Налоговое планирование как важнейший элемент корпоративного налогового менеджмента

5. Корпоративное налоговое планирование

Современная организация налогового планирования на российских предприятиях, помимо своей узкопрактической направленности на снижение налоговых поступлений, отличается чрезмерно высокой ролью бухгалтерии предприятия в данной области планирования и некоторой толерантностью и индифферентностью экономических и финансовых служб. Последние либо вовсе не принимают участия в планировании налогов, либо занимаются сбором статистической информации, причем постфактум.

Термин «налоговое планирование» достаточно часто встречается в специальной литературе, посвященной налоговой проблематике, однако понимают его по-разному: «минимизация налогового бремени через финансовое планирование, включая инвестиции с отсрочкой уплаты налогов, покупку не облагаемых налогами ценных бумаг и использование различных налоговых убежищ»; «систематический анализ различных налоговых альтернатив, направленный на минимизацию налоговых обязательств в текущем и будущих периодах». ; «…деятельность налогоплательщика, направленная на минимизацию его налоговых обязательств»; «…создание системы договоров и комбинации различных форм налогообложения с целью максимально снизить налоги и минимизировать в рамках действующего законодательства возможную ответственность, а также сохранить заработанные капиталы»; «целенаправленные правовые действия налогоплательщика, направленные на минимизацию налоговых платежей».

Таким образом, как зарубежные, так и отечественные исследователи под налоговым планированием понимают, прежде всего, деятельность, направленную на уменьшение налоговых платежей, воспринимая его через призму противостояния налогоплательщика, с одной стороны, и фискальных органов, с другой. В то же время, налоговое планирование призвано не только уменьшать налоговые платежи предприятия, а оптимизировать налоговые потоки, стать регулятором, наряду с планом маркетинга и производства, процесса управления предприятием. Оптимизация налогового бремени организацией закладывает основу для роста массы налоговых поступлений в бюджетную систему в перспективе.

Корпоративное налоговое планирование представляет собой интеграционный процесс, заключающийся в упорядочивании хозяйственно-финансовой деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития предприятия. Этот процесс можно также определить как предварительное рассмотрение, оценка решений в области финансово-хозяйственной деятельности организации с учетом величины возможных налоговых платежей и выбор из них наилучших решений с позиций целевых установок организации. Такая трактовка корпоративного налогового планирования предполагает, что любое решение, например инвестирование средств, реорганизация предприятия, создание филиала, выход на новый рынок, увеличение объема производства, выбор делового партнера и т. п., должно быть оценено с учетом налоговых последствий. Следует отметить, что на уровне предприятия такие функциональные элементы корпоративного налогового менеджмента как налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль неразрывно связаны и происходят как единый процесс, вследствие чего складывается впечатление, что на предприятии имеет место только налоговое планирование, хотя налоговое регулирование и контроль сохраняют свою относительную самостоятельность в составе корпоративного налогового менеджмента.

Для успешного налогового планирования важнейшее значение имеет стабильность налогового законодательства. в странах с развитой рыночной экономикой существенные изменения в налоговую систему вносятся не чаще, чем раз в десять лет, а многие налоговые законы действуют без значимых изменений в течение десятилетий. В России существенные поправки к налоговым законам принимаются ежегодно. Очевидно, в таких условиях строить какие-либо перспективные схемы довольно рискованно, хотя и необходимо.

Налоговое планирование, как и любую управленческую деятельность, можно представить в виде системы, включающей оперативный, тактический и стратегический элементы, в зависимости от которых видоизменяются мероприятия по планированию налогов.

Фундаментальным звеном в процессе налогового планирования выступает оперативный уровень , также часто именуемый в литературе текущим внутренним налоговым контролем.

На тактическом уровне налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, производится специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных хозяйственных договоров, в частности: составляются прогнозы налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок, которые учитываются при формировании прогнозов финансовых потоков предприятий, являющихся базовым критерием принятия инвестиционных решений; разрабатывается график соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации; прогнозируются и исследуются возможные причины резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки; разрабатываются текущие и среднесрочные инвестиционные планы, включая экономию на налогах как один из источников финансирования.

Стратегическое налоговое планирование – заключительный, наивысший уровень налогового планирования. Это деятельность, связана с выработкой способов оптимизации налоговых потоков предприятия; результатом этого процесса выступает налоговый план, направленный на достижение стратегических интересов предприятия. Таким образом, налоговое планирование начинается с определения стратегических целей предприятия, именно они формируют потребность в принятии тех или иных управленческих решений, в зависимости от них строится структура предприятия и связи внутри нее.

Основной целью стратегического налогового планирования является разработка на основании прогнозов и тенденций развития налоговой системы России, эволюции финансовых рынков таких моделей и вариантов ведения хозяйственных операций хозяйствующими субъектами, которые бы в наибольшей мере отвечали поставленным стратегическим целям предприятия, с учетом возможных изменений во внешней среде. Деятельность по стратегическому налоговому планированию требует не только знания современного налогового законодательства, анализа современной рыночной конъюнктуры, но и способности прогнозирования изменений в налоговом законодательстве в весьма отдаленной перспективе, видоизменений и появлений новых экономических институтов, так или иначе способных оказать воздействие на налоговую систему; что, в свою очередь, требует знаний в области юриспруденции, экономики, менеджмента, финансов, понимания экономической сущности налогообложения, изучения основных научных теорий по налогообложению как российских, так и зарубежных исследователей.

При налоговом планировании не следует ориентироваться только на налоговые ставки. Напротив, их размеры с точки зрения налогообложения хозяйственной деятельности имеют второстепенное значение. Иначе трудно бы было понять, почему в условиях полной свободы движения капитала компании продолжают действовать в странах с уровнем налога на прибыль корпораций по ставкам в 44–50 % и не перебираются в «налоговые гавани», где ставки этого налога 2–5% или он вовсе не взимается. На самом деле, и в странах с «нормальными» (оптимизированной) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым планированием платят налоги по «эффективной» (т. е. пониженной) налоговой ставке, которая не превышает 20–25 %. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в странах с более низкими налоговыми ставками. Поэтому выбор между странами с нормальным налоговым режимом и “налоговыми гаванями” далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях и те, и другие играют на равных.

Из книги Эссе об инвестициях, корпоративных финансах и управлении компаниями автора Баффетт Уоррен

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Для Баффетта руководители компании являются своего рода распорядителями капитала акционеров. Самые лучшие управляющие - те, кто, принимая деловые решения, мыслят с позиций владельца. Прежде всего, их заботят интересы акционеров. Но даже

Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

КОРПОРАТИВНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ И ИНВЕСТИРОВАНИЕ За последние 35 лет самыми революционными инвестиционными идеями стали те, которые получили название современной финансовой теории. Этот тщательно продуманный набор идей сводится к одному простому и обманчивому

Из книги Оптимизация налогообложения: рекомендации по и уплате налогов автора Лермонтов Ю М

Часть I. Корпоративное управление Многие годовые собрания акционеров не более чем пустая трата времени как для самих акционеров, так и для руководства компании. Иногда это происходит потому, что руководители неохотно раскрывают сущность деловых вопросов, но чаще всего

Из книги Оффшоры: инструменты налогового планирования автора Шевчук Денис Александрович

4.2. Налоговое планирование Налоговое планирование – это важный функциональный элемент налогового менеджмента. С помощью планирования устанавливаются основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечивают достижение целей. В ходе реализации этой функции

Из книги Эпоха потрясений. Проблемы и перспективы мировой финансовой системы автора Гринспен Алан

6. Государственное налоговое планирование и прогнозирование 6.1. Содержание государственного налогового планирования Государственное налоговое планирование призвано обеспечить выполнение установленных законом количественных и качественных показателей в процессе

Из книги Крутое пике [Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса] автора Стиглиц Джозеф Юджин

1.2. Понятие «налоговое планирование» Под стратегическим налоговым планированием понимаются:– ознакомление с проектами нормативных правовых актов и прогноз возможных изменений в законодательстве;– анализ судебной практики;– составление прогнозов налоговых

Из книги Управляя рисками. Клиринг с участием центральных контрагентов на глобальных финансовых рынках автора Норман Питер

1.6. Международное налоговое планирование С целью оптимизации налогообложения налогоплательщики часто используют возможности международного налогового планирования. Иными словами, они применяют схемы и инструменты, снижающие налоговые потери при проведении

Из книги Настольная книга венчурного предпринимателя [Секреты лидеров стартапов] автора Романс Эндрю

Налоговое планирование с участием нерезидентных структур В любом государстве вопросы налогового планирования с участием нерезидентных структур и эффективного ведения бизнеса тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому они обязательно возникают в процессе

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Из книги Как сэкономить на маркетинге и не потерять его автора Монин Антон Алексеевич

Корпоративное управление Схемы стимулирования, порождавшие несогласованную мотивацию разных участников, в конечном счете не принесли пользы ни акционерам, ни обществу в целом. Чистая прибыль многих крупных банков за 5–летний период, с 2004 по 2008 год, была отрицательной10.

