Понятие о развитии. Условия, факторы и движущие силы развития. Туризм, его значение, условия и факторы развития. Три управленческие революции.

Историки менеджмента Л. Маммфорд, Р. Ходжеттс и др. давно интересуются вопросом о том, когда управленческая деятельность стала самостоятельной областью и перестала быть только косвенным проявлением власти.

Три управленческие революции

Согласно концепции Р. Ходжеттса, три управленческие революции, произошедшие в древности, способствовали формированию менеджмента как вида деятельности.

Эндогенные факторы: силы запускают и удерживают процессы развития в движении. Эти силы возникли из установок. Ущерб или нарушение генетического материала может привести к серьезному повреждению. Таким образом, генетическое оборудование воплощает потенциал роста и развития живого существа. Эти события происходят в определенном порядке, который не обратим.

Окружающая среда отвечает за развитие личности. Окружающая среда означает все прямое и косвенное влияние, которое живое существо подвергается от оплодотворения до смерти извне. Экзогенные факторы: это означает, что все воздействия направлены на человека, который находится за пределами индивида, то есть в окружающей среде, который запускает и удерживает процессы разработки. Экологические влияния могут быть разделены на четыре важных области: природная, культурная, экономическая и социальная среда.

  1. Религиозно-коммерческая. Революция произошла в Шумерии (третье тысячелетие до н.э.). Суть этой революции заключается в трансформации шумерских жрецов в управленцев, менеджеров по роду своей деятельности. На определенном этапе развития вместо ритуала приношения кровавых жертв своим богам жрецы стали взымать дань продуктами, которые накапливались, обменивались и пускались в дело. Таким образом, мы видим, зарождение коммерческих операций при помощи посредников.
  2. Светско-административная. Эта революция связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Его попытки организовать эффективную систему управления в своей огромной империи ознаменовались написанием знаменитого свода Хаммурапи, содержащего 285 законов управления государством. Этот свод является, своего рода, этапом в развитии менеджмента. По мнению Р. Ходжеттса, Хаммурапи был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием образа «заботливого покровителя народа».
  3. Производственно-строительная. Третья революция связана с правлением царя Навуходоносора XI (605-562 гг. до н.э.) в Вавилоне. Царь значительно усовершенствовал организацию труда на вавилонских текстильных фабриках и зернохранилищах.

Философ Платон называл управление «наукой о питании людей», подчеркивая, тем самым, важнейшее значение управления в обеспечении материального существования общества. Платон считал, что страной должны управлять законы, однако, так как они слишком абстрактны, надзор за их исполнением должен осуществлять политик, владеющий искусством управления. Его управленческая деятельность должна заключаться в адаптации этих догматических законов к реально складывающейся ситуации. В размышлениях Платона также можно найти зарождение идей о возможных стилях управления, а также мысли о самом «современном» сейчас ситуационном подходе в менеджменте.

Окружающая среда означает, что все воздействия на живое существо подвергаются от оплодотворения до смерти. Естественная среда охватывает анимированную и неживую природу, в которой живет человек. Культурная среда охватывает мир, созданный человеком. Экономическая среда охватывает экономические условия. Социальная среда охватывает человека в его различных организационных формах и отношениях.

Самоконтроль человека. Ребенок исследует окружающую среду сам. Поэтому человек привносит особые процессы развития и тем самым влияет на развитие. Это самоконтроль человека. Самоконтроль относится ко всем силам, с которыми индивид, как активное существо, «развивает свои собственные» процессы развития и влияет на его развитие. Автогенными факторами являются силы, с которыми человек производит все процессы развития.

Изучая предпосылки возникновения менеджмента, можно выделить:

  • развитие крупного сельского хозяйства на базе фермерских хозяйств;
  • отсутствие феодальных отношений;
  • урбанизация;
  • дефицит в рабочей силе;
  • приток высококвалифицированных специалистов;
  • высокие производительность труда и заработная плата.

Историю управления условно можно разделить на два периода: 1) наличие практики управления; 2) управление как научная дисциплина.

Сотрудничество условий развития. Обучение личности зависит от трех факторов. Это среда, генетические факторы и саморегуляция. Растительная среда и самоконтроль взаимозависимы и позволяют развитию человечества развиваться одинаково. Генетические факторы влияют на окружающую среду.

