепить (п. 4 ПБУ 1/2008):

  • план счетов, в который войдут лишь счета, применяемые бухгалтерией в работе;
  • формы первичных документов, бухгалтерских регистров;
  • порядок инвентаризации имущества и задолженности;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • регламент документооборота;
  • порядок контроля за происходящими операциями.

Помимо перечисленных пунктов, организация вправе прописать в «учётке» и другие важные аспекты, например критерии существенности.

Если компания относится к малым предприятиям, в ее учетной политике с 2017 года могут появиться новые пункты. В частности, такие фирмы теперь могут начислять бухгалтерскую амортизацию только раз в год, а не ежемесячно (п. 19 ПБУ 6/01). Приняв решение воспользоваться этим правом, нужно будет добавить изменения в учетную политику..

3 месяца бесплатно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна

Попробовать

Учетная политика для целей налогового учета

В этом документе отражается всё, что так или иначе оказывает влияние на налоги.

Налог на прибыль

Прежде всего, в учетной политике нужно выделить многочисленные нюансы по налогу на прибыль.

Бухгалтеру нужно проверить, отмечены ли в учетной политике новые лимиты для основных средств. Напомним, что с 2016 года основным средством считается имущество дороже 100 000 рублей. Чтобы свести к минимуму разницу между бухгалтерским и налоговым учетом, имущество стоимостью менее указанного лимита можно списывать равными долями в течение периода использования (пп. 3 п. 1 ст. НК РФ) — об этом также нужно упомянуть в учетной политике.

Налог на прибыль можно уменьшить за счет амортизации, применив повышающие коэффициенты или амортизационную премию (п. 9 ст. , ст. 259.3 НК РФ). Для каких объектов будут применяться указанные способы также следует зафиксировать в учетной политике.

Обязательно нужно прописать перечень прямых и косвенных расходов организации, которые зависят от многих факторов (ст. НК РФ).

Метод оценки материалов также закрепляется в учетной политике (п. 8 ст. 254 НК РФ).

Компании могут создавать разного рода резервы, чтобы расходы распределялись в течение года равномерно. В налоговом учете резервы — это право, а не обязанность фирмы. Если руководитель принял решение о формировании резервов, нужно внести соответствующие пункты в учетную политику.

Виды резервов, наиболее часто встречающиеся на предприятии:

НДС

В учетной политике не следует игнорировать и правила, касающиеся НДС.

Основные аспекты, которые лучше прописать:

  • порядок применения вычетов;
  • принцип присвоения номеров счетам-фактурам (в том числе в обособленных подразделениях);
  • методику раздельного учета НДС;
  • порядок выставления счетов-фактур на аванс;
  • порядок работы с физлицами и т. п.

НДФЛ

Ставки этого налога установлены НК РФ. В учетной политике можно закрепить форму налогового регистра по НДФЛ.

На практике учетная политика может получиться довольно краткой (1-2 листа), а может включать и порядка 10-20 листов. Объем документа не регламентирован и зависит от отраслевых особенностей, численности и других факторов. Составляя учетную политику, главное помнить — каждый пункт может наладить учет и даже сократить расходы, а любая неточность или упущение может стоить компании денег (штрафов).

Какие особенности учетной политики на 2017 год нужно учесть компаниям на УСН?

Компании вправе внести ряд поправок в свою учетную политику в любой промежуток, вовсе не обязательно для этого ждать окончания календарного года. Все что требуется - подготовить соответствующий приказ за подписью руководителя. В акте следует отразить то, какие пункты УП подверглись изменению или вовсе были исключены из документа. Определите в правовом акте конкретный день, в который внесенные поправки вступят в силу.

Как известно, в законодательстве постоянно происходят изменения, многие из них довольно существенны и требуют указания в поправках к УП, некоторых же можно опустить. Совсем необязательно с изданием каждого нового федерального правового положения сразу менять учетную политику своего предприятия, иначе эта работа может превратиться в бесконечный цикл правок и дополнений.

Все же 2017 год стал весьма «плодовитым» на законодательные нововведения. Немало изменений касаются деятельности малых предприятий-упрощенцев, их и требуется обозначить в утверждаемой учетной политике. Об этих обязательных новеллах и пойдет сегодня речь.

Воспользуйтесь удобным бесплатным онлайн сервисом для подготовки учетной политики 2017 от Бухсофт.

Когда учетная политика упрощенца требует корректировки в 2017 году?

Внести правки в УП на 2017 год компании на УСН нужно если:

  • существующие поправки в Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О бухучете», ПБУ и иные нормативно-правовые акты федерального значения способствуют существенному влиянию на деятельность организации;
  • компания решила начать применять иные методы учета (п. 10 ПБУ 1/2008, абз. 6 ст. 313 НК РФ).

