Аудиторские доказательства. Основание для выводов аудитора содержится в аналитической части аудиторского заключения. Структура аудиторского заключения

Конечным этапом в аудиторской проверке является составление аудиторского заключения. Аудиторское заключение является важным бухгалтерским и юридическим документом, поэтому порядок его составления регламентируются стандартом аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».
Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности предприятия представляет мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности.
Вывод о достоверности бухгалтерской отчетности представляет собой оценку аудиторской фирмы соответствия бухгалтерской отчетности нормативным документам, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
Мнение, содержащееся в аудиторском заключении, не может и не должно трактоваться предприятием и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как-либо иначе.
Аудиторское заключение состоит из трех частей: реквизитной, вводной, аналитической и итоговой. К аудиторскому заключению должна быть приложена бухгалтерская, отчетность проверяемого предприятия.
Реквизитная часть представляет собой общие сведения об аудиторской фирме (аудиторе). Она включает:
. название документа в целом - «Аудиторское заключение»;
. юридический адрес и телефоны аудиторской фирмы;
. номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудиторской фирме лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии;
. номер свидетельства о государственной регистрации аудиторской фирмы;
. номер расчетного счета аудиторской фирмы;
. фамилии, имена и отчества всех аудиторов, принимавших участие в аудите.
Во вводной части содержится перечень проверенной финансовой (бухгалтерской) отчетности с указанием отчетного периода и её состава. Здесь же отмечается распределение ответственности аудируемого лица и аудиторской фирмы в отношении бухгалтерской отчетности: аудируемое лицо несет ответственность за подготовку и достоверность отчетности, аудиторская фирма - за высказанное мнение о её достоверности. Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности предприятия, а также соблюдения предприятием законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.
Аналитическая часть включает:
. название данной части, кому адресована аналитическая часть;
. наименование предприятия;
. объект аудита, общие результаты проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта;
. общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности;
. общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.
Аналитическая часть аудиторского заключения должна быть озаглавлена «Отчет аудиторской фирмы», а аналитическая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, - «Отчет аудитора». Данная часть адресуется руководству предприятия.
Изложение общих результатов проверки состояния внутреннего контроля на предприятии включает:
1. ответственность руководства предприятия за организацию и состояние внутреннего контроля;
2. цель и характер рассмотрения состояния внутреннего контроля при проведении аудита;
3. общую оценку соответствия системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности предприятия;
4. описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта.
Изложение; общих результатов проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности предприятия включает:
1. общую оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности,
2. описание, выявленных в ходе аудита существенных нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.
Изложение общих результатов проверки соблюдения предприятием законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций включает:
1. цель и характер рассмотрения соответствия совершенных предприятием финансово-хозяйственных операций законодательству и нормативным актам при проведении аудита;
2. общую оценку соответствия совершенных предприятием финансово- хозяйственных операций законодательству Российской Федерации;
3. описание выявленных в ходе аудита существенных нарушений законодательства РФ при отражении операций;
4. ответственность руководства предприятия за несоблюдение законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций.
Оценка общих результатов проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности предприятия, а также соблюдения предприятием законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций может быть выражена в произвольной форме.
Итоговая часть аудиторского заключения представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия. Она включает в себя следующую информацию:
. название данной части;
. кому адресована итоговая часть;
. наименование проверяемого предприятия;
. объект аудита,
. указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность;
. распределение ответственности предприятия и аудиторской фирмы в отношении бухгалтерской отчетности;
. указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит;
. изложение существенных обстоятельств, приведших к составлению аудиторского заключения в форме, отличной от безоговорочно положительного, и оценку в стоимостном выражении, если это возможно, их влияния на бухгалтерскую отчетность предприятия;
. мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия;
. дату подписания аудиторского заключения.
Итоговая часть аудиторского заключения должна быть озаглавлена «Заключение аудиторской фирмы», а итоговая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, - «Заключение аудитора».
Данная часть адресуется учредителям (участникам) предприятия, если иное не предусмотрено договором на проведение аудита
Бухгалтерская отчетность, прилагаемая к аудиторскому заключению, должна быть составлена по формам, установленным нормативными документами Российской Федерации.
В целях идентификации отчетность должна быть помечена либо подписью уполномоченного лица аудиторской фирмы, либо специальным штампом, либо иным соответствующим способом.
Если в результате аудита выявлены существенные искажения бухгалтерской отчетности, то в прилагаемой к аудиторскому заключению отчетности предприятие должно устранить эти искажения. То есть она должна быть составлена с учетом поправок, предложенных аудиторской фирмой.
Если аудиторское заключение составляется после представления предприятием бухгалтерской отчетности пользователям (учредителям (участникам), налоговым органам и др.), то итоговая часть аудиторского заключения должна содержать перечень поправок, которые следует произвести в этой отчетности, для того чтобы она была признана достоверной. Учетные записи, отражающие такие поправки, должны быть произведены предприятием в установленном порядке.
Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованных аудитором и экономическим субъектом, однако и аудитор, и экономический субъект должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения и прилагаемой финансовой отчетности. Каждый экземпляр вместе с приложенной к нему бухгалтерской отчетностью является единым целым и должен быть сброшюрован.
Аудиторская фирма представляет заключение предприятию в сроки, установленные договором.
Предприятие несет ответственность за предоставление копий аудиторского заключения заинтересованным пользователям, включая учредителей (участников), налоговые органы и другие.
Заинтересованные пользователи, включая налоговые и иные государственные органы, не имеют право требовать от аудиторской фирмы, а аудиторская фирма не имеет право и не обязана предоставлять каким-либо пользователям копии аудиторского заключения целиком или в какой-либо части, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Аудиторское заключение должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. К аудиторскому заключению должна быть приложена бухгалтерская отчетность экономического субъекта, в отношении которой проводился аудит.

Вводная часть представляет собой общие сведения об аудиторской фирме. Вводная часть аудиторского заключения, выдаваемого ауди­торской фирмой, должна включать: название документа в целом - "Аудиторское заключение"; юридический адрес и телефоны аудиторской фирмы; номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудитор­ской фирме лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер свидетельства о государственной регистрации аудиторской фирмы; номер расчетного счета аудиторской фирмы; фамилии, имена и отчества всех аудиторов, принимавших участие в аудите. Вводная часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, должна включать: название документа в целом - "Аудиторское заключение"; фамилию, имя, отчество и стаж работы в качестве аудитора; номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудитору лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства аудитора; номер банковского счета аудитора.

Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъ­ектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций. Аналитическая часть должна включать: название данной части; кому адресована аналитическая часть; наименование экономического субъекта; объект аудита; общие результаты проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта; общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности; общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций. Аналитическая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой, должна быть озаглавлена "Отчет аудиторской фирмы", а аналитическая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, - "Отчет аудитора". Аналитическая часть должна быть адресована исполнительному органу, осуществляющему функцию управления экономическим субъектом. Изложение общих результатов проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта должно включать; ответственность исполнительного органа экономического субъекта за организацию и состояние внутреннего контроля при проведении аудита; общую оценку соответствия системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта; описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта.

Итоговая часть представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Итоговая часть должна включать: название данной части; кому адресована итоговая часть; наименование экономического субъекта; объект аудита; указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность; распределение ответственности экономического субъекта и аудиторской фирмы в отношении бухгалтерской отчетности; указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит; изложение существенных обстоятельств, приведших к составлению аудиторского заключения в форме, отличной от безусловно положительного, и оценку в стоимостном выражении, если это возможно, их влияния на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта; мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта; дату аудиторского заключения.

