Общая характеристика системы налогов и сборов. Основные виды федеральных налогов и их краткая характеристика. Общая характеристика федеральных налогов и сборов

Система налогов и сборов (не путать с налоговой системой !) — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Принцип подвижности (эластичности) налогообложения за-ключается в том, что некото-рые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции.

Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардиналь-ное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Од-ним из атрибутов данного принципа является требование ст. 5 НК о том, что изменения в части установления новых налогов или сбо-ров должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их офици-ального опубликования.

Принцип налогового федерализма следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по пово-ду установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.

Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплатель-щика. Исходя из этого принципа в ст. 32 НК за налоговыми органами закреплена обязанность бесплатно информировать налогопла-тельщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип однократности обложения базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом. Другими словами, один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определенный законодательством налоговый период. Данный принцип воплощен, в частности, в ст. 38 НК, где сказано, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Следует заметить, что совокупность представленной системы принципов не является общепринятой в теории и практике налого-обложения.

1.75

Введение налога означает придание ему силы на определенной территории . Для того чтобы каждый конкретный налог мог быть фактически уплачен налогоплательщиком, его необходимо сначала установить, а затем ввести в действие.

До введения в действие НК РФ вопрос о разграничении процедур по установлению и введению в действие налогов был рассмотрен Конституционным Судом РФ в постановлении от 21 марта 3997 г.1 Конституционный Суд указал, что федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств . Применительно к субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления понятие «установление налогов и сборов» имеет иной юридический смысл. Право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты РФ связаны этими общими принципами. Установление налога субъектом РФ означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д.

Установление и введение налогов в России осуществляются в соответствии с процедурой, строго определенной НК РФ.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются федеральным законодательством, они вводятся в действие на всей территории Российской Федерации. При установлении федерального налога в федеральном законе определяются налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком.

Региональные налоги и сборы также устанавливаются федеральным законодательством (Налоговым кодексом), вводятся в действие на территории соответствующего субъекта РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ. При этом представительные органы власти субъектов РФ могут определять такие элементы налогообложения, как налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по данному региональному налогу. Так, например, налог на имущество организаций, установленный гл. 30 НК РФ, вводится в действие законами соответствующих субъектов РФ. Вводя налог, представительные органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Существенные элементы местных налогов и сборов устанавливаются федеральным законодательством, но вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований . Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации. Вводя в действие местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога, а также определяют форму отчетности по данному местному налогу.

Для гос-в с федеративным устройством характерна проблема соотношения полномочий по установлению налогов применительно к федеральному центру и субъектам федерации. Суть проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, самостоятельное установление налогов свидетельствует о независимости того или иного уровня власти, с другой стороны, чрезмерная свобода в этом вопросе приводит к искусственному дроблению гос-ва, к росту сепаратизма между регионами. При избрании баланса полномочий могут применяться след модели распределения полномочий по установлению налогов между федеральным центром и субъектами федерации:

    «разные налоги». Суть модели сводится к тому, что каждый уровень власти вводит свои собственные налоги, соответственно на каждом уровне власти образуется своя собственная система. Подвиды:

    1. Каждый уровень полностью самостоятелен при установлении своей системы налогов.

      Неполная самостоятельность каждого из уровней федерации при установлении налогов. Федеральный центр вводит общефедеральные налоги и устанавливает обязательный перечень налогов для субъектов. При установлении перечня для субъектов учитывается ряд факторов (исторические, социальные, организационно-технические). Примеры:

      1. налог на добавленную стоимость. С т.зр. своего содержания не может вводится на уровне субъекта федерации, только на федеральном уровне, т.к. этот налог относится к числу территориальных налогов, как следствие при его взимании всегда важно определить, в каком месте гос-ва возник объект налогообложения. При введении такого территориального налога на уровне субъекта федерации неизбежны постоянные конфликты между субъектами, спорящими о принадлежности им объекта налогообложения.

        НДФЛ. Целесообразно вводить только на федеральном уровне, т.к. при его введении на уровне субъектов те или иные субъекты становятся более привлекательными по причине низких ставок этого налога, в связи с предоставлением дополнительных льгот и т.д.

    «разные ставки». Содержанием этой модели является то, что федеральный центр определяет все основные, базовые условия взимания конкретных видов налогов, а субъекты федерации имеют право только на установление ставок налога в пределах определенной шкалы, заданной центром. При этом на каждом уровне устанавливается единообразная система налогов, изменяются только виды ставок.

