Денежная система РФ: основные особенности. Современная денежная система россии

Денежная система Российской Федерации - это форма организация денежного обращения, закрепленная национальным законодательством. Она состоит из следующих элементов: денежной единицы, масштаба цен, вида денег, эмиссионной системы, механизма денежно-кредитного регулирования. Национальная валютная система, обладая относительной самостоя­тельностью, также входит в денежную систему страны.

Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации, согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», является рубль, состоящий из 100 копеек. Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Виды денег - банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России. Они являются единственным законным средством платежа на территории России, их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Банкноты и монета обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, по вкладам и для перевода на всей территории Российской Федерации. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

После проведения деноминации (укрупнения масштаба цен) с 1 января 1998 года в обращении находятся банкноты достоинством 10, 50, 100 и 500 руб., а также монеты достоинством 1, 2, 5 руб. и 1, 5, 10 и 50 коп.

За Центральным банком РФ закреплено исключительное право осуществлять эмиссию наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.

Совет директоров Банка России принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. При этом описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Решение по этим вопросам направляется в Правительство РФ в порядке предварительного информирования. Коммерческие банки также участвуют в эмиссионном процессе. Они выпускают безналичные деньги в процессе кредитования, а при погашении ссуды происходит изъятие денег из оборота.

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлены правовые основы функционирования денежной системы РФ, задачи, функции и полномочия Банка России в организации денежного обращения. В России, как и во всех странах, налично-денежный оборот значительно меньше безналичного.

При имеющем место колебании значений удельного веса наличных денег в общем объеме денежной массы доля их постепенно снижается. Доля наличных денег в экономически развитых странах еще меньше (10-20%), однако их присутствие необходимо, поскольку они обслуживают розничную торговлю, получение и расход большей части денежных доходов населения. Организацию налично-денежного обращения осуществляет Центральный банк РФ, это одна из его основных функций. Она включает:

  • прогнозирование и организацию производства, перевозку и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;
  • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
  • определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

По методологии расчета, принятой в 1998 году, в состав денежной массы не включают­ся данные по кредитным организациям с отозванной лицензией. Денежный агрегат М2 представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на расчетных, текущих счетах и депозитах нефинансовых предприятий, организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации, хранящихся в банках. Не включаются депозиты в иностранной валюте.

Центральный банк РФ осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения. В его систему входит центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры и пр.

Кассовое обслуживание - одна из важнейших функций банков. Банк является начальным и конечным пунктом движения денег, обеспечивающих товарообмен. Наличные деньги попадают в сферу обращения из банка в форме выплаты заработной платы или других расчетов наличными и возвращаются в банк в виде выручки. Сфера денежного обращения подлежит регулированию и жесткой регламентации со стороны государства, основные аспекты которых закреплены законодательно («Порядок ведения кассовых операций»). Согласно этому Порядку банковская система является не только организатором налично-денежного обращения, но и контролером данного процесса.

Зачисление денежной выручки на счета в банке и выдача наличных средств на различные цели определяются как кассовые операции, которые по балансовому результату и по назна­чению делятся на приходные и расходные. Каждому предприятию определяется предельная величина наличных средств в кассе - лимит остатка кассы и норма расходования наличных денег из выручки. Эти кассовые нормативы позволяют рационально организовать денежное обращение, исключить встречные перевозки денег я обеспечить своевременные расчеты наличными. Одновременно с нормативами банк утверждает порядок и срок сдачи выручки в банк данного предприятия.

Основным принципом организации денежного оборота является целевое использование наличных денежных средств. Структура приходных и расходных кассовых операций фиксируется в банковской ведомости «Учет кассовых операций», которая ведется всеми банками независимо от объема кассовых операций. Центральным банком РФ установлена пятидневная отчетность по этой ведомости, что позволяет ему определить эмиссионный результат и выработать эмиссионную политику на перспективу.

Расчеты между коммерческими, кооперативными банками и другими кредитными учреждениями производятся расчетно-кассовыми центрами (РКЦ) Центрального банка РФ, организованными в местах нахождения учреждений банков. Имеются и межрайонные РКЦ. Для осуществления расчетов каждому учреждению банка в РКЦ открывается корреспондентский счет на соответствующем балансовом счете.

