Страны центральной и восточной европы

Страны Центрально-Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Беларусь, Украина, Молдова) имеют много общего. Больше всего их объединяет посткоммунистическое прошлое, когда эта группа стран принадлежала к так называемой восточной группы социалистических стран.

После распада СССР такой политизированный разделение потерял прежний смысл и эти страны стали на путь рыночных преобразований.

Географическое положение. Площадь страны Центрально-Восточной Европы составляет 1379 тыс. км2, что составляет 13% площади Европы. Польша, Чехия, Венгрия (до этой подгруппы стран еще предстоит Словакия) граничат на западе со странами макрорегиона Западная Европа, на юго-западе и на юге - со странами Южной Европы, на севере они омываются Балтийским морем, отделяющую эти страны от непосредственного соседства с Северной Европе, на северо-востоке Польша, как и в предыдущем случае, является касательной даже в страны Восточной Европы - Российской Федерации, в том числе земель Калининградской обл. Страны Днепровско-Черноморского субрегиона - Беларусь, Украина, Молдова - своим восточным расположением завершают формирование группы стран Центрально-Восточной Европы.

Природные условия и ресурсы. Большинство стран Центрально-Восточной Европы не обладают значительным природно-ресурсным потенциалом. Исключением является лишь Украина, Польша, частично Чехия. Среди природных богатств большую ценность имеют энергоресурсы. Страны макрорегиона выделяются значительными запасами каменного (энергетического и коксующегося угля), в частности Украина Донецкий бассейн), Польша (Верхнесилезский, Люблинский бассейны) и Чехия (Остравско-Карвинский) бассейн, а также бурого угля. Среди других энергоресурсов следует указать на гидроэнергетический потенциал Словакии (Словацкие Карпаты). Урановые руды добываются в Венгрии и Чехии.

На железные руды богата Украина (Кременчуг, Кривой Рог). На медные и свинцово-цинковые руды - Польша, на медь и бокситы - Венгрия. Природная сера и каменная соль есть в Польше, Украине. Высококачественными песками, которые используются в стекольной промышленности, богатая Чехия. Здесь также размещены каолины, граффити, а в Словакии - магнезит.

Климат региона умеренно континентальный (количество тепла возрастает с севера на юг, а влаги - с юга на север) и благоприятный для выращивания основных культур умеренного пояса, куда и относятся страны Центрально-Восточной Европы. Исключением считаются засушливые равнинные районы Венгрии и южные территории Украины и Молдовы.

Почвенный покров имеет некоторые особенности - подзолистые почвы на севере макрорегиона постепенно изменяются в южном и юго-восточном направлениях на серые лесные и плодородные черноземы, где выращивают высокие урожаи зерновых культур (пшеницы, кукурузы, ячменя), а также овощи и фрукты.

Население. По количеству населения (130 млн. человек) макрорегион занимает третье место на континенте после Западной и Южной Европы. Средняя плотность населения Центрально-Восточной Европы составляет почти 94 человек / км2, что значительно выше, чем в Европе в целом (64 особи/км2). Наиболее плотно заселены Чехия и Польша, соответственно 131 и 124 особи/км2 и относительно реже - Беларусь (50 осиб/км2) и Украина (84 особи/км2). В рамках макрорегиона встречаются урбанизированные районы, где плотность населения значительно выше средней по стране: Силезия в Польше, Запад, Центр и Островщина в Чехии, Донбасс в Украине.

По естественному приросту населения, то для большинства стран Центрально-Восточной Европы он отрицательный, за исключением Польши, Словакии и Молдавии. В 1998 г. в целом по странам Центрально-Восточной Европы рождаемость составляла 10 человек, а смертность - 13 человек на тысячу жителей. Ожидаемая продолжительность жизни, которая является обобщающим показателем жизненного уровня населения, экстраполированы на недалекую перспективу, свидетельствует, что она составит 65 лет для мужчин и 75 - для женщин. Ожидаемая продолжительность жизни здесь выше, чем в мире, но ниже средних показателей в Европе, где они составляют для мужчин 73 года, а для женщин - 79 лет.

Центрально-Восточная Европа не выделяется высоким уровнем урбанизации (65%). Высший этот показатель в Беларуси (73%) и в Украине (72%), самый низкий - в Молдове - 54%. Среди крупнейших городов макрорегиона - Киев - 2,7 млн. жителей, Будапешт - 1,91, Минск - 1,67, Варшава - 1,65, Прага - 1,22 и ряд других не столичных, но важных хозяйственных и административно-культурных центров - Харьков, Днепропетровск, Одесса, Львов, Лодзь, Краков и др..

Общей проблемой для стран Центрально-Восточной Европы проблема занятости трудоспособного населения. По официальным данным (1998-1999 гг) больше безработных в казалось бы благополучных странах: Польше (13%), Венгрии (9,6%), Чехии (9,4%), в Словакии (17,3%). Однако следует помнить, что в странах Днепровско-Черноморского субрегиона, где по данным статистики безработицы составляет от 2% в Беларуси и Молдове до 5% в Украине, преобладает скрытая безработица, когда люди фактически не работают, а числятся на работе. Такое положение вещей заставляет жителей Днепровско-Черноморского субрегиона выезжать на заработки в страны с высоким уровнем развития, что не всегда положительно влияет на решение социальных проблем.

Особенности развития региона во второй половине XX в. прежде всего связаны с политическим делением Европы после Второй мировой войны. В условиях противостояния Востока и Запада ускоренно развивался военно-промышленный комплекс. Опережающее развитие тяжелой промышленности тоже тормозил другие отрасли, в частности те, которые были связаны с производством промышленных товаров широкого потребления, пищевых продуктов, услуг и т.п.. Монополизм государственно-кооперативной собственности сдерживал производительность труда, внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, не стимулировал охране окружающей среды. Кроме того, первоочередное финансовая поддержка отраслей т. н. оборонного комплекса, а также расходы на функционирование тогдашней Организации Варшавского договора (создана в 1955 г. в составе СССР, Албании (до 1962 г.), Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии и Чехословакии) отвлекали внимание и средства от актуальных проблем жизнедеятельности народов. Даже Совет Экономической Взаимопомощи, который существовал с 1949 г. (входили Албания - до 1962 г., Болгария, Вьетнам, Куба, Монголия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Венгрия, Чехословакия), не в состоянии была скоординировать международную интеграцию работы в интересах повышения уровня жизни людей.

Народы Центрально-Восточной Европы часто выступали против антигуманных коммунистических режимов. Об этом свидетельствуют события 1956 г. в Венгрии и Польше, 1968 г. - в Чехословакии, 1970 и 1980-1982 - в Польше. Большинство этих выступлений были потоплены в крови войсками Варшавского Договора. Весна народов, начата перестройкой в СССР, привела к развалу тоталитарной административно-командной системы, демократизации общественных отношений, утверждением многопартийности, разгосударствлением и приватизацией предприятий, либерализацией и постепенным сближением со странами Западной Европы. Большинство стран Центральной Европы, освободившись от влияния СССР, изъявивших желание вступить в Европейский Союз, в военно-политических организаций западных стран. Так, в 1999 г. Польша и Чехия были приняты в Организацию Североатлантического договора (НАТО). Чехия, Польша, Венгрия и Словакия достигли значительных успехов в перестройке своих хозяйственных систем. Об этом свидетельствует, например, производство ВНП в расчете на одного человека: в Чехии - 5150 долларов, в Венгрии - 4510, в Польше - 3910 и в Словакии - 3700 долларов, что в 3,6 раза больше, чем в странах Днепровско-Черноморского.

Примерно такие же преобразования происходили и в Белоруссии, Украине и Молдове. Однако, вялость и нерешительность руководства постсоветских вновь самостоятельных государств не способствовала быстрому переходу от центрально-управленческого хозяйствования к рыночной экономике.

Общепринято выделять в пределах Европы четыре региона: Северную, Южную, Западную и Восточную. Страны Восточной Европы отличаются более низким уровнем экономического развития, нежели их западные соседи по континенту. Однако они гораздо лучше сохранили свою культурную и этническую самобытность. Какие же страны входят в восточноевропейский регион?

Восточная Европа: проблема идентификации региона

Вопрос регионализации Европы является достаточно проблематичным. Сразу нужно оговориться, что Восточная Европа - это, прежде всего, историко-культурный регион, а не географический. Ведь по территориальным меркам к восточной части Европы можно относить исключительно просторы Российской Федерации. А географический центр Европы и вовсе находится в пределах Украины.

