Диспропорции трудовых ресурсов в сельском хозяйстве. Экономика России (8)

Согласно Конституции РФ, органы государственной власти субъекта Федерации, обязаны обеспечить населению всех муниципальных образований района равный доступ к услугам социальной инфраструктуры, близкие уровни качества жизни, что является целью и результатом политики выравнивания территориальных диспропорций.

Социально-экономическое развитие многих российских регионов сопровождается значительными территориальными диспропорциями, которые необходимо учитывать при реализации региональной политики. Проблема поляризации пространства в последнее время привлекает к себе внимание, как исследователей, так и представителей органов власти. В настоящее время достаточно актуальным становится подход с позиций качества экономического пространства, его неравномерного развития, сохранения целостности национальной экономики в условиях исключительной пространственной неоднородности .

Территориальные пропорции (диспропорции) – определенное соотношение между двумя и более компонентами территориальных экономических систем, выражаются в межрегиональных различиях по различным социально-экономическим показателям. В пропорциях отражается исторический процесс хозяйственного освоения пространства страны, место страны в мировой экономике и финансах, совокупное воздействие на региональное развитие критериев экономической эффективности и социальной справедливости.

Основными причинами возникновения территориальных диспропорций явились разные стартовые условия, в которых оказались территории к началу 90-х годов ХХ века (объективные факторы), и то, как руководители территорий сумели провести экономическую и социальную политику, использовать ресурсы территорий и нивелировать влияние негативных факторов. Это обусловливает различия в налоговом потенциале, структуре бюджетных доходов и расходов, потребностях в финансовых средствах, в качестве жизни населения территорий, обеспеченности жителей поселений районов различного рода социальными услугами и т. д.

Управление асимметрией в социально-экономическом развитии муниципальных образований и конкретных территорий осуществляется с помощью политики выравнивания. Под «выравниванием» понимается сближение уровней социально-экономического развития территорий в свете уменьшения диспропорций их развития, приоритетного развития экономики и социальной сферы наиболее отсталых поселений, создания условий для экономического роста всех муниципальных образований района. Выравнивание может производиться за счет развития социальной сферы и инфраструктуры проблемных территорий, за счет перераспределения финансовых ресурсов в рамках межбюджетных отношений, а также стимулирования их опережающего экономического развития.

Таким образом, целью политики выравнивания диспропорций развития территорий является обеспечение устойчивого экономического роста района при постепенном сокращении дифференциации основных показателей развития экономики и социальной сферы территорий (ускоренном развитии наиболее отсталых, кризисных муниципальных образований) и предоставление базовых социальных гарантий населению всего района. При этом сохраняется требование к обеспечению устойчивого экономического роста района в целом.

Основные принципы политики выравнивания социально-экономического развития территорий:

Приоритетное использование экономических инструментов для решения социальных и политических проблем;

Достаточный объем помощи, адресность, проектная ориентированность, паритетное участие всех источников финансирования;

Сохранение экономического роста регионов-доноров при изъятии и перераспределении у них ресурсов;

Гласность и “прозрачность”, стабильность и предсказуемость, системность и программный характер выравнивающей политики;

Институциональная проработанность и законодательная закрепленность мер и механизмов выравнивающей политики.

Важнейшим этапом управления асимметрией развития территорий является выявление и мониторинг диспропорций, создание информационно-аналитической базы для проведения взвешенной политики выравнивания диспропорций. Главная задача мониторинга состоит в создании надежной и объективной основы для выработки обоснованной политики регулирования развития муниципального района и для определения её приоритетов, для принятия в этой связи мер селективной (выборочной) поддержки тех или иных муниципальных образований и для реализации иных важнейших направлений политики социально-экономического развития района.

Невозможно проводить политику выравнивания территориальных диспропорций социально-экономического развития муниципальных образований различных районов без аналитической базы, позволяющей оценить и сравнить текущее положение муниципалитетов, поселений, конкретных территорий, перспективы их развития, позволяющей выявлять и выравнивать диспропорции, указывать на важнейшие факторы, вызывающие диспропорцию, оценивать их влияние на уровень жизни населения и выявлять тенденции к росту (сокращению) диспропорций социально-экономического развития муниципальных образований района. В настоящее время многие муниципалитеты не располагают систематизированными данными по социально-экономическому развитию каждого из существующих в структуре муниципальных образований, входящих в муниципальный район.

Поэтому для выработки обоснованных рекомендаций по выравниванию территориальных диспропорций муниципальных районов требуется организация районного мониторинга. Основными требованиями к системе районного мониторинга являются возможность горизонтального (межмуниципального) сравнения отдельных показателей развития территорий, сравнения данных показателей со средними (нормативными) параметрами и выявления отклонений (диспропорций), что позволит определить направления проведения политики выравнивания данных отклонений.

Задачами исследования социально-экономического развития территорий муниципального района являются:

Сбор общих сведений об экономике и социальной сфере территорий (городских, сельских поселений) района и определение системы показателей, характеризующих уровень их социально- экономического развития;

Группировка территорий по группам использованных показателей, что является выявлением асимметрии по отдельным отраслям экономики и социальной сферы;

Определение групп территорий в зависимости от потребности в оказании государственной помощи;

Создание информационной базы для последующей выработки рекомендаций проведения политики выравнивания асимметрии развития различных территорий муниципального района по конкретным выявленным направлениям и/или отраслям социальной сферы и экономики территорий.

На основании данных, полученных в результате анализа социально-экономического состояния муниципального района должна быть сделана предварительная классификация поселений по уровню их адаптации к рыночным условиям хозяйствования по трем градациям - территории успешно работающие в рынке; территории среднеадаптированные к рыночным условиям; территории слабоадаптированные к рыночным условиям.

1. Территории успешно работающие в рынке. К ним можно отнести территории, для которых характерен относительно высокий экономический потенциал, достаточный для саморазвития. Выгодное географическое расположение, развитая транспортная инфраструктура. Хозяйственная специализация и отраслевая структура их хозяйства практически полностью соответствует требованиям рыночной конъюнктуры и развивается по ее законам. Экономический потенциал реформируется, привлекаются инвестиции, адаптируется структура городского хозяйства. Сохранен и развивается хозяйственный комплекс территорий. Их промышленные предприятия в основном работают стабильно, продукция и услуги – конкурентоспособные и ликвидные, работающие получают зарплату постоянно и вовремя. Наблюдается рост заработной платы. Предприятия развиваются: осваивают новые виды продукции, внедряют ноу-хау, осуществляют ввод производственных фондов, модернизируют производства, переходят на высокие технологии, развивается транспортная инфраструктура, портовое хозяйство. На их территории активно ведется новое промышленное строительство за счет инвестиций. Такие территории и предприятия, на них расположенные, являются основными налогоплательщиками в бюджеты всех уровней. География их хозяйственных связей широка. Хозяйственная деятельность диверсифицирована. Многие предприятия имеют четкую программу развития, инвестиционные проекты и бизнес-планы.

Для успешно действующих территорий характерны следующие признаки:

  • профилирующее производство ориентировано на внутреннее потребление, потребление в рамках субъекта Федерации, потребление в других субъектах Федерации и на экспорт;
  • территории, расположены в зоне влияния мегаполисов;
  • успешно работает малый бизнес;
  • территории являются центрами транзита транспортных потоков (морской порт, трассы федерального значения, железнодорожные пути);
  • территории обладают значительными запасами полезных ископаемых и промышленной базой для их переработки.

2. Территории среднеадаптированные к рыночным условиям. К ним можно отнести территории, чей экономический потенциал, ориентированный в прошлом на государственную распределительную систему, оказался значительно подорван за годы реформирования и не обеспечивает условия для саморазвития территории. Хозяйственная специализация и отраслевая структура этих хозяйств не противоречат требованиям рыночной конъюнктуры, но в условиях существующей налоговой и ценовой политики производимая на предприятиях этих поселений продукция реализуется по ценам иногда ниже себестоимости.

3. Территории слабоадаптированные к рыночным условиям. К данному типу территорий относитсятерритории, экономический потенциал которых был частично утрачен по различным политическим, экономическим и другим причинам. Экономический потенциал практически утрачен, хозяйственный комплекс территории находится в депрессии, утеряны специалисты высокого класса.

Различия между территориями одного муниципального образования наиболее существенно проявляются в объемах товарного производства на душу населения, включая промышленное и сельскохозяйственное производство, а также в инвестиционных вложениях в конкретные территории.

Одной из проблем, требующих решения, является использование имеющихся резервов территории - в том числе развитие деловой активности населения, развития предпринимательства на депрессивных территориях.

В депрессивных муниципальных образованиях наблюдается процесс замедления темпов развития малого предпринимательства, нет фондов поддержки малого предпринимательства, информационных и консультационных пунктов, систем микрофинансирования начинающих предпринимателей.

В качестве действенных мер, способствующих выравниванию территориальных диспропорций, предлагается освобождение от местных и областных налогов предприятий, создающих рабочие места в отдаленных поселениях на депрессивных территориях. Применение целевых субсидий, бюджетных кредитов и гарантий для инвесторов. Решения по этим вопросам необходимо будет принимать на областном и районном уровнях.

Для сельскохозяйственных предприятий и малого бизнеса выравниванию территориальных диспропорций будет способствовать создание гарантий в части административного регулирования, реализации контрольных объемов продукции, защита от монопольных проявлений. Основные решения по данным вопросам должны приниматься на федеральном, областном и районном уровнях.