Итоговая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой, должна быть озаглавлена "Заключение аудиторской фирмы", а итоговая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно,- "Заключение аудитора". Итоговая часть должна быть адресована учредителям (участникам) экономического субъекта, если иное не предусмотрено договором на проведение аудита. В итоговой части должен быть указан нормативный акт, регулирующий бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность. Обозначение соответствующего нормативного акта должно содержать полное официальное наименование документа, наименование органа, издавшего документ, дату издания документа и его номер (если таковой имеется). В итоговой части должно быть описано распределение ответственности между экономическим субъектом и аудиторской фирмой в отношении бухгалтерской отчетности. При этом подразумевается, что: экономический субъект несет ответственность за подготовку и достоверность бухгалтерской отчетности, в отношении которой ауди­торская фирма проводила аудит; аудиторская фирма несет ответственность за высказанное на основе проведенного аудита мнение о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Итоговая часть должна содержать указание на нормативный акт, регулирующий аудиторскую деятельность в Российской Федерации, а также кратко описывать подход аудиторской фирмы к проведению аудита. Обозначение соответствующего нормативного акта должно содержать полное официальное наименование документа, наименование органа, издавшего документ, дату издания документа и его номер (если таковой имеется). Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности должно сопровождаться объяснением того, что понимается под достоверностью. Итоговая часть не может быть датирована ранее даты подписания бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Бухгалтерская отчетность, прилагаемая к аудиторскому за­ключению, должна быть составлена по формам, установленным для экономических субъектов данного вида деятельности соответствующим органом, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. В целях идентификации бухгалтерская отчетность должна быть помечена либо подписью уполномоченного лица аудиторской фирмы, либо специальным штампом, либо иным соответствующим способом, если в результате аудита выявлены какие-либо существенные искажения бухгалтерской отчетности, то в прилагаемой к аудиторскому заключению бухгалтерской отчетности экономический субъект должен устранить эти искажения, т.е. бухгалтерская отчетность должна быть составлена с учетом поправок, предложенных аудиторской фирмой.

Если аудиторское заключение составляется после представления экономическим субъектом бухгалтерской отчетности пользователям (учредителям (участникам), налоговым органам и др.), то итоговая часть аудиторского заключения должна содержать перечень поправок, которые следует произвести в этой отчетности, для того чтобы она была признана достоверной. Учетные записи, отражающие такие поправки, должны быть произведены экономическим субъектом в установленном порядке. Аудиторская фирма может использовать любой иной способ представления скорректированной бухгалтерской отчетности экономи­ческого субъекта, дающий полное и точное представление пользо­вателям о поправках, необходимых в этой отчетности.

Введение................................................................................................ 3

1.1. Назначение и структура аудиторского заключения..................... 5

1.2. Виды аудиторского заключения.................................................... 8

1.3. Состав и содержание аудиторского заключения.......................... 14

Глава 2. ............................................................................................... 20

2.1. Принципы составления аудиторского заключения...................... 20

2.2. Представление аудиторского заключения.................................... 23

Заключение............................................................................................ 27

Список использованной литературы.................................................... 29

Введение

В соответствии с международной, а за после­дние десять лет и с российской практикой по окончании своей работы аудитор должен представить заключение пользователям. Это важнейшая часть процесса аудита, так как в заключении го­ворится о том, чем занимался аудитор и к каким выводам он при­шел. Поэтому с точки зрения пользователя именно заключение и есть продукт деятельности аудитора. Конечно, результаты ауди­торской деятельности шире, они весьма разнообразны. Но для многих клиентов таким результатом является именно аудиторс­кое заключение, имеющее правовое значение официального до­кумента.

Грамотное, достоверное составление аудиторского заключения очень важно для каждого аудируемого предприятия. Оно отражает его репутацию. Вряд ли внешние пользователи рискнут сотрудничать с теми предприятиями, аудиторское заключение которых является отрицательным, либо аудитор и вовсе отказался от выражения своего мнения по данной организации. И напротив, если заключение является положительным, то это будет привлекать к данной организации коммерческих партнеров.

В то же время в грамотном составлении аудиторского заключения заинтересованы и сами аудиторские организации, так как неправильное его составление может повлечь за собой нежелание потенциальных аудируемых организаций сотрудничать с ними. Этими причинами и обусловлена актуальность темы курсовой работы.

Целью данной работы является рассмотрение аудиторского заключения. И для ее достижения перед нами были поставлены следующие задачи:

· Показать назначение и структуру аудиторского заключения;

· Раскрыть виды аудиторского заключения;

· Изучить принципы составления аудиторского заключения;

· Раскрыть состав и содержание аудиторского заключения;

· Изучить представление аудиторского заключения.

Нормативной базой были ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» и

ФПСАД №6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Предметом курсовой работы является процесс формулирования результатов аудиторской проверки и их оформления в аудиторском заключении.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Виды и содержания аудиторских заключений

1.1. Назначение и структура аудиторского заключения

Российским аудиторским Правилом (стандартом) «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности» так определено назначение аудиторского заключения:

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта представляет мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности.

Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудиторской фирмой соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта не может и не должно трактоваться этим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как-либо иначе.

Если в результате аудита аудиторская фирма обнаружила, что имущественное и финансовое положение экономического субъекта таково, что возникает серьезное сомнение о наличии у этого субъекта возможности продолжить деятельность и исполнять свои обязательства в течение, как минимум, 12 месяцев, следующих за отчетным периодом, то мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности должно отразить данное сомнение.

По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская фирма должна выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме безусловно положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения.

Аудиторское заключение составляется в свободной форме, но обязательно в нем должны бать следующие разделы:

1. Заголовок аудиторского заключения.

В нем говорится, что аудиторская проверка проводилась независимыми аудиторами. Дается название аудитора или аудиторской фирмы. Дается полное название предприятия, которое проверялось и время проверки.

2. Вступление.

Аудиторское заключение должно содержать информацию о составе финансового отчета и дату подготовки. В этом разделе говорится также, что ответственность за правильность подготовки заключения ложится на руководителей предприятия, про ответственность аудитора за аудиторское заключение.

3. Масштаб проверки.

В заключение нужно предавать масштаб аудиту и содержание проведенной работы. Этот раздел аудиторского заключения придает уверенности его пользователям в том, что аудиторская проверка проведена согласно с требованиями украинского законодательства и норм, которые регулируют аудиторскую практику и ведение бухгалтерского учета, или согласно с требованиями международных стандартов и практики.

В этом разделе говорится, что проверка была спланирована и подготовлена с уверенностью про то, что в финансовом отчете нет существенных ошибок.

Во время аудиторской проверки аудитор должен делать оценку ошибок в системах учета и внутреннего контроля предприятия на предмет их существенного влияния на финансовый учет. При оценке значительности ошибок аудитор должен обращаться к положениям Национальных нормативам аудита №11 «Сущность и ее взаимосвязь с риском проверки».

4. Заключение аудитора про проверку финансовой отчетности.

В этом разделе делается заключение аудитора про финансовую отчетность, про ее правильность во всех существенных аспектах.

5. Дата аудиторского заключения.

Аудитор должен проставлять дату аудиторского заключения в день завершения аудиторской проверки. Дата на аудиторском заключении проставляется в тот самый день, когда руководство предприятия подписывает акт приема-передачи аудиторского заключения. Дата в аудиторском заключении проставляется или перед вступительной частью аудиторского заключения, или после подписи аудитора.

6. Подпись аудиторского заключения.

Аудиторское заключение подписывается директором аудиторской фирмы или уполномоченным на это лицом, которое имеет соответствующую серию сертификата аудитора Украины на вид проведенного аудита.

7. Адрес аудиторской фирмы.

В аудиторском заключении указывается адрес действительного местонахождения аудиторской фирмы и номер лицензии на аудиторскую деятельность. Эта информация может размещаться как в конце аудиторского заключения, после подписи аудитора, так и в матрице бланка аудиторской фирмы.

1.2. Виды аудиторского заключения

Различают четыре вида аудиторских заключений:

1. безусловно положительное;

2. условно положительное;

3. отрицательное;

4. отказ от выражения мнения.

В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период.