Попробуем перечислить все страны Восточной Европы. В этом вопросе тоже не все так однозначно, так как самой проблемной в процессе регионализации выступает именно Восточная Европа. Германия, к примеру, однозначно не относится к ней. А вот такая страна, как Беларусь, относится, причем по всем существующим региональным картам.

На сегодняшний день существует несколько классификаций. К примеру, по одной из них, к региону Восточной Европы причисляют лишь Россию, Украину и Беларусь. Самыми проблемными являются два региона: это Прибалтика и Балканы. Одни географы считают, что балканские и прибалтийские страны нужно относить к этому региону, другие же уверены, что им там "не место".

Стоит отметить интересную особенность в процессе регионализации Европы: все государства восточноевропейского региона ранее принадлежали к так называемому Восточному блоку государств. Это те страны, которые после окончания Второй мировой войны так или иначе попали под влияние СССР.

Восточная Европа: страны, список

Интересно, что до начала Второй мировой войны географы проводили границу между Восточной и Западной Европой четко по линии разграничения германских и славянских наций.

Сегодня самой популярной является регионализация Европы от статистического отдела ООН. Согласно этой международной организации, 10 стран на данный момент входят в состав региона Восточная Европа. Страны (список представлен ниже) этого региона ранжированы по количеству населения, которое проживает в каждой из них:

  1. Европейская часть России (столица - Москва).
  2. Украина (Киев).
  3. Польша (Варшава).
  4. Румыния (Бухарест).
  5. Чехия (Прага).
  6. Венгрия (Будапешт).
  7. Беларусь (Минск).
  8. Болгария (София).
  9. Словакия (Братислава).
  10. Молдова (Кишинев).

Почти все страны Восточной Европы, за исключением Венгрии, Румынии и Молдовы, - это славянские государства. Уделим некоторым из них особое внимание.

Чехия - туристическая мекка региона

Чехия - небольшое государство в самом центре Европы с населением в десять миллионов жителей. Не имеет выхода к морям. Основа экономики этой страны - металлургическая промышленность, химический комплекс и машиностроение. Именно здесь расположена известная в Европе автомобильная компания "Шкода", основанная еще в далеком 1895 году.

Чехия - это страна с наиболее развитым туризмом в регионе. Туристов здесь привлекают старинные и красивые города, архитектура и музеи старой Праги, а также потрясающие горнолыжные курорты. Кроме этого, Чехия также считается пивной столицей Европы!

Польша - страна аистов и замков

Польша - государство в Восточной Европе с богатейшей историей и огромным количеством памятников. Это "самая католическая" страна в Европе. Здесь проживает около 39 миллионов человек, 85 % из которых исповедуют именно католицизм. Еще совсем недавно Польша находилась в глубоком экономическом кризисе. Однако в 90-х годах ХХ века в стране были успешно проведены реформы, и сегодня Польша является одной из наиболее динамично развивающихся стран в Европе.

Вкусная национальная кухня, красивейшая кирпичная готика, сотни отлично сохранившихся замков - вот что делает Польшу очень привлекательной для туристов и путешественников.

Румыния - самая загадочная страна Восточной Европы

Говоря о Восточной Европе, нельзя не упомянуть и о Румынии. Эта горная страна всегда привлекала к себе внимание своей таинственностью и мистичностью. Ведь именно здесь, в Трансильвании, жил легендарный граф Дракула, и этот момент Румыния сегодня удачно использует для привлечения в страну туристов.

Экономика Румынии во многом завязана на нефти. Причем страна как добывает этот природный ресурс, так и выпускает качественное оборудование для нефтяной промышленности. С каждым годом растут доходы и от туризма. Начиная с начала 2000-х годов, объемы экспорта в Румынии постоянно растут, однако государство по-прежнему остро нуждается в инвестициях.

В заключение...

Таким образом, страны Восточной Европы сегодня - это десять независимых государств. Все они очень колоритны, самобытны и сохранили богатейшее культурное наследие на своих землях.

В первые послевоенные годы происходил болезненный процесс массовых перемещений людей в Европе – в основном в западном направлении. Помимо выселения 6 млн немцев из Польши, прибалтийских районов СССР, Чехословакии, Венгрии, Румынии и Югославии, на Запад бежало или эмигрировало около 380 тыс. поляков, 220 тыс. евреев (значительная часть которых вскоре устремилась в Палестину), 125 тыс. граждан Югославии, 87 тыс. жителей трех республик Прибалтики, включенных в Советский Союз, десятки тысяч украинцев из западноукраинских районов СССР. Перетоки населения происходили и между восточноевропейскими странами: венгры покидали Румынию и Югославию, украинцы-грекокатолики были изгнаны из Польши (где они проживали в районе Ржешува), сами поляки уходили в Польшу с территории СССР.

На заключительном этапе войны и в первые послевоенные годы (примерно до середины 1947 г.), советское руководство не ставило цели формирования в восточноевропейских странах однопартийных коммунистических режимов. В тот период задача заключалась в том, чтобы создать на западной границе СССР пояс безопасности из дружественных государств. Их социально-политическая система после войны формировалась под советским контролем, благодаря которому левые имели преимущества. Однако парламентаризм и многопартийность не отрицались. Москва терпимо относилась к некоммунистическим умеренным партиям и поощряла создание коалиций и объединение партий и движений в народные (национальные, демократические, отечественные и т.д.) фронты, стоявшие на демократических позициях. Явно антикоммунистические партии в эту схему не вписывались, поскольку они отождествлялись с профашистскими режимами, хотя даже им, как показывает опыт Румынии в 1944 – 1947 гг., доступ в эти коалиции не закрывался. Такой порядок обеспечивал господство социалистических элементов в экономике и политическом строе без разрушения государственной машины и при сохранении традиционного парламентаризма. Он получил название «народной демократии».

До 1947 – 1948 гг. многие лидеры коммунистических партий стран Восточной Европы (Владислав Гомулка в Польше, Клемент Готвальд в Чехословакии и Георгий Димитров в Болгарии) полагали, что народная демократия делает диктатуру пролетариата ненужной. Сам И.В.Сталин в 1946 г. разъяснял одному из лидеров польских коммунистов Болеславу Беруту (будущему президенту) и польскому премьер-министру, левому социалисту Эдварду Особка-Моравскому, что «Польше диктатура пролетариата не нужна».



Термином «народная демократия» оперировал даже такой авторитетный некоммунистический политик, как президент Чехословакии Эдуард Бенеш, приверженец идеи «этического социализма». В одном из интервью в конце 1945 г. он говорил о наступлении эпохи «перехода от буржуазной демократии к демократии народной». По его мнению, социалистические мероприятия следовало осуществлять мирным путем без диктатуры пролетариата. В первые послевоенные годы подобные взгляды устраивали советское руководство.

Относительно мягкий курс СССР до 1947 г. диктовался необходимостью сотрудничества с западными союзниками в обустройстве Европы. Москва противодействовала попыткам антикоммунистических сил прорваться к власти. Но советские руководители сдерживали стремление местных компартий к монопольному захвату власти и ускорению антикапиталистических преобразований. Проведенные в 1945 – 1947 гг. в восточноевропейских странах выборы в парламенты, несмотря на правонарушения, свидетельствовали в целом о росте влияния коммунистов. Вот почему перед советским руководством нередко стояла задача блокировать чрезмерную революционность последних. В Венгрии, Румынии и Болгарии, в которых Советский Союз руководил работой союзных контрольных комиссий, советские представители настаивали на включение в правительства представителей некоммунистических партий, хотя и из числа приемлемых для Москвы.



Правда, в Венгрии после войны коммунисты были не главной силой. В годы войны власть в стране принадлежала диктатору Миклошу Хорти, который с 1920 г. правил в качестве регента (официально монархия не была упразднена). Венгрия была союзницей Германии по антикоминтерновскому пакту, и венгерские части участвовали в боевых действиях на стороне Германии в Югославии и на территории Советского Союза. Однако еще в 1943 г. М.Хорти стал искать пути к выводу страны из войны и вступил в контакты с британскими представителями. Весной 1944 г. он даже попытался получить от Гитлера разрешение отозвать венгерские войска хотя бы с одного из фронтов. Берлин ответил грубым отказом, а 14 марта в Венгрию были введены германские войска.