    «разные доходы». При этой системе,как федеральные налоги, так и налоги субъектов закрепляются федеральным центром. Финансовая самостоятельность субъектов проявляется в том, что от всего объема собираемых налогов они получают определенные отчисления по заранее установленным ставкам. Эти ставки могут устанавливаться ежегодно либо вводиться на длительный период.

Из трех представленных систем наибольшую самостоятельность представляет первая, а две последующие дают возможность субъектам федерации участвовать в регулировании налоговых отношений только частично. При построении конкретных национальных налоговых систем всегда используется взаимосвязь приведенных вариантов.

Примеры: США и Германия. Для Германии характерно жестко централизованная налоговая система, которая предоставляет субъектам федерации минимум полномочий при установлении налогов на своей территории. Для США характерна полностью обратная модель: штаты имеют широкие полномочия по установления налогов на своей территории с некоторыми конституционными ограничениями.

Характеристика системы налогов и сборов РФ.

Система налогов и сборов РФ включает два блока:

    Непосредственно налоги и сборы. Налоги и сборы РФ делятся на три группы:

    1. Федеральные : НДС, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на доходы ФЛ, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных и биологических ресурсов, государственная пошлина.

      Региональные : налог на игорный бизнес, транспортный налог, налог на имущество организаций. Ключевые элементы налогообложения устанавливаются федеральным центром – объект, налоговая база, налоговые период, порядок исчисления, минимальная и максимальная ставка налога. При этом субъектам РФ предоставляется право устанавливать след элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах шкалы, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты. Для введения региональных налогов требуется принятие регионального закона. Введение региональных налогов – это право субъектов.

      Местные : налог на имущество ФЛ, земельный налог. Применительно к местным налогам процедура установления и введения в действие схожа с региональным уровнем. В данном случае также представительные ОМСУ устанавливают три элемента налогообложения.

Ошибочно утверждение о том, что группы налогов делятся в зависимости от бюджета, куда поступают эти платежи. Действительно региональные и местные налоги полностью зачисляются в соответствующие бюджеты. Однако федеральные платежи делятся между федеральным центром и нижестоящими уровнями. Основное различие между группами налогов состоит в порядке их установления и введения в действие. Установить налог – закрепить все элементы. Для группы федеральных налогов и сборов и установление, и введение в действие осуществляется исключительно федеральным центром.

    Специальные налоговые режимы. Действуют 4 специальных налоговых режимов:

    1. упрощенная система налогообложения,

      единый с/х налог,

      система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,

      система налогообложения при выполнении соглашений при разделе продукции.

Конституционно-правовые основы налогообложения устанавливаются ст.ст.71, 72, 75 Конституции РФ. Согласно Конституции РФ устанавливаются общефедеральные налоги, общие принципы налогообложения в РФ.

Поскольку любой налог представляет из себя ограничение права собственности, соответственно, в силу ст.55 Конституции РФ, любой налог может следовать только из ФЗ.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

НДФЛ является прямым, личным, федеральным налогом.

Налогоплательщики НДФЛ : ФЛ. Они подразделяются на две группы:

    резиденты РФ. Налоговыми резидентами признаются лица, фактически пребывающие на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения лица в РФ не прерывается на время его выезда за рубеж для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения либо обучения. При этом не имеет значения вид учебного/лечебного заведения, возраст выезжающего, программа обучения и пр. Независимо от времени фактического пребывания на территории РФ налоговыми резидентами признаются: российские военнослужащие, проходящие службу за границей, сотрудники ОГВ и ОМСУ, командированные на работу за рубеж.Гражданство не имеет значения. Не принимается во внимание место рождения гражданина, иные социальные факторы. Учитываем только фактическое нахождение на территории РФ. По прежней редакции гл.23 НК РФ исчисление 183 дня требовалось в рамках календарного года (с 31 декабря по 1 января), что приводило к парадоксальным ситуациям. Пример: 90 дней налогоплательщик находился в РФ в 2005 году, а 93 дня в 2006 году. По той норме, которая действует сейчас, 12 месяцев берутся последовательно, не в рамках календарного года. В течение 12 месяцев, когда мы исчисляем 183 дня, месяцы идут непрерывно, а дни, когда мы пребываем на территории РФ могут идти с разрывами.