Данную форму аудиторского заключения также называют аудиторским заключением без оговорок и без объяснительного абзаца или же стандартным АЗ. Стандартной эту форму аудиторского заключения обычно назы­вают на том основании, что это наиболее употребляемая форма, особенно на Западе. Так, примерно 90 % заключений в США, а также во многих других англоязычных странах составля­ются именно по такой форме. Но там, как известно, рыночные отношения в том числе и практика аудиторской деятельности в ее современном виде) уже зрелые. Поэтому совсем не обязатель­но, что удельный вес подобных заключений в России сможет быть стабильно удерживаем на та­ком же высоком уровне.

Безусловно положительное аудиторское заключение имеет вполне недвусмысленную сущность и за содержание такого документа аудитор должен нести очень высокую ответственность.

В условно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что за исключением определенных в ауди­торском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подго­товлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных ас­пектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчет­ный период.

В соответствии с общепринятой практикой такое заключение составляется в следующих случаях:

1. если бухгалтерская отчетность за проверяемый период уже
утверждена высшим органом управления предприятием и все
изменения, рекомендованные аудиторами в ходе проверки, могут
быть внесены бухгалтерией предприятия только в учет и отчет­ность текущего периода;

2. если некорректности в бухгалтерской отчетности, выявлен­ные аудиторами в ходе проверки, являются существенными и определяющими, но не нарушающими концепции действующего предприятия (не грозящие ему банкротством);

3. если администрация согласилась с основными выводами аудиторов об ошибках и неточностях в бухгалтерской отчетнос­ти, а также взяла на себя обязательства по корректировке соот­ветствующих системных учетных записей в текущем году, подпи­сала упомянутое в заключении соответствующее приложение с пе­речнем этих ошибок и т.д.;

4. при наличии иных объективных обстоятельств, препятству­ющих безусловному подтверждению достоверности бухгалтерс­кой отчетности.

В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчет­ность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период.

Основные отличия условий его применения от двух перечислен­ных выше форм аудиторского заключения состоят в том, что в конкретной ситуации имеет место один из следующих случаев:

1. выявленные аудиторами некорректности в бухгалтерской отчетности (иногда она даже оказывается незавершенной долж­ным образом) являются в высшей степени существенными и оп­ределяющими; у некоторых клиентов это сочетается с их пред­принимательской несостоятельностью, вплоть до нарушений концепции действующего предприятия (им грозит банкротство);

2. администрация предприятия отказывается представлять существенную часть первичных документов, данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для подтверждения бухгалтерской отчетности (ограничение сферы администрацией); тогда проверяющие обязаны отказаться от проведения проверки и ло­гично предположить, что им понадобится именно такая форма заключения;

3. есть иные объективные обстоятельства, препятствующие не только безусловному, но и условному подтверждению достовер­ности бухгалтерской отчетности (по каждой из двух уже рассмот­ренных разновидностей), в частности ситуации, которые называ­ются ограничением сферы обстоятельствами;

4. администрация настаивает, что ее утверждения в отчетно­сти (включая показатели, т.е. цифровые утверждения админист­рации) в основном верны, не соглашается с основными вывода­ми аудиторов об ошибках и неточностях, категорически отказы­вается исправлять соответствующие системные учетные записи и т.д.

Отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторс­ком заключении означает, что в связи с определенными обстоятельствами аудиторская фирма не может выразить и не выражает такого мнения в одной из установленных настоящим порядком форме.

Отказ от выражения мнения возникает в особых, строго регламентируемых случаях. Как правило, это неординарные, из ряда вон выходящие случаи, с весьма трудным прогнозированием по­следствий. Среди этих случаев могут быть и уже известные нам обстоятельства:

потеря независимости аудитором,

существенные события после даты баланса или неопределенность ситуации,

ограничение сферы аудита экономическим субъектом или обсто­ятельствами.

И аудитор, прежде чем представлять такое заклю­чение, должен самым тщательным образом проверить все итога выполненной работы и даже всю совокупность сложившихся у клиента обстоятельств, чтобы убедиться в том, что другие фор­мы абсолютно непригодны.

Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчет­ности экономического субъекта должно быть выражено так, чтобы этому субъекту и пользователям были очевидны его содержание и форма.

Существует также и другой подход к классификации аудиторских заключений, согласно которому аудиторские заключения могут быть либо "безусловными", либо "условными". Это различие может оказаться полезным для читателя финансовых отчетов, и поэтому стоит объяснить его несколько подробнее.

Безусловное заключение: В этом заключении аудиторы выражают свою оценку, утверждая, что финансовые отчеты показывают "достоверную и точную картину". Эта ситуация должна существовать для всех компаний.

Условное: Если аудитор не может дать безусловное заключение, то он должен квалифицировать его относительно существенных вопросов, по которым у него есть оговорки. Все причины составления условного заключения должны приводиться, если возможно, вместе с цифровым выражением его воздействия.

Существует два вида условного аудиторского заключения:

1. неопределенность: Когда имеется неопределенность, которая препятствует формированию оценки вопроса аудитором. Это в свою очередь подразделяется на:

· существенную неопределенность, например, невозможность проверить оценку стоимости запаса

· фундаментальную неопределенность, например, невозможность сформировать мнение. Это может быть результатом ограничений рамок ревизии, вызванных недостатком информации. Это называется "отказом от вынесения оценки".

2. расхождение: Когда аудитор может сформировать оценку по вопросу, но она противоречит точке зрения, представленной в финансовых отчетах. Эта ситуация в свою очередь подразделяется на:

· существенное расхождение: которое связано с конкретной статьей, например, методом оценки запаса или несоответствующей учетной политикой. Это довольно распространенная форма условного аудиторского заключения и бывает из-за технического нарушения стандарта бухгалтерского учета

· фундаментальное расхождение, являющееся самой крайней ситуацией, в которой аудитор говорит, что, по его мнению, отчеты не показывают "точной и достоверной картины". Это называется "отрицательной оценкой".

Кроме случаев вынесения условного заключения, если директора и аудиторы не могут разрешить свои разногласия по конкретному вопросу, последние могут подать в отставку, или на ежегодном общем собрании (AGM) может быть принята резолюция не назначать повторно этих аудиторов.

Увольняемый аудитор имеет право сделать заявление на этом AGM. Кроме того, среди аудиторских фирм существует этикет, согласно которому они не принимают заказ на проведение ревизии, если они не удовлетворены причинами отстранения предыдущих аудиторов. Вследствие этого, аудиторы занимают достаточно прочную позицию, чтобы добиться принятия своей точки зрения директорами.

Вероятно, что форма годового отчета в ближайшие годы будет изменена, если дискуссии, идущие в среде профессиональных бухгалтеров, приведут к каким-то результатам. Например, последнее положение, введенное Комитетом по аудиторской практике и названное «Аудиторские заключения по финансовым отчетам», представляет попытку устранить разрыв между ожидаемыми и фактическими результатами. В нем требуется представлять развернутое аудиторское заключение объемом около страницы, которое объясняло бы обязанности директоров и аудиторов и раскрывало бы работу, проделанную аудитором при формировании своей оценки. Предполагается, что новая форма аудиторского заключения будет гораздо понятнее для читателя и даст возможность развеять широко распространенное представление о том, что аудиторы готовят отчеты.

Другой областью, в которой в будущем могут произойти изменения, является рост аудиторских комитетов. Все большее число компаний в последние месяцы создают аудиторские комитеты. Оказывается, что стимулом к созданию аудиторских комитетов в компаниях послужило стремление следовать хорошей корпоративной практике. Как правило, аудиторские комитеты состоят из трех или четырех директоров, на которых возложены широкие обязанности. К ним относятся такие вопросы, как проверки методов учета и внешней отчетности, работа с внешними аудиторами - включая проверку факторов, которые могут ограничить или быть восприняты как ограничивающие их независимость, и осуществление внутреннего контроля и функций внутреннего аудита. Другими словами, такие аудиторские комитеты являются удобным средством для вовлечения правления в процесс финансовой отчетности и аудита. Однако эффективность аудиторских комитетов будет зависеть от позиции его членов, старшего руководства и аудиторов, а также от времени и ресурсов, имеющихся у членов комитета для выполнения своих функций.

