Государственное регулирование рынка. Рынок и государственное регулирование

Государственное регулирование рынка является главным рычагом принудительной нормализации как внутреннего, так и внешнего экономического состояния любой страны. На данный момент существует несколько рекомендованных методов к стимулированию оптимальной работы финансового сектора. Перед их изучением необходимо ознакомиться со структурой и функциями экономического рынка.

Основы финансирования

Денежный сектор на сегодняшний день представляет собой самостоятельный элемент. Именно он формирует мировой финансовый рынок. Денежный сектор является частью и кредитной составляющей экономического баланса со всеми его доходами и оборотами.

Финансовый рынок представляет собой совокупность международных и национальных отношений, которые обеспечивают направление, распределение и аккумуляцию развития капиталов между различными субъектами системы. Катализатором в этой структуре выступают банковские учреждения. Их целью является достижение оптимального соотношения спроса по выгодному предложению для обеих сторон. При этом капитал с каждой новой транзакцией поднимается на новый уровень.Финансовый рынок предоставляет обществу услуги, снабжая деньгами его субъектов в нужный отрезок времени. Иными словами, это биржа, где в качестве товара выступает валютный капитал. В свою очередь, деньги играют транспортную роль. Они участвуют в обращении на бирже ценных бумаг, на кредитных и страховых торгах. Это одна большая единая экономическая сущность, состоящая из отношений и механизма перераспределения.

Структура рынка

Финансовый сектор можно разделить на пять составляющих: инвестиционную, фондовую, кредитную, валютную и страховую. Относительно этого формируется структура рынка. В нее входят кредитные, валютные, фондовые и страховые операции, а также всевозможное инвестиции.

Здесь объектами купли-продажи являются финансовые ресурсы. Отличаться они могут по виду сделок относительно секторов рынка. К примеру, в кредитных операциях деньги играют свою собственную роль, а на фондовых торгах продаются только права на возможность получения доходов. Именно поэтому финансовый рынок можно представить как индикатор состояния всей экономики, которая зависит от перераспределения ресурсов.
Структуру мирового биржевого сектора принято делить на три группы: деньги, капитал и кредиты. Операции над каждой из этих финансовых групп могут быть краткосрочными или долгосрочными. Наиболее протяженными из них будут кредитные ссуды, которые не имеют четких границ. Здесь доходная часть зависит от определения процентов. Формирование таких ставок регулируется организацией, предоставляющей эту услугу.

Функции и инструменты рынка

Система денежных отношений определяет состояние экономики и ее субъектов. В зависимости от течения дел оно может быть на микроуровне или макроуровне. Финансовое состояние является первостепенным показателем эффективности рынка.

В мировой экономике рассматривается только макроуровень. Он определяется следующими показателями: прибыль и расходы, дефицит бюджета, долги, сальдо баланса, процентные ставки, инфляция, курс валют, масса капитала, объем ценных бумаг и сбережений.

На сегодняшний день принято различать пять функций финансового рынка:

  • увеличение скорости централизации и концентрации капитала;
  • перераспределение бюджетных средств;
  • снижение циклов торговли;
  • экономия обращения;
  • поддержка непрерывного процесса воспроизводства.

Инструментами биржевого сектора являются задокументированные денежные обязательства субъектов, оформленные в соответствии с текущим законодательством. В настоящий момент в мировой экономике распространена практика слияния различных посредников для однотипных операций. Развитие сотрудничества способствовало появлению таких финансовых инструментов, как векселя, акции, чеки, расписки, облигации, полисы, закладные, сертификаты и пр.

Государственное регулирование рынка

Эта экономическая процедура представляет собой одну из важнейших задач внутренней политики страны. Только грамотный и своевременный контроль за финансовыми рынками позволит обеспечить их успешное процветание.