Влияние на самоконтроль Самоконтроль влияет друг на друга. Определить развитие личности. Критические и чувствительные этапы разработки. В качестве критических этапов мы определяем период времени, определяя определенные поведенческие типы и больше не могут быть изменены или исправлены. В качестве чувствительной фазы мы подразумеваем определенный период времени, который особенно чувствителен к определенному поведению, но может быть трудно изменить за пределами этого периода.

Причинами превращения управления в науку явилась промышленная революция конца XIX века в Англии, Франции и Германии, в результате чего появились гигантские монополии, работа в которых требовала организации и координации действий. Однако, как было сказано выше, менеджмент как наука и практика управления, как вид профессиональной деятельности зародился в США.

Созревание - это ненаблюдаемый процесс изменения организма на основе генетических факторов. Обучение - это ненаблюдаемый процесс изменения опыта и поведения из-за воздействия окружающей среды. Обучение должно быть выполнено, а затем сохранено. Психология развития должна объяснить, почему происходят изменения, почему есть стабильность и почему существуют меж - и внутриличностные различия. Условия могут быть внутренними, они могут быть внешними. Внутренние и внешние условия могут иметь аддитивный эффект или взаимодействовать.

Наследственность и окружающая среда

Долгое время предпринималась попытка разделить человеческую жизнь на определенные разделы, с психологическими характеристиками и социологическими критериями, которые используются вместе с хронологическим возрастом. Нет развития без наследственности, все из которых называется генотипом. Наследственные растения нуждаются в подходящей среде для их развития, от оплодотворения во все периоды жизни. Тем не менее, существуют ожесточенные споры относительно вопроса о том, играет ли индивидуальная наследственность или индивидуально переживаемые экологические влияния в развитии внешнего вида с способностями, мотивацией, психологическими характеристиками и расстройствами.

Условия возникновения и развития менеджмента

Основные условия возникновения и развития менеджмента как науки и практики управления:

  • объективные изменения в самом управлении под влиянием разных факторов развития производства, общества, человека;
  • развитие управленческой мысли;
  • общее развитие науки, определяющее методологию осмысления исторических фактов на каждом этапе развития;
  • структурирование исторических тенденций как потребностей развития будущего.

Среди факторов развития науки управления можно обозначить:

Стремительность противоречий объяснима тем, что от ответа на эти вопросы возникают значительные практические последствия. Предвзятые мнения столь же распространены, как и бессмысленные: эмпирические исследования должны давать ответы на предстоящие вопросы.

Тем не менее, вопросы должны быть сформулированы точно, и необходимо тщательно рассмотреть вопрос о том, как обратиться к исследованию, которое позволяет получить достоверные ответы. Если растения и окружающая среда всегда работают вместе в развитии психологических характеристик, разве это бессмысленно спрашивать о весе растений и окружающей среды? Таким образом, вопрос не может быть сделан значимым и не может быть дан ответ. Однако можно задать следующий вопрос: какие межличностные различия в генотипе и в среде развития важны для развития фенотипических различий?

  • формирование и сочетание рыночного механизма с государственным регулированием;
  • изменения в структуре потребностей общества в продукции и услугах;
  • обострение внутренней конкуренции всвязи с ограниченностью ресурсов и снижения спроса на традиционные товары и услуги;
  • интернационализация конкуренции и связанная с этим адаптация к международным стандартам;
  • ужесточение социальных и экологических требований к деятельности организации;
  • профессионализация менеджмента, повышение общественной значимости управленческого труда;
  • возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг.

Современная наука об управлении развивается быстрыми темпами, представляя собой синтез теоретических разработок и выводов, основанных на многолетней практической деятельности. Современный менеджмент имеет многокомпонентную структуру, предполагающую его рассмотрение как «системы менеджмента».

Методологические предварительные вопросы просты: как выявить различия в генотипе и как выявить различия в среде развития, чтобы выяснить, играют ли эти различия роль в развитии способностей, мотивации, психологических характеристик и расстройств. В терминах генотипических различий генетика и поведенческая генетика нуждаются в целом ряде наук, связанных с окружающей средой развития, а именно с поведенческими, социальными и культурными и экологическими науками.

