Государственный бюджет и его структура. Государственный бюджет – основной финансовый план страны

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Финансы»

ВВЕДЕНИЕ

1. Государственный бюджет - основной финансовый план страны

2. Экономическое содержание и функциональное назначение бюджетных расходов

3. Привести схему бюджетной классификации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, связанные с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их на выполнение функций и задач государства в интересах его граждан.

Экономическое содержание государственных финансов неоднородно. В их составе выделяются самостоятельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет специфические функции. Бюджет является центральным звеном в системе государственных финансов.

Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.

Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия на различные стороны экономического организма: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала и т. п. Формы государственного вмешательства в экономику различны. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления. Государственный бюджет служит катализатором развития научно- технического прогресса в условиях резкого обострения конкуренции на мировых рынках. В начале 90-х годов доля государства в финансировании НИОКР составляла в западных странах от 40 до 60%.

Государство не только стимулирует процесс накопления, но и воздействует на реализацию общественного продукта, создавая дополнительный спрос через государственные закупки товаров и услуг. Гарантированный государственный рынок наряду с перераспределением совокупного платежеспособного спроса позволяет частично разрешать противоречие между производством и потреблением.

В условиях современной научно-технической революции резко возросла роль человеческого фактора, что требует нового подхода к главному элементу производительных сил - человеку. Быстрые темпы научно-технического прогресса повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Все это ведет к росту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы- просвещение (главным образом начальное и среднее, а также профессиональная переподготовка кадров), здравоохранение, социальное обеспечение. Причем значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.

Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения. В системе финансов госбюджет занимает ведущее место и является важнейшим орудием распределения и перераспределения национального дохода.

Сущность и роль госбюджета определяются способом производства, функциями государства. Сущность госбюджета раскрывается наиболее полно в 3-х направлениях:

1. Бюджет - это основной финансовый план государства.

2. Бюджет - самый крупный централизованный денежный фонд страны.

3. Бюджет является выражением экономических денежных распределительных отношений, т. е. он является частью системы финансов, представляет собой централизованные финансы.

Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, который служит выполнению его политических, экономических и социальных функций. У государственного бюджета можно выделить следующие функции:
· Распределительную (перераспределительную).
· Контрольную.
· Стимулирующую.
· Стабилизирующую.
· Регулирующую.

Форма государственного устройства той или иной страны накладывает отпечаток на структуру бюджетной системы. В странах федеративного типа выделяются три уровня государственной власти - федеральный, региональный и местный, которые наделяются самостоятельностью в пределах закрепленных за ними полномочий. Поскольку реализация этих полномочий предполагает осуществление расходов, каждый уровень власти имеет собственный бюджет. Отношения органов государственной власти разного уровня, касающиеся распределения доходов и финансируемых за их счет расходов, формируют систему бюджетного федерализма. В основе бюджетного федерализма лежит следующий принцип: федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, за счет которого обеспечивается финансирование общегосударственных программ; при этом каждый регион (субъект федерации) также формирует собственный бюджет, который используется для финансового обеспечения программ в пределах данного региона. Разработку проекта бюджета осуществляют органы исполнительной власти соответствующего уровня, после чего он утверждается соответственно парламентом страны или законодательным органом субъекта федерации. Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними существуют финансовые потоки - межбюджетные трансферты, - целью которых является выравнивание доходов бюджетов в различных регионах страны, компенсация дополнительных расходов, связанных с принятием решений на вышестоящем уровне и др.

Помимо федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетной практике также используется понятие «консолидированный бюджет». Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. В отличие от федерального и региональных бюджетов, которые принимаются законодательно, консолидированный бюджет законом не является. Основная его функция - информационная. Показатели доходов и расходов консолидированного бюджета используются при анализе экономической политики, они позволяют рассчитать совокупную налоговую нагрузку и ряд других сводных показателей, характеризующих уровень государственного вмешательства в экономику.

К задачам бюджета можно отнести:
· Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы).
Доходы бюджета - налоговые и неналоговые доходы, в том числе доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от продажи принадлежащего государству имущества.
· Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы).
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия.
· Контроль.

Основной характеристикой современных развитых стран является значительные дефициты (т.е. превышение расходов над доходами) государственных бюджетов. Так объединенный государственный бюджет США в январе-июне 2006 г. был сведен с дефицитом 163,7 млрд. долл. При этом существует тенденция к сокращению дефицита (в январе-июле 2005 г. дефицит составил 197 млрд. долларов). Уменьшение дефицита объясняется повышением доходов бюджета на 157,5 млрд. долл., или на 16,4%. Такое ускорение роста доходов связано с увеличением налоговых поступлений в условиях роста прибылей корпораций и доходов физических лиц. Постатейный анализ бюджета США на 2006 г. показывает, что больше всего средств предполагается израсходовать на модернизацию оборонного комплекса, укрепление системы внутренней безопасности и диверсификацию источников энергоснабжения американской экономики.