Государственное регулирование рынка экономики условно можно разделить на две модели. Первая называется доминирующей. Она предполагает господство органов государственной власти над всей экономической структурой страны, оставляя лишь незначительную часть полномочий предприятиям и организациям. Вторая модель основывается на саморегулировании рынка. Здесь все главные функции по налаживанию экономической ситуации отдаются в руки организаций. Власти страны лишь контролируют течение дел и имеют право вмешаться в нужный момент.
Такие методы государственного регулирования позволяют упорядочить деятельности отдельных участков рынка. Кроме этого, структурируются и операции организаций, на которые им хватает полномочий.

Государственное регулирование финансового рынка должно включать следующие пункты:

  • выполнение только в соответствии с законодательством;
  • отсутствие монополии;
  • обязательное лицензирование деятельности;
  • контроль транзакций посредников;
  • защита прав и интересов инвесторов и кредиторов.

Основные задачи и механизм регулирования

В случае упадка экономики государство должно взять на себя ответственность за нормализацию финансового сектора в стране. Механизм регулирования рынка преследует следующие цели:

  • Обеспечение эффективной деятельности финансового сектора за счет его развития и повышения конкурентоспособности.2. Снижение вероятности рисков к минимуму, чтобы исключить возможность банкротства фондового и кредитного рынков.

Регулирование рынка в РФ

Случившийся несколько лет назад международный банковский кризис заставил ведущие страны мира задуматься над процессами стабилизации финансового сектора. Сегодня биржи очень нестабильны, поэтому со стороны властей нужен надлежащий контроль и четкий алгоритм действий.

Государственное регулирование рынка России может осуществляться сразу несколькими структурами:

  • ФС по занятости и труду. Данной федеральной службой осуществляется лицензирование организаций, разработка финансовых инструментов и контроль за состоянием рынка.
  • ФС по финансам. Этой службой проводится регистрация транзакций и проверка их законного соблюдения.3. ФС по страхованию. Осуществляет такие методы государственного регулирования, как контроль за состоянием клиентов и выдача лицензий начинающим компаниям.

Гарант финансовых инвестиций

Государственное регулирование рынка, помимо стабилизации экономической ситуации, преследует еще одну немаловажную цель – защиту вложений. Согласно соответствующему закону Правительства РФ, инвесторам не стоит беспокоиться о своих накопленных средствах.

В момент регулирования рынка инвестор вправе запросить любую информацию, касающуюся его ценных бумаг и состояния его капитала. Центробанк гарантирует сохранность вложенных средств.

Жалобами инвесторов занимаются органы федеральной власти.

К отраслям естественной монополии во многих странах относят большинство видов деятельности, продукция которых является «предметом общественного пользования», - коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация и др. Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (так как значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ, что как раз соответствует одному эффективному производителю в отрасли.

Рассмотрим теперь «плюсы» и «минусы» в связи с существованием сфер деятельности, где количество эффективных предприятие! равно единице (отрасль естественной монополии): + - 1. Возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции. 1. Возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение перекладывания издержек в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии 2. Возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для оказывать обратного влияния на производителя. поддержания средств производства на должном уровне.

3. Возможность использования достижений научно-технического прогресса. 2. Возможность блокировать технический прогресс. 3.

Возможность "экономить" за

счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг. 4. Возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги. 4. Возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм. 5. Возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации, внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволяет сократить потери, связанные с риском и неопределенностью. Очевидно, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Однозначно определить, что перевешивает - «плюсы» или «минусы» - очень сложно.

Однако общество не может жить в условиях такой неопределенности и зависимости от естественных монополистов. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает.

Разрешить существующие противоречия общество может только одним способом - регулированием естественной монополии. 6.6.2.

РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ

В России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:

естественные монополии;

разрешенные монополии;

временные монополии.

Естественные монополии в нашей стране определяются по двум признакам:

а) фирмы, производящие блага, которые невозможно импортировать из-за рубежа;

б)фирмы, действующие на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения производителей экономически неэффективно.

Разрешенными монополиями считаются отрасли и фирмы, которые обеспечивают нужды государства в обороне и безопасности или производящие специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.

Временными монополиями признаются отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.

