Варианты расследования несчастных случаев на производстве. Алгоритм расследования несчастного случая с легким исходом. в ООО “Нижневартовскдорсервис”


В статье 22 ТК РФ в числе основных для работодателя называется обязанность обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда. Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. До настоящего времени в абсолютном большинстве организаций проблема эта не решена, что подтверждается высоким уровнем производственного травматизма.

Вспышка самолета приземлилась, разлетелась и загорелась. Экипаж и некоторые из пассажиров пережили аварию. Официальное расследование показало, что исходный материал, из которого изготовлена ​​большая вращающаяся часть двигателя, содержит дефект, который в конечном итоге привел к трещине. Трещина росла в течение всей жизни детали и, наконец, сломалась, что привело к повреждению осколков самолета и его гидравлических систем. Кроме того, в ходе расследования выяснилось, что эта часть подверглась многочисленным инспекциям, предназначенным для обнаружения дефектов, подобных тем, которые в конечном итоге привели к сбою детали.

Как правило, в ходе расследования и легких, и тяжелых несчастных случаев выявляются одни и те же причины происшедшего. Разница лишь в том, что в зависимости от обстоятельств они приводят к травмам разной степени тяжести. Поэтому необходимо своевременно и качественно организовывать расследование любого несчастного случая на производстве. И прежде всего необходимо определить, какие именно несчастные случаи подлежат расследованию и учету.

Проверки были сделаны у изготовителя материала, изготовителя кузницы, производителя двигателя и при плановом обслуживании двигателя оператором. Официальный отчет об этом несчастном случае определил, что вероятной причиной было недостаточное рассмотрение ограничений человеческого фактора в процедуры контроля и контроля качества.

Используемых в капитальном ремонте двигателя авиакомпании, в результате чего усталостная трещина, возникающая из ранее необнаруженного металлургического дефекта, не была обнаружена. Последующая катастрофическая дезинтеграция части производила мусор с распределением и с энергетическими уровнями, которые превышали уровень защиты, обеспечиваемой конструктивными особенностями гидравлических систем, которые управляли управлением полетом самолета.

Г.И. ПОМОГАЕВ, доц., зам. гл. инспектора по охране труда Департамента госнадзора
и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Росинспекции

Особенности расследования и учета несчастных случаев на производстве

Ежегодно в г. Москве на производстве получают тяжелые и смертельные травмы более 1200 человек. При этом случаи тяжелого и смертельного травматизма - это только видимая часть "айсберга", который в основной своей массе состоит из несчастных случаев на производстве с легким исходом.

В этом примере одна ссылка в цепочке была выделена как более значительная, чем другие, которая включала процессы, используемые для получения основного материала для вращающейся части, многочисленные проверки, предназначенные для обнаружения дефекта, прежде чем он стал трещиной, и восприимчивость конструкции самолета к повреждению путем распределения мусора в данном конкретном случае. Комитет считает, что программа управления безопасностью должна иметь всеобъемлющее представление о том, что представляет собой существенную причину для обеспечения того, чтобы корректирующие действия касались нескольких причинных факторов и обеспечивали многочисленные заверения в том, что подобный несчастный случай или инцидент не произойдут в будущем.

Прежде всего необходимо четко представлять, какие несчастные случаи подлежат расследованию и учету в соответствии со ст. 227 ТК РФ и разд. 1 Положения об особенностях расследования и учета несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. постановлением Минтруда России от 24.10.02 № 73 (далее - Положение).

Получайте анонсы новых заметок сразу на свой E-MAIL

В целях анализа наиболее распространенных причин несчастных случаев комитет рассмотрел официальные отчеты об авариях и различные сводки этих отчетов. Цифры и показывают основные факторы причины, указанные в официальных сообщениях об авариях, приводящих к потере воздушных судов.

Для 50 несчастных случаев во всем мире на рисунке 3-5 показана разбивка по воздушной системе. Хотя данные о первичных причинных факторах легко. С. аварии аварии с участием крупных зарегистрированных США самолетов коммерческих самолетов. Эти данные часто вводят в заблуждение при использовании для определения подробных тенденций в причинах возникновения аварии. Например, на рисунке 3-2 можно предположить, что обслуживание является растущей проблемой. Однако, имея дело с небольшими числами, небольшие изменения могут приводить к большим изменениям в процентах.

Итак, попытаемся на примере, к сожалению, стандартного несчастного случая рассмотреть интересующие нас вопросы.