Действенным механизмом выравнивания экономического развития территорий должны стать и комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований. Программы, разработанные на основе комплексного и системного анализа развития всех городских и сельских поселений за последние пять-семь лет, должны иметь все муниципальные образования.

На основе информации о текущем положении территории и заданных в стратегических документах муниципальных образований параметрах, можно стимулировать муниципальные образования к использованию и накоплению ресурсов, вытягивать отстающие звенья.

Программный подход позволяет увидеть те сектора жизнедеятельности городских и сельских поселений, в которых она отстает, как и сферы, где их позиции наиболее сильны, правильно распределить имеющиеся ресурсы и использовать их с максимальной эффективностью.

Социально-экономическое развитие реализуется эффективней там, где промышленные комплексы, отдельные предприятия оказывают содействие в решении выявленных проблемных социально-экономических вопросов территорий.

Уровень социально-экономического развития выше там, где имеются эффективно работающие, финансово устойчивые предприятия. На этих территориях высокая заработная плата, высокие поступления в бюджет, низкий уровень безработицы, высокий спектр оказываемых услуг населению и развитая социальная сфера.

Для территорий, не обладающих достаточными финансовыми ресурсами по данным мониторинга, необходимо разработать и принять целевую программу «Поддержка депрессивных муниципальных образований».

Рассмотреть возможности реорганизации неблагополучных сельскохозяйственных предприятий с привлечением возможностей крупных и финансово-устойчивых предприятий.

По проблемным территориям необходимо принять постановления, которыми должны быть утверждены комплексные мероприятия социально-экономического развития депрессивных территорий муниципального района.

В результате реализации этих постановлений социальная сфера и собственная материальная база муниципальных образований должны получить существенный политический и финансовый импульсы к развитию.

Территориальные диспропорции

Обеспечение рационального использования трудовых ресурсов сельского хозяйства во всех регионах страны составляет одну из важнейших задач социально-экономического развития хозяйственного комплекса России. Для ее решения требуется объективная оценка трудовых ресурсов, которыми располагает общество, потребностей хозяйственного комплекса в рабочей силе и путей наиболее эффективного и полного использования трудовых ресурсов в стране и регионах, исходя из интересов всего общества.

Имеют место территориальные диспропорции в распределении трудовых ресурсов сельского хозяйства по стране (только треть их приходится на Сибирь и Дальний Восток), уровню обеспеченности ими частей страны и уровню безработицы. По обеспеченности трудовыми ресурсами на территории страны выделяют три категории районов Береславская, В. А. Эффективность использования трудовых ресурсов и оптимизации оплаты труда / В. А. Береславская, Э. М. Гамова, А. А. Журбин // Экономический анализ: теория и практика, 2008. - N 14. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55: 1) трудоизбыточные (с высоким уровнем естественного и механического прироста и дефицитом мест приложения труда -- прежде всего Северный Кавказ, особенно национальные республики); 2) трудодефицитные (районы со сложными природно-климатическими условиями, низким уровнем развития сферы культурно-бытового обслуживания, но имеющие богатые запасы природных ресурсов -- это Север европейской части страны, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток); 3) трудообеспеченные (районы, где имеется относительная сбалансированность между наличием мест приложения труда и численностью трудовых ресурсов, -- это Центральный, Северо-Западный, Волго-Вятский, Поволжский, Центрально-Черноземный и Уральский экономические районы).

Социально-демографические диспропорции

По данным Министерства сельского хозяйства РФ: Министерство сельского хозяйства РФ [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.mcx.ru

1. Наиболее урбанизированные регионы России. К этому типу относятся такие субъекты Российской Федерации, как Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Свердловская, Калининградская обл. Естественная убыль в этих регионах выше средней: население старое, а рождаемость самая низкая, так как институт семьи в крупных городах наиболее разрушен. В то же время убыль населения сравнительно невелика благодаря довольно интенсивному миграционному притоку. Привлекают население в эти регионы прежде всего широкие возможности для трудоустройства, так как здесь постоянно создается большое количество новых рабочих мест. Соответственно, уровень безработицы самый низкий в стране. Национальная и конфессиональная структуры за счет мигрантов отличаются максимальным разнообразием. Относительно хорошая социально-экономическая ситуация способствует повышенной ожидаемой продолжительности жизни. В то же время концентрация населения в крупных городах уже сейчас чрезмерна, что создает большие экологические проблемы и негативно влияет на генофонд жителей.

2. Менее урбанизированные регионы Центральной России. К этому типу относятся большинство субъектов Центрального, Центрально-Черноземного, Волго-Вятского, Поволжского, а также ряд субъектов Северо-Западного, Уральского и Северо-Кавказского экономических районов. Эти регионы долгое время характеризовались оттоком населения. Поэтому сегодня здесь наиболее старая возрастная структура жителей и самый высокий уровень смертности.

Хотя в последние годы мигранты в эти регионы приезжают, но в большинстве их численность населения уменьшается быстрее среднего по России, так как миграционный приток не перекрывает естественной убыли. Особенно это характерно для сельской местности. В городах остро стоит проблема безработицы: уровень производства сократился очень сильно, и многие работники были сокращены. В сельской местности ситуация с занятостью лучше, сельское хозяйство оказалось более стабильным за счет снижения интенсивности и роста натуральности. Зато на селе сильнее всего нарушен генофонд, массово распространен алкоголизм, минимальна продолжительность ожидаемой жизни.

3. Регионы нового освоения на севере и востоке России. К этому типу относятся большинство субъектов Северного, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов. В предыдущие десятилетия они отличались миграционным притоком, поэтому возрастная структура населения здесь сравнительно молодая, во многих регионах отмечается естественный прирост населения. Однако в большинстве регионов число жителей быстро сокращается за счет очень интенсивного миграционного оттока населения, которое в новых социально-экономических условиях оказалось не заинтересованным переносить тяготы жизни в районах с суровыми природно-климатическими условиями. В итоге и так слабо заселенные территории с нехваткой трудовых ресурсов теряют перспективы дальнейшего освоения.

4. Национальные автономии на юге России. К этому типу относятся республики Северного Кавказа и юга Сибири. Они отличаются сравнительно высоким естественным приростом населения, поэтому численность жителей в них увеличивается, даже несмотря на миграционный отток. Возрастная структура населения молодая, ожидаемая продолжительность жизни наиболее высокая в стране, генофонд наиболее здоровый, в максимальной степени сохранена ценность института семьи. При этом на фоне слабого развития экономики ощущаются сильная перенаселенность и нехватка земли, особенно в сельской местности. Это приводит к высокому уровню безработицы, причем безработной оказывается, в основном, молодежь, постоянно пополняющая число трудовых ресурсов. В итоге формируется напряженная социально-экономическая ситуация с высокой вероятностью конфликтов на национальной и религиозной почве, что еще более осложняет развитие экономики.

Проведем анализ изменения занятого населения в селе и в городе по возрастным группам. Данными нам будет служить таблица, представленная в приложении 4. Росстат [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.gks.ru

Из данной таблицы видим, что на сегодняшний момент в сельской местности больше всего рабочих кадров в возрасте от 40 до 44 лет. В то время как в городском населении диапазон рабочей силы больше 30-49 лет. Хотя число молодежи по всем годам анализируемого периода в селе практически в 2 раза выше, чем в городе, в итоге все-таки число трудоспособного населения в городе намного опережает сельскую местность. (74,5% и 67,0% соответственно на 2010 год).

Этот краткий анализ приводит к мысли, что происходящие в сельском хозяйстве процессы формируют у сельской молодежи отрицательные установки, и она предпочитает мигрировать в ближайшие города и посёлки, заниматься там любым делом, но только не сельским хозяйством. Причин тому немало, но главная - та, что из всех отраслей российской экономики самая низкая оплата труда - в сельском хозяйстве. Предельно низок и уровень реальных доходов. По данным опросов Института аграрной социологии, у 78-80% крестьян среднедушевой доход составил 5-27% от величины прожиточного минимума. И хотя в последние годы он несколько вырос, для 4/5 аграриев прожиточный минимум оставался недосягаемым. Спасение села - залог экономического и духовного возрождения России // Правда. - 2010, 26-27 ок-

Резкое ухудшение материального положения большинства жителей села вместе с ломкой существовавшей ранее системы социальной защиты и распадом социо-культурной среды предельно обострили демографическую ситуацию, порождая такие явления, как депопуляция деревни. За период 2000-2012 гг. продолжительность жизни сельских женщин сократилась с 74 до 71 года, мужчин - с 62 до 57 лет. Показатель рождаемости за тот же период снизился в 1,5 раза, а смертность увеличилась в 1,3 раза. Долгушкин Н. К., Новиков В. Г., Староверов В. В. Проблемность современного сельского бытия и

пути его оздоровления // Социс. - 2012, №2.

6.3. Формирование территориальных пропорций размещения производительных сил

Территориальные пропорции развития производительных сил отражают участие каждого субъекта в формировании экономического потенциала страны на различных этапах ее раз­вития. Понятие «территориальные пропорции» охватывает взаи-


мосвязанные между собой производственную и и базируется на многочисленных, часто разнонаправленных предпосылок и развития территорий.