Именно временные и естественные монополии стали предметом особого внимания Антимонопольного комитета РФ и правительства в целом.

Хозяйственная практика показывает, что как раз такие отрасли и фирмы влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно.

Способы борьбы с естественными монополиями:

1. Установление фирмам перечня потребителей, которых они обязаны обслуживать;

2. Внешнее установление уровня и структуры цен;

3. Внешнее регулирование и создание плана инвестирования в расширение производства.

То есть в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения будет ограничена, а на смену ей приходит государственное экономическое управление.

Для ослабления власти над рынком временных монополий государство может осуществлять следующие меры:

1. Запретить формирование финансово-промышленных групп, способных захватить доминирующее положение на местных товарных рынках;

2. Запретить уже существующим финансово-промышленным группам включать в свой состав фирмы, которые занимают доминирующее положение на местных товарных рынках;

3. Поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы ослабить доминирование монополиста;

4. Проводить принудительное разукрупнение фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм;

5. Поощрять создание новых малых фирм, если это позволит снизить монополизацию рынка. 6.6.3.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТРУКТУРЫ РЫНКА

При анализе структуры рынка часто используются количественные методы ее оценки. Рассмотрим несколько наиболее известных из них. 6.6.3.1.

ПОРОГОВАЯ ДОЛЯ РЫНКА

Россииским законодательством установлен простейшим количественным критерии для отнесения того или иного предприятия к категории предприятий-монополистов или занимающих доминирующее положение на рынке -превышение пороговой доли на данном торговом рынке. В настоящее время она определена в 35 %. Превышающие эту долю предприятия включаются в Государственный реестр предприятий-монополистов. Подобный подход имел место в Великобритании в начале осуществления в стране антимонопольной политики.

Первым антимонопольным законом 1948 г. предписывалось информировать Комиссию по монополиям и слияниям о всех случаях, когда доля одной фирмы (единичная монополия) или группа совместно действующих фирм ограничивает конкуренцию, захватывая не менее трети общего объема данного товарного рынка. Законом 1973 г. порог был снижен до 25 %.

Правда, использование этого критерия в английской практике существенно отличалось от его использования в российской:

пороговой уровень (треть или 25 % рынка) применялся, прежде всего, для контроля над ограничительной политикой, проводимой группой независимых фирм. Именно факты такого поведения подлежали регистрации с последующим рассмотрением в специальном суде (Restrictive Practice Court). Единичные же фирмы с более высокой, чем пороговая, долей рынка ни в какой реестр не включались, в каждом конкретном случае их ограничивающее конкуренцию поведение (и только оно) расследовалось отдельно, на что уходило нередко несколько лет.

25 %-ная пороговая доля рынка действовала не только в отношении продавцов, но и в V

отношении покупателей данного товара, тогда как по российскому законодательству 35 %-ный порог применяется лишь к продавцу (производителю).

В настоящее время российским законодательством пороговая доля рынка для доминирующего предприятия ограничена 25 %. 6.6.3.2.

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

  • а) налог уплачивают продавцы;
  • б) налог уплачивают покупатели.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1DD1, a линия предложения - S1S1. Равновесная цена составляла Р1(равновесный объем продаж - Q1 (рис. 5.1).

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т руб. Линия предложения займет положение S2S2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, цена для покупателей повысится с Р- до Р+. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+АВР-. Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P1CBP-, а взнос покупателей - Р+ACP1.

Рис. 5.1. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т руб. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q2, цены Р+ и Р- будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога - продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.

Рис. 5.2. Воздействие на рыночное равновееие акцизного налога при уплате его покупателями

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая - на продавцов (рис. 5.3, а). Из рис. 5.3, а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р+АСР1, а взнос продавцов - P1CBP-. На рис. 5.3, б иллюстрируется противоположное положение, когда большая часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая - на покупателей.

Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.

Дотация - это отрицательный налог, или "налог наоборот". Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Рис. 5.3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D1D1 и S1S1. Равновесный объем продаж был равен Q1 а равновесная цена - P1 (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации

Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V руб. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V руб., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V руб. ниже P1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р-, цена, получаемая производителями, повышается до Р+.

Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V руб. линии спроса, а не линии предложения.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:

  • а) установление верхнего ("потолка") предела цен;
  • б) установление нижнего ("пола") предела цен.

Максимально верхняя граница цены (так называемая "социально низкая цена") - это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.

Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, "потолок" цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения "черного рынка".

Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела ("пола") цен, т. е. цен выше равновесного уровня.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле. На рис. 5.5 мы видим, что и при верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема QE. В первом случае будет продано Q"q единиц блага, во втором - Q"s.

Рис. 5.5. Фиксированная цена

Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa

Государство постоянно должно контролировать рынок, т. е. система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера осуществляется государственными учредителями в целях адаптации социально-экономической системы к постоянно изменяющимся условиям. Вмешательство государства в рынок влияет на состояние дел на нем, формирования спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту общества. Субъектами государственного регулирования являются федеральные, региональные, муниципальные органы управления.

Государственное регулирование ставит перед собой цели соблюдать интересы государства, общества, социально незащищенных слоев общества, придерживаясь прав и свобод личности. Государство следит, чтобы не были ущемлены интересы отдельных регионов, социальных групп, а также государственное регулирование направлено на защиту интересов будущего поколения, охрану окружающей среды. Государство стремится минимизировать негативные последствия рыночных процессов, создать правовые, финансовые предпосылки эффективного функционирования рыночной экономики.

Правовое регулирование разрабатывает законы, которые обеспечивают защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, борьбу с теневой экономикой. Этим занимается антимонопольное законодательство и дефляционная политика. Антимонопольная политика ведет жестокий контроль над ценами предприятий-монополистов, проводит антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Дефляционная политика - политика стабилизации уровня цен. Эта политика ограничена выбором: или стабилизация платежеспособного совокупного спроса, или переход к свободным ценам на продукцию, что может привести к росту цен, или увеличения предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

Финансовое регулирование . С помощью финансов, которые государство «берет» из своего бюджета, принимаются меры для стимулирования рыночных отношений в периоды экономических спадов. Государственное вмешательство необходимо, когда рынок обнаруживает свою несостоятельность и для устранения последствий своей же деятельности. Финансовое регулирование происходит за счет фискальной политики. В проведении этой политики большую роль играют правительственные расходы. Они делятся на правительственные закупки - регулируемые законодательством государственные расходы, которые включают в себя все затраты государства на конечную продукцию производителей и на прямые покупки ресурсов, и трансфертные платежи - выплаты со стороны государства из бюджета и внебюджетных фондов предприятием и начислением (субсидии, пенсии, процент по государственному долгу). Налоговая политика заключается в том, что в периоды экономических спадов применяют стимулирующую политику - снижение налогов и увеличение государственных расходов. В периоды экономических подъемов применяется сдерживающая политика - увеличение налогов и сокращение государственных расходов.

Государственное регулирование имеет две модели:

Адаптационная модель эта модель основана на постоянном приспособлении к постоянно меняющимся условиям рынка, на сочетании форм собственности и совместной деятельности государственного и частного сектора.

Координирующая модель – она основана на планировании деятельности, прогнозировании и постоянных переговорах. Эта модель предполагает предупреждение сбоев в экономике путем точной дозировки объемов государственного вмешательства.