1.3. Состав и содержание аудиторского заключения

Аудиторское заключение должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.

К аудиторскому заключению должна быть приложена бухгалтерс­кая отчетность экономического субъекта, в отношении которой про­водился аудит.

Вводная часть аудиторского заключения представляет собой общие сведения об аудиторской фирме, она должна включать:

· юридический адрес и телефоны аудиторской фирмы;

· номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудитор­ской фирме лицензию на осуществление аудиторской деятельно­сти, а также срок действия лицензии;

· номер свидетельства о государственной регистрации аудиторской фирмы;

· номер расчетного счета аудиторской фирмы;

· фамилии, имена и отчества всех аудиторов, принимавших участие

в аудите.

Вводная часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, должна включать:

· название документа в целом «Аудиторское заключение»;

· фамилию, имя, отчество и стаж работы в качестве аудитора;

· номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудитору лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии;

· номер регистрационного свидетельства аудитора;

· номер банковского счета аудитора.

Аналитическая часть аудиторского заключения представляет собой
отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих резуль­татах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета
и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономи­ческим субъектом законодательства при совершении финансово-хо­зяйственных операций.

Аналитическая часть должна включать:

· название данной части;

· наименование того, кому адресована аналитическая часть;

· объект аудита;

· общие результаты проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта;

· общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности;

· общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Аналитическая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой, должна быть озаглавлена «Отчет аудиторской фирмы», а выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, - «Отчет аудитора».

Аналитическая часть должна быть адресована исполнительному органу, осуществляющему функцию управления экономическим субъектом.

Изложение общих результатов проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта должно включать:

· указание на ответственность исполнительного органа экономического субъекта за организацию и состояние внутреннего конт­роля;

· цель и характер рассмотрения состояния внутреннего контроля при проведении аудита;

· общую оценку соответствия системы внутреннего контроля мас­штабам и характеру деятельности экономического субъекта;

· описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта.

Изложение общих результатов проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта должно включать:

· общую оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;

· описание выявленных в ходе аудита существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовкибухгалтерской отчетности.

Изложение общих результатов проверки соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций должно включать:

· цель и характер рассмотрения соответствия ряда совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций применительно к законодательству и нормативным актам при проведении аудита;

· общую оценку соответствия во всех существенных отношениях,совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственныхопераций, применимому законодательству;

· описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствийв совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операциях действующему законодательству;

· указание на ответственность исполнительного органа экономического субъекта за несоблюдение действующего законодательства Российском Федерации при совершении финансово-хозяй­ственных операций.

Оценка общих результатов проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при со­вершении финансово-хозяйственных операций может быть выражена в произвольной форме.

Итоговая часть аудиторского заключения представляет собой мне­ние аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности эко­номического субъекта.

Итоговая часть должна включать:

· название данной части;

· наименование того, кому адресована итоговая часть;

· наименование экономического субъекта;

· объект аудита;

· указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность;

· распределение ответственности экономического субъекта и аудиторской фирмы в отношении бухгалтерской отчетности;

· указание на нормативный акт, в соответствии с которым прово­дился аудит;

· изложение существенных обстоятельств, приведших к составле­ниюаудиторского заключения в форме, отличной от безусловно положительного, и оценку в стоимостном выражении (если это возможно) их влияния на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта;

· мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта отчетности экономического субъекта;

· дату аудиторского заключения.

Итоговая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторс­кой фирмой, должна быть озаглавлена «Заключение аудиторской фир­мы», а аналитическая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, - «Заключение аудитора».

Итоговая часть должна быть адресована учредителям (участникам) экономического субъекта, если иное не предусмотрено договором на проведение аудита.

В итоговой части должен быть указан нормативный акт, регулирую­щий бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации, которо­му должна соответствовать бухгалтерская отчетность. Обозначение соот­ветствующего нормативного акта должно содержать полное официаль­ное наименование документа, наименование органа, издавшего доку­мент, дату издания документа и его номер (если таковой имеется).

При описании распределения ответственности между экономичес­ким субъектом и аудиторской фирмой в отношении бухгалтерской от­четности подразумевается, что:

· экономический субъект несет ответственность за подготовку и достоверность бухгалтерской отчетности, в отношении которой аудиторская фирма проводила аудит;

· аудиторская фирма несет ответственность за высказанное на основе проведенного аудита мнение о достоверности бухгалтерскойотчетности экономического субъекта.

Итоговая часть должна содержать указание на нормативный акт, регулирующий аудиторскую деятельность в Российской Федерации, а также кратко описывать подход аудиторской фирмы к проведению аудита. Обозначение соответствующего нормативного акта должно содержать полное официальное наименование документа, наименование органа, издавшего документ, дату издания документа и его номер (если таковой имеется).

Итоговая часть не может быть датирована ранее даты подписания бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Бухгалтерская отчетность, прилагаемая к аудиторскому заключению, должна быть составлена по формам, установленным для экономических субъектов данного вида деятельности соответствующим органом, регулирующим бухгалтерской учет и отчетность в Российской Федерации.

В целях идентификации бухгалтерская отчетность должна быть по­мечена либо подписью уполномоченного лица аудиторской фирмы, либо специальным штампом, либо иным соответствующим способом.

Если в результате аудита выявлены какие-либо существенные искажения бухгалтерской отчетности, то в прилагаемом к аудиторскому заключению бухгалтерской отчетности экономический субъект должен устранить эти искажения, т.е. бухгалтерская отчетность должна быть составлена с учетом поправок, предложенных аудиторской фирмой.

Если аудиторское заключение составляется после представления экономическим субъектом бухгалтерской отчетности пользователям, учредителям (участникам), налоговым органам и др., то итоговая часть аудиторского заключения должна содержать перечень поправок, которые следует произвести в этой отчетности, для того, чтобы она была признана достоверной. Учетные записи, отражающие такие поправки, должны быть произведены экономическим субъектом в установленном порядке.

Аудиторская фирма может использовать любой иной способ представления скорректированной бухгалтерской отчетности экономического субъекта, дающий полное и точное представление пользователям о поправках, необходимых в этой отчетности.

Глава 2 Принципы составления и порядок предоставления аудиторских заключений

2.1 Принципы составления аудиторского заключения

Российским аудиторским Правилом (стандартом) «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности» предусмотрены следующие принципы составления аудиторского заключения.

В аудиторском заключении объект аудита должен быть обозначен
либо наименованиями всех составляющих бухгалтерской отчетности, в
отношении которых проводился аудит, либо словами «бухгалтерская
отчетность». В последнем случае под словами «бухгалтерская отчетность»
понимается вся совокупность форм бухгалтерской отчетности, уста­новленная для экономических субъектов данного вида деятельности
соответствующим органом, регулирующим бухгалтерский учет и от­четность в Российской Федерации.

В обозначении объекта аудита должны быть также указаны: отчет­ный период, отчетная дата и наименование экономического субъекта.

В аудиторском заключении должно быть указано наименование экономического субъекта в соответствии с его учредительными документами.

Если аудиторское заключение составляется в отношении бухгалтерской отчетности экономического субъекта, являющегося юридическим лицом, то такая бухгалтерская отчетность должна включать показатели всех филиалов и подразделений экономического субъекта независимо от их географического расположения, степени хозяйственной и финансовой самостоятельности, структуры отчетности, внутрихозяйственных взаимоотношений (включая выделенные на отдельный баланс), а также представительств.

Отклонения от изложенных положений должны быть отражены в аудиторском заключении.

Аудиторское заключение о сводной бухгалтерской отчетности экономических субъектов составляется аудиторской фирмой по специальному соглашению с этим субъектом.

