Проблемы организации взаимодействия педагогов с родителями воспитанников. Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями - документ. Формы работы с родителями

Актуальность

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.

Поэтому мы можем предположить, что поведение учителя во взаимодействии со своими учениками в значительной степени ориентируется на ожидания представителей школы выше в иерархии учреждения. Поскольку институциональные цели, чьи поведенческие выражения являются ролями, лишь частично совпадают с индивидуальными потребностями и целями, ролевая дистанция дает возможность учитывать личные потребности и реализовывать соответствующие модели поведения в рамках грубой структуры роли.

Наиболее важные модели ожиданий, которые передаются учителю, в основном связаны с двумя областями: передача знаний и порядок. С одной стороны, учитель, как ожидается, заставит учащихся более или менее определенно определить более или менее определенный контент. С другой стороны, ожидается, что ему удастся создать или поддерживать требуемую дисциплину и порядок в школьном классе. Учитель, как руководитель класса, будет стремиться выбирать свою самопрезентацию таким образом, чтобы он влиял на поведение учеников на выполнение этих основных ожиданий.

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важней ших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии.

Конкретная интерпретация успеха и порядка обучения школьным руководством и коллегами является важной вехой. Социальное поведение студентов рассматривается в первую очередь в аспекте дисциплины, необходимой для достижения, но не так, как это требовалось во введении, в аспекте возможности разумного понимания смысла.

Ожидания вписываются в концепцию его роли в определении ситуации учителя. Однако роль учителя не может быть изложена без учета роли ученика и отношения двух роликовых несущих друг к другу. Только тогда, когда определение ситуации учащимися и их последующее поведение являются взаимодополняющими, учитель может выполнить основные ожидания, возложенные на него. Кроме того, однако, у учителя потенциально есть множество источников власти, которые позволяют ему ориентировать поведение своих учеников на его ситуационное определение. час чтобы ученики согласились с ожиданиями учителя и наполнить их роль «адекватно».

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

Как уже было сказано в другом месте, учитель, будучи главой школьного класса, не использует свою силу только для контроля передачи знаний и порядка. Благодаря своему влиянию он действует в значительной степени неконтролируемым и не подозревающим в качестве агента социализации: он инициирует и контролирует модификации отношений, поведения и т.д. Которые влияют на всю личность ученика. Из-за этих далеко идущих последствий для ученика имеет смысл более внимательно изучить условия и эффекты различных форм учительской власти.

Если учитель полагается на такое влияние, он сможет заставить ученика согласиться с тем, что учитель хочет, чтобы он сделал. Желаемое поведение учителя, скорее всего, будет ограничено ситуациями, когда влияние учителя будет видно. Если указанные последствия для модификации поведения должны быть эффективными, они должны следовать за соответствующим поведением как можно более прямым образом.

Цель:

1. Установить с родителями партнёрские отношения по взаимодействию.

2. Активизировать участие родителей в различных мероприятиях.

Противоречия

1. Сотрудничество родителей и детского сада обеспечивает полноценное психическое, интеллектуальное развитие ребёнка.

Однако в обычной классовой ситуации это часто невозможно, так как число учеников затрудняет для учителя систематическое наблюдение и избирательное усиление соответствующего поведения. Другие источники власти не зависят от непосредственного наблюдения со стороны учителя. Б. происходит, когда один человек хочет быть похожим на другого. Это приводит к процессу идентификации, описанному Кельманом. Предпосылкой для этого является то, что учитель привлекателен как человек, и отношения с ним желательны.

Если человек считает, что определенная связь удовлетворительна, она будет вести себя так, чтобы соответствовать ожиданиям партнера в этом отношении. Это также верно, в отличие от вознаграждения и силы наказания, когда воспитателя нет. Учитель может действовать как образец для обучения здесь, т.е. час это учится, просто воспринимая поведение учителя, без того, чтобы ученик был непосредственно усилен. Потенциальная полезность этой концепции обучения для влияния на поведение студентов кажется нам более сложной, чем способ подкрепления, поскольку учитель легче может служить моделью для большого числа учеников, чем быть селективным усилителем каждого отдельного ученика, Тем не менее, студенты будут не только воспринимать поведение модели, которая имеет отношение к их ролям, но также и нерелевантные модели поведения, а веса могут часто устанавливаться по-разному с интуицией самой модели.

Использование только традиционных методов и форм работы с семьёй, в то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей.