Выполняя свои функции, государство применяет разнообразные методы воздействия на экономику. Выделяют косвенные и прямые методы государственного регулирования. Прямые базируются на административных мерах воздействия; косвенные носят экономический характер. В первую очередь выделяют денежно-кредитную политику, инструментом которой являются норма обязательных реквизитов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству противостоять инфляции, регулировать процентные ставки. Также большую роль уделяют налоговой политике, без которой невозможно поднять экономику и организовать распределение доходов. К налоговой политике можно присоединить политику государственных расходов. Эта политика осуществляет преобразование производства, сглаживает региональные диспропорции, снижает проблему безработицы. Планирование - предопределение будущего, построение моделей намечаемого будущего состояния экономики, способов, средств и сроков достижения их состояния. Планы почти всегда ориентируются на цели, на решение задач, которые необходимо решить экономике, что находит отражение в показателях плана, его числовых параметров. Для того чтобы достигнуть целей, делают прогноз, т. е. строят вариантные гипотезы возможных экономических траекторий. С помощью планирования и прогнозирования государство достигает своей цели, хотя при этом сталкивается на пути с различными препятствиями, которые могут привести к негативным последствиям.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики обусловлена как несовершенством отдельных рынков, так и необходимостью решения макроэкономических задач. Основными методами государственного регулирования рынка являются: государственный контроль над уровнем цен, введение налогов, предоставление дотаций, установление рыночных квот.

Фиксирование цен осуществляется государством в следующих случаях:

1) равновесные цены представляются обществу слишком высокими (государство устанавливает их уровень ниже равновесных, вводя максимальный уровень или потолок цен);

2) равновесная цена представляется слишком низкой для поддержки товаропроизводителей (государством законодательно устанавливаются цены выше равновесного уровня, так называемые минимальные цены или нижний уровень цен).

В первом случае возникает дефицит товара (избыток спроса), а во втором - излишек товара (избыток предложения). Эта ситуация отражена на рис. 3.9.

Рис. 3.9. Фиксация цен

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию, что чаще всего является следствием политического давления на правительство со стороны сельхозпроизводителей. Однако в этом случае правительство должно решать проблемы, связанные с возникновением избытка продукции на рынке. Часто правительство закупает весь этот излишек на деньги налогоплательщиков. Но оно не может «выбросить» закупленную продукцию на внутренний рынок, так как это неизбежно приведёт к понижению рыночных цен.

Не решает проблему и экспорт продукции в другие страны, поскольку в этом случае государство составляет конкуренцию своим же частным экспортерам на внешнем рынке, тем самым сокращает частный экспорт, что приводит к увеличению предложения и падению цен внутри страны. Правительству приходится увеличивать государственные запасы сельхозпродукции без ясной перспективы их дальнейшего использования (хранить, уничтожать, оказывать безвозмездную помощь другим странам и т.д.).

В попытке сократить избыток продукции правительство может прибегнуть к дополнительным административным мерам. Например, оно может установить каждому производителю квоты на объём производимой продукции или пределы посевных площадей, может платить премии за их сокращение и т.д. Это приведёт к сокращению предложения и снижению избытка продукции. Но эти меры требуют создания специального административного аппарата, увеличивают государственные расходы на его содержание, на выплату вышеупомянутых премий и т.д. В связи с этим многие зарубежные экономисты подвергают сомнению экономическую целесообразность установления государственных фиксированных цен выше уровня цены равновесия.

При установлении потолка цен ниже равновесного уровня государство, как правило, пытается решить те или иные социальные проблемы. Например, если равновесная цена столь высока, что исключает данный товар из потребления большей части населения, а товар относится к предметам первой необходимости (хлеб, сахар, молоко). Чаще всего подобная ситуация вероятна в периоды войн, кризисов, неурожая и т.п. Вследствие введения фиксированных цен ниже равновесного уровня возникает устойчивый дефицит товаров. Это означает, что устанавливая ради блага населения низкую цену, государство вместе с тем не гарантирует всем своим гражданам физической возможности получения данного товара .

Другое негативное последствие установления административной цены ниже равновесного уровня - возникновение «чёрного рынка» с очень высокими ценами. Чёрный рынок является спутни-

ком дефицита, так как часть граждан готова переплачивать сверх установленной государством цены за отсутствующий в официальной торговле товар. В результате низкая цена приводит к ограничению объёма предложения на уровне Q s 2 . Этот фиксированный объём продукции приводит к смещению кривой предложения из положения S в положение Si и формированию цены чёрного рынка на уровне P 2 , значительно превышающем равновесный уровень Р Е (см. рис. 3.9). В итоге отмечается снижение уровня благосостояния потребителей.