В августе 1944 г., когда советские войска вошли в Румынию и она капитулировала, М.Хорти начал переговоры и с Москвой, прося ее согласие на совместную оккупацию Венгрии силами СССР и западных союзников. В октябре он официально заявил о выходе Венгрии из войны. В ответ на это в Будапешт вошли части имевшихся на венгерской территории германских войск. Сначала они похитили сына М.Хорти, а затем заставили сдаться его самого. М.Хорти вывезли в Германию и поместили в концентрационный лагерь, откуда он был освобожден союзниками в мае 1945 г. (после чего эмигрировал в Португалию, где умер в 1957 г.). Небольшая часть высших военных чинов венгерской армии перешла на сторону так называемого Дебреценского (создано в декабре 1944 г. в г. Дебрецене) временного правительства, сформированного на коалиционной основе под патриотическими лозунгами. Дебреценское правительство поспешило объявить войну Германии.

После падения М.Хорти и освобождения Венгрии советскими войсками первые свободные выборы состоялись 3 ноября 1945 г. Большинство голосов на них получила Партия мелких хозяев. 1 февраля 1946 г. в Венгрии была провозглашена республика. Новое правительство с 1946 г. возглавил представитель Партии мелких хозяев Ференц Надь. Коммунисты участвовали в нем, но не занимали главенствующих позиций.

В других странах коммунисты добились большего. В Румынии с сентября 1940 г. власть принадлежала правительству маршала Иона Антонеску, который фактически установил диктатуру. Формально страна осталась монархией. Но румынский король Кароль II 6 сентября 1940 г. был вынужден отречься от престола в пользу своего сына Михая под давлением общественного мнения, возмущенного территориальными потерями, которые Каролю II не удалось предотвратить: в 1940 г. Румыния была вынуждена согласиться на возвращение Советскому Союзу (под давлением Москвы и Берлина) {♦} Бессарабии и передачу ему Северной Буковины, уступку Венгрии по второму венскому арбитражу Северной Трансильвании, а Болгарии по Крайовскому договору (подписан в г. Крайова, Румыния) 7 сентября 1940 г. – Южной Добруджи. Кароль II был вынужден покинуть страну. Новым королем стал его сын Михай V. Румыния стала союзницей Германии, и в годы войны румынские войска вели боевые действия на территории СССР.

Король Михай V не имел возможности избавиться от Антонеску до августа 1944 г., когда, предвидя скорое вступление советских войск в Бухарест, он со своими сторонниками смог арестовать диктатора, лишить его полномочий главы кабинета и назначить новым премьер-министром генерала Константина Санатеску. 12 сентября Румыния подписала соглашение о перемирии, в котором союзники признавали, что Румыния не просто вышла из войны, а сама объявила войну Германии и Венгрии.

В ноябре 1944 г. в состав румынского правительства были включены коммунисты. Правда, уже с февраля 1945 г. в Бухаресте был сформирован новый кабинет во главе с руководителем Фронта земледельцев Петру Гроза. Это было уже по существу коммунистическое правительство. Заместитель министра иностранных дел СССР А.Я.Вышинский, исполняя решения декабрьского (1945 г.) совещания СМИД в Москве, был даже вынужден специально посетить Румынию, чтобы добиться включения в румынское правительство представителей «исторических» партий – Национал-либеральной и Национал-царанистской – и таким образом обеспечить румынскому правительству международное признание. Вообще, исчезновение некоммунистических партий и установление однопартийной системы раньше всех произошли именно в тех странах, где советского военно-политического присутствия либо не было вообще (Албания), либо оно сыграло второстепенную роль в формировании послевоенного порядка (Югославия).

Довольно быстро проходила и коммунизация Болгарии, которая в годы войны находилась в союзнических отношениях с Германией и Италией. В 1941 г. Болгария объявила войну США и Британии, но несмотря на давление Берлина отказалась объявлять ее Советскому Союзу. Тем не менее, болгарская армия вела боевые действия против Югославии и Греции, добиваясь присоединения частей их территорий.

28 августа 1941 г. после встречи с Гитлером болгарский царь Борис неожиданно умер. Ввиду несовершеннолетия наследника власть в стране перешла к регентскому совету по главе с принцем Кириллом. 29 августа 1943 г. новым царем был провозглашен шестилетний Симеон (он так и не был коронован). 26 августа 1944 г. Болгария заявила о своем полном нейтралитете в мировой войне. Болгарское правительство пыталось вступить в переговоры с западными державами о заключении мира, но оно не предпринимало мер для разоружения находившихся в Болгарии германских войск и не запрещало военный транзит Германии через болгарскую территорию.

5 сентября 1944 г. СССР заявил о состоянии войны с Болгарией, и в Болгарию были введены советские войска. Это позволило активизироваться болгарским коммунистам и другим антигерманским силам. В стране было сформировано некоммунистическое правительство во главе с лидером союза «Звено» Кимоном Георгиевым. В него были включены коммунисты, занявшие ключевые посты. Члены регентского совета были арестованы и казнены. В ноябре 1945 г. в Болгарии были проведены парламентские выборы, на которых победу одержал Отечественный фронт – коалиция разнородных партий во главе с коммунистами. Новый кабинет повторно сформировал К.Георгиев. В ноябре 1946 г. в результате референдума монархия в Болгарии была упразднена, и страна была провозглашена Народной Республикой Болгарией. Малолетний Симеон и его мать царица Джиованна (она была родом из итальянского королевского дома) выехали в Испанию. 21 ноября 1946 г. в Софию из Москвы прибыл Георгий Димитров, который возглавил следующее болгарское правительство.

Более сложно развивалась ситуация в Польше. Во время войны западные области этой страны были включены в Германию, а на восточных – было образовано генерал-губернаторство во главе с немецким губернатором. К концу войны на право представлять интересы польского народа претендовали два польских правительства – одно прозападное эмигрантское в Лондоне (в 1943 – 1944 гг. его возглавлял лидер Польской крестьянской партии Станислав Миколайчик) и другое – созданное в июле 1944 г. на части освобожденной территории Польши в г. Люблине просоветское Временное национальное правительство Польши. 22 июля 1944 г. люблинское правительство издало Манифест к польскому народу, в котором оно выразило согласие с изменением послевоенных границ Польши таким образом, чтобы на востоке они были проведены по «линии Керзона» (границе примерного этнического расселения поляков, с одной стороны, и украинцев и белорусов, с другой), а на западе – по рекам Одеру и Нейсе, то есть с включением в Польшу «польских исторических земель» в Померании и Силезии. Лондонское правительство было против изменения польских границ. Великобритания и США были склонны поддерживать «лондонских поляков».

В 1944 г. по инициативе США советское правительство согласилось принять в Москве С.Миколайчика с целью поиска компромисса. Миколайчик вступил в переговоры и с представителями люблинского правительства. Эти переговоры ничем не кончились, так как стороны разошлись по двум главным вопросам – «линии Керзона» и конституции 1935 г., восстановления которой добивались лондонские поляки. С.Миколайчик вернулся в Лондон. После его отъезда события в Польше приняли трагический оборот.

1 августа 1944 г. прозападные патриотические группы поляков, поддерживавших лондонское правительство, подняли в Варшаве вооруженное восстание против германских войск. Оно было начато с учетом наступления на Варшаву советских войск и в расчете на их поддержку. Между тем, продвижение советских сил запаздывало. 14 сентября 1944 г. войска СССР заняли один из пригородов Варшавы, и дальнейшее продвижения остановилось. Военной поддержки восставшим они не оказали. Восстание продолжалось до 2 октября и было подавлено гитлеровцами. Советскими войсками, стоявшими в это время под Варшавой, командовал маршал К.К.Рокоссовский, поляк по национальности. Часть польского общества впоследствии возлагала на него вину за неоказание помощи варшавскому восстанию.

Надежды лондонского правительства на приобретение политического плацдарма в Польше были разрушены. В середине осени С.Миколайчик на повторных переговорах с советскими и люблинскими представителями согласился признать «линию Керзона». Но лондонское правительство не согласилось с мнением своего премьера и отклонило проект общего соглашения. С.Миколайчик подал в отставку (в ноябре 1944 г.).

Советский Союз стал добиваться того, чтобы послевоенный кабинет в Польше был создан на «люблинской», а не «лондонской» основе. Ключевое соображение, которым продолжал руководствоваться СССР, было обеспечение признания «линии Керзона». Отступлений в вопросе о границе советская сторона не допускала. Советские представители считали возможным включение в коалиционное правительство только тех представителей «лондонских поляков», которые были согласны с «линией Керзона». США и Британия, не отвергая позицию И.В.Сталина, саботировали формирование польского кабинета на советских условиях. Только в Ялте они согласились с формулой коалиционного правительства «на люблинской основе» с участием умеренных «лондонцев». Но, опасаясь, что западные союзники откажутся от исполнения достигнутых договоренностей, 21 апреля 1945 г. СССР заключил с люблинским правительством военно-политический Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве сроком на 20 лет. Было ясно, что Москва не допустит гэрмирования коалиционного правительства в Польше вообще, если ША, Британия и «лондонские поляки» будут настаивать на ревизии позиции Москвы в вопросе границы. Линия СССР победила.