Территориальные пропорции развития общественного произ­водства России в течение многих десятилетий формировались в составе Союза Советских Социалистических Республик, народно­хозяйственный которого рассматривался как целостный экономический механизм, развивающийся в условиях планового ведения хозяйства.

Пропорции можно рассматривать как результат производ­ственной регионов или территориального разде­ления труда. Поскольку производственная служит стержнем хозяйственного развития любой территории, то мас­штабы развития предопределяют соотно­шения всех территориальных образований в общественном про­изводстве.

планомерное по территории стра­ны путем всемерного приближения его к источникам , энергии, и к районам ;

рациональное между экономическими рай­онами страны путем направленной и комп­лексного развития за счет наиболее полного использования ресурсов отдельных территорий в всего .

Необходимо отметить, что большинство размещения общественного производства являются действенными и на новом этапе экономического развития, в условиях вхождения России в .

Территориальные пропорции экономического развития стра­ны устанавливаются по ее макрорегионам (зонам), а внутри мак­рорегионов - по отдельным регионам.

Сложившиеся в условиях планового тер­риториальные пропорции формировались под воздействием групп природного, социального, экономического и техничес­кого характера. С учетом их влияния складывались территориаль­но ные пропорции по следующим основным группам:

региональное природного ;

социально-экономические региональные пропорции;

территориальные пропорции промышленного ;

территориальные пропорции энергетического ;

территориальные пропорции агропромышленного ;

территориальное транспортного .

Природные ресурсы, их региональное , эконо­мика добычи и использования рассматриваются как базовый эле­мент формирования территориальных пропорций , ос­нова их достаточной устойчивости во времени в силу длительно­сти отработки вовлеченных в месторождений, высокой капитало - и освоения новых. Для условий России принципиально важна реальность сдвига основ­ных ресурсных баз в слабоосвоенные районы Востока, Севера и Северо-Востока РФ.

Сопоставление наличных ресурсов с масштабами их современ­ного использования и возможной вовлечения в хозяйственный в перспективе позволяет определить обес­печенность регионов и зон по отдельным видам ресурсов.

Социально-экономические региональные пропорции опреде­ляют территориальное населения, обеспеченность регионов трудовыми ресурсами, миграционные процессы, реги­ональные и национальные особенности проживания и формиро­вания трудовых навыков, региональные различия в затратах на проживание. Определяющее значение в этой группе имеет разме­щение населения и . В современных условиях размещение , особенно квалифицированных кадров, становится одним из главных , определяющих территориальное развитие.

В социально-экономических пропорциях находят отражение особенности развития социальной - уровень обеспеченности территорий жилищным фондом, объектами здра­воохранения, образования, культуры и т.д. До настоящего време­ни районы Востока России значительно уступают по этим пока­зателям Западной зоне страны.

Территориальные пропорции составляют основу экономического развития территории. Промышленное производство рассматривается, с одной стороны, как обособлен­ная система в , а с другой - как подсистема .

Технико-экономическое обоснование регионального развития базируется на исследовании количественного и качественного взаимодействия общеэкономического, отраслевого, регионального и социального характера. Анализ сте­пени влияния отдельных базируется на детальном изу­чении и направлений научно-технического прогресса, воз­можных изменений в . Оценка каждо­го фактора основывается на дифференцированном региональном подходе при расчете расходных , уровня техники и технологии производства, стоимости производственных ресурсов.

Общеэкономические факторы отражаются в , которые накладываются на рассматриваемую . В первую очередь это относится к народного хозяй­ства в продукции конкретной , к социально-экономичес­ким условиям конкретного периода развития, к обеспеченности страны и отдельных территорий ресурсами многоцелевого назна­чения и т.д.

Количественный и качественный анализ суммарного воздей­ствия всей системы и предпосылок размещения произ­водительных сил заложен в основу и промышленных предприятий, которая позволяет выделить следу­ющие наиболее характерные группы:

отрасли, тяготеющие к источникам и, следовательно, значительно связанные с размещением сырьевых ресурсов (предприятия, перерабатывающие многотоннажное , которого значительно дороже );

отрасли, тяготеющие к источникам топлива и энергии (предприятия этой группы характеризуются большой долей энергетических эксплуатационных и капи­тальных затратах , высокими расходами топлива и энергии на единицу продукции);

отрасли, тяготеющие к районам (производства с высокой , а следо­вательно, с большой долей затрат в стоимости на , и т.п.);

отрасли, тяготеющие к районам продукции (производства, в которых затраты на доставку продукции по­требителям значительно превышают затраты на доставку , и топлива при одинаковой дальности , а также предприятия, производящие малотранс­портабельную, скоропортящуюся продукцию).

Иногда трудно классифицировать предприятия по приведен­ным группам вследствие неярко выраженного зонального тяготе­ния под влиянием отдельно взятого фактора (или группы факто­ров). Это требует более углубленного экономического анализа комплексного воздействия всей системы , влияющих на их размещение.

Территориальные пропорции формируют­ся под воздействием групп : региональное природного ; социально-экономические пропорции; тер­риториальные пропорции промышленного и др. , их региональное , эконо­мика добычи и использования рассматриваются как базовый эле­мент формирования территориальных пропорций . в России размещены неравномерно. Распре­деление имеет две особенности: во-первых, ряд (алмазы, платина, золото, никель, сви­нец, цинк и др.) имеются не повсеместно, а в ограниченном чис­ле регионов (табл. 6.3.3). таблицы показывают, что Восточная зона (Западная и Во­сточная Сибирь и Дальний Восток) угля, 82,4% природного газа, 68% нефти, 65% медной руды, 97% свинцо-во-цинковых руд, 80% водных ресурсов, 80,5% гидроэнергетических ресурсов и 79,5% древесины. Западная зона выделяется за­пасами железных руд (88%), алюминиевым (79,5%), фосфор­ным (78%) и земельными ресурсами (78%) Социально-экономические региональные пропорции выра­жают территориальное населения, ­сов, миграционные процессы, региональные различия в затратах на проживание. Определяющее значение имеет размещение тру­довых ресурсов, особенно квалифицированных кадров. Оно явля­ется главным , определяющим территориальное разви­тие хозяйства региона. Уровень межрайонной подвижности населения в России до 1991 г. был относительно невысок. Межрайонная миграция насе­ления в нашей стране за 1970-90 гг. составила 2,5%, внутрирай­онная - 21%. За 1991-2000 гг. она увеличилась соответственно до 4,3 и 25% за счет миграции из северных районов, где условия жизни резко ухудшились. Помимо этого увеличился за 1996- 2000 гг. отток населения из Чечни, где ведутся военные действия; из этого региона почти полностью выехало русскоязычное насе­ление. За 1920-90 гг. не удалась попытка значительного увеличения населения Восточной зоны. В 2000 г. удельный вес этой зоны составил 21%, Западной - 79%. Социально-экономические пропорции отражают особенности развития соци­альной . Расчет показывает, что Восточная зона обеспечена ниже, чем Западная зона: на 35% - жилищным фон­дом, на 15% - объектами здравоохранения и на 22% - объекта­ми культуры. Уровень обеспеченности жилищного фонда газом, горячей водой и централизованным отоплением составляет 71% от уровня Западной зоны.



Территориальные пропорции развития и размещения предпри­ятий играют главную роль в формировании го­родов и рабочих поселков.

Большое влияние на размещение оказыва­ют природные условия и ресурсы, экономические условия, про­странственный фактор и др.

Наличие в регионе топливно-энергетических, минерально-сы­рьевых, земельных, водных илесныхресурсов позволяет решать стра­тегические задачи размещения различных промышлен­ного .

Природно-климатическиеусловия (климат, почвы, рельеф мест­ности, характер грунтов) оказывают значительное воздействие на строительства, населения, а также технологические характеристики производства.

К экономическим факторам размещения промышленных пред­приятий относятся население и , существующий производственный аппарат, и агломерационный эффект, отражающий результат влияния различных экономичес­ких при высокой их территориальной .

Инфраструктура - это здания, сооружения всех видов и ком­муникации (жилой , предприятия и учреждения по обслужи­ванию населения, внутригородской , улицы, дороги, мосты, инженерные сети, котельные и др.), учреждения и пред­приятия , которые обеспечивают функ­ционирование производственной и непроизводственной деятель­ности на данной территории, но не входят непосредственно в со­став промышленных предприятий.

Производственный аппарат и характеризуют размер и качественные особенности овеществленного труда на данной территории.

Высокая территориальная ряда экономических размещения промышленных предприятий и определен­ная их комбинация создают так называемый агломерационный эф­фект, который часто играет решающую роль при размещении об­рабатывающей .