Обратите внимание, программа «Бухсофт: Упрощенная система » обеспечивает корректное, аккуратное и полноценное ведение налогового и бухгалтерского учета компании на УСН.

С 1 января текущего года вступает в силу обновленная редакция постановления Правительства РФ от 01.01.2002 №1. В обновленном документе исключена фраза о том, что классификатор ОС можно использовать в целях обеспечения бухучета. Ранее действовал следующий порядок: нахождение объекта по действующему классификатору, назначение линейной схемы амортизации, установление одного и того же срока практического его применения. Такой метод подразумевал отсутствие разницы между налоговым и бухучетом. Сейчас стало сложнее? Вовсе нет. Просто теперь новая редакция указанного постановления не является правовым нормативным актом, регулирующим бухучет, однако и прямого заперта на применение его при нормировании бухгалтерского учета, вы не найдете. Потому, самое время проверить свою УП. Если в документе нет отсылок на постановление № 1, то указать их будет нелишним. Если ссылаться на данный правовой акт вы не считаете нужным, определять срок полезного использования ОС в бухгалтерском учете следует, основываясь на технических регламентах и рекомендациях производителя, что разрешено ПБУ 6/01.

Упрощение учета МП в 2017 году

При формировании УП на 2017 год следует обратить внимание на нововведения, которые обеспечили расширение свободы выбора и упростили учет спецрежимников.

С 1 января текущего года малые предприятия, в том числе и на УСН, имеют право отказаться от формирования резерва под удешевление стоимости материально-производственных запасов, обозначив этот нюанс в своей УП, что согласуется с нормами пункта 25 ПБУ 5/01. Такие изменения регламентируются Приказом Минфина РФ от 16.05.2016 №64н. Таким образом, нововведения позволяют малым предприятиям производить учет сырья и материалов по стоимости, обозначенной поставщиком, исключая затраты на транспортировку, посреднические услуги и иные подобные расходы. Кроме того, согласно нововведенным правилам МПЗ можно списать в один момент все разом, но в УП указать это нужно обязательно.

Аналогичным образом можно поступить с ОС (по стоимости их покупки). Дополнительные расходы, понесенные при приобретении основного средства, теперь можно включить в состав прочих расходов.

Если такой метод работы кажется вам более практичным, включите эту особенность в учетную политику. Стоит понимать, что все обозначенные методы учета - это ваше право, а не обязанность, потому-то так важно отразить в УП, что вы воспользовались данным вам правом.

Что еще изменилось для МП на УСН с введением новых положений?

С текущего года изменился порядок списания расходов на НИОКР, регулируемый ПБУ 17/02. Компания вправе полностью списать расходы на данную группу работ в рамках обычных видов деятельности по мере их претворения. Таким образом, как такового НИОКР в качестве объекта, который подлежит списанию в ограниченный пятилетний срок, теперь не существует. Работы списываются по мере осуществления на общие расходы по счетам 26 и 20.

Претерпело изменение и признание расходов на покупку и формирование объектов неденежных активов по ПБУ 16/02. Теперь их признание возможно в числе затрат по обычным видам деятельности, а значит, не нужны счета 08 и 04. Списание НМА производится по мере необходимости на обычные виды деятельности.

При этом возникает расхождение между налоговым и бухучетом, однако, это право малого предприятия.

Учтите изменения 2017 года по страховым взносам

Не забудьте внести в учетную политику правки, связанные с переходом прав контроля страховых взносов из внебюджетных фондов в Налоговую инспекцию. Это существенное законодательное изменение вынуждает компании утверждать в УП форму карточки персонифицированного учета сумм начисленных вознаграждений и взносов на страхование.

В 2016 году страхователи использовали форму карточки, утвержденную письмами Пенсионного фонда и Соцстраха РФ от 09.12.2014 №АД-30-26/16030 и №17-03-10/08/47380 соответственно. Налоговики не будут вводить новую форму документа с 2017 года. Таким образом, чиновники оставили право способа и формы ведения этого регистра за самими страхователями.

В любом случае, выбранную методологию в УП следует отразить обязательно, хотя бы потому, что учет сумм начисленных вознаграждений и взносов, теперь регламентируется Налоговым кодексом (п. 4 ст. 431 НК РФ).

С наступлением 2017 года в различных регламентирующих документах организации найдется немало документов с устаревшими и шаблонными формулировками. Основной регламентирующий документ для бухгалтера в организации – Учетная политика также нуждается в актуализации в связи с принятием новых законодательных норм.

Изменения в раздел об учете основных средств

С 01.01.2017 года обновляется Классификация основных средств по амортизационным группам, которая используется для начисления амортизации в налоговом учете. Изменения в Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1 внесены Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 г. №640.

Поправки следующие:

  • утрачивает силу норма о том, что Классификация может использоваться для целей бухгалтерского учета;
  • классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, действует в новой редакции.