^ Иллюстративная задача

Спрос и предложение описываются уравнениями: Q d = ~ = 8000 - 12Р и Q s = 4Р- 750. Как сложится ситуация на рынке,

если административно будет установлена цена, равная 500 ДЕ? Какой при этом будет цена «чёрного рынка»? Решение

При Р = 500 ДЕ Q d = 8000 - 12 500 = 2000 шт., а Q s = = 4 · 500 - 750 = 1250 шт. Так как Q d > Q s , на рынке сложится ситуация избытка спроса (дефицита товара) в размере 2000 - 1250 = 750 шт.

При Р = 500 ДЕ производители будут поставлять на рынок объём продукции, равный 1250 шт. Подставим этот объём в уравнение спроса: 1250 = 8000 - 12Р, 12Р = 6750, Р = 562,5 ДЕ. Это и есть цена «чёрного рынка», намного превышающая государственную цену.

Противодействуя дефициту, государство может либо увеличить предложение недостающих благ за счёт дополнительных закупок за рубежом, либо уменьшить спрос на товар путём рационирования, т.е. установления ограничений на объёмы покупок (например, с помощью карточек, талонов, купонов нормировать потребление дефицитных товаров). Оба этих способа широко использовались в нашей стране в период существования директивных, устанавливаемых государством цен .

Рационирование - это ограничение государством объёма закупок на определённые товары.

Косвенные налоги. Механизм уплаты косвенных налогов (НДС, акцизов, таможенных пошлин) предполагает, что покупатель платит за товар цену с надбавкой в виде косвенного налога, а продавец перечисляет сумму, равную величине налога, в бюджет государства. В качестве примера допустим, что государство ввело акцизный налог (Т) в виде фиксированной суммы платежа на каждую единицу товара (рис. 3.10).

Рис. 3.10. Изменение рыночного равновесия под влиянием косвенного налога

Продавец будет вынужден запрашивать за любое количество товара цену, большую прежней на величину налога. Это приведёт к смещению кривой равновесия влево вверх и установлению новой точки равновесия (E 1), которой будет соответствовать новая, повышенная равновесная цена (E ei) и новое, уменьшенное равновесное количество (Qet)- Это значит, что покупателю придётся платить больше, чем до введения налога.

Но не выиграет и продавец. Ведь из продажной цены каждого товара ему придётся отдать государству сумму, равную величине налога. В результате «цена за вычетом

налога», т.е. то, что реально достанется продавцу, составит только Ps, что явно меньше, чем Р Е.

Сумма налоговых поступлений государства будет равна ставке налога, умноженной на число проданных товаров (Т· Q 1). На графике они составят прямоугольник P s Р Е1 Е 1 А. При этом произойдёт распределение налогового бремени: часть налога будут платить покупатели, часть - продавцы.

На рис. 3.10 видно, что налоговые платежи располагаются точно в той части графика рыночного равновесия, где прежде располагались излишки потребителя и производителя, т.е. государство с помощью налогов изымает в свою пользу их часть. При этом заштрихованный треугольник АЕЕі, отражающий ещё одну часть сокращения объёма излишков потребителя и производителя, не войдёт и в доходы государства, т.е. просто пропадёт, не доставшись никому. Поэтому его можно определить как чистые потери общества, связанные с налогообложением.

I- "* Иллюстративная задача

0 Спрос и предложение заданы функциями: Q d = 100 - Р и Q s = 2Р - 50. Государство вводит 10%-й налог с продаж. К каким последствиям это приведёт?

После введения налога изменится функция предложения, так как 10 % от цены нужно будет заплатить в виде налога. Следовательно, у предприятия останется 0,9Р, тогда функция предложения будет описываться выражением Q s = 2Р · 0,9 - 50.

Спрос, оставшийся неизменным, приравняем к новому выражению для предложения: 100 - Р = 2Р · 0,9 - 50, следовательно, P e * = 54 ДЕ, Q e * = 46 шт.