Принципиальной особенностью федерального бюджета РФ на 2006 г. является его формирование в условиях фундаментальных структурных реформ государственного сектора. Это реформа федеративных отношений и местного самоуправления, бюджетного процесса, социальной защиты населения и системы федеральных органов исполнительной власти. Особо необходимо отметить вопросы государственного управления и укрепления системы безопасности страны. Кроме того, в 2006 г. будут продолжены начатые в предыдущие годы налоговая, пенсионная, судебная и военные реформы. Также предстоит подготовить и начать реализацию реформы бюджетного сектора и государственных учреждений.

Общий доход консолидированного бюджета прогнозируется в размере 5478,3 млрд. руб., или на уровне 29,9% ВВП, в том числе без учета средств единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, и отчислений в Стабилизационный фонд РФ в сумме 4824 млрд. руб. (25,77% ВВП). Основу доходов федерального бюджета составляют налог на добавленную стоимость, на добычу полезных ископаемых, на прибыль организаций, акцизы и доходы от внешнеэкономической деятельности. Доля этих налогов в общей сумме доходов составит 85,46%, что на 7% выше удельного веса в ожидаемых доходах за 2005 г.

Общий объем расходов предусмотрен в объеме 3047,9 млрд. руб., что на 388,5 млрд. руб. превышает плановый уровень текущего года. В 2006 г. общий объем расходов федерального бюджета прогнозируется на уровне 16,3% ВВП, что на 1,1% ниже уровня, принятого в расчетах расходов бюджета на 2005 г. Сокращение расходов федерального бюджета по отношению в ВВП в 2006 г. обусловлено необходимостью обеспечения сбалансированности и устойчивости федерального бюджета и бюджетной системы в целом в условиях сокращения налоговой нагрузки на экономику при соблюдении установленных Бюджетным кодексом РФ требований к формированию Стабилизационного фонда РФ. Отличительной особенностью расходов федерального бюджета является изменение межбюджетных отношений, замена льгот деньгами, усиление программно-целевой части бюджета, составление бюджета применительно к новой бюджетной классификации. Главными приоритетными направлениями финансирования в 2006 г., как и в предыдущие годы, определены ассигнования на правоохранительную деятельность и национальную оборону (с 27,5 до 30,5% к общему объему доходов), оказание финансовой помощи регионам.

Как уже отмечалось выше, расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия.

Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций - распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределы общественного сектора: за счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых организациями государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и полномочных представителей Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных исследований.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное и местное управление, на выполнение функций государства, и др. Функциональная классификация расходов бюджетов включает следующие разделы:

Государственное управление и местное самоуправление;

Судебная власть;

Международная деятельность;

Национальная оборона;

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

Промышленность, энергетика и строительство;

Сельское хозяйство и рыболовство;

Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

Развитие рыночной инфраструктуры;

Жилищно-коммунальное хозяйство;

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

Образование;

Культура, искусство и кинематография;

Средства массовой информации;

Здравоохранение и физическая культура;

Социальная политика;

Обслуживание государственного долга;

Пополнение государственных запасов и резервов;

Финансовая помощь бюджетам других уровней;

Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;

Мобилизационная подготовка экономики;

Исследование и использование космического пространства;

Прочие расходы;

Целевые бюджетные фонды.

В классификации расходов выделяются прочие расходы (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ, расходы на проведение выборов и референдумов, государственная поддержка завоза жильцов в районы Крайнего Севера).

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут делать дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации РФ в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности распорядителей средств.

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по их экономическому содержанию. Классификация включает следующие разделы:

1)текущие расходы;

2)капитальные расходы;

3) капитальный ремонт;

4) приобретение земли;

5) предоставление кредитов.

В свою очередь подразделы включают виды расходов, подразделяемые на статьи затрат.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета, бюджетов других уровней является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, предметным статьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом; перечень распорядителей средств бюджетов Федерации и средств местных бюджетов утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта Федерации и органом местного самоуправления.

В качестве примера рассмотрим расходы бюджета Ростовской области за текущий и предыдущий финансовые годы. Расходы бюджета Ростовской области за текущий и предыдущий финансовые годы представлены в таблице:

статьи расходов

предыдущий фин. год

текущий фин. год

изменение, тыс. руб.

Государственное управление

Судебная власть

Международная деятельность

Национальная оборона

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

Фундаментальные исследования и содействие НТП

Промышленность, энергетика и строительство

Сельское хозяйство и рыболовство

Охрана окружающей среды и природных ресурсов

Транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатика

Развитие рыночной инфраструктуры

Предупреждение и ликвидация последствий ЧС

Образование

Культура и искусство

Здравоохранение, физкультура

Социальная политика

Обслуживание гос. долга

Финансовая помощь бюджетам др. уровней

Утилизация и ликвидация вооружений

Мобилизационная подготовка экономики

Исследование и использование космического пространства

Прочие расходы

Расходы целевых бюджетных фондов

Всего расходов

Проведенный анализ показывает, что расходы бюджета Ростовской области возросли по сравнению с предыдущим финансовым годом более чем на 7 млн. рублей. Это связано с дальнейшим улучшением экономической ситуации в стране, увеличением доходной части бюджета Ростовской области, повышением собираемости федеральных и региональных налогов и сборов. Следовательно, возросли расходы по большинству статей бюджета Ростовской области. К статьям бюджета, по которым расходы возросли больше всего, относятся «транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатика» и «сельское хозяйства и рыболовство». Это связано как с вышеупомянутыми причинами, так и с перераспределением финансирования данных расходов от федерального к региональному бюджету.