До внесения указанных изменений большинство организаций определяли срок использования основных средств в бухучете по налоговой классификации. Поступать так позволяли нормативные акты. Но с 2017 года эту норму отменили. Связана поправка с тем, что для целей бухгалтерского учета организация должна руководствоваться п.20 ПБУ 6/01, п. 59 Методических указаний по учету ОС. Согласно ПБУ срок полезного использования основного средства - это период, в течение которого объект будет приносить экономическую выгоду. В связи с указанной поправкой необходимо изменить формулировку в учетной политике. Необходимо указать, что срок полезного использования определяется согласно ПБУ. Для сближения налогового и бухгалтерского учета, организация может по-прежнему ориентироваться на налоговую классификацию при определении срока полезного использования основного средства в бухучете. Основные средства в классификации распределены по группам экономически обоснованно, а не произвольно. Однако это не следует указывать в учетной политике. У организации должен быть свой порядок определения сроков в бухучете. В некоторых организациях срок определяет комиссия по основным средствам, в некоторых - один бухгалтер. Данный порядок необходимо отразить в учетной политике.

Изменения в раздел о порядке формирования резерва по сомнительным долгам

Согласно ст. 266 НК РФ организация в налоговом учете вправе создавать резервы по сомнительным долгам.

С 01.01.2017 года организации вправе создавать резерв по сомнительным долгам на сумму большую, чем в 2016 году. (изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 30.11.2016 г. №405-ФЗ).

С 2017 года действует норма, согласно которой, сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не должна превышать большую из величин: 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период (абз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ).

До 2017 года выбора у организации не было: сумма резерва, создаваемого по итогам отчетного периода, не должна была превышать 10% от выручки за текущий отчетный период. В этой связи, организации, формирующие в налоговом учете резерв, должны внести соответствующие изменения в учетную политику для целей налогообложения.

При этом, с 2017 года сомнительным долгом признается часть долга сверх размера встречного обязательства. То есть если у организации есть кредиторская и дебиторская задолженность в расчетах с одним контрагентом, то в налоговом учете резерв сомнительной задолженности можно создавать в размере не большем, чем разница между дебиторской и кредиторской задолженностями, а не на всю сумму дебиторской задолженности, как было раньше.

Изменения в раздел о порядке учета убытков в целях налогового учета

Для целей налогового учета в 2017 году изменился порядок списания убытков и формирования резервов. Так, в силу п. 2 ст. 283 НК РФ налогоплательщик вправе перенести на текущий отчетный (налоговый) период сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, с учетом ограничения, установленного п. 2.1 статьи. Названной нормой определено, что в отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 по 31.12.2020 база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период, исчисленная в соответствии со ст. 274 НК РФ, не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50%.

Ранее можно было уменьшать налоговую базу на полную сумму убытка.

Если в учетной политике организации прописан порядок учета убытков, то необходимо внести изменения в этот раздел.

Изменения в раздел об учете страховых взносов

В связи с передачей администрирования страховых взносов ФНС России организациям необходимо в учетной политике утвердить форму карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.

Вести учет начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, работодателя обязывает п. 4 ст. 431 НК РФ.

В 2016 году все организации-страхователи применяли форму карточки, приведенную в письме ПФР, ФСС РФ от 09.12.2014 г. №АД-30-26/16030, 17-03-10/08/47380. ФНС России не утвердило новую форму карточки на 2017 год. ФНС РФ оставляет право за организацией самостоятельно выбрать, как вести данный налоговый регистр.

Необходимо утвердить форму налогового регистра по учету страховых взносов в учетной политике, издав приказ по организации, а за основу можно взять карточку, использовавшуюся в 2016 году. Следует учесть, что ФНС вправе запросить указанные карточки при проведении проверки, а за их отсутствие организация может быть оштрафована в размере 200 руб. за каждую карточку, согласно ст. 126 НК РФ.

Дополнения в учетную политику о порядке ведения раздельного учета при оказании интернет-услуг иностранцам

С 01.01.2017 года вступает в силу закон №244-ФЗ от 03.07.2016 года "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ". Данный закон регулирует налогообложение НДС интернет услуг. С 01.01.2017 г. в ст. 148 НК РФ появилось указание, что место реализации интернет услуг для уплаты НДС нужно определять по месту деятельности их покупателя, а сам перечень услуг приведен в новой статье 174.2 НК РФ.

Поскольку с нового года при оказании интернет-услуг иностранцам местом их реализации признается иностранное государство, российская организация по таким операциям вправе не начислять и не уплачивать НДС, так как данная операция не является объектом налогообложения НДС. При этом необходимо вести раздельный учет по НДС.