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

10.4. Корпоративное маневрирование во Франции Биржи DTB и MATIF договорились приступить к осуществлению своего соглашения о сотрудничестве до конца 1993 года. Срок прошел, но дискуссии продолжались.Такие сроки часто не соблюдались, поэтому новость никого не удивила. MATIF

Из книги Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов автора Джестон Джон

6. Корпоративное управление: кто здесь главный? Когда занимаешься привлечением денег, обнаруживаешь, что вместе с деньгами приходит и необходимость уступить определенную степень контроля и голос в системе корпоративного управления. Некоторые из историй, описанных в

Из книги автора

Корпоративное «гражданство» Основной компонент социальной ответственности – активная гражданская позиция, корпоративное «гражданство». Исходным пунктом его формирования являются внутренняя политика компании и принятые в ней методы управления. Корпоративное

Из книги автора

Корпоративное поведение Корпоративное поведение, так же как и поведение человека, может быть пассивным или активным, спокойным и рассудительным, а может – нервным и беспокойным. Компания может занимать на рынке наступательную или оборонительную позицию.Все элементы

Из книги автора

ПЛАНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ПЛАНИРОВАНИЕ БИЗНЕСА Планирование человеческих ресурсов должно составлять неотъемлемую часть планирования бизнеса. Стратегическое планирование необходимо для определения того, какие изменения будут произведены в объемах и видах

Из книги автора

Корпоративное руководство Корпоративное руководство BPM устанавливает адекватные и прозрачные процессы подотчетности, принятия решений и вознаграждения, направляющие действия. В традициях корпоративного и ИТ-руководства внимание в разрезе BPM сосредоточено на

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»].- Москва, 2016">

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Шамсиева Марина Вячеславовна. Налоговые инструменты в системе корпоративного управления: диссертация... кандидата Экономических наук: 08.00.05 / Шамсиева Марина Вячеславовна;[Место защиты: «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»].- Москва, 2016

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования налоговых инструментов в системе корпоративного управления 12

1.1. Сущность корпоративного управления 12

1.2. Налоговое планирование как функция корпоративного управления 26

1.3. Организационный механизм налогового планирования корпорации.55

Глава 2. Содержание форм и методов налогового планирования, используемых в российской и международной практике корпоративного управления .68

2.1. Оценка практики налогового планирования в корпоративном управлении.68

2.2. Международные аспекты практики налогового планирования в корпоративном управлении 77

2.3. Холдинговая компания как организационная форма налогового планирования.108

Глава 3. Анализ современных тенденций в сфере налогового администрирования РФ и их влияния на хозяйственную деятельность корпорации .122

3.1. Международный опыт реализации законодательства о контролируемых иностранных компаниях и его применение в РФ.122

3.2. Совершенствование налогового планирования в корпоративном управлении и оценка его эффективности 133

3.3. Введение налоговых разъяснений как элемента организационного механизма налогового планирования.142

Заключение.152

Библиографический список 161

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современных условиях
усиливается взаимосвязь реального и финансового секторов экономики,
расширяется арсенал использования инструментов в системе корпоративного
управления, а приоритет отдается налоговым и финансово-кредитным
инструментам в связи с активным внедрением финансового и налогового
менеджмента в управлении корпорациями. Благоприятные условия для
реализации налоговых инструментов в корпоративном управлении
складываются в результате разработки и реализации государственных мер по
совершенствованию налогового планирования и налогового

администрирования.

Современные финансово-кредитные и налоговые инструменты все более подчиняются необходимости успешной реализации стратегии социально-экономического развития корпорации. Реализация функций управления в корпорации, и прежде всего планирования, объективно обусловливает потребность в применении налогового и финансового менеджмента в корпоративном управлении.

Налоговое планирование обеспечивает выявление дополнительных
внутренних резервов максимизации налоговой экономии и минимизации
налоговых расходов, что способствует формированию налогового бюджета
корпорации, который разрабатывается в настоящее время для снижения
налоговой нагрузки. Однако налоговый бюджет может выполнять функцию
важнейшего инструмента корпоративного управления с учетом

определённой степени его модификации.

Широкое и успешное применение налоговых инструментов в практике корпоративного управления за рубежом доказывает необходимость адаптации международного опыта к российской действительности. Следует отметить, что в последние годы основное внимание уделяется процессу минимизации налоговых расходов по налоговой нагрузке как главному

показателю эффективности налогового планирования в корпорации. Тем самым налоговое планирование в определенной степени становится автономным, слабо связанным с системой корпоративного управления, эффективностью хозяйственной деятельности и экономическим ростом компании. Это обусловливает необходимость исследования налогового планирования в системе корпоративного управления.

Повышение роли налоговых инструментов в системе корпоративного управления обусловило выбор темы, постановку цели и задач данного исследования.

Целью диссертационного исследования является изучение

возможностей использования налоговых инструментов в системе

корпоративного управления в целях его совершенствования и повышения экономической эффективности хозяйственной деятельности корпорации.

В соответствии с целью в диссертационном исследовании

осуществляются постановка и решение следующих задач :

– раскрыть сущность корпоративного управления с позиций системного подхода;

– обосновать необходимость использования налоговых инструментов в корпоративном управлении;

– выявить основополагающие налоговые инструменты в системе корпоративного управления;

– обосновать организационный механизм налогового планирования в системе корпоративного управления, выделяя налоговое планирование в качестве важной функции стратегического управления корпорацией на современном этапе;

– оценить практику налогового планирования в корпоративном управлении на примере российских компаний;

– адаптировать международный опыт налогового планирования в корпоративном управлении;

– оценить место и роль налогового планирования в системе управления холдинговой компанией с целью усиления контроля за использованием налогового бюджета;

– рассмотреть международный опыт реализации законодательства о
контролируемых иностранных компаниях с целью определения

возможностей его применения в Российской Федерации;

– обосновать необходимость использования налоговой экономии (налогового щита) и налоговых расходов (налоговой нагрузки) как важных инструментов налогового планирования в корпоративном управлении;

– доказать возможность использования института предварительного налогового разъяснения в практику взаимоотношений российских компаний с налоговыми органами.

Область исследования. Диссертационное исследование соответствует специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент)»: п. 10.17. Корпоративное управление. Формы и методы корпоративного контроля. Управление стоимостью фирмы. Роль и влияние стейкхолдеров на организацию. Миссия организации. Корпоративная социальная ответственность. Социальная и экологическая ответственность бизнеса.

Объектом диссертационного исследования являются налоговые инструменты корпоративного управления. Предметом диссертационного исследования выступают организационно-экономические, управленческие отношения, складывающиеся в процессе управления корпорацией с использованием налоговых инструментов.

Степень разработанности проблемы. Общетеоретические вопросы, связанные с функционированием корпорации и ее организационного механизма, отражены в работах Т.Г. Долгопятовой, Р.И. Капелюшникова, Д.С. Львова, Э. Пенроуза, Р. Блейка, К. Камерона, Р. Куинна, Дж. Моутона, С. Ханди, Г. Хофстеда, В.Р. Веснина, О.Д. Димова, В.В., Б.З. Мильнера, Г. Минцберга, Л.Н. Левановой, Р. Коуза, О. Уильямсона, Д. Норта и др.

Основы изучения налогообложения и корпоративного налогового планирования заложены в работах отечественных и зарубежных экономистов Е.Ф. Авдокушина, Л. И. Глухарева, В.П. Клавдиенко, Е.А. Касаткиной, Р. Дернберга, Дж. Караяна, К. Каушаля, Дж. Маршалла, П. Масгрейва и др.