Это связано с тем, что экономические факторы размещения, особенно , в основном носят межотраслевой ха­рактер, отличаются малой пространственной подвижностью, а так­же исключительно высокой стоимостью и очень длительным пе­риодом их создания. Межотраслевой характер части производ­ственного аппарата и почти всей обеспечивает возможность существенного снижения затрат этих на единицу производственной и непроизводственной деятельности в случае высокой пространственной последних. Не менее важны для возникновения агломерационного эффек­та взаимный обмен квалификационными кадрами инженерно-тех­нических работников и рабочих между предприятиями, а также легкость между предприятиями в области снабженчес-ко-сбытовых связей и обмена научно-техническими достижени­ями, наличие развитой научно-экспериментальной базы и общей индустриальной культуры населения. Взаимное расположение в пространстве всех экономических и природных условий играет особую роль для размещения предпри­ятий. Пространство, для преодоления которого необходим ­порт, воздействует на размещение производительных сил через соответствующий уровень . Большое значение при переходе к име­ет разработка регионального развития России, эффек­тивной территориальной хозяйства. В ней необходи­ мо сформулировать общегосударственную ­ку, нацеленную на рациональное размещение производительный сил, обеспечение различньтм регионам страны равных возможно­стей социально-экономического развития, создание и сохранение благоприятной для жизни людей окружающей среды, ­ное и рациональное использование . На современном этапе экономического развития большое рас­пространение в развитых странах (США, Япония, Италия и др.) получила «поляризованного» развития. Сущность ее в том, что в менее развитых в хозяйственном отношении регионах на слаборазвитых в экономическом отношении территориях со­вместными усилиями государства, частного сектора и местных властей формируются новые научно-производственные комплек­сы (НПК), которые в США называются технопарками, а в Япо­нии технополисами. Они призваны стать «полюсами » для регионов. Для ликвидации в научно-производственном развитии Западной и Восточной зон России необходим ­ный подход, предусматривающий сбалансированное развитие ма­териального производства, науки и социальной . В 1921-1990 гг. на территории страны производственные объек­ты, как правило, сооружались без соответствующей социальной, а зачастую и производственной , особенно в вос­точных регионах. Изменение пропорций - восток (центр - периферия) в пользу последнего должно стать отличительной чер­той экономического развития современной России. Важно при­менить такой подход при переходе к , так как самостоятельность в создании НПК поможет местным влас­тям проявить инициативу в области и из­бавиться от иждивенчества и провинциальности. Наряду с этим участие государства в реализации развития восточных регионов крайне необходимо. Оно должно стать координатором, а также принять на себя законодательную функцию. Нужен о содействии развитию НПК, в котором необходимо четко определить федеральных органов и местных властей, отбора территорий, место формиро­вания комплексов, финансовые условия их функционирования, объем , предоставляемых правительством, временное предприятий и научных учреждений, действующих в зонах комплексов. Необходимо создать единый координационный, информационный и учебно-методический центр, который собирал бы сведения о претендентах, предостав­лял местным властям необходимую , помогал в под­готовке специалистов по региональной . При разработке и принятии общегосударственной формирования НПК целесообразно определить лишь общие и промежуточные цели, примерные сроки достижения, создать фи­нансово-организационный механизм. Необходимо, чтобы каждый из регионов-участников имел право выбирать свой путь развития, намеченный общегосударственной . Последнее усло­вие особенно важно, так как многие наши региональные програм­мы, разработанные при централизованном , не смог­ли быть реализованы потому, что все регионы ставились в усред­ненные жесткие рамки плана, созданного в центре. Одна из важных целей НПК - базовых

Территориальные пропорции развития производительных сил отражают участие каждого субъекта Федерации в формировании экономического потенциала страны на различных этапах ее развития. Понятие «территориальные пропорции» охватывает взаи мосвязанные между собой производственную и непроизводственную сферы экономики и базируется на учете многочисленных, часто разнонаправленных предпосылок и ограничений развития территорий.

Территориальные пропорции развития общественного производства России в течение многих десятилетий формировались в составе Союза Советских Социалистических Республик, народнохозяйственный комплекс которого рассматривался как целостный экономический механизм, развивающийся в условиях планового ведения хозяйства.

Пропорции можно рассматривать как результат производственной специализации регионов или территориального разделения труда. Поскольку производственная специализация служит стержнем хозяйственного развития любой территории, то масштабы развития отраслей специализации предопределяют соотношения всех территориальных образований в общественном производстве.

При плановом ведении народного хозяйства в числе основных закономерностей размещения производства выделялись:

рост производительности общественного труда за счет рационального размещения производства;

планомерное размещение производства по территории страны путем всемерного приближения его к источникам сырья, энергии, материалов и к районам потребления готовой продукции;

рациональное разделение труда между экономическими районами страны путем направленной специализации и комплексного развития за счет наиболее полного использования ресурсов отдельных территорий в интересах всего народного хозяйства.

Необходимо отметить, что большинство факторов размещения общественного производства являются действенными и на новом этапе экономического развития, в условиях вхождения экономики России в рыночные отношения.

Территориальные пропорции экономического развития страны устанавливаются по ее макрорегионам (зонам), а внутри макрорегионов - по отдельным регионам.

Сложившиеся в условиях планового развития экономики территориальные пропорции формировались под воздействием групп факторов природного, социального, экономического и технического характера. С учетом их влияния складывались территориально

ные пропорции развития экономики по следующим основным группам:

региональное распределение природного комплекса;

социально-экономические региональные пропорции;

территориальные пропорции промышленного комплекса;

территориальные пропорции энергетического комплекса;

территориальные пропорции агропромышленного комплекса;

территориальное распределение транспортного комплекса.

Природные ресурсы, их региональное распределение, экономика добычи и использования рассматриваются как базовый элемент формирования территориальных пропорций экономики, основа их достаточной устойчивости во времени в силу длительности отработки вовлеченных в эксплуатацию месторождений, высокой капитало- и материалоемкости освоения новых. Для условий России принципиально важна реальность сдвига основных ресурсных баз в слабоосвоенные районы Востока, Севера и Северо-Востока РФ.

Сопоставление наличных ресурсов с масштабами их современного использования и возможной интенсивностью вовлечения в хозяйственный оборот в перспективе позволяет определить обеспеченность регионов и зон по отдельным видам ресурсов.

Социально-экономические региональные пропорции определяют территориальное распределение населения, обеспеченность регионов трудовыми ресурсами, миграционные процессы, региональные и национальные особенности проживания и формирования трудовых навыков, региональные различия в затратах на проживание. Определяющее значение в этой группе имеет размещение населения и трудовых ресурсов. В современных условиях размещение трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров, становится одним из главных факторов, определяющих территориальное развитие.

В социально-экономических пропорциях находят отражение особенности развития социальной инфраструктуры - уровень обеспеченности территорий жилищным фондом, объектами здравоохранения, образования, культуры и т.д. До настоящего времени районы Востока России значительно уступают по этим показателям Западной зоне страны.

Территориальные пропорции промышленности составляют основу экономического развития территории. Промышленное производство рассматривается, с одной стороны, как обособленная система в иерархии экономических систем, а с другой - как подсистема народного хозяйства.

Технико-экономическое обоснование регионального развития промышленности базируется на исследовании количественного и качественного взаимодействия факторов общеэкономического, отраслевого, регионального и социального характера. Анализ степени влияния отдельных факторов базируется на детальном изучении и учете направлений научно-технического прогресса, возможных изменений в организации производства. Оценка каждого фактора основывается на дифференцированном региональном подходе при расчете расходных нормативов, уровня техники и технологии производства, стоимости производственных ресурсов.

Общеэкономические факторы отражаются в ограничениях, которые накладываются на рассматриваемую отрасль экономики. В первую очередь это относится к потребности народного хозяйства в продукции конкретной отрасли, к социально-экономическим условиям конкретного периода развития, к обеспеченности страны и отдельных территорий ресурсами многоцелевого назначения и т.д.

К отраслевым факторам, характеризующим технико-экономическую специфику отрасли промышленности, относятся дифференцированные по территории нормы расхода сырья, энергии, воды, трудоемкость и транспортабельность продукции. Эти факторы отражают влияние НИТ, техники и технологии, а также форм организации общественного производства на эффективность территориальной организации отрасли.

Количественный и качественный анализ суммарного воздействия всей системы факторов и предпосылок размещения производительных сил заложен в основу классификации отраслей и промышленных предприятий, которая позволяет выделить следующие наиболее характерные группы:

отрасли, тяготеющие к источникам сырья и, следовательно, значительно связанные с размещением сырьевых ресурсов (предприятия, перерабатывающие многотоннажное сырье, перевозки которого значительно дороже перевозки готовой продукции);

отрасли, тяготеющие к источникам топлива и энергии (предприятия этой группы характеризуются большой долей энергетических затрат в общих эксплуатационных и капитальных затратах, высокими расходами топлива и энергии на единицу продукции);

отрасли, тяготеющие к районам концентрации трудовых ресурсов (производства с высокой трудоемкостью, а следовательно, с большой долей затрат в стоимости на заработную плату, социальную сферу, коммунальные услуги и т.п.);

отрасли, тяготеющие к районам потребления продукции (производства, в которых затраты на доставку продукции потребителям значительно превышают затраты на доставку сырья, материалов и топлива при одинаковой дальности перевозок, а также предприятия, производящие малотранспортабельную, скоропортящуюся продукцию).

Иногда трудно классифицировать предприятия по приведенным группам вследствие неярко выраженного зонального тяготения под влиянием отдельно взятого фактора (или группы факторов). Это требует более углубленного экономического анализа комплексного воздействия всей системы факторов, влияющих на их размещение.

Система факторов, предпосылок и условий размещения, а также их стоимостное выражение изменяются во времени вплоть до изменения направления воздействия. Вероятно, ускорению процессов снижения ресурсоемкости широкой группы промышленных производств будет способствовать рыночная экономика, при которой в целях получения дополнительной прибыли и повышения конкурентоспособности продукции на региональных рынках ускоренно должна реализовываться программа ресурсосбережения за счет технического и технологического перевооружения производств.