Вопрос об относительном весе влияний растений и окружающей среды или взаимодействия обоих заключается в том, чтобы отвечать конкретно на индивидуальные приобретения или размеры развития. Нельзя обобщать психологическую характеристику, способность, мотивацию или беспорядок для других. Болезни и болезни, для которых существуют генетические диспозиции, которые имеют очень широкий диапазон условий развития, если не универсальные эффекты. Существуют и другие, в которых риски генетического расположения могут быть компенсированы благоприятными контекстами развития.

На современном этапе представлений о менеджменте как науке мы видим:

  • отражение деятельности общества по генерированию и систематизации управленческой мысли;
  • организацию и актуализацию управленческой мысли для применения в деятельности;
  • регулирование содержания управленческой теории в образовательной деятельности субъектов управленческих отношений;
  • систематизацию предметной области менеджмента;
  • самопознание в управленческой практике.

Период становления научного менеджмента можно условно разделить на классический (рациональный, жесткий, стандартизированный) менеджмент и неоклассический менеджмент (иррациональный, гибкий, творческий).

Энн Анастаси предупредила в очень высоко оцененном эссе, чтобы задать неправильные вопросы в дискуссии об инвестициях и воздействии на окружающую среду. Она подчеркивает, что существует множество способов взаимодействия с растениями и средами и что более разумно исследовать эти пути, чем требовать влияния. Для иллюстрации этого подхода поиска приводится только несколько различных форм сотрудничества. Окружающая среда может оказать благотворное влияние на систему людей, участвующих в установке. Система избыточного веса может полностью развиваться с помощью продуктов питания и привычек или может быть компенсирована.

Концепция рационализации подразумевает под собой процесс выбора действующими лицами средств достижения цели, где все ограничено правилами, предписаниями и законами, имеющими строго универсальное применение. Процесс рационализации ведет к становлению бюрократии как важнейшей области приложения этих правил, законов и предписаний. Для всех бюрократических организаций характерно наличие формальных рациональных структур, заставляющих входящих в их состав индивидов действовать с точки зрения рационализации, стремясь к достижению поставленных целей посредством выбора наиболее прямых и эффективных методов.

Интеллектуальное стремление может быть затруднено в ограничительной, стимулирующей среде или соответствующем продвижении. Некоторые воздействия растений производятся только оценкой окружающей среды: идеалы красоты имеют культурную форму, нормативные оценки определяют самооценку и жизненные шансы. Нередко физические характеристики были привязаны к чертам характера, которые в смысле эффектов маркировки влияют на будущее развитие. Сотрудничество между растением и окружающей средой, безусловно, разнообразно; Задача исследования психологии развития - изучить природу взаимодействия.

Что касается неоклассической модели управления, то здесь рационализм уступает место иррациональному восприятию мира. Организации, придерживающиеся неоклассического подхода в управлении, характеризуются гибкостью и адаптивностью своих структур. Достижение целей происходит на основе творческого мышления индивидов, входящих в состав таких организаций.

Для созревания см.: демаркационное обучение - созревание - тиснение

Реализация этой исследовательской программы только в начале. Созревание было, так сказать, отрицательно определенным в психологии развития, а именно, процесс, который должен быть принят, когда приобретения не могут быть прослежены до опыта, физических упражнений, образования, социализации или интеллектуального знания. Из этого отрицательного определения используются методы «обнаружения» результата созревания. Если опыт, упражнения и обучение устраняются, и до сих пор нет существенной задержки в приобретении характеристики, мы ссылаемся на пояснительную конструкцию «созревание», без которой уже было бы ясно, каковы эти процессы созревания, которые должны предоставляться окружающей средой.