При составлении аудиторского заключения следует принимать во внимание все существенные обстоятельства, установленные в результате аудита. Существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Для определения уровня существенности при планирова­нии и проведении аудита аудиторская фирма должна основываться на Внутрифирменных стандартах, если нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации, не устанавливают более жесткие требования.

Использование принципа существенности при составлении ауди­торского заключения означает, что в нем изложены все существенные обстоятельства, обнаруженные при проведении аудита.

В аудиторском заключении, кроме безусловно положительного, должны быть ясно и полно изложены все существенные обстоятельства, приведшие к составлению аудиторской фирмой аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного. Аудиторское заключение должно содержать, если это возможно, оценку в стоимостном выражении влияния таких обстоятельств на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

Если в результате аудита экономический субъект произвел необходимые поправки в бухгалтерской отчетности до представления ее заинтересованным пользователям, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти поправки.

Аудиторское заключение должно быть подписано уполномоченны­ми лицами аудиторской фирмы в установленном порядке. В случаях, Предусмотренных нормативными актами, подписи в аудиторском заключении удостоверяются соответствующими печатями.

Аудиторское заключение должно быть составлено на русском языке. Стоимостные показатели в аудиторском заключении должны быть выражены в валюте Российской Федерации.

В аудиторском заключении исправления не допускаются.

2. 2 Представление аудиторского заключения

Аудит можно охарак­теризовать как процесс интеллектуального (исследовательского) труда высококвалифицированных специалистов. В результате аудита снижается уровень информационного шума в бухгалтерс­кой отчетности проверяемых экономических субъектов и обрета­ется некое новое знание.

Ауди­тор устанавливает истинность информации в бухгалтерской отчетности клиента (в отличие от ревизора, от которого больше требуется другое, новое знание - о законности совершаемых опе­раций и об отсутствии хищений со стороны администрации и работников).

На заключительном этапе аудита это новое знание излагается в документации, имеющей определенные, заранее установленные реквизиты и атрибуты (мнение аудитора должно быть облечено в строго определенную форму аудиторс­кого заключения). В этой связи аудитору на этом этапе следует соблюдать большую осторожность в вопросах пересмотра первоначально объявленного мнения, которое фиксируется в аудитор­ском заключении.

Обычно, если аудиторами установлены ошибки, нарушения (и даже злоупотребления персонала или администрации, кото­рые причинили существенный материальный ущерб предприятию и государству), и в случае, если пересмотренное значение уровня точности превышает допустимый размер ошибки, аудиторы обязаны:

a. разработать рекомендации по возмещению ущерба, внести предложения о соответствующих поправках, дополнениях и корректировках системных учетных записей, чтобы устранить суще­ственные некорректности бухгалтерской отчетности;

b. пересмотреть в случае необходимости значения таких показателей, как уровень риска, допустимое число и размер ошибок, объем выборки;

c. установить конкретных виновных лиц, по действиям или бездействию которых возникли существенные некорректности бухгалтерской отчетности в целом;

d. определить число и сущность дополнительных исправле­ний, обусловленных корректировкой значений сальдо рассматри­ваемых счетов (например, начисление дополнительного резерва по сомнительным долгам);

e. в случае необходимости четко разграничить (и отразить в тексте заключения, если это потребовалось в конкретных усло­виях) ответственность между головным аудитором и другими аудиторами;

f. выбрать окончательную форму и конкретный вариант ауди­торского заключения (будут ли в нем оговорки, какого характе­ра, в каких конкретно элементах, или аудитор окажется вынуж­ден отказаться от формирования определенного мнения).

В большинстве случаев предложения для администрации, вносимые аудитором, принимаются. (Иначе клиент рискует упла­тить огромные штрафы и пени при последующей проверке пред­ставителями других контрольных органов.) И в аудиторском зак­лючении, следовательно, дается самый общий ответ на конкрет­ный вопрос, поставленный клиентом при заключении договора, уже с учетом исправления неточностей. Но во всех случаях на основании собранных аудиторских свидетельств (доказательств) проверяющие ориентируются на существенность выявленных им ошибок и отклонений от нормы.

Порядок предопределяет и важнейшие процедуры представ­ления аудиторского заключения (его окончательного варианта). Определено, в частности, количество экземпляров аудиторского заключения, которое представляется экономическому субъекту аудиторской фирмой (самостоятельным аудитором). В соответ­ствии с рекомендациями Комиссии это должно быть не менее двух первых экземпляров аудиторского заключения:

a. не менее одного экземпляра в составе вводной, аналитичес­кой и итоговой частей с приложением бухгалтерской отчетности, явившейся объектом аудита;

b. не менее одного экземпляра в составе вводной и итоговой
частей с приложением бухгалтерской отчетности, явившейся
объектом аудита, - для представления заинтересованным пользователям, включая налоговые органы.

Представляется, что второй из перечисленных двух экземпля­ров аудиторского заключения должен не включать в себя анали­тическую часть, т.е. собственно отчет аудитора. Как и на Западе, этот второй экземпляр должен представлять собой краткую фор­му аудиторского заключения, с подробно исследованными выше его обязательными элементами, оговорками, объяснительными абзацами, модификациями формулировок в необходимых случа­ях и т.д.

Далее, каждый экземпляр аудиторского заключения вместе с приложенной к нему бухгалтерской отчетностью Порядок име­нует единым целым (они должны быть сброшюрованы). Понят­но, что в соответствии с условиями договора аудиторское заклю­чение должно быть представлено аудиторской фирмой (самосто­ятельным аудитором) экономическому субъекту в сроки, согласо­ванные с этим субъектом. Но здесь важно и то, сумел ли сам экономический субъект выполнить свои обязательства по догово­ру, не имело ли место ограничение сферы аудита клиентом, об­стоятельствами и т.д.

Экономический субъект вправе представлять оригинал или копию полученного аудиторского заключения любым заинтересо­ванным пользователям, включая учредителей (участников), нало­говые органы и др. Ответственность за такое представление (по Порядку) лежит именно на администрации экономического субъекта, а не на его аудиторе.

В Порядке в отличие от Временных правил уже записано, что, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации, никакие заинтересованные пользователи (включая налоговые и иные государственные органы) не имеют право тре­бовать от аудиторской фирмы, а аудиторская фирма (самостоятель­ный аудитор) не имеет право и не обязана представлять каким-либо пользователям копии аудиторского заключения целиком или в какой-либо части.

В основном это соответствует международной практике, но в принципе чаще считается, что стороны договора (контракта) на проведение аудита обладают одинаковым правом собственности на официальное аудиторское заключение (в отличие от конфиден­циальной части, рабочих документов аудитора и т.д.). То есть каж­дая из сторон может предъявлять официальное аудиторское зак­лючение любым заинтересованным пользователям. Следовательно, и в этом отношении Порядок больше ограничивает права ауди­торов, чем международная практика

Аудиторское заключение является еще и документом, отража­ющим факт «отгрузки» аудиторских услуг клиенту (на основе аудиторского заключения с подписью клиента об его получении по этому варианту определяются дата и объем реализации). По­этому вполне понятно, что контролирующие саму аудиторскую фирму налоговые органы не смогут не требовать от аудиторской фирмы предъявления такой копии аудиторского заключения. Прописанный Порядком запрет на такие действия налоговых органов, следовательно, будет нарушаться в массовом порядке. Бо­лее важно для аудиторской фирмы (самостоятельного аудитора) то положение Порядка, которое в категорической форме запреща­ет ему представлять каким-либо пользователям конфиденциаль­ную часть аудиторского заключения. Бесспорно, данное положе­ние (и именно в этом смысле) должно войти и в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

Заключение

Итак, подводя итоги следует сказать, что составление и представление аудиторского заключения очень важная часть в процесса проверки аудируемого предприятия. Оно является заключительным этапом аудита.

Аудиторское заключение призвано представить мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности.

Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта должно быть выражено так, чтобы этому субъекту и пользователям были очевидны содержание и форма его.