2. Систематически проводятся родительские собрания, беседы, консультации.

Идентификация аналогична соблюдению в том смысле, что учащийся не показывает желаемого поведения, потому что он по своей сути мотивирован. Однако, в отличие от соблюдения, поведение как публично, так и в частном порядке принимается и реализуется. Однако сформированные поведения, отношения и т.д. Основанные на идентификации, не очень прочно закреплены, но в значительной степени зависят от продолжения удовлетворительных отношений с учителем.

Подобные функции применимы к экспертной и законной власти. Экспертная власть - это когда человеку приписывают знания или навыки, которые потенциально полезны для другого человека и что другой человек не имеет или только в меньшей степени. Законность власти определяется непосредственно формальными отношениями между должностями двух лиц в социальной структуре. Как правило, студент предполагает, что часть прав и обязанностей учителя влияет на ученика. Эффективность экспертной власти зависит от степени знаний и навыков учителя по сравнению со студентом, а также от того, насколько важно это знание для учащегося.

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними (низкий уровень посещения собраний, пассивность)

Самообразование

Цель

1. Повышение теоретических знаний по теме.

2. Продолжать поиск эффективных форм работы сотрудничества с семьёй.

Большое значение в повышении моих профессиональных качеств, теоретических знаний имело самообразование. Изучение законов Министерства образования РФ: «Закон об образовании», «Конвенция о правах ребёнка», материалов совещания стали основополагающими документами в работе с родителями.

Наконец, легитимированная власть будет эффективна только в том случае, если ученик согласится с отношением подчинения к учителю в иерархической структуре школы. С другой стороны, влияние информации можно считать стабильной и долгосрочной эффективностью по сравнению с упомянутыми выше источниками влияния. Информационная сила не зависит от социальных отношений между двумя людьми, а от содержания информации, передаваемой одним человеком другому. Информация приводит к изменению когнитивных концепций, изменению оценок и, следовательно, новых ориентаций на поведение.

Анализ методической литературы, периодической печати (журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Старший воспитатель», «Вестник образования») способствовали систематизации уже известных методов и отбору наиболее эффективных приёмов работы с родителями. Наиболее актуальными из них считаю: семинары – практикумы, встречи – дискуссии, встречи – диспуты, устные журналы.

Это изменение относительно не зависит от привязанности к человеку влиятельного человека и работает за пределами существования отношений с учителем. Информационное влияние возникает через рассуждения и убеждения. Прежде всего важно, чтобы представленная информация была связана с организацией мысли студентов, то есть в конечном итоге с его опытом и процессами обучения, которые уже имели место. Именно так может происходить осмысленное обучение: ученик не должен просто брать на себя ответственность, а рассматривать концепции и интернализировать их, делая их частью когнитивной системы ученика и адаптируясь к новым проблемам, даже вне школьной ситуации поддерживая позицию учителя с фактами и презентацией альтернативных позиций, давая студентам предложения по экспериментированию и проверке, а также возможность принять или отклонить предложенную студенту форму последнего воздействия Нам представляется важным фактором, способствующим способности учащихся к дискурсу, но его можно реализовать только с учетом возраста, нынешнего уровня знаний и умений по сравнению с другими формами осуществления власти они вряд ли используются в школьной реальности.

Взаимопосещения, собеседования со старшим воспитателем, опытными педагогами помогли приобрести необходимые навыки по созданию педагогических условий взаимодействия с родителями.

Стараясь убедить родителей в том, что в детском саду осуществляется всесторонняя подготовка детей не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни проводили «дни открытых дверей».

В усилиях учителя изменить определение ситуации и поведения его учеников различные источники его силы обычно будут работать вместе в разных степенях выражения с ситуационно различными акцентами. Влияние учителя на ученика будет самым далеко идущим, если он будет полагаться не только на свои «права» в результате своей должности, на вознаграждение и наказание, но если он будет признан учеником как специалист, а также через рассуждения Учитель с узкой базой влияния всегда будет бояться потерять свою власть, и по этой причине у него не будет возможности преодолеть дистанцию, т.е. устранить жесткую интерпретацию его роли и, следовательно, возможность, например: попробовать что-то новое, совершить ошибки.

Считаю, что система непрерывного самообразования дала возможность повысить свой уровень профессиональной подготовленности к взаимодействию с семьями воспитанников на современном этапе.