18 марта 2003 г., работая на строительной площадке одного из современных жилых комплексов Москвы, бетонщик Б. получил тяжелую травму.
После оказания первой медицинской помощи Б. машиной скорой помощи был доставлен в городскую клиническую больницу, где ему поставили диагноз "открытая черепно-мозговая травма, перелом ключицы, травматическая ампутация кисти правой руки". Было также установлено, что пострадавший находился в состоянии алкогольного опьянения. Содержание алкоголя в крови пострадавшего составляло 0,9%, что соответствует легкой степени опьянения.
Администрация строительной компании, в которой работал пострадавший, в соответствии с требованиями ТК РФ направила извещение о происшедшем в Государственную инспекцию труда в г. Москве, в межрайонную прокуратуру по месту происшествия несчастного случая, в филиал Московского регионального отделения Фонда социального страхования, в орган исполнительной власти субъекта РФ, а также в Московскую федерацию профсоюзов, хотя пострадавший не являлся членом профсоюза.
Извещение было направлено через несколько часов после происшедшего, что позволило оперативно организовать расследование несчастного случая.
Была создана комиссия под председательством государственного инспектора труда, в состав которой были включены: технический инспектор профсоюза, представитель Фонда социального страхования и представители администрации строительной компании. Для начала необходимо было установить, подлежит ли данный несчастный случай расследованию как несчастный случай на производстве в соответствии со ст. 227 ТК РФ и п. 1 Положения.
В рассматриваемом несчастном случае пострадавший гражданин Б. являлся работником, выполнявшим работу на основании трудового договора, поэтому данный несчастный случай должен быть расследован как несчастный случай на производстве.

Фактически, только три несчастных случая в течение 10-летнего периода были связаны главным образом с обслуживанием. Как уже обсуждалось, атрибуция первичных причин иногда проблематична. Если основная причина двух из этих аварий была связана с одним из других факторов причин, связанных с этими несчастными случаями, не было бы никакого увеличения количества несчастных случаев, связанных с техническим обслуживанием.

Один из изготовителей рассмотрел большое количество прошлых аварий и определил все действия, которые могли нарушить цепочку событий, ведущих к несчастным случаям. Этот экзамен показал, что операторы могут значительно снизить риск несчастных случаев, приняв следующие меры.

Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами при исполнении ими трудовых обязанностей, а также работы по заданию организации или работодателя - физического лица. К указанным лицам относятся:
- физические лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем в соответствии и на условиях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (далее - работники), включая:
а) работников, выполняющих работу на основании трудового договора, в т. ч. в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделенных работодателем или приобретаемых ими за свой счет (надомники);
б) студентов и учащихся образовательных учреждений соответствующего уровня, проходящих производственную практику в организации или у работодателя-физического лица;
в) лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых в установленном порядке к труду в организациях, и др.;
другие лица, участвующие с ведома работодателя (его представителя) в его производственной деятельности своим личным трудом, правоотношения которых не предполагают заключения трудовых договоров; например, военнослужащие, студенты, учащиеся, направляемые в организации для выполнения строительных, сельскохозяйственных и других работ, не связанных с несением военной службы или учебным процессом;
лица, проходящие научно-педагогическую и научную подготовку в системе послевузовского профессионального образования (аспиранты) и т. д.;
работодатели - физические лица, вступившие в трудовые отношения с работниками, и др.

Стратегия предотвращения несчастных случаев, которая учитывает все факторы причины, связанные с инцидентами и несчастными случаями, а не только основные факторы причины, имеет больший потенциал для предотвращения аварий, устраняя факторы, которые являются общими для многих инцидентов и несчастных случаев. Эти общие факторы служат «ловушками», которые легче идентифицировать и устранять, чем уникальный, крайне редкий фактор, который может быть помечен как «основная причина» в данной аварии. Например, если ряд несчастных случаев, как представляется, не связан, корректирующие действия могут быть сосредоточены на конкретных обстоятельствах каждого несчастного случая.

Следует заметить, что в спорных случаях вопрос о наличии трудовых отношений решается в судебном порядке

Рабочий К. пришел на предприятие оформляться на работу. Не успев оформить документы, переходя из одного здания в другое, он попал под машину и погиб. На найденном при нем заявлении о приеме на работу не было виз администрации, в журнале вводного инструктажа не было записей о прохождении инструктажа, а также не было приказа о его приеме на работу.
Этот случай не был признан подлежащим расследованию в соответствии со ст. 227 ТК РФ.

Тяжёлый несчастный случай

Однако всеобъемлющий обзор может выявить фундаментальный недостаток, такой как плохая подготовка пилотов, управление безопасностью или обслуживание воздушных судов, что является общим для всей серии аварий. Выявление и исправление этих основных недостатков имеет важное значение, поскольку они могут привести к различным видам инцидентов и несчастных случаев.

Анализ тенденций, основанный на надежности или среднем времени между сбоями, может добавить еще одно измерение в процесс управления безопасностью. Теоретически можно было бы провести анализ тенденций компонентов, конструкций и т.д. Чтобы не допустить, чтобы дефектные части стали причинами в цепочке событий, ведущих к инциденту или несчастному случаю, и это повысило бы безопасность. Однако из-за избыточности, встроенной в конструкцию конструкций и систем воздушных судов, отказ какого-либо одного компонента не создает угрозы для дальнейшей безопасной эксплуатации.