Центральный банк РФ и его территориальные управления через РКЦ осуществляют эмиссионно-кассовое обслуживание и эмиссионно-кассовые операции. В РКЦ имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды. Характерной особенностью формирования кассовых ресурсов РКЦ является возможность привлечения денежных средств из денежных хранилищ (резервных фондов), что, по сути, представляет собой не просто возврат денег в обращение за счет собранной накануне выручки, а привлечение дополнительных денежных ресурсов - эмиссию. Если кассовых поступлений недостаточно, банк может пополнить кассовые ресурсы, получат наличные деньги в РКЦ по денежному чеку. Если же кассовые поступления банка превышают его расход и лимит остатка кассы, определенный РКЦ, то излишки возвращаются в РКЦ. Недостатки ресурсов РКЦ пополняются только за счет перечисления средств из резервных фондов РКЦ по специальному разрешению Центрального банка РФ. Такой порядок распоряжения резервными фондами является частью централизованного регулирования денежного оборота.

Безналичный денежный оборот. Безналичный платежный оборот в России составляет более 60%, а в экономически развитых странах - до 90%. Безналичный платежный оборот осуществляется в вице записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств или путем зачетов взаимных требований. Именно широкое развитие безналичных расчётов обусловило необходимость установления связей между банками и превращения их в банковскую систему.

На Центральных банк РФ как главный регулирующий орган платежной системы возложены обязанности установления правил, сроков и стандартов осуществления расчетов с соблюдением следующих принципов их организации:

  1. Соблюдение правового режима осуществления расчетов и платежей. В Российской Федерации он сложился к середине 1990-х гг. Он включает соответствующие нормы гражданского законодательства, отдельные федеральные законы и подзаконные акты.
  2. Осуществление расчетов по банковским счетам, которые должны быть у получателя (поставщика) и плательщика. Для расчетного обслуживания заключается договор банковского счета между клиентом и банком, а банки и другие кредитные учреждения открывают корреспондентские счета друг у друга для проведения расчетов между собой.
  3. Обеспечение ликвидности и платежеспособности участников расчетных отношений как необходимого условия своевременного выполнения долговых обязательств.
  4. Наличие согласия (акцепта) плательщика на платеж. Механизмом реализации этого принципа является оформление соответствующего платежного документа - чека, векселя, платежного поручения или специального акцепта документов - платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей, выписанных получателем средств.
  5. Соблюдение срочности платежа. Этот принцип относится не только к периоду оплати счетов за товары и услуги, но и ко времени выполнения расчетных операций банками.
  6. Контроль субъектов расчетных отношений за своевременностью и правильностью совершения расчетов. С этим принципом тесно связан принцип имущественной ответственности за соблюдение договорных условий в форме возмещения убытков, уплаты штрафа, пени и т.п. в случае нарушения договорных обязательств.

Выбор тех или иных форм безналичных расчетов зависит от уровня экономического развития страны. Самой распространенной формой безналичных расчетов в России в настоящее время являются платежные поручения: с их помощью ведутся расчеты с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, с органами страхового и пенсионного фонда, при налоговых и иных платежах.

Недостаточно распространена аккредитивная форма расчетов, ее удельный вес невелик. Согласно законам Российской Федерации при расчетах как физическими, так и юридически­ми лицами могут применяться чеки, но не допускаются расчеты чеками между физическими лицами.

Относительно новыми для России являются расчеты платежными требованиями-поручениями. В СССР особенно широко применялись и существуют сейчас расчеты путем зачета взаимных требований. В настоящее время эти расчеты могут осуществляться через клиринговые палаты (центры).

До 1992 года широко использовалась акцептная форма расчетов. Однако она имеет существенный недостаток, поскольку не гарантирует поставщику получение оплаты. В 1992 году было введено Положение о безналичных расчетах, согласно которому расчеты платежными требованиями были отменены. Вместе с тем эти платежные документы могут быть использованы с согласия сторон.

Правила, формы, сроки и стандарты безналичных расчетов устанавливает Центральный банк РФ. Исходя из законодательства общий срок безналичных расчетов не должен превышать пяти операционных дней в пределах Российской Федерации и двух операционных дней в пределах ее субъекта.