По ряду статей бюджета расходы снизились. Расходы по статье «Промышленность, энергетика и строительство» снизились как по причине экономического роста, так и по причине перераспределения расходов от регионального к федеральному бюджету. Расходы по статьям «Мобилизационная подготовка экономики», «Финансовая помощь бюджетам других уровней» снизились из-за изменения в лучшую сторону экономической ситуации. В текущем финансовом году для помощи бюджетов других уровней в Ростовской области был создан целевой бюджетный Фонд компенсаций.

Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Для составления отчетов об исполнении бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется единая бюджетная классификация Российской Федерации, утвержденная федеральным законодательством.

Бюджетная классификация Российской Федерации - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Состав бюджетной классификации РФ можно объяснить так: бюджетная классификация включает в свой состав:

1. Классификацию доходов бюджетов Российской Федерации.

2. Функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации.

3. Экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации.

4. Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

5. Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.

6. Классификацию внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

7. Классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации субъектов Российской Федерации, унитарных образований.

8. Классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации.

Бюджетная классификация построена таким образом, что группировка показателей дает представление о доходах, расходах бюджета, внутреннем и внешнем долге и др.

Бюджетная классификация, обязательная для всех учреждений и организаций страны.

Бюджетная классификация Российской Федерации в части классификации доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы России.

Классификация видов расходов бюджета образует уровень функциональной классификации расходов бюджета РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию - текущие экономические расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, выплата процентов, капитальные вложения в основной капитал, закупки товаров, субсидии.

Классификация источников финансирования дефицита бюджета является группировкой заемных средств, привлекаемых Россией, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов бюджетов.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по распорядителям средств бюджета. Этот перечень утверждается законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в том числе затраты на содержание государственных комитетов, министерств, ведомств, т.е. выделение средств происходит адресно.

Рассмотрим отдельные классификационные группировки бюджета.

Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

В составе доходов бюджетов выделяются следующие основные группы:

Налоговые доходы;

Неналоговые доходы;

Безвозмездные перечисления;

Доходы целевых бюджетных фондов.

Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам получения, в том числе налоговые доходы по видам налогов, неналоговые доходы по видам доходов. Налоги делятся также на прямые и косвенные.

Наряду с налоговыми и неналоговыми доходами в бюджетах учитываются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Учитываются и зачисляются, в бюджеты также средства, получаемые в процессе приватизации государственного и муниципального имущества.

Зачисляются в доход бюджетов штрафы, как правило, в местные бюджеты, суммы конфискаций, в принудительном порядке изымаемые в доход бюджетов в соответствии с законодательством и решениями судов.

Налоговые доходы подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов - доходы, закрепленные законодательно на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Финансовая помощь бюджетам не относится к собственным доходам бюджета.

Регулирующие доходы бюджетов - виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.

Нормативные отчисления определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, либо законом о бюджете того уровня, который распределяет доходы бюджета другого уровня.

Классификация расходов бюджета была приведена выше.

Государственный бюджет можно определить, как «баланс запланированных расходов и доходов правительства за определенный период (как правило, за год). Сущность бюджета развитых стран проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с мобилизацией и использованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономической категории. В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих задач государственных и административно-территориальных образований и выполнения функций соответствующих органов власти.

Бюджет складывается из доходов и расходов. Расходы бюджета можно определить как денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия и т.д.

Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Для составления отчетов об исполнении бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов используется бюджетная классификация.

  1. Бюджетный Кодекс РФ.
  2. Бюджетная система РФ. // Учебник. Под ред. Дробозиной Л.Г. М., 2004.
  3. Дробозина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. Учебник. М, ЮНИТИ, 2004.
  4. Зубков К. Государственный бюджет США на 2006 г.// Газета. 08.02.06.
  5. Маклева Г.И. Бюджетный учет и отчетность в РФ и его совершенствование.// Финансы. 2005. №2.
  6. Осипова М.В. Бюджетная система РФ. Учебник. М, Мысль, 2005.
  7. Романова Т.Ф. Финансовая политика государства, ее роль в формировании и регулировании финансового механизма.// Финансовые исследования. 2001. №4.
  8. www.donland.ru

Основные понятия и термины

Бюджетная классификация, общий фонд бюджета, специальный фонд бюджета, резервный фонд бюджета, бюджетное планирование, методы бюджетного планирование, бюджетное прогнозирование, бюджетирование, программно-целевой метод бюджетирования, бюджетная программа, среднесрочное бюджетное планирование, бюджетный запрос, бюджетная роспись, бюджетная резолюция, бюджетный процесс, отчет о выполнении бюджета, главный распорядитель бюджетных средств, расходы развития расходы потребления, классификация доходов бюджета, функциональная классификация расходов и кредитования бюджета, экономическая классификация расходов бюджета, ведомственная классификация расходов и кредитования государственного бюджета, составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета.