Понятие о развитии

Как отмечалось в 1-й главе, развитие человека - это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного созревания, по существу, означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества.
Развитие человека не может быть сведено лишь к количественному изменению унаследованных и заложенных в нем от рождения признаков. Развитие - это прежде всего качественные изменения в организме и психике человека. Эти изменения происходят в условиях определенной домашней и социальной среды, воздействия окружающих его людей.
В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов.
Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей.
В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.
Советская педагогика в своей оценке всех факторов, влияющих на развитие человека и формирование его личности, опирается на марксистско-ленинское учение о социальной сущности человека.
Марксистская концепция развития исходит из того положения, что ведущей и определяющей в развитии и формировании человека является социальная среда. В условиях социалистического оощества, т. е. особо благоприятной социальной среды, ведущую роль может играть воспитание.
Социальное и биологическое не два параллельных и независимых друг от друга фактора: воздействуя на развитие человека, они вступают между собой в разные взаимоотношения, причем соотношение их само зависит от многих внешних и внутренних обстоятельств.
Советская педагогика внимательно изучает характер и механизмы этого взаимодействия, с тем чтобы знать, как и в каком направлении следует оказывать целенаправленное воздействие на развитие человека, каковы границы и возможности воспитания в преодолении неблагоприятных влияний и как следует более эффективно использовать все то, что благоприятствует целенаправленным воспитательным воздействиям.
Далее более подробно и последовательно рассматриваются позиции марксистско-ленинской педагогики по вопросу о влиянии наследственности, среды и воспитания на развитие человека и формирование его личности.

Тот факт, что процессы созревания связаны с контекстом, пренебрегали. Органические биофизиологические контексты - не исследовательские объекты психологии, а внешние контексты хорошо. Экспериментальная ликвидация возможностей опыта часто реализуется в эксперименте на животных, с людьми существуют хорошо понятые этические ограничения. Знания должны быть получены из экспериментов жизни, где существует ограничение опыта и возможностей обучения из-за неблагоприятных обстоятельств. В этом отношении особое значение имеет заслуживающее доверия наблюдение за так называемыми волчьими детьми, которые выросли без человеческих контактов и случаи крайней депривации.