Сложившиеся под совокупным воздействием системы региональных, ресурсных, отраслевых и социальных факторов межзональные пропорции размещения производительных сил свидетельствуют о наличии существенных различий в ходе процессов экономического развития Западной и Восточной зон страны.

Наиболее характерными особенностями для основной части территории Западной зоны являются сосредоточение здесь более 78% населения России; наличие значительного комплекса природных ресурсов (минеральных, лесных, основной части фонда сельскохозяйственных угодий, водных ресурсов); высокоразвитого производственного комплекса (производящего более 73% валовой продукции промышленности и 76% продукции сельского хозяйства (табл. 6.3.1)); развитой (применительно к условиям России) социальной инфраструктуры; развитой транспортной сети, обеспечивающей межрайонные и межгосударственные связи России; ЗОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВАЛОВОЙ ПРОДУКЦИИ ВАЖНЕЙШИХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ДАННЫМ ЗА 2002 г. (%) Россия В том числе Западная

зона Восточная

зона Валовая продукция: промышленности в целом 100 73,1 26,9 В том числе: машиностроения 100 90,2 9.8 черной металлургии 100 85,2 14,8 топливной промышленности 100 40,6 59,4 цветной металлургии 100 37,9 62,1 химической и нефтехимической промышленности 100 83,0 17,0 лесной и деревообрабатывающей промышленности 100 70,1 29,9 пищевой промышленности 100 78,5 21,5 сельского хозяйства 100 76,3 23,7 мощной электроэнергетической системы (70% от установленной мощности электростанций России, в том числе 99,5% от мощности АЭС РФ).

К числу «ограничителей» развития производительных сил Западной зоны относится крайне низкая обеспеченность собственными экономичными в использовании топливно-энергетическими ресурсами и отдельными видами сырья для обрабатывающих отраслей.

Повышение эффективности хозяйственного комплекса Западной зоны связано с интенсификацией использования созданных основных производственных фондов, увеличением выпуска продукции, в основном на действующих предприятиях, за счет ускоренного их перевооружения и модернизации, совершенствованием отраслевой структуры хозяйства путем преимущественного развития относительно малоэнерго-, водо- и материалоемких производств.

К общим характерным особенностям макрорегиона Сибири и Дальнего Востока, занимающего территорию, превышающую территорию Китая, США или Канады, можно отнести: наличие уникальных по запасам, качеству и экономическим показателям добычи природных ресурсов (топливных, минерально-сырьевых, лесных, водных), имеющих принципиально важное значение для развития экономики России и формирования ее экспортного потенциала; низкая плотность населения (особенно северных территорий), концентрация основной его части в южных районах Сибири и Дальнего Востока; наличие различных климатических зон с преобладанием на обширной территории Заполярья природных условий, трудных для проживания людей; недостаточная развитость транспортной сети, наличие большого количества изолированно работающих промузлов; создание энергопромышленных узлов и комплексов (функционирующих -Саянский, Братский, Усть-Илимский; развивающихся - Приангарский, Канско-Ачин- ский и ряд других), которые явятся основой развития и структурного преобразования народного хозяйства Сибири на этапе выхода экономики России из кризиса.

В промышленном комплексе зоны Сибири и Дальнего Востока (26,9% валового выпуска продукции от общероссийского уровня) преобладают добывающие отрасли.

Сложившиеся к настоящему времени под воздействием системы факторов пропорции размещения достаточно устойчивы. В СССР была создана система региональных исследований, решавшая все проблемы на всех этапах планирования и территориальной организации экономики. Территориальная организация производительных сил обеспечивалась на основе разработки системы схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и промышленности, а также схем комплексного развития хозяйства союзных республик и экономических районов. Разработка схем проводилась под единую целевую социально-экономическую программную установку развития государства и союзных республик, на единой методической основе, что обеспечивало их сводимость в Генеральную схему и возможность использования ее материалов при подготовке государственных программ и разносрочных планов развития страны в территориальном разрезе. Как правило, рекомендации Генеральной схемы, доведенные до уровня титульных списков нового строительства, расширения и реконструкции производственных объектов, включались в годовые и пя- гилетние планы развития с обеспечением необходимых объемов финансирования в основном за счет средств госбюджета.

Таким образом, становление экономики России как суверенного государства базируется на мощном фундаменте предшествующих научных обоснований прогнозных направлений развития базовых отраслей экономики и на достаточно устойчивых пропорциях размещения производительных сил.

Прекращение с начала 1990-х гг. работ над отраслевыми и территориальными схемами развития и размещения отраслей народного хозяйства и промышленности следует рассматривать как временное явление, связанное с перестройкой управления экономикой. Отказ от отраслевых методов управления экономикой, перераспределение собственности в большинстве отраслей народного хозяйства и рост самостоятельности субъектов Федерации не могут исключить роль и ответственность государства за формирование региональной политики в целом, за разработку комплексных прогнозов и программ развития территорий и отраслей, за контроль над развитием инвестиционной сферы, рынков сырья и продукции и т.д. В конечном итоге в условиях рыночных отношений нельзя исключить определяющую роль государства в определении направлений, темпов и территориальных пропорций развития производительных сил.

Происходящие изменения должны привести к усилению воздействия на территориальные пропорции группы факторов (рыночных), которые или отсутствовали при плановом ведении экономики, или практически не работали в условиях распределительного принципа использования всех видов ресурсов. К ним можно отнести реальное изменение форм собственности и взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, изменение форм и степени государственного регулирования процессами экономического развития, влияние цен на формирование и границы региональных товарных рынков, наличие законодательных актов и норм, определяющих условия внедрения в экономику законодательных актов и норм, определяющих условия внедрения в экономику России частного отечественного и иностранного капитала, импортного оборудования и сырья.

С повышением правовой самостоятельности субъектов Федерации, что находит свое юридическое оформление в договорах о разделении полномочий между ними и федеральным Центром, у субъектов появится реальная возможность выбора направлений экономического развития, выхода на рынки инвестиций, топлив- по-энергетических ресурсов и т.п. Повышается их роль в согласовании площадок под новое строительство, использовании природных ресурсов, в реализации экологической политики, в развитии внешнеэкономических связей. Субъекты Федерации (а не экономические районы, как это принималось на этапе планового развития) при многообразии форм собственности, предпосылок и ограничений их развития превращаются в основную хозяйствующую территориальную единицу, которая должна учитываться при прогнозировании территориального развития экономики. Повышение хозяйственной самостоятельности субъектов Федерации при наличии ценовых регуляторов на все виды ресурсов и производственной деятельности не сможет, однако, привести к резкому изменению территориальных пропорций размещения общественного производства. Представляется, что именно повышение хозяйственной самостоятельности первичных хозяйствующих субъектов при начале действия рыночных законов будет способствовать рационализации структуры их экономики и в конечном итоге - рационализации территориальных пропорций экономического развития страны по макрорегионам (Восток - Запад).

Региональные товарные рынки должны стать инструментом рационального обеспечения платежеспособного спроса на конкретный товар различными поставщиками (не только отечественными, но и зарубежными). Определение географических границ товарных рынков производится на основе анализа поставок продукции на местные рынки субъектов Федерации, а также на общероссийский и международный рынки с учетом развития межотраслевых, межрегиональных и межгосударственных связей.

Проведенные в последние годы исследования позволяют сделать вывод, что степень влияния каждого из группы рыночных факторов на формирование территориальных пропорций будет нарастать во времени. В то же время их роль будет носить скорее корректирующий характер по отношению к первой группе факторов (природные, социальные, отраслевые, региональные), формирующих устойчивую во времени базу территориальных пропорций развития производительных сил.

В каждом региональном комплексе выделяются три группы отраслей производства. Ведущая роль принадлежит отраслям специализации, продукция которых вывозится за пределы региона. В прямой зависимости от отраслей специализации находится группа сопряженных с ними отраслей производства, но это не значит, что в каждом районе должен быть представлен весь круг отрас-

лей, необходимых для развития первой группы (авиастроение, автостроение, электронная, приборостроение и др.). К третьей группе относятся обслуживающие отрасли, которые производят продукцию местного потребления, используя в основном внутрирайонные ресурсы.

Анализ показывает устойчивый рост удельного значения отраслей специализации, особенно регионов Восточной зоны (табл. 6.3.2).

Таблица 6.3.2

ДИНАМИКА ДОЛИ ОТРАСЛЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПО КРУПНЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЙОНАМ (В % К ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТЫХ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ) Крупный экономический район 1970 г. 2000 г. 2002 г. Северный 75,1 78,0 81,0 Северо-Западный 70,3 70,9 72,5 Центральный 74,2 74,9 75,0 Волго-Вятский 79,5 79,8 80,2 Центрально-Черноземный 67,3 68,2 69,5 Поволжский 75,0 75,7 77,1 Северо-Кавказский 63,7 62,9 61,5 Уральский 75,7 76,1 77,2 Западно-Сибирский 76,9 82,5 83,4 Восточно-Сибирский 68,3 76,87 78,1 Дальневосточный 56,2 56,9 57,2 Значительный рост удельного веса межрайонного значения Западной Сибири вызван темпами развития нефтяной, газовой промышленности и электроэнергетики; Восточной Сибири - темпами развития нефтехимической, медно-никелевой, целлюлозной, алюминиевой, энергетических отраслей промышленности.