Бюджет - основной финансовый паан государства. Суть и основные составляющие

Кроме того, что бюджет является экономической (финансовой) категории, он выступает в роли основного финансового плана государства. В этом проявляется его правовая сущность и значение. Государство регламентирует бюджетные отношения в правовой форме. Правовая характеристика бюджета связана с рассмотрением его как финансового плана, что является росписью основного централизованного фонда денежных средств государства. Правовое регламентирование бюджета осуществляется в общих чертах Основным Законом Украины - Конституцией и детализируется в бюджетном законодательстве. Ежегодное принятие закона о государственном бюджете и соответствующих решений местных органов власти о местных бюджетах представляет собой законодательное утверждение бюджета как основного финансового плана.

Рассматривая бюджет как финансовый план, следует напомнить, что его вертикальная структура (по уровням органов власти и управления) соответствует структуре бюджетного устройства. Сводный бюджет Украины как финансовый план не утверждается, а используется как аналитико-статистическое обобщение плановых и фактических показателей.

Он является справочным документом, который показывает сумму ресурсов, которые мобилизуются и перераспределяются через бюджет.

С позиции финансового плана бюджет государства рассматривается как совокупность государственного бюджета Украины, Республиканского бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов. Государственный бюджет Украины является финансовым планом центральных органов власти и управления. Он отражает общегосударственные потребности в денежных средствах, источники их формирования, распределение и перераспределение. Именно государственный бюджет прежде всего характеризует экономическую и социальную политику государства. Республиканский бюджет Автономной Республики Крым и местные бюджеты являются финансовыми планами местных органов представительной и исполнительной власти и отражают их финансовую деятельность.

Бюджет может составляться в виде одного или нескольких финансовых планов. В настоящее время в отдельных странах разделение бюджета происходит по направлениям использования средств - текущие и капитальные расходы. Соответственно создаются текущий бюджет и бюджет развития и распределяются доходы между ними. В настоящее время в Украине бюджет делится на две части: общий и специальный фонды. В общий фонд относят средства, предназначенные для реализации общих функций, а к специальному - средства, имеющие конкретное назначение, в том числе собственные средства бюджетных учреждений и организаций.

Распределение бюджета на общий и специальный фонды, их составные определяется исключительно Бюджетным кодексом Украины и Законом о Государственном бюджете Украины (рис. 2.1, табл. 2.1) .

Выделение в составе государственного бюджета специального фонда впервые было осуществлено в 2000 г. с целью введения учета и казначейского обслуживания собственных средств бюджетных учреждений, которые ранее были вне бюджета и учитывались в учреждениях коммерческих банков. Создание специального фонда в качестве временной меры для легализации и обнародования средств бюджетных учреждений дало возможность на переходном этапе осуществить инвентаризацию и контроль за поступлениями бюджетных учреждений.

В 2007-2010 гг. в общем фонде за доходами сосредоточено от 75 до 86 % государственного бюджета и от 82 до 88 % местных бюджетов. За расходной частью государственного бюджета невозможно определить единую тенденцию в разделении на специальный и общий фонды, тогда как за местными бюджетами прослеживается усиление роли общего фонда. Аналогичными являются особенности разделения местного бюджета за расходной частью.

Рис. 2.1. Общий и специальный фонды бюджета

Таблица 2.1

СТРУКТУРА БЮДЖЕТА С РАЗДЕЛЕНИЕМ НА ОБЩИЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ ФОНДЫ 2007-2010 гг., в %*

Государственный бюджет

Местные бюджеты

Сводный бюджет

общий фонд

специальный фонд

общий фонд

специальный фонд

общий фонд

специальный фонд

Доходы

Расходы

Бюджетным кодексом предусмотрено, что при составлении и исполнении бюджета возможны трансферты из общего в специальный фонд, однако в отношении них установлены строгие ограничения. Частью 7 ст. 13 Кодекса определено, что движение средств между общим и специальным фондами разрешается только в пределах бюджетных назначений путем внесения изменений в Закон о Государственном бюджете, решения Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующего местного совета.

Резервный фонд бюджета формируется для осуществления непредвиденных расходов, которые не имеют постоянного характера и не могли быть предусмотрены во время составления проекта бюджета. Порядок использования средств из резервного фонда бюджета определяется Кабинетом Министров Украины. Решение о выделении средств из резервного фонда бюджета принимаются соответственно Кабинетом Министров Украины, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, исполнительными органами местного самоуправления. Резервный фонд бюджета не может превышать 1 % объема расходов общего фонда соответствующего бюджета.

Кабинет Министров Украины (Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и исполнительные органы соответствующих местных советов) ежемесячно отчитываются перед Верховной Радой Украины (Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующим местным советом) о расходовании средств резервного фонда соответствующего бюджета. В Государственном бюджете Украины резервный фонд предполагается обязательно. Решение относительно необходимости создания резервного фонда местного бюджета принимает Верховная Рада Автономной Республики Крым, соответствующий местный совет.

В Украине в разные годы в государственный бюджет входили Фонд для осуществления мероприятий относительно ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения, Государственный инновационный фонд, Государственный фонд охраны окружающей природной среды, Государственный фонд содействия занятости населения, Фонд развития топливно-энергетического комплекса, Фонд социальной защиты инвалидов и Государственный дорожный фонд. К 1997 г. к государственного бюджета входил Пенсионный фонд. Указанный подход не является правомерным, хотя и имеет свои причины - устанавливается законодательное регулирование формирования и использования целевых фондов, усиливается контроль за целевым и рациональным использованием средств. Однако зачисление целевых фондов в бюджет изменяет его структуру и не дает возможности точно проанализировать финансовую политику государства.