Роль наследственности в развитии человека

Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма.
Наследственная программа развития человека обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования. К наследственным свойствам организма относятся прежде всего анатомо-физиологическая структура и такие особенности человеческого организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т. е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду.
Значительный теоретический интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.). Для ответа на этот вопрос основополагающее значение имеет известное положение К Маркса об определенных жизненных силах, которыми человек наделен от природы Так, К. Маркс писал: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он... наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом, эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей в виде влечений...». Эти слова К. Маркса указывают прежде всего на то, что в воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов.
Эта направленность жизненных сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает прежде всего возможность успешной деятельности в отдельных (в целом довольно широких) областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания. Как указывал К. Маркс, вопрос о том, «удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант,- это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей».
Наследование способностей в отдельных семьях, т. е. появление в ряде поколений людей, одаренных в определенной области, объясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем, что в этих семьях дети воспитывались в атмосфере интереса к определенному виду деятельности, их довольно рано начали привлекать к этой деятельности.
Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно-исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.
Эти задатки заложены в структуре мозга, органах чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни. Однако в значительно большей степени успех в этой области деятельности будет обеспечен прилежанием, самой практикой и накоплением опыта в сфере данного вида труда.
Особенно острые, принципиальные теоретические споры между советскими и буржуазными педагогами вызывает вопрос о наследовании или наличии врожденных способностей к интеллектуальной деятельности. Советская медицина и соответственно педагогика признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность, например вялость клеток коры полушарий мозга детей алкоголиков, некоторые наследственные болезни и, в частности, психические заболевания. Имеющиеся же у нормальных (здоровых) людей различия в типах высшей нервной деятельности придают известное своеобразие протеканию мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности В целом следует признать, что развитие познавательных процессов и обучаемость физически здоровых и психически нормальных людей во многом определяется тем, в какие условия обучения они поставлены.
Признавая возможное биологическое неравенство задатков и способностей, советская педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлений к ним обучения, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого задатков и способностей. Советская система обучения и воспитания на деле обеспечивает это равенство условий для всестороннего развития всех и каждого, что не исключает дифференцированного подхода к учащимся и учета их индивидуальных особенностей.
Что же касается тестов, разрабатываемых буржуазными педагогами и психологами для якобы научного измерения врожденных интеллектуальных способностей, их тенденциозность, политическая и классовая направленность становятся все более очевидными и подвергаются критике даже в тех странах, где они применяются. Задания, которые при этом необходимо выполнить, требуют совершения различных мыслительных операций на материале, который бывает известен лишь детям, имеющим опре деленный опыт социального общения в определенной среде, и который чужд детям, выросшим в иных социальных условиях и домашнем окружении. Подобные тесты не имеют научной ценности и служат практически лишь целям классового разделения детей в обучении (Тесты же, ориентированные на изучение уровня обученности, имеют другой характер, и их можно применять в ходе педагогических исследований.)
Не менее острым является вопрос о наследовании психических свойств и обусловленности форм поведения физиологическими задатками. В буржуазной педагогике и психологии широко распространено положение о том, что все люди от природы рождаются добрыми или злыми, альтруистами или человеконенавистниками, а некоторым свойственна склонность к агрессии или совершению преступлений и т. п. Основной классовой и политической подоплекой этих утверждений является стремление за маскировать социальную природу преступности и посеять неверие в возможность формирования совершенного, гармоничного человека в новых, благоприятных социальных условиях, которые возможны лишь при социализме и коммунизме.
Развитие человека с физиологической точки зрения - очень сложный процесс. Различные его органы и системы на разных этапах возрастного созревания развиваются по-разному, наблюдается известная неравномерность и нескорректированность их развития в отдельные периоды роста и взросления человека, что в свою очередь сказывается на особенностях психического развития детей разного возраста, облегчая или, наоборот, усложняя работу воспитателей. Например, особые трудности представляет в силу особенностей анатомо-физиологического развития воспитание подростков. Однако это не дает основания считать, что те или иные формы поведения заложены в человеке от природы.
Советская педагогика и психология утверждают, что все психические качества личности приобретаются в процессе жизнедеятельности человека в труде и его общении с окружающей средой. В человеке от рождения не заложено никаких ни социальных, ни асоциальных программ поведения, т. е. его поведение в обществе биологически не запрограммировано. Люди рождаются свободными от моральных ценностей и представлений о формах поведения и отношения к другим людям, и процесс формирования этих личностных качеств для каждого человека начи нается фактически с нуля. Поскольку же для каждого он протекает в индивидуально-неповторимых условиях, даже при одинаковых внешних условиях (ибо у каждого человека не одинаковы на них реакции), каждый из них развивается по-своему и формирует свое индивидуальное отношение к миру, что не отрицает общих закономерностей формирования личности человека в условиях целенаправленного воспитания.
Психика человека, его психические проявления формируются под воздействием внешних условий, всегда преломляясь через внутренние индивидуальные условия каждого, и являются результатом, продуктом этого взаимодействия. Социальные стороны, личность человека формируются только посредством социальных условий и не могут быть предетерминированы биологическими основами человека.
В заключение следует отметить, что человек как биологический вид за относительно большой период своего развития подвергся весьма незначительным изменениям.
Изменение вида человека сможет произойти лишь в том случае, если наука даст в руки людей средства активно вмешиваться в генетический код. Это открытие, возможность которого наукой не отрицается, таит в себе огромную политическую и социальную опасность в том случае, если оно будет сделано в мире капитализма, поскольку там эти средства генетического воздействия могут оказаться в руках тех, кто сможет обратить их против человека, против естественного хода его развития.

Кроме того, есть много полезных отчетов об экстремальных условиях культурного образования и условий развития, которые можно оценить с точки зрения их воздействия. Таким образом, были описаны культуры, в которых младенцы были строго ограничены в первые месяцы жизни в своей свободе передвижения путем привязки. Если эти дети не продемонстрировали ясного развития в развитии моторизма, это доказано в качестве доказательства того, что эти двигательные функции основаны на созревании. На самом деле наблюдались задержки моторного развития, но они были устранены очень быстро, учитывая свободу передвижения.