Работник ГУП "Московский метрополитен" Н. получил травмы во время поездки к месту проведения первичного инструктажа на рабочем месте. На тот момент были оформлены документы и издан приказ о приеме на работу, выдано удостоверение работника метрополитена. Данный несчастный случай подлежал расследованию в соответствии с требованиями ст. 227 ТК РФ, т. к. гражданин Н. на момент происшествия уже находился в трудовых отношениях с ГУП "Московский метрополитен".

Кроме того, по экономическим причинам авиакомпании и производители уже используют анализ надежности компонентов, чтобы держать свои воздушные суда в воздухе. По крайней мере, в течение следующих 10 лет - комитет считает, что целенаправленные усилия по определению среднего времени между неудачами, которые потребуют сбора и анализа огромных объемов данных, могут не определять конкретные тенденции безопасности и не поддаваться безопасность.

Что затрудняет определение конкретных, экономически эффективных профилактических мер. Данные об инцидентах, связанных с самолетами с воздушным транспортом, дают немного другую картину. Начнем с того, что во многих организациях нет адекватных систем отчетности о происшествиях, и очень сложно получить полные и последовательные отчеты об инцидентах. В то время как несчастные случаи, как правило, очень заметны, постоянно сообщаются и тщательно расследуются, инциденты включают более широкий круг ситуаций и причин факторов, настолько многочисленны, что имеющихся ресурсов в промышленности и правительстве недостаточно для проведения тщательных расследований большинства зарегистрированных инцидентов и их отчетность часто зависит от инициативы задействованного персонала.

Вторым необходимым условием расследования и учета несчастного случая как несчастного случая на производстве является получение работником травмы, повлекшей за собой необходимость перевода на другую работу, либо временную или стойкую утрату им трудоспособности, либо смерть работника. Фактическим подтверждением этого являются: листок нетрудоспособности; медицинский документ, дающий право на освобождение от работы или на перевод на другую работу; свидетельство о смерти.
Расследованию подлежат события, в результате которых работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, были получены увечья или иные повреждения (травмы), в т. ч. причиненные другими лицами, включая:
- ожоги;
- тепловые удары;
- обморожения;
- утопления;
- поражения электрическим током (в т. ч. молнией);
- укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными или насекомыми;
- повреждения травматического характера, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств;
- иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием на пострадавшего опасных факторов.
В рассматриваемом случае пострадавший получил стойкую утрату трудоспособности в результате частичного разрушения строительной конструкции. Травма подтверждена выданным пострадавшему листком нетрудоспособности (больничного листа) и установленным лечебным учреждением диагнозом.

Кроме того, широко принятые определения того, что представляет собой инцидент, являются неточными и в практических условиях они интерпретируются по-разному различными организациями и отдельными лицами. Читатель должен иметь в виду, что производители особо заинтересованы в предотвращении инцидентов и аварий, связанных с неисправностью системы. Поэтому база данных производителя реактивного транспорта может быть смещена в сторону инцидентов, в которых задействована производительность системы воздушных судов.

По возможности каждый инцидент был разбит на последовательность событий. Этот анализ дал равный акцент всем факторам в цепочках событий. Поскольку аварии происходят редко, анализ записей о несчастных случаях может служить руководством по широким областям, вызывающим озабоченность, но по своей сути неспособным предотвращать другие виды несчастных случаев. Инциденты более часты и являются богатым источником данных о безопасности полетов, однако количество данных настолько велико, что трудно выявить значимые риски и избежать бесплодных утечек.

Маляр Г., получив листок временной нетрудоспособности по общему заболеванию (пояснично-крестцовый радикулит), потребовала от работодателя оформления акта о несчастном случае. Проверка выявила, что в процессе работы у пострадавшей обострилось общее заболевание и она была госпитализирована с территории организации. В ходе работы пострадавшая не поднимала и не переносила тяжелые предметы. Врачебная комиссия не установила получение гражданкой Г. каких-либо травм. Поэтому в расследовании данного заболевания как несчастного случая на производстве ей было отказано.

Процесс усложняется, потому что некоторые аварии действительно уникальны и могут не указывать на будущие опасности, тогда как некоторые, казалось бы, несущественные инциденты - это катастрофы, ожидающие своего появления. Кадровая ошибка является наиболее распространенной причиной как инцидентов, так и несчастных случаев. Аналогичным образом, несоответствующий ответ экипажа и истощение топлива, которые также являются по существу проблемами с человеческими факторами, являются основными факторами, связанными со смертельными авариями, связанными с движением.