Следует также отметить, что аудиторское заключение составляется в свободной форме, но обязательно в нем должны быть неотъемлемые элементы, такие как заголовок аудиторского заключения, вступление, масштаб проверки, заключение аудитора про проверку финансовой отчетности, дата аудиторского заключения, подпись аудиторского заключения и адрес аудиторской фирмы.

Кроме того заключение может быть нескольких видов. В частности безусловно положительным (и в этом случае за содержание такого документа должен нести очень высокую ответственность, так как оно имеет вполне недвусмысленную сущность), условно положительным, отрицательным, и аудитор имеет право отказаться от выражения своего мнения по проверяемому объекту.

Аудиторское заключение составляется по результатам аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта, проведенного аудиторской фирмой.

При составлении аудиторского заключения следует принимать во внимание все существенные обстоятельства, установленные в результате аудита.

Аудиторское заключение не может и не должно трактоваться экономическим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как гарантия аудиторской фирмы того, что иных обстоятельств, оказывающих или способных оказать влияние на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта, не существует.

Не допустимы для аудиторского заключения какие-либо исправления

Также можно отметить, что аудиторское заключение состоит из вводной части, аналитической и итоговой.

Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности должно сопровождаться объяснением того, что понимается под достоверностью в соответствии с положениями «Порядка составле­ния...».

Ауди­тор устанавливает истинность информации в бухгалтерской отчетности клиента.

Аудиторское заключение является еще и документом, отража­ющим факт «отгрузки» аудиторских услуг клиенту (на основе аудиторского заключения с подписью клиента об его получении по этому варианту определяются дата и объем реализации).

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации.

5. Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности.

6. Национальные нормативы аудита

7. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации

8. Акционек С.П. Теория переходного периода к рынку.-М.: ИНФРА-М, 2006 г. – 151 с.

9. Базаров Г.З., Беляев С.Г. и др. Теоретические аспекты аудита. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2000 г. – 469 с.

10. Байков Н.Д., Русинов Ф.М. Практический аудит – М.: Мысль, 2003 г. – 116 с.

11. Беллендир М.В. Артеменко В.Г., Практический аудит. -М.: ДИС, 2006. – 392 с.

12. Бранбейм П.Д. Правовые основы аудиторской деятельности. Учебное пособие. СПб. – М.: ТОО «Тейс», 2007 г. – 215 с.

13. Гришаев С.П., Аленичева Т.Д. Аудит: законодательство и практика применения в России и за рубежом. – М.: ЮКИС, 2006 г. – 176 с.

14. Грузинов В.П. Экономика предприятий и предпринимательства. – М.: СОФИТ, 2006 г. – 478 с.

15. Ковалев А.П. Учет, анализ и аудит предприятий малого бизнеса. – М.: АО «Финстатинформ», 2004 г. – 211 с.

16. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Статистический аудит. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: РГЭА, 2005 г. – 346 с.

17. Смирнов К.Л. Основы аудиторской деятельности в России.- М.:ИНФРА, 2006.- 112 с.

18. Суец В.П, Ахметбекова А.М. Аудит: общий, банковский, страховой: учебник.-М.:ИНФРА, 2001.- 156 с.

19. Хахонова Н.М. Основы бухгалтерского учета и аудита.- Ростов на Дону.: Феникс, 2003.- 480 с

20. Консультант плюс - правовая информационная система.

23. www.audit.ru

24. www.bizexpress.ru

25. www.businessvoc.ru

26. www.consulting.ru

  • 6. Понятие, состав, назначение бухгалтерской отчетности.
  • 7. Бухгалтерский баланс – информационная модель состояния средств организации.
  • 8. Учет денежных средств на расчетном счете организации
  • 9. Организация учета кассовых операций, порядок ведения кассовой книги.
  • 13. Учет расчетов с учредителями
  • 14. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
  • 15. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
  • 17. Учет расчетов с подотчетными лицами.
  • 18. Учет расчетов с бюджетом.
  • 19. Учет импортных операций
  • 20. Учет экспортных операций
  • 21. Основные средства: понятие, классификация, виды оценки
  • 22. Основные средства: учет поступления и выбытия.
  • 23. Учет амортизации основных средств.
  • 24. Учет аренды основных средств.
  • II. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
  • 1. Комплексный экономический анализ, как элемент управления организацией.
  • 2. Методика детерминированного факторного анализа, как способ поиска резервов деятельности организации.
  • 3. Традиционные и экономико-математические приемы экономического анализа.
  • 4. Экономический анализ в системе маркетинга: анализ спроса, рынка, ценовой политики.
  • 5. Конкурентоспособность продукции, методика ее экономического анализа и способы повышения.
  • 6. Экономический анализ объема производства и реализации продукции.
  • 13. Экономический анализ обеспеченности организации основными средствами
  • 14. Экономический анализ эффективности и интенсивности использования основных средств
  • 15. Экономический анализ использования производственной мощности организации
  • 16. Экономический анализ технического уровня производства.
  • 18. Экономический анализ обеспеченности организации материальными ресурсами.
  • 19. Экономический анализ организации материально-технического снабжения материальными ресурсами и использования отходов
  • 20. Экономический анализ и оценка эффективности использования оборотных средств. Резервы повышения эффективности использования
  • 21. Экономический анализ денежных средств и денежных потоков
  • 22. Экономический анализ дебиторской и кредиторской задолженностей.
  • 23. Экономический анализ затрат на производство продукции, затрат на один рубль товарной продукции.
  • 24. Экономический анализ себестоимости единицы продукции, сравнимой товарной продукции.
  • III. Аудит
  • 1. Понятие об аудите и аудиторской деятельности. Место аудита в системе контроля в Российской Федерации.
  • 2. Виды аудита.
  • 3. Услуги, сопутствующие аудиту.
  • 4. Кодекс профессиональной этики аудитора.
  • 5. Принцип независимости аудиторов.
  • 6. Права и обязанности индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций.
  • 7. Права и обязанности аудируемых лиц.
  • 8. Аудит финансовой отчетности.
  • 9. Правовое регулирование аудиторской деятельности.
  • 13. Аттестация аудиторов в рф
  • 14. Планирование аудиторской проверки
  • 15. Сущность в аудите
  • 16. Аудиторские риски.
  • 17. Аудиторские доказательства.
  • 18. Документирование в аудите.
  • 19. Структура аудиторского заключения
  • 20. Аудит основных средств и нематериальных активов
  • Основные виды нарушении:
  • 21. Аудит материально-производственных запасов
  • 22. Аудит расчетов по оплате труда.
  • 23. Аудит затрат на производство.
  • 24. Аудит товарных операций.
  • 19. Структура аудиторского заключения

    Аудиторское заклю­чение - это официальный документ, предназначенный для пользователей финан­совой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индиви­дуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности ауди­руемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законо­дательству Российской Федерации.

    Аудиторское заключение представляет собой мнение аудитора о достовер­ности бухгалтерской отчетности, и никто не может трактовать его как-либо иначе.

    Мнение о достоверности отчетности должно выражать собой оценку соответ­ствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативным актам, регулирующим бухучет и отчетность в Российской Федерации.

    Если аудитор обнаружил, что из-за имущественного и финансового положения экономического субъекта возникают серьезные сомнения в его возможности про­должать свою деятельность и исполнять обязательства в течение как минимум 12 месяцев, эти сомнения должны быть отражены в аудиторском заключении.

    Аудиторское заключение имеет следующую структуру:

    1. Реквизитная часть

    2. Вводная часть

    3. Аналитическая часть

    4. Итоговая часть

    Ныне действующая форма аудиторского заключения представляет собой неделимый документ , что является принципиальным отличием ее от ранее действовавшей формы, предусматривавшей наличие в качестве отдельных документов вводной части, аналитической части, заключительной части.

    Реквизитная часть аудиторского заключения содержит следующие элементы:

    1. Наименование адресата.