Территориальные пропорции развития экономики формируются под воздействием групп факторов: региональное распределение природного комплекса; социально-экономические пропорции; территориальные пропорции промышленного комплекса и др.

Природные ресурсы, их региональное распределение, экономика добычи и использования рассматриваются как базовый эле-

мент формирования территориальных пропорций экономики.

Природные ресурсы в России размещены неравномерно. Распределение природных ресурсов имеет две особенности: во-первых, ряд природных ресурсов (алмазы, платина, золото, никель, свинец, цинк и др.) имеются не повсеместно, а в ограниченном числе регионов (табл. 6.3.3).

Данные таблицы показывают, что Восточная зона (Западная и Восточная Сибирь и Дальний Восток) располагают 89% запасов угля, 82,4% природного газа, 68% нефти, 65% медной руды, 97% свинцово-цинковых руд, 80% водных ресурсов, 80,5% гидроэнергетических ресурсов и 79,5% запасов древесины. Западная зона выделяется запасами железных руд (88%), алюминиевым сырьем (79,5%), фосфорным сырьем (78%) и земельными ресурсами (78%).

Социально-экономические региональные пропорции выражают территориальное распределение населения, трудовых ресурсов, миграционные процессы, региональные различия в затратах на проживание. Определяющее значение имеет размещение трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров. Оно является главным фактором, определяющим территориальное развитие хозяйства региона.

Уровень межрайонной подвижности населения в России до 1991

г. был относительно невысок. Межрайонная миграция населения в нашей стране за 1970-90 гг. составила 2,5%, внутрирайонная - 21%. За 1991-2000 гг. она увеличилась соответственно до 4,3 и 25% за счет миграции из северных районов, где условия жизни резко ухудшились. Помимо этого увеличился за 1996- 2000

гг. отток населения из Чечни, где ведутся военные действия; из этого региона почти полностью выехало русскоязычное население.

За 1920-90 гг. не удалась попытка значительного увеличения населения Восточной зоны. В 2000 г. удельный вес численности населения этой зоны составил 21%, Западной - 79%. Социальноэкономические пропорции отражают особенности развития социальной инфраструктуры. Расчет показывает, что Восточная зона обеспечена ниже, чем Западная зона: на 35% - жилищным фондом, на 15% - объектами здравоохранения и на 22% - объектами культуры. Уровень обеспеченности жилищного фонда газом, горячей водой и централизованным отоплением составляет 71% от уровня Западной зоны. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ В 2000 г. (В % К РФ) Регион Уголь Я

і_ Нефть Железная руда Медная руда Свинцово-цинковые

РУДЫ Алюминиевое

сырье Фосфорное

сырье Водные ресурсы (годовой сток) Г идроэнергетические ресурсы Запасы древесины Земельные ресурсы (пашня) Центральный 2,0 - - - - - - 6,0 1,5 1,0 1,5 10,6 Северный 6,0 6,2 5,0 5,0 1,0 - 21,5 44,5 9,0 3,0 6,5 1,0 Северо-Западный - - - - - - 10,5 2,5 1,5 1,5 1,3 2,0 Центрально-Черноземный - - - 66,0 - - - - 0,5 - 0,7 9,0 Волго-Вятский - - - - - - - 25,0 2,5 1,7 2,0 22,0 Поволжский - 3,1 17,0 - - - 1,5 - 2,0 4,3 2,5 22,0 Северо-Кавказский 1,0 2,4 2,5 - 1,5 1,0 1,0 - 1,0 2,0 1,4 11,4 Уральский 2,0 5,9 7,5 17,0 32,5 2,0 55,0 - 2,0 6,0 4,6 16,0 Западно-Сибирский 52,0 77,0 65,0 2,5 - 4,0 2,5 8,0 16,0 11,5 11,0 13,6 Восточно-Сибирский 30,0 2,5 1,0 6,5 63,0 76,0 6,5 7,0 31,0 34,0 40,5 6,0 Дальневосточный 7,0 2,9 2,0 3,0 2,0 17,0 1,5 7,0 33,0 35,0 28,0 2,4 Территориальные пропорции развития и размещения предприятий промышленности играют главную роль в формировании городов и рабочих поселков.

Большое влияние на размещение промышленности оказывают природные условия и ресурсы, экономические условия, пространственный фактор и др.

Наличие в регионе топливно-энергетических, минерально-сырьевых, земельных, водных илесныхресурсов позволяет решать стратегические задачи размещения различных отраслей промышленного комплекса.

Природно-климатическиеусловия (климат, почвы, рельеф местности, характер грунтов) оказывают значительное воздействие на экономику строительства, стоимость жизни населения, а также технологические характеристики производства.

К экономическим факторам размещения промышленных предприятий относятся население и трудовые ресурсы, существующий производственный аппарат, инфраструктура и агломерационный эффект, отражающий результат влияния различных экономических факторов при высокой их территориальной концентрации.

Под фактором население и трудовые ресурсы понимаются не только территориальная дифференциация численности населения и трудовых ресурсов, но и различия в квалификации управленческих, инженерно-технических и рабочих кадров, уровнях развития общей и профессиональной культуры, науки, национально-психологические особенности населения.

Производственный аппарат оказывает огромное влияние на размещение производительных сил, в первую очередь благодаря высокой экономической эффективности реконструкции и расширения действующих предприятий.

Производственный аппарат - это не только основное производство, но и базы строительной индустрии, специализированные ремонтные предприятия, складское хозяйство, межотраслевые производства и т.д.

Наличие строительных баз оказывает большое влияние на размещение крупных промышленных предприятий и является весьма важным при проведении межрайонных сопоставлений. В меньшей мере исследована роль различного рода вспомогательных производств. Вспомогательные предприятия промышленного обслуживания могут размещаться лишь в крупных центрах концентрации промышленности.

Инфраструктура - это здания, сооружения всех видов и коммуникации (жилой фонд, предприятия и учреждения по обслуживанию населения, внутригородской транспорт, улицы, дороги, мосты, инженерные сети, котельные и др.), учреждения и предприятия непроизводственной сферы, которые обеспечивают функционирование производственной и непроизводственной деятельности на данной территории, но не входят непосредственно в состав промышленных предприятий.

Производственный аппарат и инфраструктура характеризуют размер и качественные особенности овеществленного труда на данной территории.

Высокая территориальная концентрация ряда экономических факторов размещения промышленных предприятий и определенная их комбинация создают так называемый агломерационный эффект, который часто играет решающую роль при размещении обрабатывающей промышленности.

Это связано с тем, что экономические факторы размещения, особенно инфраструктура, в основном носят межотраслевой характер, отличаются малой пространственной подвижностью, а также исключительно высокой стоимостью и очень длительным периодом их создания. Межотраслевой характер части производственного аппарата и почти всей инфраструктуры обеспечивает возможность существенного снижения затрат этих факторов на единицу производственной и непроизводственной деятельности в случае высокой пространственной концентрации последних.

Не менее важны для возникновения агломерационного эффекта взаимный обмен квалификационными кадрами инженерно-технических работников и рабочих между предприятиями, а также легкость контактов между предприятиями в области снабженческо-сбытовых связей и обмена научно-техническими достижениями, наличие развитой научно-экспериментальной базы и общей индустриальной культуры населения.

Взаимное расположение в пространстве всех экономических и природных условий играет особую роль для размещения предприятий. Пространство, для преодоления которого необходим транспорт, воздействует на размещение производительных сил через соответствующий уровень транспортных издержек.

Большое значение при переходе к рыночной экономике имеет разработка концепции регионального развития России, эффективной территориальной организации хозяйства. В ней необходимо сформулировать общегосударственную региональную политику, нацеленную на рациональное размещение производительных сил, обеспечение различным регионам страны равных возможностей социально-экономического развития, создание и сохранение благоприятной для жизни людей окружающей среды, комплексное и рациональное использование природных ресурсов.

На современном этапе экономического развития большое распространение в развитых странах (США, Япония, Италия и др.) получила концепция «поляризованного» развития. Сущность ее в том, что в менее развитых в хозяйственном отношении регионах на слаборазвитых в экономическом отношении территориях совместными усилиями государства, частного сектора и местных властей формируются новые научно-производственные комплексы (НПК), которые в США называются технопарками, а в Японии технополисами. Они призваны стать «полюсами роста» для регионов.

Для ликвидации диспропорций в научно-производственном развитии Западной и Восточной зон России необходим комплексный подход, предусматривающий сбалансированное развитие материального производства, науки и социальной инфраструктуры. В 1921-1990 гг. на территории страны производственные объекты, как правило, сооружались без соответствующей социальной, а зачастую и производственной инфраструктуры, особенно в восточных регионах. Изменение пропорций запад - восток (центр - периферия) в пользу последнего должно стать отличительной чертой экономического развития современной России. Важно применить такой подход при переходе к рыночным отношениям, так как самостоятельность в создании НПК поможет местным властям проявить инициативу в области предпринимательства и избавиться от комплекса иждивенчества и провинциальности.