Бюджет как финансовый план также тесно связан со всеми другими звеньями государственных финансов, в частности целевыми фондами. Часть из них - Фонд социальной защиты инвалидов, Государственный фонд охраны окружающей природной среды - может непосредственно зачисляться в государственный бюджет при его утверждении, хотя выполняются они обособленно. Другие фонды, например Пенсионный, составляются и выполняются отдельно, однако они тоже связаны с государственным бюджетом, поскольку могут иметь как целевые поступления средств из бюджета, так и перечисления в бюджет.

Бюджет как финансовый план характеризуется определенным составом и структурой доходов и расходов, кредитования, долга и финансирования бюджета, которые отражают финансовую деятельность государства. Их структуризация может иметь официальный и научный характер. Официальная бюджетная классификация, которая представляет собой систематизированное группирование доходов и расходов, кредитования, долга и финансирования бюджета, утверждается в установленном порядке. В ее основе признаки, имеют определяющую роль в бюджетном процессе. Научная классификация делает возможным оценивания состава и структуры доходов и расходов бюджета прежде всего за экономическим содержанием. В классификации расходов бюджета основным является их общественное назначение, а в классификации доходов методы мобилизации.

Как финансовый план бюджет не является чем-то обособленным - это главная составляющая единой системы финансового планирования в стране. Налоговые отношения с бюджетом регулирующих финансовые планы предприятий и определяют их реальные возможности. Предприятия государственного сектора экономики не только осуществляют обязательные платежи, а и могут получать ассигнования из бюджета в виде государственного субсидирования и бюджетных кредитов. Такие взаимоотношения тоже отражаются в финансовых планах предприятий и определяют их финансовое состояние. Однако с переходом к рыночным отношениям бюджет перестал выполнять функцию сбалансирования финансовых ресурсов предприятий. Сейчас эта функция возлагается на кредит, а бюджет должен обеспечивать только определенную финансовую поддержку как за счет льгот по налогообложению, так и через предоставление ассигнований, кредитов и гарантий.

Учреждения бюджетной сферы составляют финансовый план в виде сметы. В нем отражаются бюджетные ассигнования, которые являются главным источником финансового обеспечения. В нормальных условиях сметное финансирование осуществляется по нормативному методу. Величина нормативов зависит как от реальных потребностей в ресурсах, так и от возможностей бюджета - чем лучше состояние бюджета, тем больше по размеру нормы. Во время финансового кризиса бюджетное финансирование осуществляется на основе комбинированного подхода. Часть расходов, прежде всего на заработную плату, финансируется по установленным (однако на достаточно низком уровне) нормами, часть - исходя из реальных возможностей бюджета. Внедрение в бюджетной сфере элементов коммерческого расчета ведет к изменениям в их финансовом планировании и к формированию новых взаимоотношений с бюджетом. Бюджетные ассигнования являются только одним из источников формирования доходов, причем их роль и удельный вес постепенно уменьшаются за счет расширения форм и методов финансовой деятельности.

Открытие внебюджетных счетов для размещения бюджетных средств (включая собственные поступления бюджетных учреждений) органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым и местного самоуправления и другими бюджетными учреждениями запрещается. Исключением является размещения заграничными дипломатическими учреждениями Украины бюджетных средств на текущих счетах иностранных банков в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Разрешено также размещения высшими и профессионально-техническими учебными заведениями на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг, им законом предоставлено соответствующее право.

Таким образом, бюджет как финансовый план играет очень важную роль в деятельности государства. Он определяет ее возможности и приоритеты, ее роль и формы реализации закрепленных за ней функций. Это документ, который направляет деятельность государства, делает ее конкретной и финансово обеспеченной.

Бюджетное планирование является важным инструментом организации управления экономикой, который создает предпосылки для полного и своевременного обеспечения финансовыми ресурсами социально-экономического развития общества. Бюджетное планирование позволяет обеспечить сбалансированность финансовых ресурсов государства, определить реальные источники доходов бюджета и приоритеты в расходной политике, осуществлять эффективное управление государственным долгом, реализовывать на практике единую бюджетную политику на всех уровнях государственной власти. В то же время бюджетное планирование - это составляющая государственного финансового планирования, занимает в нем центральное место. В процессе бюджетного планирования устанавливаются связи всех субъектов хозяйствования, всей социальной инфраструктуры и других учреждений с бюджетной системой, причем бюджету принадлежит ведущая, координувальна роль.

Бюджетное планирование необходимо рассматривать как составляющую управления бюджетом и как процесс составления планов (табл. 2.2). По сути бюджетное планирование можно охарактеризовать как научно обоснованный процесс определения объемов и источников формирования и направлений использования централизованного фонда денежных средств государства. По смыслу бюджетное планирование - это особая сфера финансовой деятельности государства, связанная с обоснованием определенных управленческих решений, касающихся ее финансового обеспечения, то есть специфическая сфера управления. По форме бюджетное планирование является процессом составления, рассмотрения и утверждения основного финансового плана - государственного бюджета и местных бюджетов.