    2. Следующие сведения об аудиторе:

    Организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора - фамилия, имя, отчество и указание на осуществление им своей деятельности без образования юридического лица;

    Место нахождения;

    Номер и дата свидетельства о государственной ре­гистрации;

    Номер, дата предоставления лицензии на осуще­ствление аудиторской деятельности и наименова­ние органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии;

    Членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении.

    3. Следующие сведения об аудируемом лице:

    Организационно-правовая форма и наименование;

    Место нахождения;

    Номер и дата свидетельства о государственной ре­гистрации.

    Требования к реквизитной части аудиторского заключения:

    Аудиторское заключение должно иметь наименова­ние «Аудиторское заключение по финансовой (бух­галтерской) отчетности» для того, чтобы отличить аудиторское заключение от заключений, составлен­ных другими лицами, например, должностными лицами аудируемого лица, советом директоров;

    Аудиторское заключение должно быть адресовано лицу, предусмотренному законодательством Россий­ской Федерации и/или договором о проведении аудита; как правило, аудиторское заключение ад­ресуется собственнику аудируемого лица (акционерам), совету директоров и т. п.

    Во вводной части аудиторского заключения содержится перечень проверенной финансовой (бухгалтерской) отчетности с указанием отчетного периода и ее состава.

    Здесь же отмечается распределение ответственности экономического субъекта и аудиторской фирмы в отношении бухгалтерской отчетности: экономический субъект несет ответственность за подготовку и достоверность отчетности, аудиторская фирма - за высказанное мнение о ее достоверности.

    Пример изложения информации во вводной части аудиторского заключения:

    Бухгалтерского баланса;

    Отчета о прибылях и убытках;

    Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

    Пояснительной записки.

    Аналитическая часть (часть, описывающая объем аудита). В аналитической части аудиторского заключе­ния описывается объем аудита с указанием, что аудит был проведен в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессио­нальных аудиторских объединениях, членом которых является аудитор, либо в соответствии с иными документами.

    Под объемом аудита понимается способность аудитора выполнить процедуры аудита, которые считаются необходимыми в данных обстоятельствах, исходя из приемлемого уровня существенности. Это необходимо для получения пользователем уверенности в том, что аудит проведен в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, правилами и стандартами.

    Аудиторское заключение должно содержать заявление о том, что аудит был спланирован и проведен с целью обеспечения разумной уверенности в том, что финансовая (бухгалтерская), отчетность не содержит существенных искажений.

    В аудиторском заключении должно быть указано, что аудит проводился на выборочной основе и включал в себя:

    Изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые показатели и раскры­тие в финансовой (бухгалтерской) отчетности ин­формации о финансово-хозяйственной деятельно­сти аудируемого лица;

    Оценку формы соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготов­ке финансовой (бухгалтерской) отчетности;

    Рассмотрение основных оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетно­сти;

    Оценку представления финансовой (бухгалтерской) отчетности.

    Аудиторское заключение должно содержать заявле­ние аудитора относительно того, что аудит предоставля­ет достаточные основания для выражения мнения о до­стоверности во всех существенных отношениях финан­совой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Россий­ской Федерации.

    Пример изложения информации в части, описывающей объем аудита:

    «Мы провели аудит в соответствии с:

    Федеральным законом «Об аудиторской деятельно­сти»;

    Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

    Внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности (указать аккредитованное профессио­нальное объединение);

    Правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора;

    Нормативными актами органа, осуществляющего ре­гулирование деятельности аудируемого лица.

    В итоговой части (части, содержащей аудиторское мнение ) аудиторского заключения выражается мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности экономического субъекта. Возможно включение мнения по поводу соответствия этой отчетности другим требова­ниям, а также относительно иных документов и сделок, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, если они подлежат обязатель­ной аудиторской проверке в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

    В аудиторском заключении указывается дата, когда был завершен аудит. Аудиторское заключение подписы­вается руководителем аудиторской фирмы или уполномоченным руководителем лицом и лицом, проводившим аудит (лицом, возглавлявшим проверку), с указанием номера и срока действия квалификационного аттестата, и заверяется печатью аудиторской организации. Если аудит осуществлялся индивидуальным аудитором, заклю­чение должно быть подписано только этим аудитором.

    К аудиторскому заключению прилагается финансо­вая (бухгалтерская) отчетность, в отношении которой выражается мнение, которая датирована, подписана и скреплена печатью проверяемого экономического субъекта. Аудиторское заключение и отчетность брошюруются в единый пакет, прошнуровываются, опечатываются пе­чатью аудитора.

    Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном аудитором и экономическим субъектом, однако и аудитор, и экономический субъект должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения и прилагаемой финансовой отчетности.

    Аудиторский отчет и аудиторское заключение о финансовой отчетности (НСАД № 70)

    УТРАЧИВАЕТ СИЛУ 06.03.2017 согласно приказу министра финансов РУз от 09.11.2016 №84, зарегистрированного МЮ РУз 01.12.2016 г. №1016-1. См. Новую редакцию

    Утвержден Приказом министра финансов от 14.02.2001 г. № 20,
    зарегистрированным МЮ 10.03.2001 г. № 1016
    Вступает в силу с 20 марта 2001 года

    Настоящий Национальный стандарт аудиторской деятельности (НСАД) разработан на основе Закона Республики Узбекистан "Об аудиторской деятельности", постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 сентября 2000 года № 365 "О совершенствовании аудиторской деятельности и повышении роли аудиторских проверок" и является элементом нормативного регулирования аудиторской деятельности в Республике Узбекистан.

    § 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. Целью стандарта является установление единого порядка составления аудиторской организацией аудиторского отчета и аудиторского заключения по результатам проведенной аудиторской проверки.

    2. Требования данного стандарта являются обязательными для всех аудиторских организаций при проведении аудиторской проверки и представлении хозяйствующему субъекту аудиторского отчета и аудиторского заключения.

    § 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

    3. Аудиторский отчет - документ, адресованный руководителю, собственнику, общему собранию участников (акционеров) хозяйствующего субъекта, содержащий подробные сведения о ходе аудиторской проверки, выявленных отклонениях от установленного порядка ведения бухгалтерского учета, нарушениях в финансовой отчетности, а также другую информацию, полученную в результате проведения аудиторской проверки, и являющийся основанием для составления аудиторского заключения.

    4. Аудиторское заключение - документ, содержащий выраженное в письменной форме мнение аудиторской организации о достоверности финансовой отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета требованиям, установленным законодательством и доступный для пользователей финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

    § 3. СТРУКТУРА АУДИТОРСКОГО ОТЧЕТА

    5. Аудиторский отчет содержит:

    а) название ("Аудиторский отчет" или "Отчет аудиторской организации": оба названия равнозначны);

    б) наименование адресата;

    в) вводную часть;

    г) аналитическую часть;

    д) итоговую часть.

    6. Аудиторский отчет должен быть подписан постранично аудитором (аудиторами), осуществлявшим аудиторскую проверку финансовой отчетности.

    7. Аудиторский отчет направляется заказчику аудиторской проверки с указанием всех необходимых реквизитов заказчика.

    § 4. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ АУДИТОРСКОГО ОТЧЕТА

    8. В вводной части аудиторского отчета содержатся реквизиты аудиторской организации, в том числе номер и дата лицензии на осуществление аудиторской деятельности, сведения об аудиторах и других лицах, участвовавших в аудиторской проверке, а также основание для проведения аудиторской проверки и общая характеристика деятельности хозяйствующего субъекта.

    § 5. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ АУДИТОРСКОГО ОТЧЕТА

    9. Аналитическая часть аудиторского отчета содержит ссылку на НСАД и должна включать:

    Результаты проверки состояния внутреннего контроля у хозяйствующего субъекта (подробное описание);

    Результаты проверки состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

    Результаты проверки соблюдения законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

    Результаты проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

    Результаты проверки сохранности активов.

    10. Информация о результатах проверки состояния внутреннего контроля хозяйствующего субъекта должна включать:

    Общую оценку соответствия системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности хозяйствующего субъекта;

    Описание выявленных в ходе аудиторской проверки существенных несоответствий системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности хозяйствующего субъекта.