Система работы по взаимодействию с родителями

Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

Формы влияния, которые предпочитает индивидуальный учитель, являются важной причиной межличностных различий в ролевой эффективности; час поведение, при котором роль учителя конкретно заполнена. Не только характер выбранного средства воздействия, но и интенсивность контроля над учащимися и степень централизации влияния на учителя приводят к различиям в наблюдаемом поведении учителя. Эти факторы очевидны в многочисленных исследованиях, посвященных анализу стиля руководства учителей. Оба подхода включают ценности, которые подчеркивают не только развитие личности, но и демократические формы взаимодействия в группах, и которые предпочитают демократический, социально-интегративный стиль поведения для самодержавной директивы.

Имея большой опыт работы с детьми (31 год), я всё больше убеждаюсь, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Поэтому свои отношения с родителями строю на основе сотрудничества и взаимного уважения. Всегда помню о том, что ребёнок – уникальная личность. Его нельзя сравнивать с другими детьми.

Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать.

Вот вопрос, который мы уже рассмотрели в начале этой главы, независимо от того, является ли такое описание поведения учителя не слишком общим, тем более, что предыдущие исследования по стилю лидерства не дали никаких ясных результатов. Андерсон рассмотрел большое количество экспериментальных исследований, в которых авторитарное руководство сравнивалось с более демократическими, и большинство из них проводилось в школьных классах. Наряду с более низкой производительностью, но «высшей» моральностью, чем самодержавное лидерство, Андерсон не смог установить такие четкие отношения, показывая относительность эффектов в зависимости от задачи, взаимоотношения между членами группы и степень власти лидера Это также зависит от того, измеряете ли вы эффекты с точки зрения вклада в натуральной форме или с точки зрения межличностных отношений в школьном классе.

Основополагающим моментом во взаимодействии педагогов группы и родителей является изучение семьи через анкетирование, опрос родителей с целью определения их социального статуса. Анализ данных социально-демографической карты показал: 90% наших воспитанников живут в полных семьях, 10% в неполных семьях. Контингент родителей неоднородный по образованию и профессиональной принадлежности (врачи, служащие, педагоги, рабочие). В подавляющем большинстве родители молодые, имеют среднее профессиональное образование. 60% семей составляют семьи с одним ребёнком, 40% - с двумя детьми. 50% родителей недостаточно информированы о деятельности ДОУ, 50% - готовы к сотрудничеству.

Трудность в достижении консенсусных результатов заключается не только в чрезмерно грубой, в основном дихотомической классификации поведения родителей в этих экзаменах. Даже при работе с значительно определенной системой описания попытка определить основные аспекты поведения учителя с самого начала сводится к его слабости в статике и опасности чрезмерного обобщения.

Влияние ситуации, возможная взаимность учителя и ученика поведенческие, обучающие и адаптационные процессы не могут быть в достаточной мере рассмотрены в нем. Переменные такого рода включены в «Модель непредвиденных обстоятельств» Фидлера, в которой выделяются три фактора, от которых зависит эффективность управления: аффективные отношения между лидером и группой, степень структурирования задачи, положение власти лидера По словам Фидлера, эти аффекторы могут быть сгруппированы по континууму льгот, причем наиболее важными являются аффективные отношения, согласно Фидлеру, а затем структура задачи и, наконец, доступная мощность.

Выявить запросы родителей, их проблемы и затруднения в вопросах воспитания и обучения детей помогают не только личная беседа, анкетирование, но и самостоятельный выбор ими тем для обсуждения из примерного перечня вопросов по каждому разделу программы, предложенных воспитателем. С учётом их пожеланий и предложений я осуществляю планирование работы с семьёй.

Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью использую разнообразные формы работы с ними.

На разных возрастных этапах развития детей нашей группы наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями стали родительские собрания: «Вот и стали мы на год взрослее», где были раскрыты возрастные особенности развития детей, способы развития у них коммуникативных качеств.

На тематическом собрании «Юные математики» родители смогли оценить роль развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста. Познакомились с формами и методами развития логического мышления, памяти, внимания; узнали, как правильно научить ребёнка решать математические и логические задачи.