Для организации расследования необходимо учесть место, время и обстоятельства несчастного случая. Расследуются несчастные случаи, происшедшие:
- на территории организации, других объектах и площадях, закрепленных за организацией на правах владения или аренды, либо в ином месте работы в течение рабочего времени (включая установленные перерывы), в т. ч. во время следования на рабочее место (с рабочего места), а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства, одежды и прочего перед началом и после окончания работы, либо при выполнении работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
- при следовании к месту работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (или его представителем), а также на личном транспортном средстве в случае использования его в производственных целях в соответствии с документально оформленным соглашением сторон трудового договора или объективно подтвержденным распоряжением работодателя (или его представителя) либо с его ведома;
во время служебных поездок на общественном транспорте, а также при следовании по заданию работодателя (или его представителя) к месту выполнения работ и обратно, в т. ч. пешком;
при следовании к месту служебной командировки и обратно;
при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном и др.) в свободное от вахты и судовых работ время;
при привлечении в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастроф, аварий и других чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, криминогенного и иного характера;
при осуществлении действий, не входящих в трудовые обязанности работника, но совершаемых в интересах работодателя (его представителя) либо направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.

Несмотря на то, что неисправности системы воздушных судов связаны с относительно небольшим количеством инцидентов и несчастных случаев на самолетах, усовершенствования систем воздушных судов часто повышают безопасность, повышая надежность воздушных судов, предоставляя летным экипажам более точную информацию для улучшения их ситуационной осведомленности и снижения вероятности того, что человеческая ошибка приведет к инциденту или несчастному случаю.

Процессы управления безопасностью, которые сосредоточены на основных причинах аварий, являются реактивными и вряд ли позволят адекватно решить некоторые важные причины. Данные о расследовании аварий и инцидентов имеют важное значение для планирования упреждающих корректирующих действий, которые должны учитывать все важные причины.

Рассматриваемый несчастный случай с бетонщиком Б. произошел на территории строительной площадки, т. е. на рабочем месте пострадавшего, и таким образом данный случай подлежит расследованию в соответствии со ст. 227 ТК РФ. То, что пострадавший находился в состоянии алкогольного опьянения, не влияет на необходимость расследования несчастного случая.

Международные стандарты и Рекомендуемая практика: Расследование авиационных происшествий и инцидентов. Приложение 13 к Конвенции о международной гражданской авиации, 8-е изд. Если вы получили травму на рабочем месте, вам, вероятно, сказали, что единственная компенсация, которую вы можете получить, исходит от страхового возмещения вашего работодателя. Хотя это общее правило, существует множество исключений - ситуации, в которых вы можете подать иск о возмещении ущерба, причиненного вашими травмами.

Если вы получили травму от дефектного продукта, вы можете подать иск о ответственности за продукцию против производителя продукта. Если вы были ранены токсичным веществом, вы могли бы подать ядовитый судебный иск против изготовителя этого вещества. Если вы были ранены из-за преднамеренного или вопиющего поведения вашего работодателя, вы могли бы подать иск о своем личном ущербе против своего работодателя. Если ваш работодатель не несет ответственность за страхование работников, вы можете подать в суд на своего работодателя в гражданском суд или собирать деньги из государственного фонда. Если третья сторона причинила вам травму, вы можете подать иск о физическом ранении в отношении этого лица. Хотя компенсация работникам может обеспечить деньги и выгоды пострадавшему работнику, временная нетрудоспособность и постоянные выплаты по инвалидности обычно являются довольно низкими и не компенсируют работнику такие вещи, как боль и страдания. «Рабочие» также не налагают штрафных санкций на наказание работодателя за плохие меры безопасности или опасные условия.

При террористическом акте, происшедшем 9 декабря 2003 г. около гостиницы "Националь", пострадал старший преподаватель одного из высших учебных заведений г. Москвы гражданин К. Проверкой было установлено: пострадавший с 8 ч 40 мин. до 10 ч 30 мин. проводил занятия с группой студентов в здании вуза на Моховой улице. После завершения занятий он направился к станции метро, чтобы провести следующую лекцию на Балтийской улице. Проходя по Моховой мимо гостиницы "Националь" в 10 ч 50 мин., в результате террористического акта преподаватель получил смертельные ранения, не совместимые с жизнью, и погиб на месте.
Поскольку этот несчастный случай произошел при следовании к месту выполнения работы, он подлежит расследованию как несчастный случай на производстве

Квалификация несчастного случая

Только после завершения расследования комиссией может быть решен вопрос о квалификации случая, т. е. о наличии связи несчастного случая с производством.
Следует отметить: если в ходе расследования несчастного слу чая комиссией установлено, что грубая неосторожность пострадавшего (например, алкогольное опьянение) содействовала возникновению или увеличению вреда его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного органа или иного уполномоченного пострадавшим представительного органа данной организации комиссия определит степень вины пострадавшего в процентах, что в дальнейшем повлияет на размет страховых выплат в возмещение вреда.