    11. Информация о результатах проверки состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта должна включать:

    Оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

    Описание выявленных в ходе аудиторской проверки существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности.

    12. Информация о результатах проверки соблюдения хозяйствующим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций должна включать:

    Оценку соответствия совершенных хозяйствующим субъектом финансово-хозяйственных операций законодательству;

    Описание выявленных в ходе аудиторской проверки существенных несоответствий совершенных хозяйствующим субъектом финансово-хозяйственных операций законодательству.

    13. Информация о результатах проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей должна включать:

    Оценку правильности составленных и представленных в соответствующие органы расчетов налогов и других обязательных платежей;

    Описание фактов нарушения установленного порядка исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, отклонений при определении налогооблагаемой базы.

    14. Результаты проверки сохранности активов должны основываться на инвентаризации активов и включать сведения об их фактическом наличии и сохранности.

    § 6. ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ АУДИТОРСКОГО ОТЧЕТА

    15. Итоговая часть аудиторского отчета должна содержать рекомендации аудиторской организации по устранению выявленных отклонений и нарушений, а также предложения и консультации по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта.

    § 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА АУДИТОРСКИЙ ОТЧЕТ

    16. Аудиторская организация несет ответственность за составление аудиторского отчета в соответствии с законодательством.

    17. Информация, содержащаяся в аудиторском отчете, является конфиденциальной и не подлежит разглашению. За разглашение информации лица, получившие доступ к этой информации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.

    § 8. СТРУКТУРА АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

    18. Аудиторское заключение включает следующие элементы:

    а) название ("Аудиторское заключение" или "Заключение аудиторской организации": оба названия равнозначны);

    б) наименование адресата;

    в) вводную часть;

    г) констатирующую часть;

    д) итоговую часть;

    е) дату выдачи аудиторского заключения;

    ж) адрес аудиторской организации;

    з) подписи аудиторов и руководителя аудиторской организации.

    19. Аудиторское заключение должно быть заверено печатью аудиторской организации.

    20. Аудиторская организация должна соблюдать единообразие формы аудиторского заключения.

    21. Формы аудиторских заключений приведены в приложениях №№ 1 и 2.

    § 9. АДРЕСАТ В АУДИТОРСКОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ

    22. Аудиторское заключение должно быть адресовано заказчику аудиторской проверки с указанием всех необходимых реквизитов заказчика.

    § 10. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

    23. Вводная часть аудиторского заключения включает в себя следующие реквизиты аудиторской организации:

    Юридический адрес и телефоны аудиторской организации;

    Номер лицензии на право осуществления аудиторской деятельности, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию;

    Номер свидетельства о государственной регистрации аудиторской организации;

    Номер расчетного счета аудиторской организации;

    Фамилия, имя и отчество аудитора (аудиторов), принимавших участие в аудиторской проверке, а также руководителя аудиторской организации.

    24. Вводная часть должна содержать перечень проверенной финансовой отчетности с указанием даты и отчетного периода.

    25. Во вводной части должно указываться, что:

    Хозяйствующий субъект несет ответственность за подготовку и достоверность финансовой отчетности, подлежащей аудиторской проверке;

    Аудиторская организация несет ответственность за соответствие аудиторского заключения результатам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта.

    § 11. КОНСТАТИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

    26. В аудиторском заключении должно констатироваться, что аудиторская проверка проведена в соответствии с НСАД.

    27. Констатирующая часть должна указывать, что аудиторская проверка заключается в оценке достоверности и соответствия финансовой отчетности и иной финансовой информации законодательству, а также фактическому состоянию финансово-хозяйственной деятельности.

    28. Констатирующая часть должна содержать подтверждение аудиторской организации, что аудиторская проверка предоставляет достаточные основания для выражения мнения.

    § 12. ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

    29. В итоговой части аудиторского заключения должно быть четко изложено мнение аудиторской организации по поводу того, дает ли проверенная финансовая отчетность достоверную картину о фактическом состоянии финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и соответствует ли финансовая отчетность законодательству.

    § 13. ДАТА АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

    30. Аудитор должен датировать аудиторское заключение числом, когда была завершена аудиторская проверка.

    31. Аудитор не должен датировать аудиторское заключение числом, предшествующим дате подписания или утверждения финансовой отчетности руководством хозяйствующего субъекта.

    § 14. ПОДПИСИ В АУДИТОРСКОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ

    32. Аудиторское заключение должно быть подписано аудитором (аудиторами), руководителем аудиторской организации и заверено печатью аудиторской организации.

    § 15. ВИДЫ АУДИТОРСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

    33. Существуют следующие виды аудиторских заключений:

    а) положительное аудиторское заключение;

    б) отрицательное аудиторское заключение.

    § 16. ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    34. Положительное аудиторское заключение должно быть составлено тогда, когда аудиторская организация приходит к мнению, что финансовая отчетность хозяйствующего субъекта достоверно отражает его финансовое положение и совершенные хозяйствующим субъектом финансовые и хозяйственные операции соответствуют требованиям законодательства Республики Узбекистан.

    § 17. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    35. Отрицательное аудиторское заключение должно быть составлено тогда, когда аудиторская организация приходит к мнению, что финансовая отчетность хозяйствующего субъекта содержит искажения, которые в случае их неустранения хозяйствующим субъектом могут ввести в заблуждение пользователя финансовой отчетности.

    Отрицательное аудиторское заключение составляется также в случаях, когда совершенные хозяйствующим субъектом финансовые и хозяйственные операции достоверно отражены в финансовой отчетности, но не соответствуют требованиям законодательства.

    36. Причиной составления отрицательного аудиторского заключения, как правило, является несогласие руководства хозяйствующего субъекта с мнением аудиторской организации о внесении поправок в финансовую отчетность в целях устранения выявленных искажений.

    Отрицательное аудиторское заключение не составляется в случае устранения хозяйствующим субъектом искажений, выявленных в ходе аудиторской проверки.

    § 18. ОТКАЗ ОТ СОСТАВЛЕНИЯ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

    37. Аудиторская организация может отказаться от составления аудиторского заключения тогда, когда аудиторская организация из-за ограничения объема аудиторской проверки не может получить достаточные аудиторские доказательства для выражения мнения о финансовой отчетности.

    38. Ограничение объема аудиторской проверки - это явные действия или бездействия представителей хозяйствующего субъекта либо третьих лиц, направленные на воспрепятствование проведению уже начавшейся аудиторской проверки в том объеме, который аудитор считает необходимым для подготовки аудиторского заключения.

    39. Отказ от составления аудиторского заключения должен быть в форме заявления и иметь название "Заявление об отказе аудиторской организации от составления аудиторского заключения". Форма заявления приведена в приложении № 3.

    § 19. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

    40. Аудиторское заключение составляется не менее чем в трех экземплярах, из которых два экземпляра представляются заказчику аудиторской проверки.

    41. Аудиторское заключение должно быть понятным пользователям финансовой отчетности, содержать указания на ограничения, вызванные неуверенностью и (или) несогласием аудитора.

    42. Аудиторское заключение является открытой информацией, которая должна быть доступна всем пользователям финансовой отчетности.

    43. Аудиторское заключение вместе с соответствующими финансовыми отчетами может быть опубликовано хозяйствующим субъектом.

    § 20. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    44. Аудиторский отчет и аудиторское заключение, составленные без проведения аудиторской проверки либо составленные по результатам аудиторской проверки, но не соответствующие содержанию документов хозяйствующего субъекта, полученных аудитором (аудиторами) в ходе аудиторской проверки, считаются заведомо ложными.

    45. Составление заведомо ложных аудиторского отчета и аудиторского заключения влечет за собой ответственность в установленном законодательством порядке.

    46. Споры, возникшие между хозяйствующим субъектом и аудиторской организацией, разрешаются в порядке, установленном законодательством.

    "Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан", 2001

    Публикации по теме