Указанием Центрального банка от 3 декабря 1997 года № 51-У «О введении новых форматов расчетных документов» установлено, что платежные требования, платежные требования-поручения, заявления на аккредитив, инкассовые поручения (распоряжения), применяемые при безналичных расчетах в Российской Федерации начиная с января 1998 года должны оформляться на бланках Общероссийского классификатора управленческой документации ОК 011-98 (класс «Унифицированная система банковской документации»). За нарушение правил расчетных операций банки, предприятия, учреждения, организации и граждане несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Особенности денежного обращения

Кризисное состояние экономики, высокие темпы инфляции и проведение монетарной политики привели к расстройству денежной системы России.

Инфляционные процессы возникли в российской экономике еще в послевоенный период в связи с резким падением эффективности производства. Попытки реформирования экономики заканчивались очередным повышением цен и обесценением рубля. Внутренний государственный долг превысил всю денежную массу. Государство не располагало товарной массой для обеспечения выпущенной в оборот денежной массы. Начало 1993 года Россия встретила в условиях жестких инфляционных процессов.

Отказ от государственного регулирования цен в январе 1992 года вместо ожидаемого равновесия привел к гиперинфляции - среднемесячные темпы прироста потребительских цен составили 31,2%.

Многофакторный характер инфляции обусловил наличие двух ее видов: инфляции спроса и инфляции издержек.

Одним на основных направлений денежно-кредитной политики в этот период были сужение эмиссии, ограничение предложения денег и подавление платежеспособного спроса массового потребителя, что привело к нарастанию дефицита денежной массы. Темпы инфляции были подавлены: в 1997 году они составляли менее 1% в месяц. Снизились темпы прироста денежной массы. Все это сопровождалось рядом негативных явлений, а именно:

1. Расстройством функции обращения национальной валюты: расширились процессы эмиссии псевдоплатежных средств (псевдоденег), происходила долларизация денежного обращения и сбережений. Наполнение хозяйственного оборота платежно-расчетными суррогатами - платежными сертификатами, вексельными обязательствами, налоговыми освобождениями и т.п. носило стихийный характер, что снижало роль Центрального банка РФ в регулировании денежного обращения в стране. Кроме того, ЦБ РФ в этих условиях терял эмиссионный доход, который переходил в распоряжение различных коммерческих структур. Вместе с тем замещение рублевой массы иностранной валютой означал, что этот доход достается также эмиссионным центрам соответствующих стран.

Происходила утечка российской валюты с традиционных рынков СНГ, кредитные отношения с которыми значительно сократились и к 1997 году составили лишь 0,5 в общем объеме кредитных ресурсов стран СНГ. В итоге снизился спрос на национальную валюту России, что обострило проблему введения конвертируемости рубля.

2. Расстройством платежно-расчетной системы в процессе проведения реформ, а также заменой старой системы, рассчитанной на обслуживание потребностей централизованной плановой экономики, на новую.

К началу 1997 года массовые неплатежи составили более 170% годового ВВП. В структуре суммарной просроченной задолженности, доля которой равна половине суммарной задолженности по обязательствам, 96,6% приходится на кредиторскую задолженность поставщикам, бюджету и т.д., а 4,4% - по кредитам банков и займам.

Значительное влияние на расстройство платежно-расчетной системы оказывали бартерные сделки, в результате которых бюджет страны недополучает десятки триллионов рублей доходов. К этому следует добавить внебанковский оборот, основу которого составляла так называемая «теневая экономика». Все это приводило к нарастанию потребности в денежных средствах организованного оборота.

Уровень официальной монетаризации ВВП в России в 1997 году оценивался лишь в 12-13% при нормальном соотношении – 20-25%, а в экономически развитых странах – 60-80%. Это ограничивало возможности платежной базы России для расчетов с бюджетом по налогам.

3. Расстройством функции национальной валюты как средства сбережения, обусловленное тем, что преобладающая часть денежной массы (как наличной, так и безналичной) представляли собой средства текущего оборота, а функцию сбережений долгосрочного характера выполнял доллар. Только за 1996 год доля денежных доходов населения, используемых на приобретение валюты, выросла с 13,5% в январе до 20% в декабре, в то время как накопления во вкладах и ценных бумагах снизились за этот период с 7% до 3,3%. Лишь за 1995 - 1996 гг. прирост наличной иностранной валюты у физических лиц составил более 25 млрд. долл.