28 июня 1945 г. из состава «люблинских» и «лондонских» поляков был сформирован коалиционный кабинет во главе с социалистом Э.Особка-Моравским, представлявшим люблинское правительство. С.Миколайчик занял в нем посты вице-премьера и министра земледелия, рассчитывая в перспективе расширить свое влияние – опираясь на популярность среди крестьянства. Некоммунистические партии в Польше имели много сторонников и Польская крестьянская партия Миколайчика по численности в 1945 г. превосходила компартию и соцпартию вместе взятые. В соответствии с решениями Потсдамской конференции коалиционное правительство было признано западными державами. В августе 1945 г. СССР подписал уже с новым коалиционным правительством Польши Договор о советско-польской государственной границе, в котором подтверждалось ее прохождение (с некоторыми отступлениями) по «линии Керзона».

Из всех стран Восточной Европы некоммунистическая альтернатива казалась наиболее жизнеспособной в Чехословакии. Здесь сказывались и ее демократический опыт между двумя мировыми войнами, и экономическая ориентация страны преимущественно на Запад, и позитивное отношение Москвы к фигуре Э.Бенеша. Москва поддержала его претензии на преемственность довоенного чехословацкого государства, и еще в декабре 1943 г. И.В.Сталин и Э.Бенеш подписали Договор о дружбе, взаимопомощи и послевоенном сотрудничестве. После освобождения Чехословакии от фашизма Бенеш был автоматически восстановлен как полноправный президент страны. В мае 1945 г. в тюрьме, не дожив до суда, умер низложенный глава бывшего «протектората Богемии и Моравии» Эмиль Гаха. Глава профашистского режима «независимой» Словакии в годы войны Иозеф Тисо был арестован и казнен по приговору суда 3 декабря 1946 г. 29 июня 1945 г. был заключен советско-чехословацкий договор о Закарпатской Украине. Закарпатье («Русиния», «Подкарпатская Русь»), принадлежавшее в 1920 – 1938 гг. Чехословакии, а в 1938 – 1945 гг. – Венгрии (после уничтожения независимой Чехословакии в 1938 г.), передавалось Советскому Союзу, который в отличие от межвоенного периода отныне приобрел прямой выход к границам Чехословакии.

Начиная с августа 1945 г. президент Э.Бенеш, используя антигерманские и антивенгерские настроения масс, принял декрет о выселении немцев из западных районов страны и национализировал принадлежавшие немцам и венграм предприятия и земли (в Судетской области Чехословакии проживало более 2 млн немцев, а венгерское население страны превышало 650 тыс. человек). Послевоенные реформы (особенно в аграрной сфере) в Чехословакии были менее радикальными, чем в других странах народной демократии, и коммунисты до конца 1947 г. вели себя сравнительно умеренно, придерживаясь концепции «чехословацкого пути к социализму». На выборах в Законодательное собрание Чехословакии в мае 1946 г. коммунистам удалось стать первой по влиянию партией (38% голосов), хотя их победа была обеспечена голосами населенных чешских земель – в Словакии позиции коммунистов были слабее. Словаки настороженно относились к восстановлению единого государства с чехами, опасаясь чешского национализма.

Хотя премьер-министром Чехословакии стал председатель КПЧ Клемент Готвальд (чех), правительство было наполовину некоммунистическим, а пост министра иностранных дел в нем занял сын первого президента Чехословакии, словак Ян Масарик – сторонник прозападной ориентации.

В целом положение в Центральной и Восточной Европе отличалось известной неопределенностью. Коалиционные правительства в большинстве стран были неустойчивыми, и в них шли сложные процессы соперничества между левыми и центристскими составляющими политического спектра. Требовалось время для политической стабилизации. Необходимы были меры для восстановления хозяйства этих стран, предпринять которые без иностранной помощи было трудно. Негативно сказывалось и разрушение торговых связей между отдельными странами и между всеми странами Центральной и Восточной Европы, с одной стороны, и традиционно потреблявшими их экспортную продукцию западноевропейскими странами, с другой. Новая структура международных экономических отношений в регионе складывалась медленно.

Страница 1 из 4

Глава 5. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине 40-х-90-е г.

После второй мировой войны историческое развитие стран и народов Центральной и Юго-Восточной Европы проходило в формах, которые коренным образом отличались от Западной Европы. Непродолжительные преобразования в целом общедемократической направленности здесь сменил переход к социализму, который копировал минусы и плюсы советской консервативной модели. Пережив ряд политических потрясений, государства региона оказались в состоянии глубокого социально-политического, экономического и идеологического кризиса, который закончился крахом социализма на рубеже 80-90-х годов.
В 50-80-е годы в отношении европейских социалистических государств использовалось понятие “Восточная Европа”, которое имело преимущественно политический смысл и применялось для противопоставления Европы Западной (капиталистической) и Восточной (социалистической). С точки зрения географии, корректнее использовать категорию “страны Центральной и Юго-Восточной Европы”, включая в их число ГДР, Польшу, Чехословакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Югославию, Албанию. В последние годы указанные государства применительно ко второй половине XX века объединяются понятием “Центрально-Восточная Европа”.
Весь послевоенный период в истории региона можно разделить на следующие этапы:
а) 1945-1947/1948 г. - демократические (или народно-демократические) революции;
б) конец 40-х - конец 80-х годов - строительство социализма и развитие на его путях;
в) конец 80-х - 90-е годы - “бархатные” революции, формирование новых политических и социально-экономических систем.

§ 1. Проблемы выбора путей развития стран Центральной и Юго-Восточной Европы
§ 2. Кризис советской модели социализма в странах Центральной и Юго-Восточной Европы
§ 3. Социально-политическое положение стран Центральной и Юго-Восточной Европы в 70-е - середине 80-х г.
§ 4. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в середине 80-х - 90-е г.