До введения налога: 100 - Р = 2Р - 50, следовательно, P e = 50 ДЕ, Q e = 50 шт.

Таким образом, равновесная рыночная цена выросла на 4 ДЕ, а равновесный объём снизился на 4 шт.

Степень воздействия косвенных налогов на объём продаж, а также распределение налогового бремени зависят от наклонов линий спроса и предложения. Потребители полностью оплачивают налог либо при вертикальной линии спроса, либо при горизонталь-

ной линии предложения. Производители полностью оплачивают налог либо при вертикальной линии предложения, либо при горизонтальной линии спроса . Чем менее эластичен спрос и более эластично предложение, тем большая часть налога ложится на потребителей и меньшая - на производителей. Учитывая, что с течением времени эластичность предложения увеличивается, то всё большая часть налога перекладывается на плечи потребителей.

Таким образом, введение налогов вызывает сдвиг кривой предложения влево, повышение рыночной цены и сокращение объёмов продажи товаров.

Субсидии и дотации. Своего рода антиподом налогов являются государственные субсидии и дотации.

Субсидия (subsidy) - разовое пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств бюджета или из специальных фондов физическим или юридическим лицам, местным органам, другим государствам.

Дотация - государственные денежные пособия в виде доплат, предоставляемые гражданам и отдельным организациям для покрытия убытков или на специальные цели.

Чтобы стимулировать производство некоторых товаров, государство может взять на себя часть затрат производителя (поддержать убыточное предприятие или дорогостоящий высокотехнологичный проект). Дотации или субсидии (Н) вызывают смещение кривой предложения (рис. 3.11) из положения S в положение S 1 . В результате возникает новая точка равновесия (E 1) и соответствующие ей равновесная цена (Pe 1) и равновесный объём (Q e 1).

За каждый проданный товар производитель получит доплату (Н), т.е. фактическая продажная цена товара с учетом субсидии для него будет

Общая сумма затрат государства на субсидии равна величине потоварной субсидии, умноженной на число проданных товаров что на графике соответствует площади прямоугольника

Рис. 3.11. Изменение рыночного равновесия под влиянием дотации

По сравнению с прежней равновесной ценой Р Е производи-

производителю, ни потребителю, фактически это чистые потери общества от предоставления субсидии. Как и в случае с налогами, за искусственное отклонение точки равновесия от естественного уровня приходится платить - часть суммы дотации пропадает.

Иллюстративная задача

Спрос и предложение заданы функциями: Q d = 1200 - 5Р

и Q s = 500 + 5Р. Государство предоставляет субсидию производителю в размере 10 ДЕ на одну единицу продукции. Как изменятся равновесная цена и равновесный объём после введения субсидии? Чему будет равна цена реализации продукции для производителя?

После введения субсидии в размере 10 ДЕ на единицу продукции изменится функция предложения: Q s = 500 + 5 (Р+10). Спрос, оставшийся неизменным, приравняем к новому выражению для предложения: 1200 - 5Р = 500 + 5 (Р +10). Следовательно, Р Е = 65 ДЕ, Q e = 1200 - 5 · 65 = 875 шт.

До введения субсидии рынок характеризовался параметрами: 1200 - 5Р = 500 + 5Р, следовательно, Р Е = 70 Де, Q e = 850 шт.

Таким образом, равновесная рыночная цена снизилась на 5 ДЕ, а равновесный объём вырос на 25 шт.

Цена производителя составит: P s = P 0 + Н = 65 + 10 = = 75 Де, что выше первоначального равновесного уровня

на 5 ДЕ (Pq = 70 ДЕ).

Таким образом, введение правительством субсидий и дотаций производителям вызывает сдвиг кривой предложения вправо, увеличение равновесных объёмов производства продукции, снижение равновесных цен. Субсидирование потребителей вызывает соответственно рост доходов потребителей, сдвиг кривой спроса вправо, повышение рыночной цены, увеличение равновесного объёма продаж. В любом случае дотирование и субсидирование влекут за собой увеличение излишков потребителей и производителей, рост их благосостояния.

Публикации по теме