Наряду с этим участие государства в реализации концепции развития восточных регионов крайне необходимо. Оно должно стать координатором, а также принять на себя законодательную функцию. Нужен закон о содействии развитию НПК, в котором необходимо четко определить компетенцию федеральных органов и местных властей, критерий отбора территорий, место формирования комплексов, финансовые условия их функционирования, объем кредитов, предоставляемых правительством, временное освобождение от налогов предприятий и научных учреждений, действующих в зонах комплексов. Необходимо создать единый координационный, информационный и учебно-методический центр, который собирал бы сведения о претендентах, предоставлял местным властям необходимую информацию, помогал в подготовке специалистов по региональной экономике.

При разработке и принятии общегосударственной концепции формирования НПК целесообразно определить лишь общие и промежуточные цели, примерные сроки достижения, создать финансово-организационный механизм. Необходимо, чтобы каждый из регионов-участников имел право выбирать свой путь развития, намеченный общегосударственной концепцией. Последнее условие особенно важно, так как многие наши региональные программы, разработанные при централизованном управлении, не смогли быть реализованы потому, что все регионы ставились в усредненные жесткие рамки плана, созданного в центре.

Одна из важных целей концепции НПК - поддержка базовых отраслей промышленности (машиностроительной, химической и др.), их техническое перевооружение, переориентация на выпуск новой, в том числе наукоемкой, продукции.

На первом этапе развития НПК могут формироваться в старых промышленных регионах, например в металлургических центрах Урала и Кузбасса. НПК должны иметь исследовательский центр, который может быть организован на базе существующих научноисследовательских институтов и лабораторий предприятий.

Концепция программ НПК должна быть рассчитана на длительную перспективу (15-20 лет) и по мере выполнения подвергаться корректировке.

В 1921 -1990 гг. в России большое влияние уделялось разработке теоретических вопросов формирования территориальнопроизводственных комплексов (ТПК). В работах Н.Н. Колосов- ского, Н.Н. Баранского, В.В. Кистанова, Н.Н. Некрасова и других ведущих ученых доказывалась необходимость комплексного решения проблемы территориальной организации хозяйства, которая дает немалый экономический эффект.

В ТПК экономический эффект обеспечивался за счет совместной эксплуатации предприятиями общей производственной инфраструктуры (транспорта, баз строительной индустрии, теплоснабжения, электроснабжения и т.д.) и экономии в сфере самого производства в результате более полного использования основных фондов, оборотных средств, экономики живого труда. По расчетам проектных организаций, площади застраиваемых территорий в ТПК на 10-12% меньше по сравнению с изолированным размещением предприятия, протяженность коммуникации уменьшается на 20-25%, экономия капитальных вложений составляет 15-20%.

С 30-х гг. XX в. на всех партийных съездах провозглашался сдвиг производительных сил на Востоке. Однако в действительности этого сдвига не было. Правда, с началом Великой Отечественной войны в 1941 г. в восточные регионы было эвакуировано свыше 300 промышленных предприятий, в том числе 210 - в Западную Сибирь. Эти предприятия осели в регионе, но еще больше исказили производственную специализацию района, особенно в машиностроении, так как были ориентированы на обеспечение своей продукцией европейской зоны. В 2000 г. из Восточной зоны вывозилось в европейскую (Западную зону) 75% продукции машиностроения (по стоимости), а из Западной зоны ввозилось 67% машиностроительной продукции.

Почти 60% промышленности Восточной зоны составляют добывающие отрасли. Из Восточной зоны в европейскую вывозится свыше 70% нефти, 90% природного газа, почти 95% никеля, 98% меди,

80% цинка, 90% золота, 92% целлюлозы, 30% угля, 3 1 % древесины,

85% алюминия и т.д. Из общего объема добываемого сырья на месте используется не более 30%. Следовательно, Восточная зона является сырьевым придатком европейской зоны.

Развитие производительных сил Восточной зоны является геополитической проблемой. Она граничит с государствами (Китай, Япония, Корея и др.), население которых составляет 1,5 млрд человек. Плотность населения Восточной зоны составляет 2,5 человек на 1 кв. км, а на Дальнем Востоке - лишь 1,3 человека на 1 кв. км.

Западная зона не имеет значительных запасов минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, но здесь сосредоточено 76% общероссийской пашни, 88% железорудных ресурсов, 78% населения; объем валовой продукции промышленности здесь составляет 73% от объема валовой продукции всей России, продукции сельского хозяйства - 76%, строительной индустрии - 71% (табл. 6.3.4).

В Западной зоне имеются предпосылки для расширения промышленного производства на действующих предприятиях за счет их технического переоснащения и увеличения производственных мощностей. Выпуск продукции может быть увеличен при минимальных капитальных затратах. Существующая специализация регионов Западной зоны не претерпит значительных изменений. Роль этой зоны должна повышаться за счет преимущественного развития машиностроения, атомной энергетики, производства тканей и трикотажа и других отраслей промышленности, которые ПРОПОРЦИИ РАЗМЕЩЕНИЯ ВАЖНЕЙШИХ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ В 2000 г. В том числе Наименование отраслей Россия Западная

зона Восточная

зона Валовая продукция промышленности 100 73 27 В том числе: энергетика 100 67 33 топливная промышленность 100 40 60 черная металлургия 100 85 15 цветная металлургия 100 36 64 машиностроение 100 90 10 химия и нефтехимия 100 83 17 лесная и лесоперерабатывающая промышленность 100 70 30 легкая промышленность 100 88 12 пищевая промышленность 100 78 22 сельскоехозяйство 100 76 24 строительство 100 71 29 в основном определят технический прогресс во всем народном хозяйстве России.

Рост производства в западных регионах должен происходить исключительно за счет повышения производительности труда и при относительном сокращении потребления ресурсов топлива, электроэнергии, сырья и воды. Следует отказаться от размещения новых и расширения действующих энерго- и водоемких производств. Новые предприятия здесь нужно сооружать лишь в целях осуществления прогрессивных структурных сдвигов и ликвидации диспропорций. Это даст возможность стабилизировать напряженный топливно-энергетический баланс и уменьшить поставки топлива из восточных регионов.

Восточная зона играет большую роль в обеспечении страны топливными, медно-никелевыми, цинковыми, алмазными, лесными и другими ресурсами, а также в развитии энергоемких и водоемких производств обрабатывающей промышленности.

В Восточной зоне необходимо предусмотреть:

рациональное сочетание развития сырьевых и обрабатывающих отраслей;

модернизацию производства;

создание инвестиционного климата для привлечения отечественного и иностранного капитала;

формирование банковской инфраструктуры;

поддержку малого бизнеса в сфере материального производства (легкая и пищевая отрасли промышленности, металлообработка, строительство и др.);

увеличение затрат не геолого-разведочные работы;

наращивание мощностей по добыче угля в Кузнецком и Канско-Ачинском бассейнах;

создание новых машиностроительных производств для нужд хозяйства Восточной зоны;

разработку программы по охране окружающей среды;

эффективное использование интеллектуального потенциала и квалифицированной рабочей силы.

Переход к рыночным отношениям усилит воздействие на территориальные пропорции рыночных факторов, которые практически не работали в условиях командно-административной системы: переход к частной собственности и кардинальное изменение отношений между хозяйствующими субъектами; влияние цен на формирование и границы региональных товарных рынков; принятие законов, определяющих условия привлечения в экономику страны отечественного и иностранного капитала.

Степень влияния рыночных факторов на формирование территориальных пропорций будет нарастать, но их роль будет носить корректирующий характер по отношению к группе факторов (природные, социально-экономические, региональные), которые формируют устойчивую базу территориальных пропорций развития и размещения производительных сил. 6.4.

  • Предприятие - основа формирования отраслевых и территориальных производственных комплексов
  • 11.3. Производительность и уровень оплаты Высокая заработная плата как фактор повышения производительности труда
  • Тема №3: Мы познаем Японию-страну диспропорций?

      Ф.И.О. – Петрова Людмила Анатольевна

      Место работы – Муниципальное бюджетное образовательное учреждения Средняя образовательная школа №3 г. Стрежевой.

      Должность -учитель.

      Предмет – география.

      Класс – 11.

      Раздел: Зарубежная Азия.Япония

      Тема - «Мы знакомимся с Японией». Урок №3.

      Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 кл. общеобразоват.учреждений/В.П.Максаковский.-15-е изд.-М.:Просвещение, 2007

      Цель урока: углубление и конкретизация знаний учащихся о неравномерности в территориальных размещениях внутри одной страны на примере Японии

      Задачи: Обобщить,закрепить и проанализировать имеющиеся знания по теме: Япония;

    Сформировать умение работы с учебником, картами атласа и др.печатной информацией;

    Установить причинно-следственные связи неравнозначности территориальной структуры социально-экономического устройства;

    Сформировать умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации через

    использование электронных образовательных ресурсов;

    Сформировать умение коллективной работы учащихся, уважительного отношения к

    истории культуре народов других стран.

      Формируемые УУД:

    Личностные: Формирует действие смыслообразования;

    Регулятивные: формирование умения организации своей учебной деятельности;

    Познавательные:

      самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

      поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

      структурирование знаний;

      осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

      выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

      моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

      анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

      синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

      установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

      построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;

      доказательство;

      выдвижение гипотез и их обоснование.

      формулирование проблемы;

      самостоятельное создание способов решения проблем
      творческого и поискового характера

    Коммуникативные:

      Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

      Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, современных средств коммуникации.