§ 1. Проблемы выбора путей развития стран Центральной и Юго-Восточной Европы

Во второй половине 40-х годов в странах Центральной и Юго-Восточной Европы происходили при активном и усиливавшемся воздействии СССР преобразования общедемократического содержания, которые в то же время создавали определенную основу для движения к социализму.
В 1944-1945 г. во всех государствах региона была решена первостепенная общенациональная задача - освобождение от фашизма, восстановление национальной независимости. Перед народами открылась возможность демократического развития. Следует иметь в виду, что в целом для них был характерен большой объем нерешенных общедемократических задач. По уровню экономического, социального, политического и культурного развития они отставали от Западной Европы. Несколько выделялись Чехословакия и Восточная Германия, где была развита промышленность, практически отсутствовала неграмотность. Среднеразвитыми были Польша и Венгрия. На низком уровне развития находились Болгария, Румыния и остальные страны. Аграрные реформы не были завершены ни в одном государстве. Социальная структура общества соответствовала отсталой структуре экономики. Невысокой была и политическая культура основной массы населения.
Вторая мировая война с ее огромными бедствиями еще более увеличила объем необходимых преобразований и способствовала росту политической активности людей. Необходимо было восстановить и развить национальную экономику, искоренить фашизм, провести демократизацию общества. Опыт борьбы с фашизмом подсказывал и оптимальный путь решения общенациональных демократических задач - согласование интересов различных слоев населения, формирование правящей коалиции из различных политических партий. Поиск и достижение национального согласия нашли в годы войны выражение в деятельности национальных (народных, отечественных) фронтов, которые объединяли разнородные политические и социальные силы.
После освобождения региона от фашизма власть сосредотачивается в руках национальных фронтов, выражением чего явилось формирование первых коалиционных правительств. Коммунисты входили в состав правительств всех стран, но сначала не возглавляли большинство из них (Болгария, Венгрия, Чехословакия). Министерские портфели получили социал-демократы, представители крестьянских и других мелкобуржуазных партий, деятели эмиграции. В ряде правительств коммунисты не имели большинства мест, что отражало реальное соотношение сил. Исключение составляли только Югославия и Албания, где власть сразу сосредоточилась в руках компартий.
Наблюдалось сложное размежевание классово-политических сил. Буржуазия была допущена к власти, исключая Югославию и Албанию. Во многих странах весьма сильными были крестьянские партии, особенно в Болгарии, Польше, Венгрии. В то же время определенная часть буржуазии, интеллигенции, служащих была скомпрометирована сотрудничеством с фашистами. Численность компартий быстро росла.
Сразу после войны правительства народных фронтов осуществили демократизацию внутриполитической жизни. Была запрещена деятельность фашистских партий и организаций, восстановлены парламенты, демократические конституции. Были созданы новые органы самоуправления, опиравшиеся на народный фронт. В странах, где ранее существовали монархии, они были ликвидированы по результатам референдумов (1945 г. - в Югославии, 1946 г. - в Болгарии, 1947 г. - в Румынии).
Сложившееся после освобождения соотношение политических сил сохранялось недолго. В конце 1945-1946 г. коммунисты добиваются победы на парламентских выборах в большинстве стран, возглавляют национальные правительства. Так, в результате выборов (май 1946 г.) Компартия Чехословакии в блоке с социал-демократами получила свыше половины мест в Национальном собрании, а ее лидер К.Готвальд занял пост премьер-министра. Болгарское правительство Отечественного фронта (март 1946 г.) возглавил Георгий Димитров, отказавшийся предоставить министерские портфели деятелям оппозиции. В Румынии, где существовало коалиционное правительство, компартия добилась еще в 1945 г. преобладания в правительстве.
Программы национальных фронтов не содержали прямого требования ликвидации капитализма (частной собственности, буржуазии как класса), но предусматривали проведение социально-экономических преобразований, которые могли явиться первыми шагами в этом направлении (конфискация собственности у коллаборантов, создание государственного сектора экономики, уничтожение помещичьего землевладения).
Огромное значение имела аграрная реформа, которая резко ограничила капиталистические отношения в деревне и проводилась по принципу “земля тем, кто ее обрабатывает”. Помещичье землевладение ликвидировалось, устанавливались верхние пределы частного владения землей (от 20 га в Болгарии до 100 га в Польше). В одних странах (Югославия, Венгрия, Болгария) реформа реализовывалась единовременно, в других (Чехословакия, Польша, Румыния) проводилась поэтапно и завершилась только в 1947-1948 г. Земля также изымалась у всех немецких собственников (особенно много их было в Польше, Чехословакии) и лиц, сотрудничавших с фашистами.
Землей по принципу уравнительного землепользования наделялись безземельные и малоземельные крестьяне, сельскохозяйственные рабочие, а в некоторых случаях и середняки. В среднем наделы не превышали 7-14 гектаров. Новые хозяева не имели права купли-продажи земли. Начали создаваться сельскохозяйственные производственные кооперативы. Значительная часть земли была национализирована. Против проводимой модели аграрной реформы выступали буржуазные партии и правые течения в крестьянских партиях, считавшие необходимым сохранение и развитие крупных частных хозяйств. Но компартии при поддержке левого течения в крестьянском движении не допустили пересмотра концепции аграрной реформы и тем самым добились существенного усиления своих позиций в среде крестьянства.
В 1944-1945 г. был создан и значительный государственный сектор экономики. Была национализирована собственность, принадлежавшая немецкому капиталу и той части собственной буржуазии, которая сотрудничала с фашистами. Затем компартии выступили за продолжение и форсирование национализации, переход крупной и средней частной собственности (промышленных предприятий, банков, транспорта, средств связи) в руки государства. Раньше других эта установка была реализована в Югославии, где принятая 31 января 1946 г. конституция предусматривала преобладание и господство всенародной (государственной) формы собственности. В Польше, где буржуазия была лишена собственности оккупантами, коммунисты не допустили возврата предприятий бывшим владельцам. Здесь сначала было установлено временное государственное управление, а в начале 1946 г. национализирована крупная и средняя промышленность. В Чехословакии был первоначально установлен рабочий контроль на предприятиях, а национализация промышленности проходила поэтапно, затронув в 1945 г. лишь крупные предприятия. В странах - бывших сателлитах Германии (Болгария, Венгрия, Румыния), в которых контроль за политической и экономической жизнью осуществляли Союзные контрольные комиссии, первым этапом наступления на капитал явилось установление государственного и рабочего контроля над частнокапиталистическими предприятиями. Во всех странах коммунисты настаивали на продолжении и углублении национализации, что вызывало острую политическую борьбу в обществе, резкое противодействие даже партий-соратников по народным фронтам.
В целом осуществление политических и социально-экономических реформ привело в 1945-1946 г. к формированию новой организации общества, которая получила название “строй народной демократии”. Основными его чертами являлись: а) многопартийность при руководящей роли коммунистических и рабочих партий; б) государственный сектор экономики при сохранении частной и кооперативной собственности; в) ликвидация класса помещиков, ослабление экономических позиций буржуазии, рост рабочего класса.
Формирование народной демократии было бы невозможным без экономической и политической, культурной и военной помощи СССР, его прямого и косвенного воздействия на процессы в соседнем с ним регионе Европы. Авторитет и роль Советского Союза в странах Центральной и Юго-Восточной Европы были велики. Во-первых, именно его армия освободила эти государства. Во-вторых, войска СССР оставались на территории ряда стран и после их освобождения. В-третьих, в конце второй мировой войны Запад фактически признал приоритет Советского Союза в этой части Европы, отдав предпочтение народным фронтам во главе с компартиями перед буржуазной эмиграцией. В-четвертых, СССР имел более сильные позиции, чем США и Англия, в Союзных контрольных комиссиях, которые осуществляли общее руководство в странах - бывших союзниках Германии до подписания с ними мирных договоров. Наконец, Советский Союз был заинтересован в утверждении дружественных ему режимов в соседних странах.
Между всеми странами Центральной и Юго-Восточной Европы и Советским Союзом были подписаны договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В итоге в этой части Европы сложилась новая система международных отношений, которая базировалась на военно-политическом и экономическом сотрудничестве с Советским Союзом. В первые послевоенные годы руководящая и координирующая роль Москвы осуществлялась через двусторонние связи руководителей ВКП(б) и национальных коммунистических (рабочих) партий. В сентябре 1947 г. на совещании компартий в Польше был создан специальный руководящий орган - Информбюро коммунистических и рабочих партий.
В 1946-1947 г. обострились противоречия внутри народных фронтов по вопросам стратегии дальнейшего развития. Сформировались следующие основные позиции: а) компартии рассматривали строй народной демократии лишь как фундамент для построения социализма; б) буржуазные и мелкобуржуазные силы выступали за буржуазную демократию с внешнеполитической ориентацией на Запад; в) левый фланг крестьянского движения (особенно сильного в Польше и Болгарии) ратовал за так называемый “третий путь”, предполагавший сосуществование элементов капитализма и социализма.
Следует подчеркнуть, что в первые послевоенные годы применительно к странам Центральной и Юго-Восточной Европы считался возможным и наиболее реальным отличный от Советской России вариант перехода к социализму - без диктатуры пролетариата и гражданской войны, мирно и даже эво-люционно. Руководители национальных компартий неоднократно подчеркивали, что народная демократия дает возможность перейти к социализму без социальных потрясений, учитывая специфику каждой страны и используя возможности классовых союзов. До середины 1947 года их позицию в целом разделяла и поддерживала Москва.
Социал-демократы разделяли позицию коммунистов в вопросе о мирном и постепенном переходе к социализму. В то же время они акцентировали внимание на следующих моментах: а) построение социализма - сложный процесс, для которого необходим длительный переходный период; б) в течение этого периода должны сосуществовать государственная, частная и кооперативная собственность; в) власть должна принадлежать коалиции левых партий.
Но 1947 г. наглядно продемонстрировал невозможность сохранения реальной коалиционной власти. Во многом это объяснялось внешнеполитическими факторами. США предложили свой план помощи странам Европы, получивший название “план Маршалла”. Некоторые восточноевропейские государства были готовы его принять, что привело бы к развитию рыночной экономики в этих странах, их ориентации на капиталистический мир. Советский Союз вынудил своих соседей отказаться от американской помощи и принял решение еще более усилить свои позиции в регионе. На заседании Информбюро в сентябре 1947 г. глава делегации ВКП(б) Жданов впервые выдвинул идею двух противоположных лагерей - империалистического и социалистического. Экспансию империализма в восточной части Европы необходимо было остановить. С этой целью секретари ЦК ВКП(б) Жданов и Маленков сформулировали принципиально новый тезис о том, что в странах народной демократии сложились все необходимые условия и предпосылки для перехода к построению социализма по советскому образцу. Руководители компартий без каких-либо дискуссий приняли установку на форсированный переход к социализму и советскую модель со всеми ее деформациями.
Коммунисты, которые и ранее нетерпимо относились к своим партнерам по национальным фронтам, в 1947 г. начинают целенаправленно вытеснять их из властных структур и политической жизни. Стандартными стали обвинения в шпионаже, заговорщицкой деятельности. Преследованиям подвергались как буржуазные, так и мелкобуржуазные, крестьянские партии. Во всех странах прошли громкие судебные процессы над руководителями партий и движений, не разделявших концепцию форсированного перехода к социализму. В результате многопартийность, коалиционность власти приобрела формальный характер или исчезла вообще. В сфере экономики коммунистические власти приняли законы о национализации и ликвидировали собственность не только средней, но и большей части мелкой буржуазии, устранили буржуазию как класс.
В целом 1947 г. привел к установлению в странах Центральной и Юго-Восточной Европы новых экономических и политических структур. Буржуазные и мелкобуржуазные союзники компартий по национальным фронтам были вытеснены на второй план или ликвидированы. В органах власти стали доминировать представители коммунистических и социалистических партий. В экономике преобладающим и господствующим стал государственный сектор.