Бюджетное планирование должно иметь научный характер, базироваться на теории общественного воспроизводства и быть связанным со всеми аспектами экономического, политического и социального развития общества - деятельностью субъектов хозяйствования, организацией управления, национальной обороной, правоохранительной деятельностью и обеспечением безопасности государства, наукой, культурой, здравоохранением, образованием. То есть назначением бюджетного планирования является обеспечение сбалансированности финансовых ресурсов государства, аккумулируемых через бюджет с целью финансирования за их счет необходимых расходов на выполнение задач, стоящих перед государством и определены Конституцией Украины. С помощью бюджетного планирования определяются реальные источники доходов бюджета согласно фискальных целей правительства и приоритеты в расходной политике бюджета, на основе которых формируются бюджеты всех уровней. Бюджетное планирование обеспечивает реализацию единой финансовой политики на всех уровнях государственной власти, единых форм и методов всей бюджетной работы, способствует эффективному управлению государственным долгом, заключается в своевременном выполнении государством своих долговых обязательств и привлечении на финансирование бюджета внутренних и внешних заимствований.

Таблица 2.2

ПОДХОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ К ДЕФИНИЦИИ "БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ"

Определение понятия

Федосов В.М., Опарин В.М., Сафонова Л. Д., Огонь Ц.Г., Огородник С.Я., Суторміна В.М., Мочерный С. В. , Василик А.Д, Полозенко Д.В.; Юрий С.И., Стоян В.

Определенный инструмент системы финансового управления, направленного на повышение эффективности, действенности и прозрачности государственного сектора, осуществляется путем установления бюджетных целей не только на следующий (плановый) год, но и на перспективу, в частности среднесрочную (до трех лет). Как комплекс мероприятий по определению доходов и расходов бюджетов на всех стадиях бюджетного процесса. Комплекс организационно-технических, методических и методологических мероприятий на таких стадиях бюджетного процесса, как составление, рассмотрение и утверждение бюджетов для определения объемов и источников формирования и направлений использования бюджетных ресурсов государства с целью обеспечения стабильного социально-экономического развития общества

Куценко Т.Ф., Мельник А. Г., Федосов В. М., Опарин В. М., Сафонова Л. Д., Мочерный С. В.

Научно обоснованный процесс определения источников создания и направлений использования бюджетных ресурсов в экономике государства с целью обеспечения стабильного экономического и социального развития

Процесс составления, рассмотрения и утверждения бюджета на следующий год. Охватывает комплекс организационных мероприятий и методику расчета отдельных статей бюджета

Процесс формирования бюджетов для конкретных объектов на непродолжительный период (до года) с целью определения на основе многовариантного анализа в натуральной или денежной формах объема расходов и поступлений, оптимизации их структуры для достижения целей организации с учетом наличия определенных ограничений и влияния факторов среды функционирования

Основными функциями бюджетного планирования являются:

Выбор рациональных способов бюджетного обеспечения экономического и социального развития на основе эффективного использования имеющихся в обществе ресурсов;

Осуществление эффективного перераспределения бюджетных ресурсов;

Определение рациональных форм мобилизации бюджетных ресурсов и оптимального распределения доходов и расходов;

Обеспечение минимального уровня социальных потребностей и формирования необходимых социальных резервов;

Предвидение возможности прозрачного бюджетного контроля.

Таким образом, в процессе бюджетного планирования решается ряд экономических задач:

Определение полноты источников поступления денежных средств по налогам и сборам в бюджеты различных уровней;

Достижение наивысшей эффективности в распределении бюджетных ресурсов между бюджетами регионов, отраслями народного хозяйства и конкретными расходами;

Направление бюджетных ресурсов на обеспечение пропорционального и динамичного развития общества;

Обеспечение прозрачности и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения целевого использования бюджетных ресурсов и режима экономии, полноты выполнения заданий по поступлению налогов и сборов в бюджет;

Формирование необходимых резервов.

В процессе бюджетного планирования выявляется общая потребность государства в денежных средствах, необходимых для выполнения мероприятий социально-экономического развития общества. Учитываются не только возможности, но и практическая целесообразность мобилизации той или иной части вновь созданной стоимости валового внутреннего продукта в бюджет субъектами хозяйствования. При этом бюджетные назначения должны соответствовать плану социально-экономического развития и способствовать росту эффективности всего общественного производства. Задача бюджетного планирования - выявить возможные диспропорции развития экономики и с помощью бюджетного механизма их ликвидировать. Наличие бюджетных резервов дает возможность обеспечить бесперебойность финансирования плановых мероприятий даже в тех случаях, когда поступления в бюджет оказываются невыполненными. Бюджетные резервы являются источником возмещения убытков, причиненных стихийными силами природы. С их помощью ликвидируются диспропорции, возникающие в процессе исполнения бюджета. Они необходимы также для маневрирования денежными средствами в период сезонных кассовых разрывов.