    нерезиденты РФ. Это те лица, которые не пребывают требуемое число дней на территории РФ.

Правовые последствия признания лица резидентом либо нерезидентом.

    В отношении резидентов применяется полная налоговая обязанность, которая означает, что РФ по общему правилу претендует на налогообложение НДФЛ в отношении всех доходов лица, которые получены как от источников на территории РФ, так и от источников за ее пределами.В отношении нерезидентов действует ограниченная налоговая обязанность, уплачивают налог только с доходов, полученных на территории РФ.

    В отношении резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки. В отношении резидентов общая ставка – 13%, а в отношении нерезидентов – 30%.

    Гл.23 НК предусматривает возможность налоговых вычетов. Есть вычеты, которые являются налоговыми льготами и предусматривают освобождение от налогообложения части доходов лица. По законодательству РФ право на вычеты имеют только лица, чьи доходы облагаются по ставке 13%.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ.

НДС. облагается реализация товаров, работ и услуг, в том числе реализация предметов залога, передача товаров для собственных нужд, ввоз товаров на территорию РФ, выполнение работ для собственного потребления. Налоговой базой является стоимость этих товаров (работ, услуг). Налоговые ставки - 0% для: товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта; - работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;- услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации; прочих операций, предусмотренных международными соглашениями по устранению двойного налогообложения. . 10% для: - продовольственных товаров по перечню, - товаров для детей по перечню, - периодических печатных изданий и книжной продукции, за исключением изданий рекламного или эротического характера;- медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню. 18%(остальные операции). Налоговый период - квартал. Налоговые вычеты предусмотрены в размере сумм налога, предъявленного налогоплательщику поставщиком и в суммах, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Плательщиками налога являются организации, ИП, лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров за границу.

Налог на прибыль организаций. Налогоплательщиками являются российские организации, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ или получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения признается прибыль, которая определяется как разность между полученными доходами и произведенными расходами. Налоговые ставка - 20% , 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% - в бюджеты субъектов РФ, ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков не ниже 13,5 процента.

В отношении доходов, полученных в виде дивидендов российских организаций российским - 9%. Налоговый период - один год. 10 % - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.

Акцизы. Налогоплательщики: организации; ИП, лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров за границу. Подакцизные товары: спирт, спиртосодержащая, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, автомобили, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л.с., бензин и его продукты, дизельное топливо. Объектом налогообложения признается реализация произведенных товаров и ввоз их на территорию РФ. Налоговая база определяется как объем реализации этих товаров в натуральном выражении, их стоимость или средняя стоимость за предыдущий налоговый период. Налоговый период - один месяц. Налоговые ставки зависят от вида подакцизного товара.

НДФЛ Налогоплательщиками являются налоговые резиденты - со всех своих доходов и нерезиденты - с доходов на территории РФ. Налоговые ставки - 13% (остальные), 35% (подарки и призы более 4000 руб., мат. выгода), 30% (неналоговые резиденты), 9% (дивиденды). Предусмотрены стандартные (доход до 40 000 руб. в год - 400 руб. на себя и 1000 руб. на ребенка - доход до 280 000 руб), социальные (с сумм, потраченных на обучение, лечение, благотворительные цели не более 50 000 руб.), имущественные (при продаже имущества или при покупке жилья) вычеты. А также профессиональные вычеты для ИП (не более 20% от полученных доходов). Налоговый период - 1 год. Работодатели самостоятельно производят начисление налога и уплачивают его не позднее дня фактического получения средств в банке на оплату труда. По окончании года не позднее 30.03 работодатели должны представить сведения по каждому работнику о полученных им доходов, удержанных и перечисленных сумм налогов.

Налог на добычу полезных ископаемых; Водный налог; Сбор за право пользования объектами животного мира и водно-биологическими ресурсами; Гос пошлина

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Законы субъектов РФ вводят в действие региональный налог и определяют следующие его элементы: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, могут устанавливать налоговые льготы. Иные элементы определяются НК.

Налог на имущество организаций. Объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе налогоплательщика в качестве объектов основных средств. Налоговая база рассчитывается как среднегодовая стоимость имущества. Налоговая ставка максимальная по НК - 2,2%, в Свердловской области - в общем случае 2,2%, предусмотрены пониженные ставки для отдельных категорий. Авансовые платежи до 5.05, 5.08, 5.11, по итогам налогового периода - 10.04. Декларация по итогам налогового периода до 30 марта. Налоговый период - год. Отчетные - квартал, полугодие, 9 мес.