Теоретической базой для изучения форм и методов налогового
планирования в корпорациях послужили научные монографии и статьи
известных российских учёных-экономистов и юристов: С.А. Баева,
С.Л. Будылина, А.В. Брызгалина, Е.С. Вылковой, Т.А. Гусевой,

А.3. Додашева, С.Ф. Джаарбекова, Ю. В. Емельяновой, В. А. Кашина, С.А. Малакеевой, В.Г. Панскова, А. И., Погорлецкого, Л.В. Полежаровой, С.М. Рюмина, А.В. Семенихиной, К.Н. Сутырина, Н.М. Телюк, М.А. Халдина, Б.А. Хейфеца и ряда других авторов.

Вопросы, связанные с применением отдельных инструментов
налогового планирования в зарубежной и отечественной практике, в
частности в холдинговых компаниях, исследованы в работах

Д.В. Гололобова, А.Р. Горбунова, В.В. Лаптевой, Я.Ш. Паппэ, К.Я. Портного, Э.А. Уткина, А.Б. Фельдмана, И.С. Шиткиной, М.А. Эскиндарова и др.

Методологические и теоретические основы исследования.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили работы российских и зарубежных ученых, данные финансовой и бухгалтерской отчетности корпораций. В целях обоснования теоретических выводов были использованы методы системного и сравнительного анализа, методы анализа и синтеза, статистические методы.

Степень достоверности проведенных исследований. Достоверность полученных результатов научного исследования обоснована теоретическими и методологическими положениями, которые заложены в исследованиях российских и зарубежных ученых в области корпоративного управления, стратегического и налогового планирования, формирования налоговых бюджетов корпораций. В диссертации применяется статистическая

отчетность и первичная документация компаний за 2013–2015 гг. (ЗАО «Запчасть Плюс», ОАО «Мед сервис», ГУП «Лизинговая компания»).

В работе использованы законодательные и нормативные акты по
вопросам налогообложения, статистические данные и отчеты,

подготовленные Федеральной службой государственной статистики, рекомендации по вопросам налогообложения и трансграничного движения капитала Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Международного валютного фонда (МВФ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также аналитические обзоры, подготовленные Всемирным банком, ведущими консалтинговыми фирмами (PricewaterhouseCoopers, KPMG, Delloite).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в
обосновании использования налоговых инструментов в системе

корпоративного управления в условиях совершенствования налогового администрирования на современном этапе.

В диссертационном исследовании сформулированы следующие положения, содержащие элементы научной новизны:

1. С позиций системного подхода раскрыта сущность корпоративного управления как управляющей подсистемы корпорации, включающей элементы (внешние стейкхолдеры, акционеры, совет директоров, менеджеры и персонал), имеющей сложную структуру их взаимосвязи и оказывающей воздействие на управляемую подсистему корпорации. Последняя выступает социально-экономической системой объектного типа. Корпоративное управление базируется на использовании организационно-правовых, экономических, социально-психологических методах управления, при этом приоритет отдается экономическим методам и инструментам, среди которых важную роль играют налоговые инструменты в условиях совершенствования налогового администрирования, позволяющие выявлять резервы прироста стоимости компании и увеличить ее собственные средства для роста рентабельности хозяйственной деятельности корпорации.

2. Доказана необходимость использования налоговых инструментов
(налогового планирования, налоговой экономии, налоговых расходов,
налогового бюджета, коэффициента эффективности совокупной налоговой
экономии, коэффициента налоговой нагрузки компании) для разработки
управленческих решений по повышению эффективности хозяйственной
деятельности корпораций на основе максимизации налоговой экономии и
минимизации налоговых расходов в условиях совершенствования налогового
администрирования.

    Налоговое планирование как составная часть системы корпоративного управления подчиняется целям и задачам долгосрочной стратегии корпоративного развития в рамках национальных и международных налоговых ограничений и стимулов – налоговых обязательств и штрафов, с одной стороны, и налоговых выгод и льгот – с другой. При этом целью корпоративного налогового планирования становится увеличение капитализации корпорации и повышение благосостояния акционеров с учетом влияния налогов на принятие решений по увеличению прибыли в хозяйственной практике. Налоговое планирование через снижение налогового бремени увеличивает собственные средства не только для укрепления устойчивости корпораций, но и для повышения рентабельности ее хозяйственной деятельности

    Обоснована необходимость организационно-управленческого обеспечения налогового планирования в корпорациях в целях его эффективной реализации за счет улучшения взаимодействия корпораций с налоговыми органами.

5. Разработана методика интегральной оценки эффективности
корпоративного налогового планирования по модели бюджетирования на
основе расчета стоимости компании. Расчет стоимости компании
осуществляется с учетом приведенных (дисконтированных) выгод налоговой
экономии (налогового щита) и приведенных (дисконтированных) налоговых
расходов (налоговой нагрузки) по сценариям повышения эффективности

хозяйственной деятельности корпорации с учетом действия операционного и финансового рычагов.

    Предложен расчет полной налоговой экономии (совокупного налогового щита), который предполагает выделение налоговой экономии по заемному капиталу, налоговой экономии по амортизации новых и выбывающих активов, налоговой экономии по линейной и нелинейной амортизации.

    Доказано, что совокупная налоговая экономия (совокупный налоговый щит) является налоговым инструментом в системе корпоративного управления, обеспечивающий повышение эффективности хозяйственной деятельности и рост стоимости корпорации. В отличие от имеющегося в экономической литературе расчета налоговой экономии по заемному капиталу и налоговой экономии по амортизации автор доказывает необходимость расчета налоговой экономии с учетом налоговой экономии по процентам, по процентным платежам, налоговой экономии по новым и выбывающим активам и налоговой экономии по методам амортизации. Данный налоговый инструмент позволяет выявить неучтенную налоговую экономию как дополнительный резерв прироста стоимости компании.

    Выведен коэффициент эффективности совокупной налоговой экономии (совокупного налогового щита), представленный как отношение приведенных налоговых выгод (совокупной налоговой экономии) к приведенным налоговым расходам.

9. Интегральная оценка эффективности корпоративного налогового
планирования позволяет выявить влияние налоговой нагрузки на изменение
стоимости компании (как роста ее стоимости, так и снижения). В отличие от
используемых в практике корпоративного планирования коэффициентов
налоговой нагрузки предложен расчет коэффициента налоговой нагрузки как
соотношения налоговых платежей с учетом налоговых штрафов, пени и
коррекции на реструктуризацию налоговой задолженности к стоимости
компании.

    Модифицирована теоретическая модель налогового бюджета компании, используемой в российской экономической науке и практике, за счет включения в налоговые расходы корректирующего влияния налоговой задолженности и соотнесения максимизации налоговых выгод к минимизации налоговых расходов.

    В отличие от используемого в корпоративном налоговом планировании налогового бюджета компании как инструмента корпоративного управления, направленного на минимизацию налоговых расходов, предложена модифицированная модель налогового бюджета компании, включающая управленческие решения в рамках корпоративной стратегии повышения эффективности хозяйственной деятельности. В связи с этим назначением налогового бюджета как инструмента корпоративного управления становится не только минимизация налоговых расходов, но и главным образом обеспечение повышения эффективной деятельности корпорации с учетом совершенствования корпоративного управления.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется
актуальностью авторской постановки проблемы использования налоговых
инструментов в целях повышения экономической эффективности

корпоративного управления. Практическая значимость диссертационного
исследования заключается в использовании теоретических положений при
разработке практических рекомендаций для повышения эффективности
корпоративного управления, реализованных в предлагаемой методике
интегральной оценки эффективности корпоративного налогового

планирования на основе расчета стоимости корпорации.

Материалы диссертации используются в преподавании вузовских дисциплин: «Стратегический менеджмент», «Менеджмент организаций», «Корпоративное планирование», «Экономика предприятия».

Теоретические положения диссертации могут составить основу разработок практических рекомендаций для планово-экономических служб и

отделов корпораций с целью повышения эффективности корпоративного управления за счет стратегического и налогового планирования.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения, рекомендации диссертационного исследования представлены на международных, всероссийских и региональных конференциях: «Город в современном пространстве: культура, политика, экономика, право» (Саратов, 2011); «Вызовы третьего тысячелетия: прогнозы, оценки, практика» (Саратов. 2011); «Социально-экономические проблемы труда в современных условиях» (Саратов, 2011) ; научно-практическом форуме «Мы управленцы» (Саратов, 2016).

Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения, библиографического списка и четырех приложений. Общий объем работы составляет 172 стр., включая 15 таблиц и 15 рисунков.

Налоговое планирование как функция корпоративного управления

В настоящее время широкое распространение получили работы, посвященные сравнительному анализу корпоративных систем и моделей корпоративного управления в различных странах, в частности моделей корпоративного управления в странах с транзитивной экономикой. В центре внимания данных исследований, как правило, оказывается проблематика взаимоотношений между крупными и миноритарными акционерами, между акционерами и менеджментом корпорации, проблема враждебных корпоративных поглощений в условиях незащищенности прав собственности и неразвитости рыночной инфраструктуры и др.

К числу работ данной группы можно отнести исследование Т.Г. Долгопятовой, проведенное в 2001 году и 2004 году, на базе российских промышленных предприятий13. В результате исследователем были определены четыре базовых модели корпоративного управления, характеризующихся специфической формой контроля над собственностью: Модель I - «частное предприятие», в котором функции собственников и управленцев – менеджеров совпадают Модель II - «коллективная менеджерская собственность», которая характеризуется совмещением функций собственников и управляющих, при этом контрольный пакет акций контролируется группой топ-менеджеров; Модель III - «концентрированное внешнее владение», характеризуется разделением владения и управления. В рамках данной модели имеется внешний собственник, распоряжающийся контрольным пакетом акций, при этом менеджеры выступают в качестве наемным персонала (в отдельных случаях менеджмент может владеть незначительными пакетами акций); Модель IV - «распыленное владение», при котором практически отсутствуют крупные держатели акций и определяющую роль в управлении корпорацией играет менеджмент»14. исследования делает вывод о том, что результатом перераспределения акционерной собственности в российских промышленных предприятиях стало преобладание первой и третьей моделей с высоким уровнем концентрации собственности. Так по данным, которые приводит Т.Г. Долгопятова, в конце 2005 года примерно три четверти российских корпораций компаний имели акционера, владеющим пакетом акций в более чем 50%, к середине 2009 года доля таких корпораций хотя и уменьшилась, но по-прежнему составляла значительную величину - 64%15.

Уровень концентрации собственности лежит в основе классификации моделей корпоративного управления и выделения критерием инсайдерской и аутсайдерской моделей. Как было показано в работе Долгопятовой, подавляющая часть российских корпораций принадлежат к инсайдерской модели, то есть характеризуются высоким уровнем концентрации собственности. Для обозначения крупных акционеров таких компаний используется специальный термин блокхолдеры (в западной литературе распространен термин модель В или the block holder model. Соответственно к аутсайдерской модели относятся корпорации, характеризующиеся низким уровнем концентрации собственности, при котором отдельные акционеры не обладают значительной властью при принятии решений (такая модель в западной практике корпоративного управления получила обозначение модель W или the widely held corpоration model). Следует отметить, что преобладание модели B в российском корпоративном секторе не следует рассматривать в качестве постоянного явления: при изменении социально-экономической ситуации в России вполне возможен процесс «распыления» собственности и перехода к аутсайдерской модели.

Другим популярным направлением экономических исследований является изучение взаимосвязи между эффективностью корпоративного (value based management, VBM). Согласно данной модели стоимость определяется как сумма дисконтированных будущих денежных потоков, генерируемых организацией. Принципиальное отличие VBM от классической концепции управления состоит в том, что стратегия управления ориентирована на максимизации стоимости компании, а не текущей прибыли. В соответствии с концепцией VBM, классические бухгалтерские критерии ограничены и не позволяют корректно оценить эффективность бизнеса корпорации. В числе основных ограничений традиционной финансовой отчетности выделяют: фокусирование на прошлых, достигнутых результатах, а не на будущем развитии; невозможность оценки устойчивости финансовых результатов корпорации; невозможно проследить динамику показателя стоимости корпорации.

Согласно концепции управления, стоимостью корпорации ее топ-менеджмент должен быть ориентирован на принятии тех управленческих решений, которые усиливают не только текущую бизнес-модель, но и создают фундамент для долгосрочного устойчивого развития корпорации. Возникает устойчивая связь между стоимостью корпорации и ее бизнес-моделью, генерирующей денежные потоки. В целях оценки стоимости корпорации широко применяется так называемый показатель Q Тобина, показатели, построенные на данных фондовых бирж, финансовые и стоимостные показатели, индекс потенциала роста рыночной стоимости компании и др. Использование этих показателей в корреляционном анализе позволяет установить зависимость между стоимостью компании и эффективностью применяемой бизнес-модели корпоративного управления16.

Организационный механизм налогового планирования корпорации

Вылковой задач необходимо осуществлять разработку внутренних правила (стандартов), детально регламентирующие процесс налогового планирования и позволяющие добиваться качественного и своевременного результата.

В рамках внутренних правил (стандартов) организации определяется следующее: цели и задачи процесса налогового планирования; ожидаемые результаты; требования к количеству и качеству ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей; круг участников процесса и содержание их функциональных обязанностей; порядок организации документального контроля налогового планирования; содержание критериев оценки качества и эффективности налогового планирования и порядок проведения такой оценки (мониторинга).

Целью процесса налогового планирования состоит в достижении показателя чистой прибыли корпорации (уровня налоговой нагрузки) на уровне, соответствующем ожиданиям собственников и внешних инвесторов. В качестве результата процесса налогового планирования выступает чистая прибыль (экономия налоговых платежей), аккумулируемая корпорацией за отчетный период, а также изменение показателей, характеризующих ее финансово-хозяйственную деятельность.

Ресурсное обеспечение процесса налогового планирования включает в себя информационно - методические, правовые, организационно технологические ресурсы, привлекаемые за счет внутренних и внешних источников (услуги консалтинговых и аудиторских фирм).

К основным функциям процесса налогового планирования следует отнести: - проводимый на системной основе мониторинг налогового законодательства, а также комментариев к нему специалистов по налоговому праву, деловой практики и решений арбитражных судов по типовым спорам; - разработка схем налоговой оптимизации и форм организации трансакций между корпорацией и ее контрагентами и контролируемыми компаниями; - прогнозирование размера корпоративных налоговых обязательств и оценка рисков, связанных с реализаций планируемых схем налоговой оптимизации, форм организации сделок; - контроль своевременности и правильности исполнения обязательств по налоговым платежам, в том числе путем составления плана графика исполнения данных обязательств и динамики финансовых ресурсов организации; - выявление причин существенных отклонений результатов финансово-хозяйственной деятельности корпорации и размера налоговых платежей от их среднестатистических значений за предшествующие периоды; - проведение оценки эффективности используемых инструментов налогового планирования, характера и степени их влияния на достижения организационных целей. Ключевую роль в процессе налогового планирования играют его участники, под которыми понимается структурное подразделение корпорации или выполняющий соответствующие функции специалист. Помимо основных участников процесса, которые определены в документе, регламентирующем процесс налогового планирования, выделяют вспомогательных участников, т.е. структурные подразделения и специалистов, не принимающих непосредственное участие в процессе, но обеспечивающие информационную, технологическую и иные виды поддержки. Исследователями отмечается, что в зарубежной практике финансового менеджмента сложился подход к созданию собственных структурных подразделений, объединяющих высокопрофессиональных специалистов в области налогового планирования. Причем такой подход присущ как компаниям финансового сектора, так и промышленным предприятиям. При этом, как отмечается, в России данный подход до настоящего времени не является доминирующем, лишь ограниченное количество отечественных компаний (как правило, ориентированных на внешнеэкономическую деятельность) располагают налоговыми службами по своему ресурсному обеспечению и выполняемым функциям сопоставимым с зарубежными аналогами. Также отмечается и нехватка квалифицированных специалистов, осуществляющих функции налогового планирования59.