В процессе дискуссии за круглым столом «Здоровье ребёнка в наших руках» вместе с родителями обсуждали вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни, организации спортивного досуга, спортивного кружка в детском саду. Были даны рекомендации по оборудованию спортивного уголка дома. Вниманию родителей было представлено выступление детей (ритмическая гимнастика)

Анкетирование родителей «Знаете ли, вы своего ребёнка?», «Какие вы родители?», «Влияние семейной атмосферы на развитие ребёнка» позволило получить информацию о тех проблемах. С которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка.

В ходе проведения консультации «Как отвечать на детские вопросы?» использовала прослушивание грамзаписи вопросов детей, их суждений. Старалась раскрыть их значение, понимание необходимости правильного ответа со стороны родителей. Из консультации «Развиваем речь ребёнка вместе» родители убедились в необходимости развивать и совершенствовать речь детей; познакомились с речевыми играми – помощницами.

Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания ДОУ с семьёй являются выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких выставок, как: «Осенние фантазии», «Зимушка – зима», «Здравствуй весна!», «Ах, лето, лето!» стало стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей. Практикую награждение участников выставок.

Регулярная организация фотовыставок «Хорошо у нас в саду» знакомила родителей с жизнью ДОУ, деятельностью их детей.

Важным звеном в системе совместной работы детского сада и семьи является приобщение родителей к непосредственному участию в работе детского сада; организации праздников и развлечений: «Новоселье», «День матери», «8 Марта», «Папа, мама, я – спортивная семья».

Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: ширмы, стенды, папки – передвижки.

Из папки – передвижки «Растём, играя» родители узнали: как правильно организовать детские игры, какие игрушки необходимы детям старшего возраста. А рубрика «Домашняя игротека» познакомила с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в которые родители смогут поиграть с ребёнком в любое удобное для них время. Так появились: «Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге в детский сад».

Одной из форм обеспечения единства общественного и семейного воспитания на дошкольной ступени образования является создание информационных изданий для родителей. Особой популярностью пользуется стенгазета «Фантазёры». Родители имеют возможность получать необходимую методическую помощь по вопросам воспитания и обучения детей, их оздоровления, о событиях, происходящих в детском саду. В подготовке газеты родители принимают непосредственное участие, т.к. в одной из рубрик родители делятся семейным опытом по воспитанию и развитию детей.

Использование разнообразных форм работы с семьёй позволило пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.

Результативность

Взаимодействие воспитателей и родителей стало необходимым условием всестороннего развития ребёнка, позволило глубже узнать его индивидуальные способности и возможности.

Многие из родителей осознали важность сотрудничества с воспитателями. Если раньше степень включённости родителей в организацию образовательного процесса была такова: пассивные наблюдатели – 85%, активные участники – 15%, то на данный момент пассивными остаются лишь 20% родителей.

Индивидуальные собеседования с родителями показывают. Что многие из них смогли повысить уровень педагогических знаний, умений и навыков.

Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Полную версию работы с приложениями можно .

Нравится 2 Плохо 0

Мы, воспитатели, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Взаимодействие воспитателя с родителями детей»

Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей. Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.

В. А. Сухомлинский

Мы, воспитатели, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.

Задача дошкольного учреждения – раскрыть перед родителями важные стороны психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во всех детских садах традиционно играют воспитатели. Они – главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают психолого-педагогическую информацию.

Таким образом, именно на нас лежит основная ответственность. Педагоги детского сада находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство “ребёнок – родитель – педагог”, понимая, что домашняя среда имеет основное воспитание и формирующее значение. В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка. Основной целью взаимодействия является создание единого пространства “Семья – детский сад”, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

Воспитателей, приступающих к работе с новой группой детей, волнуют вопросы: как найти путь к сердцу родителей? Как сделать воспитание детей нашим общим делом? Как и о чем вести разговор с родителями, когда они утром спешат на работу и когда уставшие возвращаются с работы? Как сделать, чтобы даже в такие минуты они охотно прислушивались к словам воспитателя, проявляли к ним интерес, чтобы изъявляли желание услышать, чем жил ребенок в детском саду, что нового узнал за день, как проявил себя? Такого контакта педагог может достичь, проявляя постоянную доброжелательность, заинтересованность в сотрудничестве с семьей. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника, нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные – это:

Улыбка,

Имя собеседника

Комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Самыми распространёнными методами работы с родителями являются:

Наглядная информация для родителей

Беседы с родителями

Родительские собрания.

Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация, где родители получают консультации высококвалифицированных специалистов: логопеда и педагога – психолога медицинских работников, инструктора по физической культуре, музыкальных руководителей. С большим удовольствием родители рассматривают на выставке работы детей: рисунки, аппликации и т.д., а также фотографии из жизни детей в детском саду и различные подтверждения успехов детей (наклейки, картинки, звёздочки, пятёрки).

С первых дней мы стремимся узнать, как ребенок живет в семье, что его там окружает, что дает ему семья. В первые дни посещения детского сада мы начинаем знакомиться с условиями семейного воспитания каждого ребенка. В беседе с родителями педагог начинает о том, к какому режиму привык ребенок, какие игрушки есть у него и какие из них любимые, как он с ними играет. Воспитатель должен быть всегда с добрыми намереньями.

Родители должны видеть в воспитателе человека, который любит их ребенка, живет заботой о нем. Это вызывает у них откровенность, они доверительно о своих трудностях, просят совета.

Обычно родители, приходя вечером, чаще всего интересуются, как ел сегодня ребенок, оценивающе осматривают его: чист, ухожен ли, не обижен ли. А затем торопливо покидают детский сад.

Как заинтересовать родителей жизнью детей в детском саду? Как показать необходимость придерживаться единого с детским садом подхода к воспитанию детей, особенно нравственному?

Прежде всего, в часы приема и ухода детей домой мы систематически стали делиться с родителями новостями о жизни их детей в детском саду: «Ваш сын научился завязывать шнурки. Теперь и дома ему понадобится ваша помощь»; «Влада старательно и аккуратно стала рисовать красками. Особенно ей нравится накладывать кистью узор на рисунок. Посмотрите, вот ее работы». Или « Ваш Артём уступил сегодня игрушку Арине. А в дверях пропустил девочек. Поддерживайте, пожалуйста, у него навык культурного поведения»; «Пожалуйста, приводите Лизу утром пораньше, чтобы она успевала на зарядку. Ведь это даст ей бодрость и здоровье».

Как сказать родителям об ошибках, неправильном поведении, чтобы не вызвать негативной реакции, чтобы они поняли: воспитатель делает это в интересах ребенка. Разговор с позиции интересов ребенка, как правило, вызывает у родителей нужную реакцию, беседа проходит в доброжелательном, деловом тоне. Никогда не позволяем себе делать замечания родителям в присутствии детей или обсуждать с детьми, почему мама или папа не выполнили нашего требования.

Постепенно у родителей появился интерес к содержанию жизни детей в детском саду, все чаще они останавливаются у стенда « Для вас, родители».

Серьезное внимание мы уделяем информационному материалу, особенно рубрике «О наших детях». Например, помещали такую информацию: «На этой неделе учили с детьми стихотворение А. Барто «Бычок». Все дети запомнили его. Громко, выразительно читают его Оля, Даша, Глеб, Максим. Попросите детей дома прочитать это стихотворение. Или «Посеяли с детьми горох, бобы. Все дети знают теперь, как сеять семена, чтобы из них выросли растения. Поддерживайте, пожалуйста, у детей интерес к труду на огороде, привлекайте к посильной работе».

Сплочению родителей и педагогов способствовало также совместное с родителями оформление групповых газет, фотоальбомов: «Вместе ходим в детский сад», «У нас в семье праздник». Очень интересный проект, созданный совместно с родителями, - групповой фотоальбом «Вот какие малыши, полюбуйтесь от души» о детях группы, в котором можно кроме фотографий детей представить зарисовки родителей, рассказы о детях, о семье, об общих делах и увлечениях.

Одной из форм традиционного взаимодействия с родителями являются родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы питания, методы воспитания детей, требования к обустройству группы и т.д.. Обычно на собраниях часто говорит только воспитатель, а родители слушают и ждут окончания. Если у родителей и возникают вопросы, то обычно они касаются питания детей. Педагоги нашей группы решили в корне изменить этот стереотип и внести инновационные принципы в свою работу. Поэтому большое внимание уделяется подготовке к родительским собраниям. Заранее вывешивается объявление с просьбой к родителям продумать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы, с кем из специалистов желали бы встретиться.