Итак, перед бюджетным планированием стоит триединая задача; первое - определение реальных источников и достоверных объемов доходов бюджета; второе - оптимизация структуры расходов бюджета, третье - достижение сбалансированности между доходами и расходами. Кроме того, важно установить оптимальную структуру разграничения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы и предусмотреть резервные средства.

Первое тактическая задача бюджетного планирования начинается с определение реальных доходов и разработке мер, которые обеспечили бы полное и своевременное поступление в бюджет. Непосредственное же обеспечение реальности планирования доходов базируется на двух факторах: наличие достоверной информации и владения современными методами их обработки. Второе тактическая задача бюджетного планирования заключается в оптимизации структуры расходов бюджета. Это задача достаточно сложная как в условиях финансовой стабильности в государстве, так и во время финансового кризиса. Средств всегда не хватает, а потребности в бюджетных расходах ежегодно растут. Удовлетворить все потребности в заявленном объеме просто невозможно. Поэтому необходимо находить оптимальное соотношение между направлениями расходов из бюджета. Сейчас не существует определенной математической модели, которая определяла бы четкие параметры оптимальности. Однако приоритет все-таки должен принадлежать задачей обеспечения экономического развития, поскольку только это может гарантировать реальные социальные блага и гарантии. Третье тактическая задача бюджетного планирования - обеспечение сбалансирования доходов и расходов, поскольку, как правило, потребность в средствах всегда превышает имеющиеся доходы. Сбалансирование может обеспечиваться тремя способами: увеличением доходов, сокращением расходов, определением дефицита и источников его покрытия. Особым задачей бюджетного планирования является рациональное распределение доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы, обеспечение реального сбалансирования каждого бюджета, равномерного поступления доходов в течение года и своевременного финансирования предусмотренных в бюджете мероприятий.

При этом создаются относительно равные условия для социально-экономического развития каждой административно-территориальной единицы.

Таким образом, бюджетное планирование - это процесс разработки планов формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения заданий и функций, которые осуществляются органами государственной власти и местного самоуправления, с целью достоверного и достаточного определения объема и источников формирования бюджетных доходов, оптимального распределения расходов и сбалансирование бюджета на соответствующий период. При этом организация бюджетного планирования предусматривает прохождение трех стадий: составление, рассмотрение и утверждение бюджетов. Поэтому субъектами бюджетного планирования являются все учреждения и организации в лице их специалистов, задействованных в бюджетном процессе на этих стадиях, а именно:

Законодательные органы власти - Верховная Рада Украины, которая после рассмотрения законопроекта о государственном бюджете принимает его;

Органы, наделенные бюджетными полномочиями, - органы исполнительной власти, ответственные за разработку и реализацию государственной политики, которыми являются Кабинет Министров Украины и Министерство финансов Украины;

Органы государственного финансового контроля - Счетная палата и Государственная финансовая инспекция Украины, которые осуществляют контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств;

Распорядители бюджетных средств - принимают участие в подготовке предложений к проекту бюджета на последующие периоды;

Общественность (общественные организации, средства массовой информации и граждане), которая участвует в публичных мероприятиях по обсуждению бюджетной политики и может влиять на формирование предложений по бюджетным вопросам для органов государственной власти.

Исходя из изложенного выше и из особенностей бюджетного планирования до основных принципов организации данного процесса необходимо отнести следующие (табл. 2.3): принцип целенаправленности и приоритетности, принцип системности и комплексности, принцип аналогий и научной обоснованности, принцип многоуровневого описания, принцип информационной согласованности, принцип альтернативности, принцип непрерывности, принцип верификации, эффективность планирования.

Таблица 2.3

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Характеристика

Целенаправленности и приоритетности

Является одним из ведущих, поскольку конкретно поставленная цель дает возможность избежать бесконечного описания сложных задач и перейти к четкому их решения и выполнения. Обеспечивает оптимальное использование бюджетных ресурсов с целью первоочередного обеспечения приоритетных направлений развития экономики и социальной инфраструктуры

Системности и комплексности

Означает требование взаимосвязанности и взаимозависимости объекта и элементов планирования, что позволяет разработать экономически согласованный и непротиворечивый план доходов и расходов бюджета. Основой бюджетного планирования являются плановые показатели экономического и социального развития (объем производства и реализации продукции, фонд заработной платы и налоговая нагрузка на нее, показатели деятельности социальной инфраструктуры). Однако разработка бюджета не сводится лишь к пассивному отражению задач экономического и социального развития. В процессе бюджетного планирования выявляются дополнительные резервы поступлений в бюджет и необходимость и возможности финансирования определенных мероприятий экономического и социального развития

Аналогий и научной обоснованности

Отмечается необходимостью учета всех объективных законов развития общества с использованием мирового опыта методологии и методов применения передовых норм и нормативов в использовании бюджетных средств, определение рациональной границы перераспределения бюджетных ресурсов через бюджетный механизм

Многоуровневого описания

Чрезвычайно важный принцип, поскольку объектом бюджетного планирования является бюджетная деятельность государства, государственных учреждений и организаций. Необходимо учесть и описать все особенности данного объекта

Информационной согласованности

Необходимость согласования информации, используемой во время прогноза налоговых поступлений, единство в использовании показателей бюджета во всех звеньях бюджетной системы