Позиции российских ученых разделяются в решении вопроса об организации управления процессом налогового планирования корпораций. В. В. Муравьев высказывает идею о целесообразности создания в структуре корпораций трех независимых подразделений, к основным задачам которых соответственно относится: осуществление налогового планирования, реализация налогового плана, проведение внутреннего налогового контроля. Д. Ю. Мельник, опираясь на зарубежный опыт, считает, что финансовому менеджеру следует осуществлять координацию работы, по крайней мере, двух структурных подразделений: бухгалтерии и юридической службы. При этом положение службы внутреннего аудита должно быть независимым в структуре управления корпорации60. А. Н. Медведевым высказывается мысль о необходимости решения вопросов налогового планирования на основе междисциплинарного подхода, предполагающего объединение специалистов различного профиля и относящихся к различным уровням управленческой иерархии.61

Международные аспекты практики налогового планирования в корпоративном управлении

Таким образом, из обоих примеров видно, что применение специального налогового режима позволяет уменьшить реальную налоговую нагрузку предприятия в 5 раз. В действительности, даже уплаты такого незначительного налога можно избежать, если кипрская компания арендует объекты интеллектуальной собственности у компании, зарегистрированной в классическом офшоре (при этом эти объекты могут передаваться на основе договора субаренды в пользование компаниям – резидентам других стран, например, РФ), который является владельцем данных объектов.

На территории России также существуют территории с особым административным и налоговым режимом – особые экономические зоны или свободные экономические зоны, которые широко используются в международном налоговом планировании.

В отличие от офшоров территории особого развития или СЭЗ служат принципиально иным целям – их создание направлено на развитие приоритетных секторов экономики (как правило промышленность, сфера наукоемких технологий, туризм и оказание транспортно-логистических услуг) и является инструментом промышленной и инновационной политики государства. В отдельных случаях территории особого развития создаются в депрессивных районах, столкнувшихся с последствиями экономического кризиса с целью структурной перестройки их экономики и вывода на траекторию устойчивого развития. Опыт создания подобных территорий имеется у США и Великобритании, столкнувшейся с проблемой высокой безработицы в регионах угледобывающей промышленности в конце 70-х гг.

Налоговые и иные виды льгот распространяются только на компании – резидентов зон, на всей остальной территории страны действует обычный налоговый режим, поэтому иногда такие территории обозначают термином «внутренний офшор». В России история создания подобных зон берет свое начало в начале 90-х гг., когда были созданы зона экономического благоприятствования «Ингушетия» и СЭЗ в Калмыкии. Однако создание этих зон не достигло желаемого результата, для российских компаний эти территории стали удобным и легальным инструментом для избежания налогообложения без осуществления реальных инвестиций и затрат, направленных на развитие их инфраструктуры, промышленности и т.д.

Новый этап в развитии свободных экономических зон в России связан с принятием федерального закона «Об особых экономических зонах РФ» в 2005 году. Первоначально данным законом предусматривалось создание на территории РФ трех типов зон: промышленно-производственных, технико внедренческих и туристско-рекреационных. Впоследствии в законе был закреплен четвертый тип зон – портовые. К настоящему времени в России действуют 17 особых экономических, из которых 6относятся к промышленно-производственному типу, 5 технико-внедренческого типа, 4 туристско-рекреационной направленности и 2 портово-логистических зоны86.Создание данных зон направлено на создание условий для развития импортозамещающих производств (промышленно-производственные зоны), высокотехнологичных кластеров экономики (технико-внедренческие), внутреннего туризма (туристско-рекреационные) и транспортно логистических хабов, опосредующих международные транспортные перевозки грузов (портовые). В целях привлечения инвестиций, в т.ч. зарубежных компаниям – резидентам зон предлагается внушительный пакет налоговых и финансовых льгот, в состав которых входит льготы по уплате налога на прибыль, отмена земельного и транспортного налогов и др. Полный набор льгот, доступных для резидентов можно рассмотреть на примере особой экономической зоны промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ) «Липецк», функционирующей с 2005 года и являющейся наряду с ОЭЗ ППТ «Алабуга» одним из наиболее успешных проектов подобного типа87.

В настоящее основными направлениями деятельности ОЭЗ «Липецк» являются производство энергетического оборудования, машин, оборудования, автокомпонентов, производство бытовой техники, медицинского оборудования, а также строительных, био - и наноматериалов материалов. Резидентами зоны являются 23 компаний, в числе которых известные международные бренды: ООО «Йокохама (Япония) – производство автомобильных шин, ООО «СЭСТ-ЛЮВЭ» (Италия) - производство теплообменного оборудования, ООО «Бекарт-Липецк» РОСОЭЗ: http://www.russez.ru/ Официальный ОЭЗ «Алабуга»: http://www.alabuga.ru/ (Бельгия) - производство металлокорда и бортовой проволоки. Резиденты зон могут рассчитывать на следующие налоговые льготы (таблица 10).

Совершенствование налогового планирования в корпоративном управлении и оценка его эффективности

Обязанность по уплате штрафа в размере 100 000 рублей возникает у компании или физлица в случае: неправомерного непредставления уведомления о контролируемых иностранных компаниях, представления недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях; - непредставления налоговому органу сведений, необходимых для проведения налогового контроля, выразившегося в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иного уклонения от представления таких документов либо представления документов с заведомо недостоверными сведениями.

За неправомерное непредставление уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении об участии в иностранных организациях полагается штраф в размере 50 000 рублей.

При этом в соответствии с переходным периодом за налоговые периоды 2015-2017 годов ответственность, предусмотренная статьей 129.5 НК РФ, не применяется.

Кроме налоговых штрафов, к нарушителям может быть применена и уголовная ответственность: за уклонение от уплаты налогов с физического лица (ст. 198 УК РФ) и организации (ст. 199 УК РФ). Уголовная ответственность за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате не включения в налоговую базу в 2015-2017 годах прибыли КИК не наступает, если ущерб, причиненный бюджету в результате преступления, возмещен в полном объеме.

Отмечая положительные моменты, связанные с принятием поправок в налоговое законодательство (рост налогооблагаемой базы и поступлений в бюджет, повышение степени прозрачности и подотчетности деятельности российских налогоплательщиков) следует также отметить и ряд негативных последствий.

Реализация положений закона приведет к существенному росту расходов российских компаний на налоговое администрирование, связанное с идентификацией и отчетностью по КИК. Как отмечается в аналитической справке компании Ernst&Young «расчет налогооблагаемой базы в соответствии с правилами 25 Главы в отсутствие освобождений для доходов от «активных» операций создаст беспрецедентную нагрузку на российские организации, осуществляющие активные операции за рубежом в юрисдикциях, которые могут быть признаны низконалоговыми»97.

Дополнительным фактором роста административных издержек налогоплательщика станет необходимость перевода всей документации, предоставляемой в налоговые органы, на русский язык. Также следует отметить значительную величину штрафов, предусмотренных за неполное исчисление налогов на основании правил КИК, которые составляют 20% суммы налога для юридических и физических лиц. При этом законом не предусмотрены какие-либо послабления в случаях, когда недоплата налога не носит умышленный характер и происходит в силу: - неопределенности законодательства (весьма вероятно, принимая во внимания тот факт, что компаниям понадобится длительный адаптационный период, чтобы освоить новые правила; - неясность отдельных положений закона или невозможность получения информации вследствие недостаточного влияния, которое российское лицо может иметь на иностранную организацию. Здесь следует отметить, что 10% порог владения, определенный в законе, является крайне низким и зачастую не позволяет акционеру осуществлять контроль над иностранной организацией.

Наконец следует сказать, что законом предусмотрены жесткие сроки предоставления налоговой отчетности по КИК, которые не учитывают сроки

Дальнейшая проработка положений закона и оперативное внесение поправок на основе мониторинга результатов его применения в 2015-2016 гг. является важным условием успешного применения закона в будущем. В целях получения ожидаемых результатов от внедрения нововведений, направленных на противодействие уклонению от налогообложения с использованием серых оптимизационных схем, необходимо выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между налоговыми органами и компаниями – налогоплательщиками. К числу таких механизмов относится практика предварительного налогового разъяснения, получившая широкое распространение в западных странах.

Совершенствование оценки эффективности налогового планирования в корпоративном управлении основывается на развитии модели налогового бюджетирования. Одной из задач налогового бюджетирования должно быть не только систематизация расчета налоговых платежей, но и повышение эффективности налоговой оптимизации по показателям налоговой нагрузки и налогового щита для поддержания стратегии экономического роста предприятия-налогоплательщика.

Совершенствование оценки эффективности налогового планирования на основе налогового бюджетирования должно стать важнейшим способом повышения эффективности управления налоговыми платежами в повышении рентабельности хозяйственной деятельности компании-налогоплательщика. Это в свою очередь предполагает не столько балансирование налоговых выгод и налоговых расходов, сколько обеспечение максимизации налоговых выгод при минимизации налоговых платежей. Без максимизации налоговых выгод и минимизации налоговых платежей сложно добиться повышения эффективности хозяйственной деятельности с опорой на собственный внутренний экономический потенциал роста компании.