Роль среды в формировании личности

Нередко в педагогической литературе не дифференцируются понятия «человек» и «личность», т. е. говорят о развитии и воспитании человека или о развитии и воспитании личности, хотя это и не одно и то же.
Еще К. Маркс указывал, что в понятии «личность» раскрывается общественная сущность человека. Сущность человека, писал он, «не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». В силу этого, когда специально рассматривается влияние среды на развитие человека, следует говорить о формировании его личности, поскольку речь должна идти о тех качествах, которые формируются у человека прежде всего под влиянием самых разнообразных средовых контактов, т. е. взаимоотношений с людьми и различными общественными институтами. Под средой в педагогике понимается вся окружающая ребенка действительность, в условиях которой происходит развитие человека, формирование его личности.
Рассматривая влияние среды на развитие человека, марксистско-ленинская педагогика указывает прежде всего на то, что для формирования человеческой личности, для развития чисто человеческих задатков - речи, мышления, хождения в вертикальном положении - необходимо человеческое общество, социальное окружение. Примеры развития детей, попадавших с младенческого возраста в окружение животных, свидетельствуют о том, что эти человеческие задатки у них не развивались, и способность к их развитию оказывалась настолько заторможенной, что даже после того, как эти дети попадали в человеческое общество, они с огромным трудом обучались простейшим формам общения с людьми и не привыкали к образу жизни современного человека.
Когда говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную, т. е. определяемую экономическими и политическими условиями, свойственными данной общественно-экономической формации. Определенную роль играет среда географическая, большое значение придается домашней среде - ближайшему окружению ребенка.
В понятие «социальная среда» входят материальные условия жизни общества, социальный и государственный строй, система производственных и общественных отношений и определяемый ими характер протекания социальных процессов и функционирования различных учреждений, создаваемых обществом.
Действительно, социальное лицо человека определяется прежде всего его государственной принадлежностью: человек рождается гражданином того или иного государства.
Еще в большей степени это влияние определяется той системой общественно-экономических отношений, которые установились в стране, в том обществе, в котором происходит развитие и формирование человека, что определяет классовое положение человека.
К социальным процессам, оказывающим наибольшее влияние на развитие человека, относятся в первую очередь изменения условий жизни в городе и на селе, миграционные процессы, т. е. перемещения населения в пределах территории страны, из города в деревню и обратно, демографические процессы - изменения в рождаемости, продолжительности жизни, возрасте вступления в брак и т. п.
К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности человека, относятся: семья как основная ячейка общества, учебно-воспитательные заведения, охватывающие все звенья системы народного образования, внешкольные и культурно-просветительные учреждения, массовые средства распространения информации.
В нашем обществе вся система социальных институтов - дошкольные учреждения, средняя и высшая школа, общественные организации, государственные учреждения, система массового распространения информации - целенаправленно воздействует на сознание всех граждан на основе единых коммунистических принципов, норм и идеалов. Человек как продукт социальной среды подвергается ряду изменений в зависимости от изменения социальных условий жизни. В этом плане личность человека отражает и исторические особенности социальных условий его жизни, и его классовую принадлежность, и положение его класса в структуре общества. При коренном изменении социальных условий меняется и весь духовный облик человека.
Ярким примером этому служит формирование духовного мира человека в условиях социализма. Социалистическое общество, построенное в нашей стране, представляет собой особую, новую социальную среду развития личности, оказывающую определяющее воздействие на развитие и формирование личности советского человека. Изменения, происходящие в этой области, столь значительны, что дают основание говорить о новом типе личности - личности советского человека или социалистическом типе личности. Вместе с тем это же историческое явление вызывает яростные нападки буржуазной пропаганды, которая, опираясь на теоретические построения буржуазных педагогов и психологов, старается доказать, что изменением социальных условий нельзя сформировать новых людей и новый тип личности, так как все плохое, что заложено в человеке от природы, остается неизменным, несмотря ни на какие улучшения материальных и социальных условий. При этом, как правило, используются отрицательные примеры в поведении отдельных представителей нашей молодежи, случаи преступности, нарушения норм морали, сообщения о которых даются в нашей печати. Это направление в буржуазной пропаганде имеет главной целью отвлечение внимания трудящихся от борьбы за демократизацию образования, за создание равных для всех условий обучения и воспитания, от мыслей о необходимости радикального изменения общественного строя, революционного его преобразования.

Конкретный опыт представлен во многих разных созвездиях. Глухота не слышит языка: существуют ли задержки развития языка и интеллектуального развития? Каковы последствия психического развития? Слепота, моторные нарушения из-за паралича или деформации конечностей? Какими мерами они должны быть компенсированы? Каковы последствия отказа от вины, социальной изоляции, такой как тюремное заключение или жизнь с аутичной или шизофренической матерью? Определяет ли продолжительность лишения роль и период жизни, в которой она дается?

Эффекты должны оцениваться с точки зрения их степени и их обратимости, их текущих и долгосрочных последствий. Концепции пересмотра и чувствительного периода приобрели определенное значение в истории психологии развития. Они включают необходимость в определенном уровне развития, чтобы опыт мог падать на плодородную почву или эффективно практиковаться.