Транспортный налог. Объектом налогообложения являются транспортные средства, находящие в собственности налогоплательщика. Налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах, валовая вместимость в регистровых тоннах или как единица транспортного средства. Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основании налоговых ставок, предусмотренных НК РФ. По решению региональных органов власти ставки могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в 5 раз. Ставки установлены в рублях за единицу налоговой базы. Для физических лиц расчет налога производят налоговые органы. Срок уплаты 1 апреля года, следующего за отчетным. Организации уплачивают налог на основании собственного расчета по сроку 1 марта. (50% пенс и инвал. за 1 тр.ср до 100 л.с, 40% - орг-и и ИП, осущ. м/нар перевоз.).

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные органы власти вводят в действие местный налог и определяют следующие его элементы: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, могут устанавливать налоговые льготы. Иные элементы определяются НК.

Налог на имущество физических лиц. Объектом налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Исчисление налогов производится налоговыми органами на основании данных об их инвентаризационной стоимости объектов. Установлена прогрессивная шкала налогообложения. Налог уплачивается ежегодно равными долями в 2 срока не позднее 15.09 и 15.11.на основе налогового уведомления.

Ставки налога: Стоимость имущества До 300 тыс. руб. 0,1%, От 300-500 тыс. руб. 0,1 - 0,3% Свыше 500 тыс. руб. 0,3 -2%. Освобождены: Герои, Инвалиды, подвергшиеся радиации, члены семей военнослужащих, погибших при исполнении, пенсионеры.

Земельный налог. Налогоплательщики - лица, являющиеся собственниками земельных участков, или обладающие правом бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Ставки налога не могут превышать 0,3% по землям с/х назначения и по жилищному строительству и земельных участков для личного подсобного хозяйства и 1,5% по прочим. Налоговый период - год., отчетные - квартал, полугодие, 9 месяцев.

Система налогов и сборов - определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности государственно-территориального устройства страны.

Одним из важнейших принципов налогообложения является принцип единства системы налогов и сборов, вытекающий из Конституции РФ (ст.

8, 71, 72). Гарантии единства экономического пространства нашли отражение в НК РФ: не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Принцип единства системы налогов и сборов означает действие на всей территории страны одних и тех же налогов и сборов, что обусловлено задачей государства в области налоговой политики унифицировать обязательные платежи. Цель подобной унификации состоит в достижении равновесия между правом субъектов РФ и муниципальных образований устанавливать налоги и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции России (ст. 34, 35), а также конституционного принципа единства экономического пространства. Данной цели служит и установление исчерпывающего по своему характеру перечня региональных и местных налогов.

Таким образом, система налогов и сборов России представляет собой совокупность налогов, пошлин и сборов, отражающих федеративное устройство России, установленных на основе принципов и в порядке, предусмотренных федеральными законами, взимаемых на территории РФ с физических и юридических лиц и поступающих в бюджетную систему РФ и внебюджетные фонды. Современная система налогов и сборов России определяется Налоговым кодексом.

В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов: -

федеральные налоги и сборы; -

региональные налоги и сборы; -

местные налоги и сборы.

Такая трехуровневая система присуща многим государствам, имеющим федеративное устройство.

Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации22.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога; налоговые льготы в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.

Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога; налоговые льготы в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ.

В России установлены и действуют следующие федеральные налоги: -

налог на добавленную стоимость; -

налог на прибыль организаций; -

налог на доходы физических лиц; - единый социальный налог; -

государственная пошлина; -

налог на добычу полезных ископаемых; -

налог на наследование или дарение; -

водный налог; -

сбор за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов1.

В перечень региональных налогов входят: -

налог на имущество организаций; -

транспортный налог; -

налог на игорный бизнес2; К местным налогам относятся: -

земельный налог; -

налог на имущество физических лиц3.

Классификация налогов по различным основаниям представлена на схеме (см. схему 12).

Перечень дан в редакции Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 95-ФЗ по состоянию на 1 января 2005 г. 2

Еще по теме § 1. Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов в Российской Федерации:

  1. Глава IV. СООТНОШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЧАЛ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  2. ГЛАВА 1.ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГОФЕДЕРАЛИЗМА

Публикации по теме