Считается, что хронологически завершением этапа народно-демократических преобразований в регионе явился политический кризис в Чехословакии (февраль 1948 г.). Здесь резко обострились противоречия между коммунистами, которых возглавлял премьер-министр К.Готвальд, и антисоциалистическими силами, которые в определенной мере представлял президент Чехословакии Э.Бенеш. В ответ на требование КПЧ национализировать внешнюю и оптовую торговлю, средние предприятия буржуазные партии при поддержке социал-демократов попытались сменить кабинет министров, создав правительственный кризис (12 министров из 26 подали в отставку). Коммунисты отказались пойти на этот шаг, организовали массовые митинги в Праге и других городах, создали отряды народной милиции. Армия не вмешивалась в события, а органы безопасности арестовали ряд лидеров оппозиции “за подготовку вооруженного мятежа”. 25 февраля 1948 г. президент Бенеш был вынужден принять отставку “мятежных” министров, хотя оппозиция надеялась на смену всего кабинета, и согласиться на занятие освободившихся постов коммунистами и их союзниками.
Таким образом, в 1947-1948 г. во всех странах региона устанавливается полная монополия коммунистических партий на власть.
В ряде стран (Югославия, Венгрия, Румыния, Албания) она существовала в виде однопартийных режимов, а в других (Польша, ГДР, Чехословакия, Болгария) была замаскирована сохранением многопартийных систем. Самостоятельность оставшихся в этих странах партий была весьма относительной, они признавали руководящую роль компартий и не пытались бороться с ними за власть. Национальные фронты утратили реальный политический вес, превратились в ширму однопар-тийности. Так, главной задачей Отечественного фронта в Болгарии было объявлено “воспитание болгарского народа в духе идей социализма”.
Переход стран к строительству социализма был централизованным. Фактически он осуществлялся по команде Москвы, передаваемой через специально созданное Информбюро. Формально же он представлял собой волеизъявление большинства народа, выраженное в установках съездов руководящих коммунистических партий 1948-1949 г.
Так был начат поворот к созданию в этих странах тоталитарных систем по советскому образцу. Переход к полному отказу от учета какой-либо национальной специфики завершился в связи с конфликтом между СССР и компартией Югославии.
Советско-югославский конфликт 1948 г. С одной стороны, в первые послевоенные годы между СССР и Югославией развивалось теснейшее сотрудничество. Руководство КПЮ образцом с самого начала считало опыт Советского Союза. Конституция Югославии (январь 1946 г. базировалась на государственно-правовых нормах советской Конституции 1936 г.). Югославская федерация копировала устройство СССР. В 1947 г. был принят первый пятилетний план, который ориентировал на построение основ социализма. Имели место самые высокие в регионе темпы национализации. С другой стороны, складывались предпосылки для ухудшения советско-югославских отношений. Во-первых, формирование и усиление культа личности И.Броз Тито, что не уживалось с культом личности Сталина в коммунистическом движении. Во-вторых, стремление югославского руководства к некоторой (весьма ограниченной) самостоятельности во внутренней и внешней политике, что рассматривалось Москвой как попытка выйти из сферы ее влияния.
Конфликт разразился в 1948 г. в связи с действиями Югославии, направленными на создание федерации балканских государств (заключение югославо-болгарского пакта). Сталин расценил это как попытку отнять у СССР часть зоны его влияния. Под давлением Москвы Югославия согласилась впредь координировать свою внешнюю политику с Советским Союзом, но решительно отказалась от послушания Москве во всех иных вопросах, считая, что Югославия будет идти собственным путем.
Советское руководство настаивало на смене верхушки КПЮ, что было категорически отвергнуто югославской стороной. Руководители всех компартий Восточной Европы в этом конфликте поддержали Сталина. Югославия оказалась в изоляции.
Конфликт формально прекратился в 1953 г. после смерти Сталина. Фактическая нормализация отношений между СССР и Югославией произошла в 1955-1956 г.
Начало строительства социализма. Советско-югославский конфликт имел очень тяжелые последствия для всего региона. Во-первых, странам было категорически отказано в праве на учет национальных особенностей в процессе строительства социализма. В декабре 1948 г. по требованию Сталина в доклад Г.Димитрова на съезде БКП было включено положение о том, что народная демократия и советский строй представляют собой две формы диктатуры пролетариата. Чуть позже этот тезис был принят другими компартиями. Это означало, что строительство социализма будет осуществляться исключительно по советскому образцу. Во-вторых, руководству стран Центральной и Юго-Восточной Европы была навязана сталинская концепция обострения классовой борьбы по мере движения к социализму. С помощью Москвы были созданы собственные карательные системы. Во всех странах на рубеже 40-50-х годов прошли массовые репрессии, которым подвергались как партийные и государственные деятели (в первую очередь, противники сталинской линии), так и простые люди. Преследовалась церковь, особенно в католических странах (Польша, Чехословакия, Венгрия). В условиях борьбы против различного рода “уклонов” форсированно создавался административно-бюрократический социализм.
Коммунистические партии быстро сращивались с государственным аппаратом, определяли всю государственную политику и проводили ее в жизнь. Во всех странах начали складываться культы собственных “вождей” - М.Ракоши (Венгрия), Б.Берута (Польша), Э.Ходжи (Албания) и др., которые сосредоточили в своих руках огромную власть.
В соответствии с советской моделью для построения основ социализма необходимо было завершить национализацию, осуществить индустриализацию, провести коллективизацию сельского хозяйства и культурную революцию. В первую очередь, была доведена до конца национализация промышленности, торговли. К концу 40-х годов государственный сектор стал почти безраздельно господствовать во всех сферах экономики.
Задача индустриализации была объективно назревшей для подавляющего большинства стран региона, за исключением имевших довольно развитую промышленность Чехословакии и ГДР. По примеру Советского Союза индустриализация предусматривала первоочередное создание или реконструкцию тяжелой промышленности, вела к свертыванию и отставанию традиционных отраслей (легкой, пищевой), наносила ущерб сельскому хозяйству и социальной сфере. В осуществлении индустриализации огромная помощь была оказана Советским Союзом. Возникли новые отрасли промышленности (приборостроение в Чехословакии и Венгрии, судостроение в Польше, фармацевтика в Болгарии). Особенно высокими были темпы роста промышленного производства в начале 50-х годов - свыше 30% в год. К середине 50-х годов в странах региона был создан значительный экономический потенциал, но с серьезными диспропорциями: доминировала тяжелая промышленность, незначительно развивалось производство товаров потребления и сельского хозяйства, невысоким был уровень жизни населения.
Средства для индустриализации изымались из сельского хозяйства, где в 1949 году начался процесс коллективизации. Как и в Советском Союзе, он сопровождался насилием над крестьянами, принуждением их к отказу от индивидуального хозяйства. Темпы коллективизации были высокими, но в целом ниже советских. Натолкнувшись на сопротивление значительной части крестьянства, правящие партии были вынуждены ориентироваться на производственное кооперирование деревни, уже не за 2-3 года, как планировалось сначала, а минимум за пятилетку. Определенное исключение составили лишь отдельные государства. В 1951 г. в Югославии отказались от насильственной коллективизации, в конце 1956 г. аналогичные решения были приняты в Польше. Во всех остальных странах процесс коллективизации деревни завершился на рубеже 50-60-х годов.
Культурная революция также наталкивалась на серьезные трудности. Динамично развивалась система образования, увеличивались ряды интеллигенции. Но быстро обеспечить безраздельное господство марксистско-ленинской идеологии не удалось, особенно в странах с сильным влиянием католической церкви. В среде крестьянства, мелкой буржуазии и интеллигенции не было широкой поддержки идеи и перспективы построения социализма. Но с течением времени позиции коммунистической идеологии усиливались в результате ее насильственного насаждения, становления принципа “или-или” (за социализм или против), урбанизации значительной части сельского населения, определенных успехов на путях строительства социализма.
Самоуправленческий социализм в Югославии. Советско-югославский конфликт, фактическая изоляция ФНРЮ обусловили значительную специфику социалистического строительства в Югославии. Здесь была поставлена задача максимальной мобилизации внутренних резервов страны и расширения сотрудничества с западными государствами без каких-либо политических уступок со стороны ФНРЮ. Поэтому в 40-50-е годы в Югославии развернулся активный поиск более соответствующих национальным условиям и менее отталкивающих для Запада форм организации общества и государства.
В 1950 г. был принят закон об изменении системы управления государственными предприятиями. Формально заводы и фабрики, оставаясь в общенародной собственности, передавались в управление трудовым коллективам. Вводилась выборность директоров предприятий, которые за свою деятельность отвечали перед рабочим советом и перед местным выборным органом власти - общинной скупщиной. Община наделялась функциями первичной административно-территориальной единицы.
Практика показала, что контроль КПЮ за деятельностью предприятий сохранялся и осуществлялся через заводские парторганизации и что ограничение полномочий руководителей было чисто номинальным.
В конце 40 - начале 50-х годов произошла и некоторая децентрализация государственного управления экономикой. Вместо пятилетнего вводилось годовое планирование. Большинство федеральных министерств было ликвидировано, их аналоги были созданы на уровне республик. В итоге заметно усилилась роль республиканских и местных органов власти. Так постепенно закладывались основы того, что позже стало называться строительством социализма на основе самоуправления трудящихся.
VI съезд КПЮ (1952 г.) переименовал компартию в Союз коммунистов Югославии (СКЮ), что как бы подчеркивало самостоятельность югославских коммунистов по отношению к КПСС. Народный фронт, объединивший КПЮ, Союз молодежи, профсоюзы и другие общественные организации, получил новое название - Социалистический союз трудового народа Югославии.
В 1955 г. был принят закон об устройстве общин и районов, направленный на дальнейшее развитие системы самоуправления. Общины (коммуны) провозглашались первичными организациями местного самоуправления трудящихся. Скупщина общины избиралась всеми гражданами, проживающими или работающими на ее территории. Ей принадлежала вся полнота местной административной и распорядительной власти.
Следует отметить, что в 1963 г. была утверждена новая конституция, которая закрепила другое название страны - Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). Вводился принцип сменяемости (ротации) выборных должностных лиц и депутатов через каждые два года. Создавался конституционный суд страны.
В текст конституции позже (в 1967, 1968 и 1971 г.) были внесены существенные поправки. В частности, создавался Президиум СФРЮ, выполнявший функции коллективного руководящего органа. В его состав входили по три представителя от каждой из шести республик (Сербии, Черногории, Словении, Хорватии, Македонии, Боснии и Герцеговины) и по два человека от двух автономных краев (Косово, Воеводины). Республики и автономии получали еще большую экономическую и политическую самостоятельность за счет центра. Трудовые коллективы стали называться организациями объединенного труда (ООТ). У предприятий после всех отчислений в государственные фонды оставалась 2/3 чистой прибыли.
В 1965 г. началась новая социально-экономическая реформа, ставившая задачу перехода к интенсивной модели хозяйствования, имевшей элементы рыночной экономики. Отменялась монополия государства на внешнюю торговлю, вводились льготы для предприятий, которые модернизировали производство. Ликвидировались государственные дотации нерентабельным предприятиям. Сокращались федеральные капиталовложения в слаборазвитые регионы. Лица, не сумевшие трудоустроиться в Югославии, получали право на свободный выезд из страны.
В ходе реализации реформы выявились и положительные, и отрицательные ее стороны. С одной стороны, увеличились темпы прироста промышленного производства, возросла производительность труда и рентабельность предприятий, модернизировалось их оборудование. В то же время рост потребления и значительное увеличение импорта нарушили стабильность экономики. Быстро стала расти внешняя задолженность Югославии. С начала 70-х годов наблюдается рост безработицы. Свыше 1 млн. граждан СФРЮ выехали на заработки за границу. Еще более увеличились диспропорции в уровне экономического и культурного развития республик и автономных краев страны.
Создание основных организационных структур социалистического лагеря. С конца 40-х годов началось организационное оформление формирующегося лагеря социализма во главе с СССР. Были созданы новые межгосударственные структуры, позволившие еще более усилить роль Советского Союза в регионе. В 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), который замкнул внешнеэкономические связи государств на СССР. В мае 1955 г. страны Центральной и Юго-Восточной Европы подписали Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Организация Варшавского договора (ОВД) представляла собой военно-политический союз под руководством Советского Союза, противостоявший блоку НАТО. Во главе объединенных вооруженных сил государств-участников договора стоял представитель СССР.
Югославия имела лишь статус наблюдателя в СЭВ и не входила в ОВД. Она явилась одним из создателей и лидеров движения неприсоединения к военно-политическим блокам.