В процессе планирования внутреннего экономического роста компании на очередной год при разработке бюджетных планов максимизацию налоговых выгод и минимизацию налоговых платежей следует выделять внутри налогового бюджета. Сущность нашего подхода заключается в том, что при этом концентрируется внимание не на одной только минимизации налоговых платежей, а на реализации корпоративной стратегии повышения рентабельности хозяйственной деятельности. К примеру, в стратегии повышения эффективности должно быть отмечено, что в планируемой перспективе компания будет увеличивать объемы производства и продаж в большей мере за счет собственных средств, особенно за счет максимизации реинвестируемой части чистой прибыли, а это означает повышение роли налоговых выгод в виде амортизации, особенно при использовании видов ускоренной амортизации. Вторым важным эффектом налоговой выгоды должно использоваться налоговая экономия по налогу на прибыль по процентным платежам при внешнем заемном финансировании.

В экономической литературе встречаются различные определения налогового планирования. Все они сводятся к тому, что под налоговым планированием (налоговой оптимизацией, или корпоративным налоговым менеджментом) понимается уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика , включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

Корпоративное налоговое планирование предусматривает выработку и оценку управленческих решений, исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Организации стремятся максимизировать свой доход и прибыль . С этих позиций основной задачей налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющего оптимизировать систему налогов. А это означает не только снижение налогового бремени по отдельным налогам и в целом по организации, но также и оптимальное распределение налоговых платежей во времени.

Целями налогового планирования являются:

1) соблюдение налогового законодательства;

2) сведение до минимума излишних налоговых выплат;

3) максимальное увеличение прибыли;

4) разработка структуры взаимовыгодных сделок;

5) управление потоками денежных средств;

6) эффективное сотрудничество с участниками налогового планирования;

7) влияние на законодательные органы власти, налоговые и финансовые органы, суды.

Особое внимание к налоговому планированию связано с тем, что в организациях большая часть финансово-хозяйственных операций подвержена, прямо или косвенно, влиянию налогового законодательства. Налоговые платежи составляют весомую долю в финансовых потоках хозяйствующих субъектов и ложатся на них существенным бременем. Хотя фактический уровень налоговой нагрузки (по уплаченным налогам) в России, рассчитываемый официальными органами, на протяжении последних лет остается в пределах 3334% (что весьма близко к показателям стран с либеральной налоговой системой), уровень номинального налогового бремени (по начисленным налогам) является высоким. Это связано с тем, что собираемость налогов в России обусловлена разными мнениями налогоплательщиков и государства по поводу системы налогообложения : налогоплательщики за счет вывода бизнеса в тень и сокрытия базы налогообложения ограничивают фактическое перечисление налогов в бюджет в пределах 3334% от ВВП.

Поэтому от грамотного профессионального решения, принятого с учетом налоговых последствий, зачастую зависит судьба организаций, являющихся законопослушными налогоплательщиками. По мере роста качественных и количественных параметров бизнеса, решения, связанные с учетом налоговых обязательств, становятся все более сложными и ответственными. Недоучет этой стороны финансовой деятельности, допущенные ошибки в расчетах по налогам с бюджетом, оборачиваются тяжелыми финансовыми потерями. Управление налогообложением, как вид специфической деятельности в организации, все больше входит в практику хозяйственной жизни России, а налоговый менеджер, или эксперт (консультант) по налогам, становится все более значительной фигурой.

Следует отметить, что значительным препятствием для осуществления налогового планирования в России является отсутствие стабильного налогового законодательства . В настоящее время данная отрасль права является наиболее активно развивающейся. Доказательством пристального внимания государства к регулированию правоотношений в сфере налогообложения является то, что в нормативные документы данной отрасли права (в том числе и в основной закон  Налоговый кодекс РФ) изменения и дополнения вносятся в среднем чуть ли не ежемесячно. В таких условиях возможности и эффективность налогового менеджмента ограничены, но все же существуют. Более того, при высокой динамичности изменений налогового законодательства особенно важно своевременно и адекватно на них реагировать.

Ведение налогоплательщиком налогового планирования означает выполнение следующих основных функций.

1. Оптимизация налогообложения: в рамках этой функции налогоплательщик постоянно изыскивает возможности по уменьшению налогового бремени; каждая новая сделка, новый вид деятельности подвергаются анализу на предмет налоговой оптимизации.

2. Планирование сумм налогов (по видам налогов), подлежащих уплате. В рамках этой функции налогоплательщик, путем составления бюджета налогов или иным образом, планирует суммы и сроки уплаты налогов.

3. Отслеживание сроков уплаты налогов. Данная функция тесно связана с предыдущей. Ее выполнение позволит налогоплательщику избежать преждевременной уплаты налогов (а с учетом концепции стоимости денег во времени  извлечения излишней суммы денежных средств из хозяйственного оборота) или просрочки, т. е. пени и штрафов .

4. Выявление и анализ налоговых рисков, т. е. рисков возникновения споров с налоговыми органами .

5. Прогнозирование изменений налогового законодательства и использование их в своих интересах.

При построении и проведении политики снижения налогового бремени организации следует иметь в виду, что уменьшение налоговых платежей не является главной целью организации. Одним из основных принципов налогового планирования является минимальное вмешательство в условия деятельности налогоплательщика. При принятии решения о налоговом планировании большую роль играют неналоговые факторы. Например, существует много видов деятельности, освобожденных от налогообложения. В то же время конкретный налогоплательщик, принимая решение о начале осуществления постоянной предпринимательской деятельности , учитывает не столько налоговые льготы , сколько иные факторы (спрос на продукцию, опыт работы, наличие производственной базы и т. д.).

Налоговая оптимизация  это лишь одна из задач финансового менеджера (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Функции финансового отдела

Вместе с тем фактор налогообложения следует учитывать при решении многих финансовых задач.

Так, налоги влияют на показатели финансово-хозяйственной деятельности и, если в процессе анализа и оценки финансового состояния предприятия выявлено, что некоторые коэффициенты отклоняются от оптимальных значений, и улучшить ситуацию можно посредством изменения налоговых платежей предприятия, то это сигнал о необходимости проведения организацией дополнительных мероприятий по налоговому планированию.

Кроме того, одним из элементов налогового планирования является составление налогового бюджета, который содержит информацию о начислении налогов, планируемых налоговых платежах, прогнозе задолженности перед бюджетом . Эти данные затем отражаются в бюджете доходов и расходов , бюджете движения денежных средств, прогнозной финансовой отчетности. Таким образом, налоговое планирование является одним из этапов бюджетирования и способствует реализации финансовой стратегии компании.

Фактор налогообложения следует учитывать при анализе и оценке эффективности вложений в основные средства. В этом случае, в качестве мероприятий по налоговому планированию, будет выступать недопущение приобретения, а также реализация и ликвидация (в случае наличия) неэффективной части основных средств .

Еще одной задачей, при решении которой задействовано налоговое планирование, является управление оборотным капиталом : очень важно правильно определить пик платежей, особенно налоговых, так как сроки их уплаты для организации изменить трудно. Так, отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты налога;

4) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер.

При наличии первых трех из вышеуказанных оснований организации может быть предоставлен также налоговый кредит .

По налогу на прибыль , региональным и местным налогам организации может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит в случае:

1) проведения этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

2) осуществления этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнения этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Таким образом, далеко не каждая организация имеет право на изменение срока уплаты налога путем отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита. Однако налоговое планирование позволяет изменять момент формирования налоговой базы , а, следовательно,  момент возникновения обязанности по уплате налогов. Налоговое планирование позволяет определить, в какой момент на счете организации необходимо наличие средств во избежание пени и штрафов .

Следует также отметить, что чем выше уровень налогообложения, тем дешевле заемный капитал как источник финансирования. Поэтому, воздействуя на уровень налоговой нагрузки посредством осуществления мероприятий по налоговому планированию, можно влиять на решения по структуре капитала.

Таким образом, налоговое планирование задействовано при решении всех задач управления финансами организации, хотя большинство теорий финансового менеджмента исходит либо из предпосылки нулевого налогообложения, либо использует ее очень упрощенную модель (это связано со сложностью и динамичностью изменений налогового законодательства ). Поэтому, применяя их на практике, важно вводить в рассмотрение фактор налогообложения, т. е. оценивать дополнительные выплаты, связанные с принятием данного финансового решения; а также анализировать возможности использования налоговых льгот или изменения срока уплаты налога.