Правительство и ЦБ РФ неоднократно предпринимали меры по ограничению сферы обращения иностранной валюты в стране, однако они принесли ожидаемые результаты только с началом 2000-х годов, когда в стране, на фоне растущих цен на энергоносители, начался стабильный экономический рост.

Меры, проводимые правительством, позволили значительно сократить «теневой сектор», свести к минимуму бартерные сделки, уменьшить объем наличной иностранной валюты в экономике. Однако проблемы остаются – это и высокая инфляция и по-прежнему высокая доля наличных денег в обращении, а также использование доллара, как средства сбережения.

По материалам книги "Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова" - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. - 622 с.

Официальной денежной единицей Российской федерации является рубль. Российским законодательством запрещен выпуск иных денежных единиц и денежных суррогатов, определена ответственность лиц, нарушающих единство денежных отношений. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организация и изъятия их из обращения на территории РФ принадлежит Центральному Банку России.

Деньги существовали и существуют всегда. Новые деньги поступают в оборот из банков, создающих их в результате кредитных операций. Поэтому кредитный характер денежной эмиссии является одним из основополагающих принципов организации денежной системы государства. Понятия "выпуск денег" и "эмиссия денег" - неравнозначны. Выпуск денег в оборот происходит постоянно. Безналичные деньги выпускаются в оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам. Наличные деньги выпускаются в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Однако одновременно клиенты погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы банков. При этом количество денег в обороте может и не увеличиваться.

Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах исторически осуществляли: центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения; казначейство (министерство финансов или другой аналогичный исполнительный орган), выпускающее мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла). В настоящее время эмиссию неразменных на золото денежных знаков независимо от их вида осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. Поэтому нет четкой грани между кредитными и бумажными деньгами. И те и другие являются обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые валюты - даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты). Бумажные и кредитные деньги выступают в виде банковских билетов. Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков государства; в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг. В результате происходит увеличение денежной массы как за счет увеличения остатка наличных денег, так и за счет увеличения остатков платежных или потенциально возможных платежных средств в сфере безналичных расчетов. В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95% осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а благодаря депозитно-чековой эмиссии. Эмиссия банкнот связана с кассовым обслуживанием народного хозяйства: коммерческих банков, государственного бюджета, государственного долга и т.д., когда необходимо увеличение кассового резерва наличных денег. Депозитно-чековая эмиссия осуществляется в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков. Денежное регулирование представляет собой комплекс мер государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике Центральные банки.

Под эмиссией денег понимается такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте.

В условиях рыночной экономики эмиссионная функция разделяется:

эмиссия безналичных денег (производится системой коммерческих банков); эмиссия наличных денег (осуществляется государственным Центральным Банком).

При этом первична эмиссия безналичных денег. Прежде чем наличные деньги появятся в обороте, они должны отражаться в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков.

Регулирование денежного обращения в РФ возлагается на Банк России, и осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк Росси, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения и должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию наличных денег.

Обязанности Банка России:

1) Прогнозирование и организация производства, перевозок и хранение

Банкнот и монет, а также создание их резервного фонда;

  • 2) Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • 3) Определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожение;
  • 4) Разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Роль Центрального Банка Российской Федерации состоит том, чтобы посредством присущих ему функций и операций добиться рационализации денежного оборота. Существенной деятельностью Банка России является обеспечение покупательной способности денежной единицы. Цель его функционирования - это не только монетизация валового внутреннего продукта, но и скорость обращения денег, полнота их прохождения через каналы банка, минимизация использования денежных суррогатов. В свою очередь эмитирование платежных средств это не только их влияние на стабильность рубля, но и на эффективность производства и обращение продукта. Банк России ограничивает свою цель борьбой за укрепление покупательной способности рубля. Таким образом он не реализует в полном объеме свою роль в экономике. Кредитные инструменты регулирования слабо представлены в денежно - кредитной политике Центрального Банка Российской Федерации.

Для поддержания устойчивости денежного оборота, Центральный банк должен использовать комплекс инструментов:

  • - Осуществлять надзор и контроль за денежным оборотом. Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов.
  • - Контролировать функционирование исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте.