После окончания Второй мировой войны 7 государств Центральной и Восточной Европы (с образованием в 1949 г. ГДР их стало 8), население которых составляло около 100 млн. человек, попали в советскую зону влияния. Это и определило общие тенденции их политического развития в течение всего периода «холодной войны». Послевоенная история стран данного региона — это история становления, развития и распада режимов советского, тоталитарного типа.

Советские войска оказались на территории освобожденных ими стран Центральной и Восточной Европы. Здесь сразу же началось формирование новых органов власти. Правительства восточноевропейских государств, заметную роль в которых играли местные коммунисты, стали ориентироваться на Москву. Руководящую роль в компартиях, за небольшим исключением, занимали политики, прошедшие школу Коминтерна. Сильное влияние левых политических сил объяснялся их активным участием в движении Сопротивления, ослаблением правых сил после разгрома фашизма, а также откровенной поддержкой со стороны Советского Союза.

Сначала коммунистические партии входили, как правило, в состав широких общественно-политических объединений — Народного (национальных) фронтов. Такие объединения не сложились только в двух странах — Югославии и Албании, поскольку до конца войны коммунисты уже располагали монополию на власть.

Представители компартий получали министерские должности в коалиционных правительствах. Постепенно их влияние усиливалось. В частности, авторитет коммунистов вырос после проведения в восточноевропейских странах аграрной реформы, сопровождалась уничтожением крупного землевладения.

Поворотным пунктом в истории восточноевропейских стран стал 1947 г., когда было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ). Его участники взяли курс на создание коммунистических правительств путем исключения и преследования любой оппозиции и форсирование социально-экономических преобразований по советскому образцу (завершение национализации промышленности, индустриализация, коллективизация сельского хозяйства, «культурная революция» и т. д.). Следствием этого курса стал процесс ликвидации альтернатив общественного развития стран Восточной Европы, травли инакомыслящих, аресты и казни лидеров оппозиции, узурпация власти коммунистическими партиями. В основном этот процесс завершился в 1948 г.

Закрепившись во власти, коммунистическое руководство стран региона перешло к осуществлению преобразований, которые способствовали утверждению советской модели в сфере экономики. Была завершена национализация. На рубеже 40-50-х годов повсеместно внедрялась политика коллективизации сельского хозяйства. Развитие экономики регламентировался и направлялся с помощью пятилетних планов, стержнем которых была форсированная индустриализация. Как результат — на фоне роста общих объемов промышленного производства способность его удовлетворять жизненные потребности населения значительно сократилась.

Советская модель копировалась и в организации общественно-политической жизни. Была ограничена роль представительных органов власти, в первую очередь это коснулось парламентов — высших органов законодательной власти. Ключевым звеном политической системы стала Коммунистическая партия, из высшего и среднего эшелонов которой формировалась партийно-хозяйственная номенклатура, «новый класс», диктатура которого выдавалась за диктатуру пролетариата. Во всех государствах Восточной Европы утвердилась идеология марксизма-ленинизма в ее упрощенной сталинской интерпретации. Было покончено с политическим плюрализмом.

В четырех странах Восточной Европы — Румынии, Венгрии, Албании и Югославии — не осталось других партий, кроме коммунистических (хотя после разрыва с СССР в 1949 г. югославская модель приобрела некоторые специфические черты). В других странах — Польше, Чехословакии, ГДР, Болгарии — формально рядом с коммунистическими хранились и другие партии, но фактически их роль в общественно-политической жизни сводилась к минимуму. Была поставлена под жесткий партийно-государственный контроль духовную жизнь общества.