Государство поощряет действия по налоговому планированию (хотя налоговые платежи являются основным источником доходов бюджетов всех уровней), так как они позволяют улучшить финансовое состояние предприятий, повысить эффективность деятельности и, в конечном итоге, расширить налоговую базу, что должно привести к увеличению налоговых платежей.

Это проявляется в том, что своим появлением налоговое планирование обязано провозглашению Конституцией РФ социальной направленности государства, поддержки государством конкуренции (в том числе формирования слоя среднего и малого предпринимательства) и объективной невозможности императивного установления законодателем для каждой категории налогоплательщиков с учетом условий их хозяйствования отдельных систем налогообложения. В ст. 3 Налогового кодекса РФ сформулированы следующие принципы налогообложения.

1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы (то же продекларировано в ст. 57 Конституции РФ). Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения . При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ, налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Следует обратить внимание именно на добровольный порядок применения льгот, особо отмеченный в п. 2 ст. 56 НК РФ: налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов . Иными словами, именно право выбора, законодательно предоставленное налогоплательщику государством, обусловливает возможность налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта . Стремление налогоплательщика к оптимизации налоговых платежей всеми законными способами правомерно и оправданно в силу первичности права собственности перед налоговыми обязательствами. К тому же это закреплено ч. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой собственник вправе по своему усмотрению совершать, в отношении принадлежащего ему имущества, любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Таким образом, законодательство РФ признает права налогоплательщика и предоставляет ему возможность для реализации мер защиты его собственности, в том числе направленных на уменьшение налоговых обязательств, но только при условии, что эти действия не приводят к нарушению законодательства .

Однако, признав на законодательном уровне право налогоплательщика на осуществление мероприятий по налоговому планированию, государство поставило перед собой задачу четко разделить границу между добросовестными и недобросовестными методами снижения налоговой нагрузки.

Последние носят название уклонения от уплаты налогов и проявляются в:

 уклонении от постановки на учет в налоговых органах ;

 сокрытии объектов налогообложения ;

 грубом нарушении правил бухгалтерского и налогового учета ;

 фальсификации учетных данных;

 непредставлении или несвоевременном представлении документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, или их уничтожение;

 неуплате налогов;

 незаконного использования налоговых льгот и т. д.

При уклонении от уплаты налогов, действия налогоплательщика всегда носят противоправный характер.

В правоприменительной практике большинства государств, в том числе и Российской Федерации, сложились специальные методы, позволяющие предотвращать уклонение от уплаты налогов. Это:

 законодательные ограничения;

 меры административного и финансового воздействия, применяемые при нарушении налогоплательщиком налогового законодательства;

 специальные судебные доктрины.

Законодательные ограничения устанавливаются налоговым законодательством и представляют собой, по сути, совокупность обязанностей налогоплательщика, составляющих, наряду с его правами и гарантиями их осуществления, налоговый кодекс поведения налогоплательщика. К таким ограничениям можно отнести обязанность субъекта зарегистрироваться в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представлять сведения и документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, удерживать налоги у источника отдельных категорий доходов (например, при выплате дивидендов , заработной платы , доходов иностранным юридическим лицам ), а также установление мер ответственности за нарушения налогового законодательства.

К мерам административного и финансового воздействия, применяемым при нарушении налогоплательщиком налогового законодательства, можно отнести право налогового органа на переквалификацию сделки в судебном порядке, которое является одним из основных способов борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, уклоняющимися от уплаты налогов. В общем случае, согласно ст. 45 НК РФ, взыскание налога с организаций производится налоговыми органами в бесспорном порядке.

Метод специальных судебных доктрин пока еще не получил в Российской Федерации законодательного признания. В мировой практике налоговые органы имеют большие возможности при использовании судебного механизма борьбы с уклонением от уплаты налогов в случае, если налогоплательщик совершает сделки или действия исключительно в целях приобретения прав на налоговые льготы или для структурирования каких-либо отношений между различными предприятиями, с целью получения преимуществ, связанных только с налоговыми аспектами таких отношений.

Налоговое планирование на предприятии осуществляется в несколько этапов. Безусловно, планировать налоги надо уже на этапе организации бизнеса при выборе расположения предприятия, филиалов и дочерних компаний, организационно-правовой формы и т. д. Затем необходимо сформировать налоговую политику организации.

Должны быть детально изучены и проанализированы налоговые проблемы организации. Необходимо поставить задачу, в соответствии с которой затем будут подбираться инструменты и разрабатываться схемы налогового планирования. Налоговый анализ включает, в частности, определение особенностей организации финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта , формирование налогового поля (перечень основных налогов, которые надлежит уплачивать, их ставки, размеры, распределение между бюджетами различных уровней и налоговые льготы ), анализ системы договорных отношений и типичных хозяйственных ситуаций (в том числе бухгалтерских записей), оценку суммы налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования и др.

В качестве задачи налогового планирования может выступать минимизация налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по совокупности налогов, исчисляемых на базе одного и того же объекта налогообложения (например, оборотных налогов с выручки ); по всей совокупности налогов и сборов, плательщиком которых является организация, и т. д.

Следующим этапом налогового планирования является выбор инструментов его осуществления.

Инструменты налогового планирования  налоговые льготы, специальные налоговые режимы , зоны льготного налогообложения на территории РФ и за рубежом, соглашения об избежание двойного налогообложения и т. д., позволяющие практически реализовать предусмотренные законодательством наиболее выгодные с позиций возникающих налоговых последствий условия хозяйствования.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие.

1. Налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством.

2. Договорная политика, т. е. оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений (например, реализация продукции самостоятельно или через комиссионера ; производство готовой продукции из собственного сырья или из давальческого сырья).

3. Элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения, учетная политика в целях налогообложения (например, метод определения выручки от реализации «по оплате» или «по отгрузке», оценка материально-производственных запасов и расчет их фактической себестоимости при списании в производство, порядок переоценки основных средств, наличие или отсутствие резервов предстоящих расходов и платежей).

4. Цены сделок (например, увеличение покупных или снижение продажных цен по сделкам с контрагентами ).

5. Отдельные элементы налогообложения (например, дифференциация налоговых ставок по прибыли (доходу) у индивидуальных предпринимателей и у юридических лиц ).

6. Специальные налоговые режимы и особые системы налогообложения (например, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства , единый налог на вмененный доход и пр.).

7. Льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями (например, взаимодействие в своей коммерческой деятельности фирм, зарегистрированных в иностранных государствах и имеющих режим льготного налогообложения).

При осуществлении налогового планирования, с целью оптимизации налоговых платежей, необходим постоянный мониторинг законодательства и корректировка процедуры налогового планирования , с целью учета в кратчайшие сроки всех изменений.

Итак, сущность налогового планирования заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

С увеличением налогового бремени (налоговой нагрузки) на хозяйствующие субъекты потребность в налоговом планировании возрастает (табл. 8.1).

Налоговые платежи составляют весомую долю в финансовых потоках организации. Зачастую, от грамотного, профессионального решения, принятого с учетом налоговых последствий, зависят судьба бизнеса, возможности его роста и развития. Недоучет этой стороны финансовой деятельности стороны организации, допущенные ошибки в расчетах по налогам с бюджетом оборачиваются тяжелыми финансовыми потерями. Российские реалии таковы (высокое налогообложение бизнеса, нестабильность налогового законодательства и тому подобное), что результаты четко организованного корпоративного налогового менеджмента не идут ни в какое сравнение с результатами общеэкономического и даже финансового менеджмента. На сегодняшний день вести бизнес, не просчитав, сколько принесет прибыли та или иная сделка и сколько потребуется при этом заплатить налогов, практически невозможно. Проблемы налогообложения, учета и управления налогами по значимости сравнимы, пожалуй, только с проблемами, возникающими непосредственно в ходе производственной или любой другой предпринимательской деятельности. Эта значимость выражается в конкретных суммах, которые отдаются государству. Налоговые платежи, охватывая всю производственную и хозяйственную деятельность организаций, входя во все элементы, определяющие состав цены, влияют на эффективность производства, а также являются важнейшим фактором при принятии бизнес-решения.