Родительские собрания проводятся за чаепитием. Большинство родителей приходят на такие встречи после трудового дня, и в такой неформальной, теплой, почти семейной обстановке люди чувствуют себя свободнее, легче делятся своими проблемами. Воспитатели детского сада к родительскому собранию пекут пироги, ставят на стол конфеты, чай. Родители бывают приятно удивлены, когда видят, что их ждут улыбающиеся, приветливые педагоги, но еще больше они поражаются накрытым столам! Так бывает на первом родительском собрании, а уж затем инициативные родители приносят сами что-нибудь к чаю. И всегда находится чья-либо бабушка или мама, которая печет пироги. Родители в непринужденной обстановке с увлечением и заинтересованностью обсуждают вопросы, которые ставит перед ними воспитатель. Многие мамы и папы, приводя в сад второго или третьего ребенка, с большим удовольствием делятся опытом по воспитанию детей. Аесли родители проявляют инициативу, это говорит о реальном их желании сотрудничать с педагогом.

Очень важно проведение дней открытых дверей. Родители проявляют большой интерес к тому, как проводят время их малыши без мам и пап в детском саду, чем занимаются. Подготовка к этому дню ведется заранее: вывешивается объявление, в котором указывается время данного мероприятия, правила поведения для родителей, а также цели и содержание мероприятия. Родители могут понаблюдать за своими детьми со стороны, оценить их поведение в ситуации, отличной от семейной, а также перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Если кто-то из родителей не смог прийти на встречу, то есть возможность показать запись дня открытых дверей на видео, так как в группе всегда найдется родитель, имеющий видеокамеру. Это можно сделать, но с тем условием, чтобы в равной мере снимать всех детей. Кроме того, такая съемка дает возможность воспитателям сделать видеоархив. Так мама Тани, приходя в детский сад, видела, как с охотой и усердием ее дочь убирала игрушки в группе, что вызывало у нее недоумение: «А дома Таня ничего не хочет делать!» Мы посоветовали, прежде всего, быть настойчивой в своих требованиях, сначала совместно с дочерью убирать игрушки, затем поручать дочке самой, после занятий и игр ставить все на место, подчеркнув, как приятно смотреть на убранный уголок. Теперь Таня охотно и умело помогает маме убирать комнату. У девочки появилось желание «сделать как мама».

В нашей группе много детей, единственных в семье, и они, как правило, избалованы вниманием старших. Воспитанию у детей из таких семей внимательного, заботливого отношения к людям, способности к сопереживанию нужно уделять особое внимание.

София после поступления в сад очень долгое время не играла с детьми, никому не давала игрушек. Мама уделяла внимание главным образом тому, чтобы девочка была, как можно лучше одета, берегла свою одежду, игрушки. Разговор с родителями Софии мы начали, опираясь на положительное: отметили, что девочка всегда опрятна, бережно относится к своим вещам. Затем постарались убедить родителей, что неумение Софии общаться с детьми может отрицательно сказаться на формировании ее характера. Советовали поощрять игры Софии с другими детьми, желание делиться игрушками, давать простые трудовые поручения дома. Мама соглашалась с нами, но своего отношения к дочери не меняла. Перелом произошел, когда девочка дежурила в группе, а мама могла наблюдать за своей дочерью в детском коллективе длительное время.

В результате всей работы контакт с родителями у нас, можно сказать, наладился, а это надежная основа успешного решения задач воспитания. У родителей появилось доверие к нам, они идут в детский сад за помощью, делятся трудностями. Очень важно, что у родителей появляется интерес к жизни их детей в группе. Часто возникают дискуссии по инициативе родителей. Мамы и папы стремятся к индивидуальному общению с воспитателем, их начинают интересовать вопросы, касающиеся формирования личности малыша, его внутреннего мира, отношений с окружающими. Иногда родители признают ошибочность некоторых своих методов воспитания.

Такой подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста повышает их ответственность за воспитание детей в семье, развивает педагогическую активность – показатель заинтересованного отношения к воспитанию своих детей. Создается благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами, что обеспечивает совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей, а значит, и успех всего ДОУ.

Литература:

1. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи. Ярославль, 2003

2. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Москва, 2006

3. Менетова Н. М. Родительские собрания. Ярославль, 2009

4. Балл Г. А. понятие адаптации и его значение для психологии личности, 1989

5. Видт Е. И. Педагогическая культура: становление, содержание и смысл. Педагогика, 2002

6.Епифанова С. Д. Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 52-55.

7. Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями / Р.Ш. Хабибуллина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №7. - С. 52.

8.Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников ДОУ / Т.Н. Доронова и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – С. 25-26.


Публикации по теме