  • Охрана труда, предотвращение несчастных случаев

В этой заметке я описываю 3 основных вопроса :
1. Какие первичные действия должен предпринять работодатель при несчастном случае?
2. Какой алгоритм расследования несчастного случая с легким исходом?
3. Какие документы оформляются при легком несчастном случае?
+ скачать необходимые формы (примеры) документов для расследования легкого несчастного случая

Первичные действия при несчастном случае

Во-первых, немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставить его в медицинское учреждение;

Во-вторых, принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;

В-третьих, сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку на рабочем месте и состояние оборудования такими, какими они были на момент происшествия. Примечание: если это не угрожает жизни и здоровью окружающих работников и не приведет к аварии;

В-четвертых, подготовить и направить письменный запрос в медицинское учреждение о характере и степени повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, а также о нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения Примечание: Стоит учесть тот факт, что медицинское учреждение может «затянуть» с ответом на письменный запрос. Поэтому, следует позвонить и/или съездит в медицинское учреждение, в которое был доставлен сотрудник, и уточнить у врача оказавшего помощь информацию, о степени тяжести полученной травмы.

После того как мы получаем письменное (устное) заключение от врача, к какой категории относиться травма, начинаем расследование несчастного случая. В нашем случае будет несчастный случай с легким исходом.

Алгоритм расследования легкого несчастного случая

1. Сообщить в течении суток в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее ФСС). Примечание: Сообщается по месту регистрации работодателя в качестве страхователя;

2. Подготовить приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая.
В состав комиссии включается не менее 3-х человек:
— возглавляет комиссию работодатель или его полномочный представитель;
— специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом или распоряжением;
— представитель профсоюзного комитета организации или другого уполномоченного работниками представительного органа;
— уполномоченный по охране труда.

3. Принять от пострадавшего заявление и объяснительную записку, а также, взять объяснительные записки с очевидцев несчастного случая;

4. При квалификации несчастного случая как несчастного случая на производстве комиссия:
— выявляет обстоятельства и причины несчастного случая и лиц, допустивших нарушения требований охраны труда;
— устанавливает степень вины пострадавшего в процентах (при его грубой неосторожности);
— разрабатывает мероприятия по устранению причин несчастного случая.
Оформляется и подписывается:
— акт о несчастном случае на производстве формы Н-1;
— протокол опроса пострадавшего при несчастном случае (очевидцев несчастного случая, должностных лиц);
— протокол осмотра места несчастного случая, а так же планы, эскизы, схемы. При необходимости могут быть фото и видеоматериалы;
— документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов (карты аттестации рабочих мест). Примечание: если таковые есть;
— Копии из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда;
— копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему СИЗ в соответствии с действующими типовыми отраслевыми нормами (Личная карточка учета и выдачи СИЗ и/или журнал учета и выдачи СИЗ);
— другие документы по усмотрению комиссии.

После работодатель рассматривает и утверждает акты и материалы расследования несчастного случая.

При всем этом, стоит учитывать, что расследование обстоятельств и причин легкого несчастного случая, созданная комиссия проводит в течении 3-х дней.

5. Осуществляется регистрация и учет несчастного случая на производстве.
1-й экземпляр акта Н-1 с материалами расследования в оригинале остается в организации;
2-й экземпляр акта Н-1 (оригинал) вручается пострадавшему сотруднику в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая;
3-й экземпляр Н-1 (оригинал) с материалами расследования (копии) — в ФСС (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Так же, в трехдневный срок после завершения расследования.

После этой раздачи, необходимо произвести регистрацию несчастного случая в журнале регистрации несчастных случаев на производстве.

По окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего, необходимо отправить Сообщение о последствиях несчастного случая в ФСС и ГИТ. В некоторых регионах Сообщение отправляется только в ФСС, в некоторых регионах только в ГИТ, — узнавайте как это происходит в вашем случае.

Знайте, что акт Н-1 вместе с материалами расследования несчастного случая храниться в организации 45 лет.

СКАЧАТЬ необходимые формы (примеры) документов для расследования легкого Несчастного Случая [скачать ]

P.S. Надеюсь, что приведенные в этой заметке действия, алгоритмы и формы документов, никогда Вам не понадобятся!