Свойствами современной денежной системы являются:

  • 1) Отмена официального золотого содержания и размена банкнот на золото;
  • 2) Выпуск денег в обращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства;
  • 3) Преобладание безналичного оборота;
  • 4) Усиление государственного регулирования денежного обращения.

Подводя итог вышесказанного, можно сделать выводы что, официальной денежной единицей Российской федерации является рубль. Исключительное право выпуска наличных денег, организация и изъятия их из обращения на территории РФ принадлежит Центральному Банку России. Регулирование денежного обращения в Российской Федерации возлагается на Банк России, и осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством.

Денежная система Российской Федерации функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ (Банке России) от 10 июля 2002 г., определившим ее правовые основы.

Официальной денежной единицей (валютой) в нашей стране является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным банком и публикуется в печати.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории России обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах Центрального банка.

Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот должен быть не менее одного и не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.

На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возложены следующие обязанности:

Прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных учреждений;

Определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

Разработка и утверждение правил ведения кассовых операций в народном хозяйстве.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных Главных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБ РФ и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:

Необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;

Обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;

Поддержанием обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и по регионам;

Сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.

Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения – документа, дающего право ЦБ РФ подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.

Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетно-платежных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов не более двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и не более пяти операционных дней в пределах РФ. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России.

В связи с тем, что российская денежная единица – рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.

В Федеральном законе о Центральном банке РФ (Банке России) предусмотрены порядок выработки и условия реализации единой государственной денежно-кредитной политики, а также инструменты регулирования Центральным банком величины денежной массы в обращении. Такими инструментами и методами, в частности, являются:

- процентные ставки по операциям Банка России (ставка рефинансирования);

- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования) ;

- операции на открытом рынке ;

- учетная политика ;

- валютное регулирование ;

- установление ориентиров роста денежной массы ;

- прямые количественные ограничения .

В соответствии с принятой государственной денежно-кредитной политикой Центральный банк РФ (Банк России) в целях укрепления рубля регулирует общий объем выдаваемых им кредитов, использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки по кредитным операциям, стимулируя рост или сокращение кредитных вложений.

При этом влияние Банка России на процентные ставки коммерческих банков ограничивается регулированием денежного предложения и мерами по улучшению состояния банковской системы.

Обязательные резервы выполняют не только социальную функцию, гарантируя в случае краха банка от полного разорения вкладчиков, но и являются источником дополнительных финансовых источников для Центрального банка для регулирования денежной массы в обращении. Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к обязательствам банков.

Суть операций на открытом рынке состоит в изменении предложения ссудного капитала в стране путем скупки или продажи ценных бумаг Центральным банком, вливания финансовых средств в экономику или изъятия ликвидных средств.

Учетная политика Центрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, транспортных, торговых и других предприятий. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная ставка Центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд.

Валютное регулирование связано с куплей-продажей Банком России иностранной валюты. Эти операции Банка России на валютном рынке позволяют воздействовать на курс рубля в иностранной валюте и на величину денежной массы в обращении.

Наряду с экономическими методами регулирования денежного обращения, которые были перечислены выше, Банк России в исключительных случаях может применять прямые количественные ограничения в виде установления лимитов на рефинансирование банков, на проведение банками отдельных банковских операций. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год определяются Банком России. В основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики даются анализ состояния и прогноз развития экономики России на следующий год, определяются цели и задачи единой государственной денежно-кредитной политики, ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Денежная система РФ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Денежная система РФ
Рубрика (тематическая категория) Финансы

Под денежной системой государства принято понимать законодательно закрепленное устройство денежного обращения, включающее взаимодействие образующих ее элементов.

В результате правового регулирования денежного обращения в РФ создана денежная система, включающая следующие элемен­ты: 1) официальную денежную единицу (рубль, состоящий из ста копеек); 2) эмиссию наличных денег; 3)организацию наличного денежного обращения.

Особая роль в осуществлении денежной политики государства, в организации денежного обращения в стране, как отмечалось ранее, возлагается исходя из статьи 75 Конституции РФ на Центральный банк РФ.

Первым элементом денежной системы является валюта Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, состоящий из ста копеек (ст. 27). В Законе РФ ʼʼО валютном регулировании и валютном контролеʼʼ данное понятие несколько уточнено. Под валютой Российской Федерации принято понимать: 1) на­ходящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банкнот Цент­рального банка РФ и монеты; 2) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных организациях в Российской Федера­ции; 3) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных организациях за пределами РФ на основании соглашения, за­ключенного Правительством РФ и ЦБ РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на терри­тории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства.

Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.

С 1990ᴦ. официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами, существовавшее ранее, не устанавливается.

Такое положение характерно для большинства стран мира. Официальный курс рубля к денежным единицам других госу­дарств устанавливается и публикуется Центральным банком. Ва­люта РФ включает в себя банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны. Их подделка и незаконное изго­товление преследуются по закону.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всœеми его активами и обязательны к приему по номинальной стоимости при всœех видах платежей, для зачисления на счета͵ во вклады и для перевода на всœей территории страны.

Банкноты и монеты Банка России не бывают объявлены недействительными (утратившими силу законного средства пла­тежа), в случае если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.

При обмене банкнот и монет на денежные знаки срок изъятия банкнот и монет из обращения не должна быть менее одного года, но не превышает пяти лет.

Банк России вправе обменивать без ограниченийветхие и по­врежденные банкноты.

Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых принимает Совет директоров ЦБ РФ. Он же ут­верждает номиналы и образцы новых денеᴦ. Описание новых де­нежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Очень важно, что о выпуске новых денежных знаков Банк России обязан предварительно информировать Правительство страны.

Вторым элементом денежной системы является осуществление эмиссии наличных денеᴦ. Монопольным правом эмиссии обладает Центральный Банк РФ. Статья 75 Конституции РФ устанавливает, что в РФ не допускается вводить и эмитировать какие-либо другие деньги, кроме рубля. Наличные деньги в России выпускаются в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты, которые являются безусловными обязательствами Центрального банка РФ и обеспечиваются всœеми его активами. Образцы банкнот и монет утверждаются ЦБ РФ по согласованию с Правительством.

Обслуживая хозяйственный оборот, деньги постоянно выпус­каются в оборот и изымаются из оборота. Такого рода операции не влияют на увеличение денежной массы и этим отличаются от эмиссии денег, под которой принято понимать выпуск денег в оборот, ведущий к увеличению денежной массы, находящейся в обороте.

Существует эмиссия наличных и безналичных денеᴦ. В условиях рыночной экономики эмиссию наличных денег осуществляютцентральные банки, а эмиссию безналичных денег - коммерческие банки, что регулируется также центральным банком страны. Контроль за объёмом денежной массы осуществляет Банк Рос­сии. Количество денег в обращении определяется как сумма на­личных денег и банковских депозитов. Предоставляя кредиты, банки увеличивают объём денежной массы.

Задача ЦБ РФ заклю­чается в ограничении или расширении возможности банков эмитировать кредитные деньги. Для этого он устанавливает систему обязательных резервов банков, предусматривающую депонирова­ние кредитными организациями в Банке России определœенной части привлеченных ими денежных средств (ст. 38 Федерального закона ʼʼО Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)ʼʼ.

Обязательные резервы - один из инструментов осущест­вления денежно-кредитной политики Центрально банка РФ. Изменяя норматив резервирования, ЦБ РФ поддерживает на определœенном уровне объём денежной массы, находящейся в обращении в стра­не. Чем меньше сумма обязательных резервов, тем большее коли­чество денег может создать банковская система.

На базе кассовых оборотов банков и со­ставляемой аналитической отчетности Банк России прогнозирует размер предполагаемой эмиссии, а также регионы ее проведения. В осуществлении эмиссии принимает участие не только Банк России, но и его региональные РКЦ, содержащие резервные фонды и оборотные кассы.

В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти деньги не относятся к находящимся в обращении, поскольку не совершают движения, не накапливаются, не служат средством платежа и являются резервными. В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от банков. Эти деньги находятся в постоянном движении, в обращении.

В случае если сумма поступлений наличных денег на счете банка пре­вышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изы­маются из обращения и переходят в резервный фонд. При потреб­ности банка в наличности происходит обратный процесс. Со счета банка в пределœе его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму наличности, перемещая ее из резервного фонда в оборот­ную кассу РКЦ с разрешения Центрального банка. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией. Правление ЦБ РФ состав­ляет ежедневный баланс на базе сведений по сети РКЦ: где про­шла эмиссия наличных денег, а где - их изъятие.