Распространение и утверждение одинаковой тоталитарной системы вызвало во всех странах скрытую напряжение, с которой вели борьбу в основном с помощью репрессий. Однако избежать возникновения кризисных явлений внутри тоталитарного социализма не удалось.

В июне 1953 г. произошло народное восстание в Восточном Берлине, прошли также массовые антиправительственные демонстрации в 270 населенных пунктах ГДР, стали следствием усиления эксплуатации трудящихся.

В 1956 г. глубокая общественно-политический кризис охватил Польшу. В том же 1956 г. состоялась народная революция в Венгрии, направленная против сталинизма. Советское руководство подавило эту революцию вооруженным путем.

В январе — августе 1968 г. осуществлялся реформаторский курс Компартии Чехословакии во главе с А. Дубчеком («Пражская весна»), направленный на строительство «социализма с человеческим лицом». Этот курс был прерван 21 августа 1968 вторжением войск Варшавского договора. Поражение «Пражской весны» вновь продемонстрировала готовность руководства СССР подавить любую попытку той или иной страны выйти из зоны советского влияния. Руководство КПСС присвоило себе право вмешиваться во внутренние дела своих восточноевропейских союзников с целью защиты ценностей социализма. Подобные действия получили название «доктрины Брежнева».

На рубеже 70-80-х годов началось мощное оппозиционное движение в Польше во главе с независимым профсоюзом «Солидарность», что заставило руководство страны в 1981 г. ввести военное положение.

Все это свидетельствовало о том, что кризис тоталитарного социализма углублялась и постепенно охватывала все государства Восточной Европы.

Революции 1989-1991 гг

К концу 80-х годов возможности развития государств Центральной и Восточной Европы в рамках советской модели социализма были исчерпаны. Катастрофически увеличивалось экономическое и технологическое отставание от стран Запада, увеличивался разрыв между уровнем жизни в социалистических и западных странах. Все менее эффективно работала плановая экономика советского образца.

Хозяйственные трудности вызывали социальное напряжение в обществе, достигшая высокого уровня. Активизировалась политическая оппозиция и другие элементы гражданского общества (церковь, творческие союзы, университетские центры и т.д.). Резко снизился авторитет коммунистических партий и возглавляемых ими режимов, не подвергавшихся реформированию из-за монополии на власть партийно-государственной бюрократии.

Важной предпосылкой революций конца 80-х — начале 90-х годов стала советская перестройка и отказ СССР от «доктрины Брежнева».

Впереди всех революционные изменения начались в Польше и Венгрии. В Польше в 1989 г. была легализована «Солидарность», на парламентских выборах оппозиция получила треть голосов. Президентом страны был избран коммунист, генерал В. Ярузельский. Однако коммунисты потеряли ведущие позиции в правительстве, которое возглавил представитель «Солидарности».

Авторитет компартии продолжал падать, и в 1990 г. она заявила о своем самороспуске. Демонтаж политической системы, сложившейся в послевоенной Польше, был завершен, когда в декабре 1990 г. президентом страны был избран лидер «Солидарности» Л. Валенса.

В Венгрии в 1989 г. коммунистам пришлось начать переговоры с демократической оппозицией, в результате которых были выработаны условия перехода к правовому государству. Осенью коммунистическая партия распалась, ее реформаторское крыло заявило о разрыве с прошлым. На выборах 1990 г. победу одержала демократическая оппозиция.

«Октябрьская» революция 1989 г. в ГДР привела не только отставку прежнего руководства страны, но и падения Берлинской стены и победу на парламентских выборах в марте 1990 г. правоцентристских сил, взявших курс на объединение Германии. «Бархатные» революции произошли также в Чехословакии и Болгарии.

В Румынии же отказ от тоталитарного социализма происходила в ходе кровавых столкновений. Началом революции стали события в городе Тимишоаре, где власть пыталась подавить выступление венгерских этнических меньшинств. Беспорядки перекинулись в столицу страны Бухарест.

21 декабря 1989 грандиозный митинг в центре города перерос в вооруженные столкновения и бои народа с армейскими частями. В этих боях погибло около тысячи человек. Н. Чаушеску, правивший страной с 1965 г., и его жена были арестованы и по приговору военного трибунала расстреляно 25 декабря 1989 г. Основные политической силой страны стал Фронт национального спасения, который возглавил бывший коммунист И. Илиеску. В 1990 г. он был избран президентом страны.

Последней страной, где на смену коммунистам пришли демократы, была Албания (1992 г.).

Следовательно, революции 1989-1991 гг в странах Центральной и Восточной Европы отличались методами осуществления: от мирной («бархатной») в Чехословакии к кровавой в Румынии, но везде они были направлены на ликвидацию социалистического строя.

Революционные изменения имели ряд общих черт, свидетельствующих о демонтаже тоталитарной системы: лишение коммунистов монополии на власть, утверждения плюралистической политической системы, деполитизация армии, органов правопорядка, госбезопасности, восстановление принципа разделения властей и свободных выборов, разработка программ рыночных реформ, отмены цензуры и т.д.

Распад Югославии, гражданская война. Новые государства на Балканах

Распад многонациональной Югославии вылился в длительную и жестокую войну. Крах социализма возродил и усилил взаимную вражду между народами, населявшими наибольшее государство на Балканах. Ситуацию обострили попытки лидера Сербии С. Милошевича сохранить доминирующие позиции его республики в союзном государстве.

Распад Югославии начался летом 1991 г. и завершился к весне 1992 г. На Балканах возникли 5 новых государств: Словения, Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина, а также Союзная Республика Югославия (ее в апреле 1992 г. образовали Сербия и Черногория).

Становление новых балканских государств сопровождалось 10-дневным войной Югославской народной армии против Словении летом 1991 г., затяжным сербо-хорватским вооруженным конфликтом, гражданской войной в Боснии и Герцеговине (1992-1995 гг.)

Чрезвычайно острой оставалась проблема Косово, населенного на 90% этническими албанцами (этот край находится в административных границах Сербии). Нежелание С. Милошевича идти на уступки этническим албанцам привело к созданию в 1998 г. Освободительной армии Косово (ОАК), которая начала партизанскую войну с правительственными войсками.

После провала попыток мирового сообщества урегулировать этнический конфликт политическими методами, руководство НАТО, нарушив Устав ООН, приняло решение о бомбардировке Югославии.

В марте 1999 г. началась операция «Союзная сила», целью которой было объявлено предотвращения гуманитарной катастрофы в Косово. Оказавшись под жесточайшим политическим и военным прессингом, югославское руководство было вынуждено пойти на соглашение с НАТО.

Сербские войска были полностью выведены из Косово (вслед за ними последовала и большинство сербского, еврейского и цыганского населения края). Отряды ВАК должны были сдать оружие. Косово перешло под контроль международных миротворческих сил. Но как показал последующий ход событий, присутствие миротворческих сил не обеспечила безопасности сербского населения в Косово.

В конце 2000 г. С. Милошевич был отстранен от власти (его арестовали, а позже передали под юрисдикцию Международного Гаагского трибунала). Президентом стал лидер демократических сил В. Коштуница. Победа демократов на выборах сербского парламента укрепила их власть, направленную на либерализацию страны. Союзная Республика Югославия превратилась в Федерацию Сербии и Черногории. Смена власти, которая произошла, позволила Сербии выйти из международной изоляции.

Интеграция ряда стран в НАТО и общеевропейских структур

После самороспуска летом 1991 г. Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи и распада СССР, произошел вскоре, многие страны Центральной и Восточной Европы заявили о своем желании интегрироваться в европейские военно-политических структур. В марте 1999 г. стали полноправными членами НАТО Польша, Чехия и Венгрия. В 2002 г. в НАТО были приглашены Словакия, Румыния, прибалтийские государства, а вслед за ними — Болгария.

Во второй половине 90-х годов рыночные реформы в странах Центральной и Восточной Европы начали приносить свои плоды — в экономике наметились позитивные изменения. Наибольших успехов удалось достичь сначала Польши, а затем Словении, Чехии, Словакии и Венгрии. Именно эти страны больше других отвечали критериям для вступления в Европейский Союз.

В конце апреля на саммите ЕС в Афинах был подписан договор о вступлении этих пяти государств в Евросоюз (в мае 2004 г.). Достижение этой цели является одним из приоритетных внешнеполитических задач и других государств региона.

После провозглашения независимости Украины страны Центральной и Восточной Европы установили с ней дипломатические отношения, налаживается их экономическое и культурное сотрудничество.

Публикации по теме