Получайте анонсы новых заметок сразу на свой E-MAIL


    Сергей

    Замечания:

    — как правило работодатель делегирует часть своих обязанностей по охране труда в том числе, подчиненным ему руководителям. Поэтому, оказание помщи пострадавшему и доклад руководству возлагается на лиц ответственных за это;

    — расследование начинается не с заключения лечебного учреждения, а по факту травмирования. Расследуются все случаи травмирования. Дело другое каков будет результат: то ли акт Н-1, то ли произвольной формы, то ли просто приказ о травме не приведшей к потере трудоспособности;

    — заявление от пострадавшего берется только в случае, когда нетрудоспособность наступила не сразу или работодателю стало известно о случае травмирования спустя какое-то время. В данном случае увеличиваются сроки расследования до месяца (пользовался этим не раз по разным причинам, ничего противозаконного в этом нет).

    — объяснительные записки от пострадавшего, очевидцев и должностных лиц нигде не узаконены. Для чего тогда нужна установленные форма протокола опроса. Зачем перегружать ненужными документами материалы расследования, которых в некоторых случаях набегает до трех десятков наименований, а ингда и больше;

    — в болванке запроса в медучреждение нет ни слова о состоянии пострадавшего (опьянение). Запрашивать письменно об этом надо обязательно: пункт 8.3. формы акта Н-1 никто не отменял. Другими способами методами получить заключение о состоянии пострадавшего проблематично.

    Https:// Современный Инженер

    — про работодателя это обобщенный момент, поэтому там есть место и для того смысла, о котором вы говорите. Если организация маленькая, то этим будет заниматься работодатель. А так да, в большинстве случаев так и есть, занимаются подчиненные.

    — Когда получаешь медицинское заключение (с поправкой «устное»), получается больше осведомленности о причинах произошедшего. В ходе расследования начинаешь учитывать нюансы, которые не учитывал бы без заключения (с поправкой «устное»). Если случай с тяжелыми последствиями, то извещать надо уже не только ФСС, а ГИТ, прокуратуру и т.д. Про несчастный случай с тяжелым, смертельным исходом, групповой будет отдельная заметка. А то что надо расследовать любой случай, это и так понятно, все по правилам типа.

    — с заявлением да, но как правило, то на то и выходит, что месяц расследуешь без суеты 3х дневной и в ФСС это понимают.

    Объяснительные записки с пострадавших не регламентируются какими-то документами, это так, но на основании этих записок, составляются грамотно протоколы опроса и в последующем подписываются.

    — в образце запроса дополнил этот пункт 🙂

    Сергей

    Хотелось бы добавить кое-что из собственного опыта.

    В протоколе опроса пострадавшего (очевидца) есть строчка «Опрос проведен в присутствии...». Как правило его оставляют свободным, а зря, был случай, когда один клиент (пострадавший) написал на меня телегу в ГИТ о том, что я чуть ли не силой выдавливал у него показания (ну тридцать седьмой год на дворе). Я потом иесяц отписывался, а все из-за того, что беседовали тет-а-тет, свидетелей не было. Мое слово, правда подкрепленное его подписью в протоколе опроса, было против его слова. Гражданину очень хотелось поменять свои показания в части некоторых обстоятельств происшедшего, истолковав их в свою пользу.Ничего не получилось, но крови попили у меня изрядно. С тех пор опрашиваю пострадавших и очевидцев только в присутствии еще кого-либо под роспись. Пустяк вроде, а лишний предохранитель не помешает.

    Буду рад, если это кому-либо поможет не набить шишку там, где ее получили другие

    • Https:// Современный Инженер

      Да, момент стоящий Вы привели касательно темы заполнения протокола. Думаю Ваш опыт достаточно наглядный, что бы те кто смотрит за обновлениями блога не наступили на такие же грабли. Ситуация достаточно распространенная во всех сферах жизнедеятельности, когда кто-то, образно, «в прыжке переобувается»

    Сергей

    Да подобные засады на каждом шагу бывают. Печально то, что ни на каких курсах повышения квалификации и т.п. об этих нюансах ни слова не услышишь. Преподают нам люди не от земли, они глобально мыслят и до таких мелочей они просто не опускаются. А по большому счету наша работа из таких мелочей и состоит

    Https:// Современный Инженер

    Преподают нам люди не от земли, они глобально мыслят и до таких мелочей они просто не опускаются.

    Я смотрю на этот момент по другому. Люди преподают одно и то же, одно да потому же, неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом... нормального человека должно тошнить от подобной обыденности, ну или хотя бы подташнивать. Вот и получается, что без интереса лекции читают, и поверхностно. Это если спрашивать конкретно их о чем то, то отвечают, углубляются. Ну опять же есть другой момент, надо знать что спрашивать т.е на обучение идти уже с конкретными, рабочими вопросами.
  • Елена

    Печально то, что ни на каких курсах повышения квалификации и т.п. об этих нюансах ни слова не услышишь.