Порядок ведения раздельного учета НДС при осуществлении продавцом, как облагаемых НДС, так и освобождаемых операций, установлен в п. 4, 4.1 ст. 170 НК РФ. Согласно разъяснениям контролирующих органов, а также сложившейся судебной практики, раздельный учет необходимо вести также в случае реализации услуг (работ) за пределами РФ, не являющихся объектом налогообложения НДС.

При этом организация вправе не вести раздельный учет в налоговых периодах, если доля совокупных расходов на приобретение и (или) реализацию услуг, не облагаемых НДС, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) за этот период. В таком случае весь предъявленный НДС принимается к вычету.

В налоговой учетной политике нужно закрепить:

  • порядок ведения раздельного учета НДС;
  • применяет ли организация правило 5%, и, если применяет, то отразить и порядок определения совокупных расходов (письмо ФНС России от 22.03.2011 г. №КЕ-4-3/4475 (п. 1)).

Изменения в учетную политику для субъектов малого предпринимательства

Приказом Минфина России от 16.05.2016 г. №64н (вступил в силу с 20.06.2016 г.) внесены изменения в ПБУ 5/01, 6/01, 14/2007, 17/02 для организаций, имеющих право на упрощенные способы бухучета и составления отчетности.

Право на упрощение бухгалтерского учета имеют субъекты, перечисленные в п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в т. ч. субъекты малого предпринимательства (СМП).

Организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства указаны в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Необходимо отметить, что согласно пп.1 п. 5 ст. 6 Закона №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" упрощенные способы ведения бухучета и составления отчетности не применяют субъекты малого предпринимательства, подлежащие обязательному аудиту. Таким образом, если организация относится к СМП в силу Закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», но подлежит обязательному аудиту в силу Закона №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", то права вести упрощенный бухучет у нее нет.

При этом поправки, внесенные в ПБУ Приказом №64н для организаций, которые вправе применять упрощенный бухучет, следующие:

  1. в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» внесены дополнительные пункты 13.1, 13.2, 13.3, а также дополнен пункт 25
    • указанные СМП вправе оценивать приобретенные МПЗ по цене поставщика. А иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, включать в состав расходов в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены. До внесения поправок, организации, имеющие право на упрощенный учет, МПЗ отражали по фактической себестоимости, сформированной с учетом всех затрат, связанных с их приобретением, включая общехозяйственные, за исключением НДС (п. 8 ПБУ 5/01). Только торговые организации были вправе транспортные расходы до собственного склада включать в расходы на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).
    • микропредприятия (СМП с численностью до 15 человек и доходом до 120 млн. руб.) вправе признавать стоимость сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и продажу в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Иные организации вправе признавать указанные затраты в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме при условии, что характер ее деятельности не предполагает наличие существенных остатков МПЗ;
    • организации могут признавать расходы на приобретение МПЗ для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Это новая норма, которая облегчит бухучет и документооборот по учету МПЗ;
    • организации вправе не создавать резерв под снижение стоимости материальных ценностей (до внесения поправок, МПЗ, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо снизилась их текущая рыночная стоимость, отражались в балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Указанный резерв формируется за счет финансовых результатов в размере разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ, если последняя выше текущей рыночной стоимости. Исключений из данной нормы для организаций, имеющих право на упрощенный бухучет, не было);
  2. 2. в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» внесен дополнительный пункт 8.1, а также дополнен пункт 19:

    Организации могут определять первоначальную стоимость основных средств:

    • при их приобретении за плату - по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
    • при их сооружении (изготовлении) - в сумме, уплаченной по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления ОС.
    • организации могут признавать расходы на приобретение МПЗ для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Это новая норма, которая облегчит бухучет и документооборот по учету МПЗ;

      Иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

      До внесения указанных поправок первоначальная стоимость ОС формировалась как сумма всех фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС, включая общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с их приобретением, сооружением или изготовлением (п. 8 ПБУ 6/01).

    • организации вправе начислять амортизацию:

      По ОС единовременно в размере годовой суммы по состоянию на 31декабря отчетного года, либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией;

      По производственному и хозинвентарю единовременно в размере его первоначальной стоимости при принятии к бухучету.

      Это новая норма. Ранее амортизация начислялась согласно закрепленному в учетной политике способу (линейный, уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции и др.).

  3. в ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» в пункт 14 внесена дополнительная норма, позволяющая организациям списывать расходы по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления. Ранее срок списания расходов по НИОКР определялся организацией самостоятельно, исходя из ожидаемого срока использования полученных результатов, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход), но не более 5 лет. При этом указанный срок полезного использования не может превышать срок деятельности организации.
  4. в ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» дополнено пунктом 3.1, позволяющим признавать расходы на приобретение (создание) объектов НМА в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления.

До внесения поправок НМА принимались к учету по первоначальной стоимости, которая погашалась через начисление амортизации.

Публикации по теме