Роль воспитания в формировании личности человека

Воспитание с точки зрения воздействия на развитие и формирование личности человека всегда целенаправленно. Это в первую очередь целенаправленная деятельность общества, использующего для ее осуществления все имеющиеся в его распоряжении средства - искусство, литературу, массовые средстра распространения информации, учреждения культуры, учебные заведения, общественные организации. Воспитание предполагает вооружение человека определенной суммой общественно-необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами. Иными словами, воспитание должно обеспечивать такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Это, естественно, не исключает формирования индивидуальных черт и качеств личности, развитие которых обусловлено как индивидуальными задатками человека, так и теми условиями, которые может предоставить ему общество для развития этих задатков.
Воспитание может рассматриваться и как составная часть влияния социальной среды на человека, но оно является вместе с тем одним из факторов внешнего воздействия на развитие человека и формирование его личности. Отличительной особенностью воспитания является, кроме его целенаправленности, и то, что оно осуществляется лицами, специально уполномоченными обществом для выполнения этой его социальной функции.
Воспитание - это очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым.
Марксистско-ленинская педагогика исходит из того основного положения, что воспитание может играть ведущую, определяющую и решающую роль в развитии и формировании личности человека лишь в условиях той социальной среды, где все общество заботится о создании наилучших условий для всестороннего развития задатков и способностей человека, где это является основной целью воспитания подрастающих поколений. В условиях социалистического общества роль воспитания усиливается еще и потому, что воспитательное воздействие, оказываемое обществом и его учреждениями, подкрепляется и всем социалистическим укладом, советским образом жизни, осуществлением принципов социализма во всех сферах хозяйственной, культурной и политической жизни общества. Наблюдается все большее совпадение интересов общества и каждого советского человека, что облегчает ему принятие и усвоение требований, предъявляемых к нему обществом.
В последнее время все чаще и больше в педагогике говорят о комплексе социальных влияний, получившем отражение в понятии «советский образ жизни», который представляет собой особую среду развития и формирования личности советского человека.
Однако благоприятная социальная среда действует положительно не сама по себе. Каким бы благоприятным ни было влияние социалистического общества, важнейшую роль в воспитании человека играет целенаправленная деятельность людей и всех воспитательных учреждений, создаваемых обществом.
Если в отношении учета влияния и воздействия социальной среды главной задачей воспитания является правильное отражение в целях и конкретных задачах учебно-воспитательной работы требований, предъявляемых обществом к человеку, то в отношении влияния семьи роль воспитания может быть и несколько иной. Воспитатель, конечно, всегда изучает условия домашнего окружения ребенка, чтобы учитывать их в организации работы с ним в школе. Знание этих условий дает возможность понять особенности его поведения, выявить их причины, которые зачастую кроются в условиях воспитания в семье. Вместе с тем в случае обнаружения неблагоприятных влияний, отражающихся на развитии, поведении и успеваемости ребенка, воспитатель может и должен активно вмешаться в условия семейного воспитания, стремясь оказать активное воздействие на родителей, семью, осуществляя индивидуальный подход к ребенку, воспитывающемуся в неблагоприятных домашних условиях, оказывая ему больше внимания, организуя необходимую помощь в занятиях, ставя вопрос о помещении его в школу-интернат или детский дом, если не удается изменить в лучшую сторону домашнюю обстановку.
Воспитатель должен также знать и ближайшее окружение ребенка вне школы, так как порой во дворе, на улице различные группировки оказывают отрицательное влияние на неустойчивую молодежь, особенно подростков. Поэтому сейчас и придается такое большое значение совместной работе школы и общественности по месту жительства учащихся, активизируется воспитательная работа через жэки, обращается особое внимание на воспитательную работу с подростками во внеурочное время, более широкое вовлечение их в спортивную и разнообразную кружковую творческую работу. Усиливается вся работа по организации культурного досуга учащихся.
Все это показывает, что воспитание находится в очень тесном взаимодействии со всеми видами влияний, идущими от среды, играя при этом ведущую роль в использовании благоприятных социальных условий, а также в устранении или ослаблении неблагоприятных влияний и воздействий, идущих в отдельных случаях от семьи или ближайшего окружения вне школы.