    Сергей, наверняка в УМЦ, где Вы проходите обучение издаются методические сборники с практическим содержанием (формы документов, положения, образцы заполнения форм и т.д., с комментариями к их использованию. Причем, с обязательными ссылками на ТК и Приказы Минздравсоцразвития РФ). Подобная методическая помощь должна быть всегда под рукой. Тогда и такой неприятный факт как НС можно «встретить» уверенно.

    Сергей

    Все это есть и на необходимом уровне. Дело в частном случае, который можно было разрешить с малой кровью. Можно подумать, что мне делать было больше нечего, чем перед инспектором отписываться.

    Владимир Иванович

    «Больные» темы -качественное расследование несчастного случая и обучение по охране труда.Главная проблема,с ней всё связано -некачественное,формальное преподавание в учебных центрах,сводящееся к беглому обзору нормативов. Нормативная база, написанная формальным юридическим языком плохо адаптирована для реальной работы,особенно тем кто не имеет большого опыта. Должно быть хотя бы:1)изданы понятные комментарии для теории(а не только те,про которые упоминала Елена,там капля в море) ЭТИ КОММЕНТАРИИ ДОЛЖНЫ ПИСАТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛИ,а не только мучиться тошнотой от повторений, как Антон их тут пожалел.(если совсем оторваны от жизни и не знают,какие комментарии писать- пусть опрашивают обучаемых,уверен,что вопросов будет море.Просто им лень!) 2)ввести что-то вроде практики на курсах повышения.

    Поэтому квалификация у специалиста по охране труда к(большому сожалению) появляется на практическом опыте проб и ошибок.

    Пять лет я вёл всю охрану труда на предприятии,пока его специально не обанкротили «хозяева».Был сильно"искусан" фанатиком-госинспектором, но «выжил»,и к моменту банкротства держал завод без штрафов.По расследованию несчастных случаев хочу дать совет.Коллеги,вы наверно согласитесь,что расследование несчастного случая напоминает расследование преступления.А принципы расследования преступления шлифовались веками,они всем известны и вам тоже.Я говорю о принципах,а не о методах, актах и протоколах,конечно в полиции они другие.Принципы одни-1) помочь пострадавшему,

    2)определить ответственных за расследование,3)расследовать,4)определить

    кто виноват,5)наказать виновных.Помня об этих принципах легче понимать норматив и правильно оформить Акт.

    Поэтому,Сергей,(не обижайся,ты много уже знаешь по теме,но всё-таки) -да,формально,объяснительные не нужны.Но это -твои «вещдоки».Не дай Бог дополнительная разборка по этому случаю(а бывает и до суда доходит). А в этих объяснительных,часто коряво и неграмотно написанных,информации обычно много больше,чем в бланках приложения акта.И что немаловажно,написаны они рукой свидетеля,а не напечатана тобой, хотя и с его подписью,отказаться или изменить показания свидетелю будет труднее.

    Сергей

    А то, что делает Антон, спасибо ему за это, должно делаться на государственном уровне, или хотя бы на уровне правительств регионов. А кроме навязываемых услуг типа «приобретите у нас аптечки первой помощи новой комплектации по тройной цене и будет вам счастье», от них ничего не дождешься. Ну, еще поеэдят по ушам, когда обратишься с достаточно сложным вопросом, запутав тебя до не могу. Давно уже в эти центры не обращаюсь. На предприятиях мы в свободном плавании и каждый молотит свою копну и каждый наступает на те грабли, которые истоптали до него. Хорошо когда имеешь связзь с коллегами на других предприятиях (поэтому стараюсь не пропускать курсы повышения квалификации, где можешь установить новые контакты). Коллеги всегда помогут. Да и в ГИТ сидят нормальные люди, всегда можно проконсультироваться. Конечно помогает периодическая специальная литература, но без полученного опыта этого очень мало

    Https:// Современный Инженер

    Поэтому, Антон,четвертым Первичным пунктом- Приказ о создание комиссии,так как пока ты будешь ездить в больницу(за результатом тяжести случая) расследование будет стоять,место происшествия могут изменить. Вначале создай комиссию,распредели роли как специалист,и если остальные её члены Коммисары-начальники сами ничего не могут или не хотят,то пусть хоть место происшествия постерегут,пока ты будешь ездить к врачам.