Третьим элементом денежной системы выступает организация и регулирование наличного денежного обращения. При регулировании денежного обращения государственные органы руководствуются Основными направлениями денежно-кредитной политики РФ.

В соответствии с Федеральным законом о ЦБ РФ, в целях орга­низации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции (ст. 34):

Прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

Установление правил хранения, перевозки и инкассации на­личных денег для кредитных организаций;

Установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

Определœение порядка ведения кассовых операций для кре­дитных организаций.

Денежная система РФ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Денежная система РФ" 2017, 2018.

Современная денежная система России имеет длительную историю. Денежная система и денежное обращение формировались постепенно, в связи с присоединением в XV-XVI вв. к Москве русских княжеств. Важную роль в формировании денежного обращения сыграла денежная реформа 1535-1538 гг. Ее суть заключалась в изъятии из денежного обращения неполноценных денег, упорядочении весового содержания рубля и введении десятичной системы денежного счета. Реформа юридически закрепила общерусскую денежную систему.

В 1625-1627 гг. в стране завершился процесс формирования единой денежной системы: впервые вся чеканка монет была сосредоточена на Московском монетном дворе, который находился в ведении Приказа большой казны.

В 1654-1655 гг. была сделана попытка ввести в денежное обращение серебряный рубль в виде монеты. Однако регулярная чеканка серебряных рублей началась лишь в 1704 г. в ходе проведения денежной реформы 1700-1718 гг. Введеный в обращение рубль представлял собой 28 г серебра 84-й пробы. Одновременно появились серебряные и медные разменные монеты (копейки).

С 1769 г. в России начался выпуск бумажных денег (ассигнаций). Первоначально они разменивались на серебряные и медные монеты, затем размен был прекращен. С 1843 г. начался обмен ассигнаций на государственные кредитные билеты, которые свободно разменивались на серебро и обеспечивались металлическим запасом казначейства.

Денежная система дореволюционной России развивалась от биметаллизма и серебряного монометаллизма к золотому монометаллизму. В начале XIX в. в обращении параллельно функционировали золотые и серебряные монеты, а также ассигнации. В 1839-1843 гг. в период «реформы Канкрина» в России была введена система серебряного монометаллизма на основе изданного в июле 1839 г. манифеста «Об устройстве денежной системы». Серебряный монометаллизм в условиях отсталой экономики, дефицитности платежного баланса не обеспечивал стабильности рубля. Уже в 50-е годы система денежного обращения оказалась полностью несостоятельной.

В 1895-1897 гг. была проведена новая денежная реформа, получившая название «реформа Витте». В результате реформы был введен золотомонетный стандарт. В качестве государственной российской денежной единицы был принят золотой рубль с содержанием 17,424 доли чистого золота. Эта денежная единица воплощалась в золотых, серебряных и медных монетах и кредитных билетах Государственного банка. Таким образом, в России была создана довольно устойчивая денежная система, способствовавшая развитию промышленности и торговли. Однако требование 100%-го покрытия выпуска кредитных билетов ограничивало эмиссионную деятельность Госбанка. Такая неэкономичная денежная система требовала накопления огромных золотых запасов и жестко регламентировала эмиссию банкнот.

После Октябрьской революции сложилась классическая система безденежного производства и прямого, директивного распределения продукции, известная под названием «военный коммунизм».

Денежная система СССР была сформирована в ходе проведения денежной реформы 1922-1924 гг. В законодательном порядке были определены все элементы денежной системы. Денежной единицей стал червонец, или 10 рублей. Эмиссия червонцев (банковских билетов) осуществлялась Госбанком СССР в ходе краткосрочного кредитования народного хозяйства.

К концу 1924 г. начался выпуск казначейских билетов. Однако для устойчивости денежного обращения Наркомфину СССР был установлен лимит эмиссионного права на выпуск казначейских билетов.

Образованная в 30-е годы денежная система просуществовала фактически до распада Советского Союза. Две денежные реформы 1947 г и 1961 г. фактически не изменили ее по сути. В ходе денежной реформы 1961 г. произошла фактическая деноминация рубля.

Переход от административно-командной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике в корне изменил представления о теории и практике планирования и регулирования денежного обращения.

Публикации по теме