Школа должна по-настоящему стать центром воспитательной работы в микрорайоне и пропаганды педагогических знаний среди родителей и общественности района, и в этом одно из проявлений воздействия общественного воспитания на микросреду, в которой находится учащийся за пределами школы.
Свои особенности имеет воздействие воспитателя на процесс развития естественных жизненных сил, заложенных в человеке от рождения.
Признавая за воспитанием ведущую и определяющую роль в благоприятных социальных условиях, советская педагогика тем не менее не преувеличивает возможностей целенаправленного воспитания, поскольку многое зависит и от природных задатков. Воспитание может обеспечить развитие человеческих черт и качеств, только опираясь на те задатки, которые свойственны человеку как представителю рода. Так, опыты по воспитанию детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком показали, что детеныш обезьяны, имея те же контакты с людьми, получая хорошее питание и уход, тем не менее не приобрел ни одного пси хического качества, свойственного человеку (исследования Н. И. Ладыгиной-Котс).
Что касается процесса физического развития, то воспитание охватывает, естественно, не весь этот процесс, а лишь те стороны развития детей, которые вовлекаются в специально организуемую деятельность. Например, занятия музыкой развивают слух, голосовые связки; занятия физической культурой содействуют укреплению организма, развитию мышц и подвижности суставов. Однако определяющими здесь все же остаются естественные биологические процессы, на которые сильное воздействие оказывает социальная среда, условия жизни, быта, питания, играющие существенную роль в обеспечении правильного физического развития человека.
Значительно большие возможности имеются у воспитателя в развитии умственных сил и познавательных способностей ребенка. Это особенно заметно в условиях развивающего обучения, осуществляемого в советской школе, нацеленного на «зону ближайшего развития» ребенка и строящегося по принципу опережающего развития психических процессов, развитие которых ускоряется именно благодаря такой ориентации обучения.
В развитии человека, его психических черт и качеств и в том числе в формировании его познавательных процессов, большую роль играют особенности его нервной системы. Советская психология и педагогика утверждают, что врожденный тип высшей нервной деятельности не остается абсолютно неизменным: под влиянием условий жизни, а особенно воспитания и самовоспитания у человека могут развиться и укрепиться тормозные процессы, повыситься сила и подвижность нервных процессов. Это в свою очередь может в какой-то мере замаскировать врожденный темперамент, сгладить видимые формы его проявления. Так что и в этом отношении воспитание может оказать определенное воздействие на развитие человека. Самое же главное и основное проявление воздействия воспитания - это формирование общей направленности личности, развитие ее духовных потребностей и интересов. Здесь многое определяется социальным строем и всем общественным укладом жизни. Воспитание призвано и усилить эффект этого социального воздействия среды, и сделать формирование личности более подчиненным целям и задачам строительства коммунизма.
В концепции воспитания, развиваемой советской педагогической наукой, немалая роль отводится и собственной активности человека, который является не только объектом, но и субъектом воспитания. В процессе воспитания огромную роль играет принятие и осознание человеком требований, предъявляемых ему воспитателем, т. е. формирования положительного к ним отношения, строящегося на понимании их разумности, справедливости, обоснованности, выливающегося в желание им следовать. Огромную роль играет и постановка человеком личных целей в жизни, стремление добиваться их выполнения, вырабатывать у себя качества, необходимые для их достижения. Наибольшая активность личности при этом наблюдается тогда, когда человек начинает серьезно задумываться над самовоспитанием, разрабатывая программу своего самосовершенствования, мобилизует свою волю и, затрачивая специальные усилия по выполнению этой программы, сам активно формирует свою личность.

Каждая мать может заметить, что - в нужное время - детям может быть дано мало усилий, чтобы контролировать разрядку мочевого пузыря или ходить или кататься на велосипеде. Если вы попытаетесь сделать это «слишком рано», это утомительно, долго и часто обречено на провал. Мы знаем то же самое из лингвистического или графического развития или генезис основных логических операций. Предпосылки для приобретения, похоже, даются только с определенным развитием или повторным событием.

Во многих фазовых исследованиях неожиданно предполагалось, что такие предпосылки для приобретения основаны на внутреннем проекте и не могут передаваться посредством обучения или образования. Это часто приводило к педагогической пассивности: дожидалось до повторного события, что обеспечило успешное обучение.

Публикации по теме