    12. . Тип урока: Практический с использованием ЭОР и ЦОР, с элементами дискуссии, углубляющий знания по теме

    13. Формы работы учащихся: индивидуальные, групповая и фронтальная.

    14. Необходимое техническое оборудование - учебники, атласы 10 класс, компьютеры, интерактивна доска, проектор, Интернет

    15. Используемые ЭОР и ЦОР:

    Ресурс №1

    Ресурс расположен на сайте Федерального портала «Российское образование» , позволяет он-лайн работать в контурной карте. Наносить условные знаки, делать подписи к ним и затем сохранять карту для проверки ее учителем.

    Ресурс №2

    Ресурс позволяет освоить курс «Социально-экономической географии 11 класс», богат теоретическим материалом по изучаемой теме, картами, схемами, иллюстрациями. Также имеются разделы: Практика и Тесты, позволяющие на практике применить изученный материал, а также проверить свои знания

    Ресуср №3

    Видео презентация:Япония .

    Ресурс используется для вызова заинтересованности учащихся в изучении темы. Это видео альбом, где представлена Япония-современная страна с самобытными традициями и неповторимой природой. Может использоваться на различных этапах урока и с различной педагогической целью

    Технологическая карта урока

    Этап урока

    Название

    используемых

    ЦОР и ЭОР (табл.2)

    Деятельность

    Деятельность ученика

    Организационный момент

    Ресурс №3

    Объявляется тема и цель урока, объясняется порядок работы учащихся и порядок оценки их работы. Во время вступительных слов учителя-демонстрация видео презентации «Япония»

    Настраиваются на активную деятельность

    Актуализация знаний

    Ресурс №2

    В ходе фронтальной беседы актуализируют имеющиеся знания по теме

    Учащиеся в ходе фронтальной беседы, работая по картам электронного учебника повторяют имеющиеся знания о Японии

    Создание проблемной ситуации

    Создает противоречие и проблемную ситуацию

    Осознают выдвинутую гипотезу, попадают в проблемную ситуацию противоречия

    Поиск путей решения проблемы

    Ресурс №1,2

    Предлагает подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, решить проблему в ходе самостоятельной работы

    Класс делится на 3 группы, каждая группа получает свое задание в зависимости от формы работы:1) с учебником и электронной картой

    2)с учебником и атласом

    3)за компьютером с применением электронного учебника

    Консультирует, следит за временем

    Пытаются решить проблему

    Решение проблемы

    Ресурс №3, 1(при ответе учащихся демонстрация своей работы)

    Учитель озвучивает проблемный вопрос урока и выслушивает доклад от каждой группы

    Озвучивают своё мнение проблемной ситуации, подтверждают или нет выдвинутую гипотезу учителя.

    Рефлексия

    Ресурс №3

    предлагает учащимся высказаться по поводу затруднений, возникших в ходе выполнения заданий(обращается внимание на работу с электронной картой); наиболее трудных заданий, наиболее понравившихся заданий.

    Высказывают свое мнение о собственной работе и работе группы в целом

    Домашнее задание

    Объявляет домашнее задание: п.4, тема Зарубежная Азия.Ответить на вопросы параграфа, подготовить презентацию о достопримечательностях Японии

    Перечень используемых на данном уроке ЭОР и ЦОР

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления информации

    Практика

    Практическое решение проблемной ситуации

    Электронный учебник «Экономическая и социальная география мира».

    Информация

    Теоритический, картографический статистический и иллюстративный материал

    Презентация «Япония»

    Информация

    Визуальная информация, актуализация, стимулирование к деятельности

    Представленный урок географии– урок обобщения изученной темы, при разработке которого учителю рекомендуется:

    1. Спланировать учебный материал и систему вопросов по теме урока с использованием ЭОР и ЦОР;

    2. Подготовить планы для работы с ЭОР и ЦОР;

    3. Спланировать самостоятельную работу обучающихся по ЭОР и домашнее задание по теме урока с использованием ЭОР, заранее выставить ЭОР «Зарубежная Азия» на сайт электронного журнала Net -город

    Конспект урока.

      Организационный момент : объявляется тема и цель урока, объясняется порядок работы учащихся и порядок оценки их работы.

      Учитель в ходе фронтальной беседы напоминает учащимся о географическом положении Японии, форме государственного устройства и особенности Японии, как о единственной стране Зарубежной Азии, входящей в « Большую восьмерку», занимающей 2 место по уровню развития экономики в мире, являющейся нашим ближайшим соседом.

      Учителем ставится проблемный вопрос: -Япония- совсем небольшая страна по своей территории и чтобы достичь таких высот в своем развитии, на этой территории должно быть очень компактное и практически сплошное размещение населения и различных производственных объектов(заводов, фабрик и т.д.)На самом деле, если посмотреть на карту Японии, то можно увидеть, что в территориальном размещении населения, транспортных путей, производства существует диспропорция и неравномерность. С чем они связаны? Не эти ли диспропорции и контрастность организовали Японию особым образом и сделали ее тем, что она есть сейчас?

      Учащимся предлагается доказать или опровергнуть поставленную проблему в ходе самостоятельной работы.

      Класс делится на 3 группы, каждой группе выдается задание, которое выполняется в течение 10-12 мин. Количество групп зависит от количества учащихся в классе и количества посадочных мест за ПК. В связи с этим набор заданий и время работы групп могут быть изменены учителем.

      Учитель следит за ходом работы учащихся, за временем, вовремя сменяя форму деятельности учащихся.

      В конце урока учитель опять возвращается к поставленной проблеме и предлагает учащимся высказаться, дать ответ на поставленную проблему, исходя из выводов, которые они должны были сформулировать в ходе своей работы.

      Рефлексия: Учитель предлагает учащимся высказаться по поводу затруднений, возникших в ходе выполнения заданий(обращается внимание на работу с электронной картой); наиболее трудных заданий, наиболее понравившихся заданий.

    Задание №1: Работа с учебником- время работы 12 мин

    Цель работы: Сравните отдельные районы Японии и приведите фактические доказательства различного уровня развития и размещения производства, отразить информацию на электронной карте пи помощи условных знаков

    1. Рассмотрите в атласе карту «Япония» и конкретизируйте следующие положения учебника:

    а) «Здесь находится большинство ТЭС и АЭС, металлургических,

    нефтеперерабатывающих и химических комбинатов, машиностроительных заводов»;

    б) «В его пределах находятся и многие главные районы интенсивного сельского хозяйства,

    и главные транспортные магистрали, и важнейшие порты» .

    2. Ответьте на вопрос письменно , подтвердите из карт:- о каком районе говорится в положениях?

    Почему сложилась такая диспропорция в размещении производственных мощностей,

    транспортных магистралей, с чем она связана?

    Влияет ли такое территориальное размещение хозяйства Японии на уровень ее развития7

    Как Япония старается сгладить диспропорции в размещении производительных сил

    3. Отразите территориальное размещение основных мегаполисов и центров экономической и политической жизни Японии на электронной карте с помощью условных знаков. Сохраните подписанную карту для проверки на рабочем столе компьютера.

    4. Сделайте вывод о наличии диспропорции в развитии и размещении

    производительных сил или отсутствии такой диспропорции, запишите в тетрадь

    ТЕМА УРОКА: ЯПОНИЯ- СТРАНА ДИСПРОПОРЦИЙ?

    Задание №2:Работа с учебником и картами атласа.

    Цель: используя учебник и карты атласа рассмотреть зависимость уровня экономического развития Японии от богатства природно - ресурсного потенциала, объяснить, как это отражается в структуре внешнеэкономических связей Японии

      Рассмотрите карты атласа№4-9, запишите в тетрадь, какими видами ресурсов обладает Япония?

      Рассмотрите карты атласа №16-23,а также рис 69 , ответьте на вопросы:

    В какие страны Япония экспортирует продукцию, а из каких стран - импортирует?

    3. Ответьте на вопросы письменно:

    Используя рисунок, дайте характеристику структуры экспорта и импорта Японии. Что

    преобладает в импорте и экспорте Японии?

    Как повлияла ограниченность природного и ресурсного потенциала на экономическое

    развитие страны?

      Сделайте вывод, запишите в тетрадь: - Существует ли зависимость уровня

    экономического развития Японии от богатства природно - ресурсного потенциала?

    Является ли это диспропорцией? Положительно или отрицательно повлияла эта

    диспропорция на уровень развития Японии?

    ТЕМА УРОКА: ЯПОНИЯ- СТРАНА ДИСПРОПОРЦИЙ?

    Задание №3:Работа с электронным учебником и контурной картой Internet.

    Цель: продолжить обучение работе с контурной картой в режиме Internet, рассмотреть территориальные диспропорции в размещении главных городов и промышленных центров Японии, учиться анализировать карту.

      Рассмотрите карту атласа «Япония», нанесите на электронную контурную карту крупнейшие центры черной и цветной металлургии.

      Подпишите карту и сохраните в папке «11 кл.-Япония» на «Рабочем столе» для дальнейшей проверки.

      Ответьте на вопросы письменно в тетради: -Равномерно ли по территории Японии размещены центры черной и цветной металлургии?

    В какой части они расположены?

    Какие факторы размещения повлияли на такое их расположение?

    4. Сделайте вывод : - Является ли такое расположение центров металлургии

    Диспропорцией в территориальной организации производительных сил Японии?

    Положительно или отрицательно влияет это на развитие Японии?

  • Публикации по теме