Налоги в идеале не должны влиять на выбор экономических решений предприятия, они не должны существенно менять философию бизнеса. На практике же налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, вторгаются в сферу стратегических решений, нередко вынуждая кардинально менять тактику действия компании. Серьезные решения никогда не принимаются без учета налогов и управления ими. На предприятии всегда должны быть внутренние и внешние специалисты, основными функциями которых являются анализ и обеспечение деятельности данного предприятия с налоговой точки зрения. Даже если налоги не определяют основной стратегии предприятия, кто-то должен их своевременно и правильно исчислять, а также принимать меры по их оптимизации.

Корпоративный налоговый менеджмент как вид управленческой деятельности на предприятии все больше входит в практику хозяйственной жизни России, а налоговый менеджер организации (эксперт, консультант по налогам) становится все более значимой фигурой.

Управление налогами охватывает ту часть финансов, которая относится к обязательным и безэквивалентным платежам. Возникают отношения по поводу организации налоговой системы и осуществления денежного потока в бюджеты разных уровней, которые можно рассматривать через призму бюджетных взаимоотношений. При этом можно выделить несколько субъектов финансовых отношений; разумеется, ключевую роль играют два из них - государство и налогоплательщики. Связано это с тем, что налоги являются преимущественно выражением отношений собственности, а экономические процессы государства не тождественны интересам налогоплательщиков.

С этих позиций необходимо различать управление налогами на государственном уровне и на уровне экономических субъектов. Однако здесь применима концепция налогового менеджмента как дифференцированного целого, то есть органического единения двух противодействующих видов налогового менеджмента. Иными словами, налоговый менеджмент в первую очередь может характеризоваться в организационном плане.

Корпоративный налоговый менеджмент - это система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов принятия управленческих решений в области налоговых доходов и расходов.

В настоящее время корпоративный налоговый менеджмент ограничен целями и задачами государственной бюджетной и налоговой политики. Это выражается в правовом регламенте доходов и расходов организации, методов формирования налоговой базы по основным налогам, ценообразовании на сырье и так далее.

В число общих функций управления, присущих любой социально-экономической системе, входят анализ, планирование, организация, учет, контроль и регулирование. Поэтому корпоративный налоговый менеджмент охватывает три взаимодействующие сферы:

1. организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии;

2. налоговое прогнозирование (планирование);

3. налоговое регулирование;

4. налоговый контроль (самоконтроль).

Организация корпоративного налогового менеджмента в широком смысле - это совокупность организационных форм и методов налогового планирования, налоговой оптимизации и налогового самоконтроля; в узком - это подготовка и создание условий для оптимизации налоговых потоков. Для организации управления налоговыми потоками на предприятиях используется организационная структура финансового менеджмента.

Управлением налоговыми платежами на предприятии ООО «Антей Плюс» занимается бухгалтерия. В ее обязанности входит:

Разработка и обоснование применения эффективного налогового режима;

Создание и поддержание информационной базы по налоговому законодательству;

Разработка корпоративной налоговой политики и налогового бюджета;

Осуществление корпоративного налогового планирования;

Осуществление внутреннего налогового контроля, анализ налогообложения организации;

Своевременное и полное предоставление документации налоговым органам;

Осуществление налогового производства (своевременная постановка на учет в соответствующие органы и перерегистрация, разработка налогового календаря и регулирование платежей по отдельным налогам и тому подобное).

Государственный контроль положен в основу государственной налоговой политики; цель его - формирование доходной части бюджета, оптимизация двух основных источников поступлений (налогов и займов), а также обеспечение решения поставленных социально-экономических задач.

Корпоративное налоговое планирование осуществляется в рамках разработки, как стратегических решений, так и тактических планов (бизнес-план, бюджеты); цель его - оптимизация финансов, в том числе путем снижения налогов. Налоговое планирование призвано не только уменьшать налоговые платежи предприятия, но и оптимизировать налоговые потоки, стать регулятором, наряду с планом маркетинга и производства, процесса управления предприятием. Оптимизация налогового бремени организаций закладывает основу для роста массы налоговых поступлений в бюджетную систему в перспективе.

Корпоративное налоговое планирование представляет собой интеграционный процесс, заключающийся в упорядочивании хозяйственно-финансовой деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития предприятия. Этот процесс можно также определить как предварительное рассмотрение, оценка решений в области финансово хозяйственной деятельности организации с учетом величины возможных налоговых платежей и выбор из них наилучших решений с позиций целевых установок организации. Такая трактовка корпоративного налогового планирования предполагает, что любое решение, например, инвестирование средств, создание филиала, выход на новый рынок и тому подобное, должно быть оценено с учетом налоговых последствий. Следует отметить, что на уровне предприятия такие функциональные элементы корпоративного налогового менеджмента, как налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль, неразрывно связаны и происходят как единый процесс, вследствие чего складывается впечатление, что на предприятии имеет место только налоговое планирование, хотя налоговое регулирование и контроль сохраняют свою относительную самостоятельность в составе корпоративного налогового менеджмента.

Общая цель налогового регулирования заключается в том, чтобы уравновесить общественные, корпоративные и частные экономические интересы. Достижение этой цели обеспечивается сочетанием различных методов налогового регулирования (налоговый кредит, отсрочка от уплаты налога, рассрочка налогового платежа), а также синтезом их со всеми методами государственного регулирования экономики (ценообразование, тарифы, регулирование денежного обращения и другое).

В рамках реализации общей цели особое значение имеют налоговые льготы и налоговые санкции. Правильное сочетание этих двух систем обеспечивает гибкость налогообложения и как следствие - эффективность налоговой политики.

Характерным является то, что методы налогового регулирования должны в обязательном порядке учитывать законодательные положения, определяющие различные аспекты налогового производства и ответственность за их нарушения. Кроме того, сюда включается широкий спектр методов косвенного воздействия на проведение субъектов налогообложения, стимулирующих принятие ими решений, полезных обществу (например, через применение упрощенной системы налогообложения).

Налоговый контроль представляет собой систематическую деятельность, направленную на организацию самоконтроля (наблюдения, проверки менеджерами правильности исчисления и уплаты налогов, движения входящих и исходящих налоговых потоков, эффективности использования налоговой прибыли, а также выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов). Налоговый контроль осуществляется как государственными органами, так и аудиторскими фирмами, бухгалтерскими и финансовыми службами предприятий. Государственный контроль как элемент воздействия на хозяйствующие субъекты обязывает их правильно формировать налоговую базу и точно исчислять величину налогового обязательства. Контроль в ООО «Антей Плюс» призван обеспечивать достоверность учета налогооблагаемых объектов, уплачиваемых в бюджет налогов. А также качественного составления налоговых расчетов и отчетов.

Корпоративный налоговый менеджмент - это составная часть управления финансами экономического субъекта; это выработка и оценка управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей - оптимизация налогообложения путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Корпоративное налоговое планирование - необходимая составляющая финансово-экономической деятельности субъекта; это законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Основной целью налогоплательщика должно являться не противодействие фискальной системе государства, а собственно высвобождение активов для дальнейшего их использования в экономической деятельности.

В своей деятельности хозяйствующие субъекты, в том числе и ООО «Антей Плюс», всегда стремятся максимизировать свой доход и прибыль. А это может совпасть с минимизацией налоговых отчислений. Но в целом субъектов интересует не сама по себе величина уплачиваемых налогов, а конечный финансовый результат. С этих позиций основной задачей является выбор варианта уплаты налогов, позволяющий оптимизировать систему налогообложения.

Важным критерием решения вопроса о необходимости организации хозяйствующим субъектом корпоративного налогового менеджмента является уровень налогового бремени. Если удельный вес налогов не превышает 15% чистого дохода предприятия, то потребность в налоговом планировании и оптимизации минимальная; при более высоких значениях уровня налогового бремени необходима организация полноценного налогового менеджмента. Чем выше налоговое бремя, тем эффективнее будут затраты хозяйствующего субъекта по организации налогового менеджмента, тем выше цена принимаемых управленческих налоговых решений (при условии их эффективности).

Налоговое бремя ООО «Антей Плюс» за 3 предшествующих года составляет в среднем 16% от чистого дохода организации. Так, в 2006 году оно составило - 16%; в 2007 году - 17%; в 2008 году - 16%, то есть удельный вес налогов в общей доле прибыли распределяется практически равномерно.

Публикации по теме