    Владимир! Благодарю за информационный вклад на моем блоге! Что касается комментария, так случая бывают разные (в этой заметке я рассматриваю легкий случай), и в связи с этим, бывают разные подходы. Создать комиссию первичным пунктом — это по правилам, но, в моей практике и не только, комиссия всегда была в роли единственного лица — меня. Слава Создателю всего живого, не приходилось иметь с тяжелыми и смертельными случаями... Там то комиссия, во главе с дядькой черномором, будет вся задействована в работе. Конечно, может я чего и не «догоняю», с работой в больших предприятиях не сталкивался, да и не хочу. Хотя в компании ООО «Марс» я бы все таки поработал инженером по охране труда, приблизительно за 100-130 🙂

    Владимир Иванович

    Антон,я уточню,если позволишь.Конечно,при расследовании лёгкого случая расследовать его будешь ты,как профессионал в этом вопросе,остальные члены комиссии будут только подписывать оформленные тобой документы.В лучшем случае перед этим зададут тебе вопросы,чтобы понять,что они подписывают.Я хотел сказать,что после оказания помощи пострадавшему и сохранения места происшествия тебе нужно напечатать и подписать Приказ о создании комиссии,а только потом узнавать тяжесть травмы и расследовать случай.Я имел ввиду формальную часть — комиссия должна быть оформлена сразу,так как далее ты действуешь от её имени.Кстати,лучше этот Приказ создать заранее как только ты начнёшь работать в организации,он может быть постоянным.Зачем такой формализм?Я и сам ненавижу формализм, но в документах без буквоедства никак!Давай пофантазируем в стиле Стивена Кинга — врачи тебе тянут оформление тяжести,а тут директор уехал на Мальдивы не зная,что что нужно подписать Приказ,а его И.О. не подпишет,так как случай произошёл когда он ещё не был И.О. А поскольку ты совершенно правильно в течении суток сообщил о н\с в ФСС тебя решил посетить с внеплановой проверкой любимый Госинспектор и его первый вопрос — а Кто расследует несчастный случай?Ты??!! А где Бумажка(приказ) без которой Ты -Букашка??? Нет,нет- просыпаюсь я ночью,это был сон -но завтра Приказ я оформлю,хоть и вчерашним числом...(Ладно,извини,разсочинялся...Хотя может быть это сюжет для видеоинструктажа?-))

    Кстати лично у меня был непростой случай сложной травмы,когда врачи сказали,что могут написать лёгкий или тяжёлый, но зная,то администрации конечно выгоден лёгкий намекнули,что для этого нужно «оказать материальную помощь больнице». Лишних денег на заводе не было,и через неделю,кое- как договорились рассчитаться гвоздями и напильниками.А пострадавший всё «обследовался». Ящик был тяжёлый,я устал,пока тащил его от завода к больнице.А что с ним дальше сделали «оборотни в белых халатах»не знаю,но многозначительно улыбались,когда выдавали мне заключение о лёгком случае. Пострадавший выздоровел,вылечили хорошо.

    И последнее,хоть и поднадоел наверное.Самым сложным для инженера по охране труда,как ни странно,является расследование лёгкого случая,так здесь вы руководите и всё делаете сами, а потом ещё отчитываетесь.Расследованием тяжёлого же случая(и смертельного) руководит Госинспектор (т.н."Дядька Черномор" по Антону-)),ваша же задача -вовремя!!!сообщить о происшествии куда следует,собрать их,а дальше Вы будете подручным у Госинспектора.

    Удачи в работе!

    Владимир Иванович

    Уважаемая Елена! Поверьте,мне очень не хочется возражать Вам — единственной девушке в наших обсуждениях-)) И благодарю Вас за то,что хотя бы не оспорили мой первый пункт о том,что в центрах учат неважно-одна теория почти без разъяснений.Но согласиться с тем,что практика в центрах была бы менее важной,чем обмен опытом не могу.Представьте,к примеру,если бы при обучению вождения автомобилем в учебной группе не было бы профессиональных инструкторов по вождению,которые,после получения учениками теории ездят с ними в учебной машине по городу.А предложили бы ученикам немножко поездить на машине кто как теорию запомнил,а потом бы собрали их для обмена опытом вождения.Один лучше изучил на практике руль,другой педали и так далее, но большинство все-равно многого не знает,а кто- то и сдвинуть машину не сможет.Теоретически, если они будут упражняться так очень долго,занимаясь самообучением и обучая друг друга, когда-нибудь они обучат друг друга тому,чему учит инструктор-профессионал. Только время ушло бы на это очень много и ошибок,аварий несравнимо больше.Поэтому даже представить такое обучение вождению трудно.Понятно,что лучше учить азам,основам на практике будут профессиональные учителя. Практике учат почти во всех профессиях,но вот инженеров по охране труда на курсах почему-то практике не учат.Поэтому Антон в своём блоге делает великое дело,что организует «закрывание этого пробела» в обучении, раз этого не делают те кому платят за это зарплату в учебных центрах.Но больше всего блог Антона мне нравиться из- за внятного способа изложения.Того,что он стремиться, как мне кажется,уйти от традиционного формального освещения охраны труда,науки,которая сейчас настолько раздута и нечётка,что вопросов к ней больше чем у неё ответов.Вот в этом его «прозрачном» и критичном подходе,который он сам назвал «современным», я желаю ему дальнейшего развития.

Публикации по теме