Альтернативности

Связан с возможностью развития событий по некоторым реальными вариантами. Основная задача практической реализации этого принципа состоит в том, чтобы отделить невыполнимые варианты развития от вариантов, которые при определенных вероятных условий могут быть реализованы

Окончание табл. 2.3

Характеристика

Непрерывности

Заставляет выполнять корректировку планов и прогнозов по мере поступления новой информации относительно объекта планирования, сочетания текущих и перспективных планов

Проверки

Означает потребность в достоверности, точности и обоснованности составленного плана

Эффективность планирования

Определяет необходимость превышения экономического эффекта от использования плана над затратами на его разработку. Режим экономии в бюджетном планировании означает ориентацию на выполнение задач экономического и социального развития при минимуме затрат. Соответственно этому объем бюджетного финансирования должно планироваться в таком размере, чтобы обеспечивалось рациональное использование каждой гривны. Это означает, что в процессе бюджетного планирования учитываются возможности устранения непроизводительных расходов и потерь, а также наиболее прогрессивные нормы расхода топлива, сырья, материалов и т. п.

Заметим, что особенностью бюджетного планирования является его правовой характер, этот процесс четко регламентируется в законодательном порядке. Общие основы бюджетного планирования определяются Конституцией Украины, а также специальным бюджетным законодательством - Бюджетным кодексом Украины, в которых определены полномочия органов государственной власти и управления по разработке и утверждении бюджета, распределения функций между государственными и местными органами власти и управления, определены доходы и расходы каждого из них.

Бюджетная практика последних лет показала, что бюджетное планирование используется в комплексе с бюджетным прогнозированием с целью оптимизации распределения бюджетных ресурсов государства. Задачей бюджетного прогнозирования является анализ различных наиболее вероятных вариантов формирования ресурсов бюджета и направлений использования этих ресурсов, который создает основу для выбора целей-ориентиров при разработке бюджета. Под бюджетным прогнозированием следует понимать получения оценок будущих значений бюджетных показателей, обычно основывается на анализе наблюдений за их прошлым поведением, то есть прогнозирование выполняет индикативную роль, имея характер предсказания, полученного научно-аналитическими методами. Прогнозирование бюдже-

ту можно рассматривать как особый, специфический сегмент бюджетного планирования. Бюджетное прогнозирование должно предшествовать планированию. Хотя на самом деле оно неразрывно связано с планированием: бюджетное прогнозирование может предшествовать процессу разработки плана (для того чтобы принять обоснованное решение, необходимо иметь прогноз определенных показателей), они могут разрабатываться одновременно, когда речь идет о показателях, которые имеют прогнозное происхождения, прогноз может осуществляться после принятия управленческого решения (прогнозирования последствий принятых решений или непрерывность процесса прогнозирования и планирования).

В процессе бюджетного прогнозирования необходимо учитывать показатели, которые характеризуют динамику и пропорции развития экономики и социальной сферы, в частности валовой внутренний продукт, объемы производства, инфляцию, обменный курс национальной валюты, экспорт и импорт, инвестиции и их изменения в соответствующем периоде. Таким образом, с помощью бюджетного прогнозирования можно, с одной стороны, изучать взаимосвязи показателей бюджета с основными макропоказателями, а с другой - определять влияние на величину показателей бюджета факторов, характеризующих динамику развития экономики. Кроме того, бюджетное прогнозирование позволяет определять объем ресурсов и их использование как в целом, так и по отдельным их видам, проверять возможности бюджетного обеспечения показателей социально-экономического развития государства.

С методологическими рекомендациями МВФ, для того чтобы достичь большей согласованности между прогнозами относительно широких агрегированных макроэкономических показателей, необходимо использовать интерактивный метод корректировки, то есть предварительные макроэкономические и бюджетно-налоговые прогнозы корректируются с целью их взаимосогласования.

Таким образом, бюджетное прогнозирование - это процесс составления ожидаемых оценок формирования бюджетных ресурсов и направлений их использования, которые являются ориентиром во время бюджетного планирования. Прогнозирование совокупных бюджетных показателей является также главной частью процесса разработки стратегии фискальной политики, потому что во время бюджетного прогнозирования на основе системы прогнозных оценок органы государственного управления могут оценить объем необходимой корректировки и разработать соответствующие меры бюджетной политики для его осуществления. Следует отметить, что существуют два подхода к бюджетного прогнозирования: первый предусматривает первоочередное установление целей, на реализацию которых будут тратиться бюджетные средства, и в соответствии с этим определяется потребность в средствах, второй - первоочередное определение имеющихся ресурсов и неизменность фискальной политики в последующих периодах. В Украине в последние годы используют первый подход, что связано с отсутствием эффективной фискальной политики.

В большинстве развитых стран мира в процессе бюджетного планирования составляют проект бюджета не только на следующий год, а на среднесрочную перспективу. К этим странам относятся Австралия, Австрия, Канада, Дания, Финляндия, Германия, Нидерланды, Швеция, Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Венгрия. Важнейшая цель среднесрочного финансового плана - формулирование бюджетных приоритетов в соответствии с социально-экономической политики правительства, а также, что особенно важно, сдерживание чрезмерного спроса на бюджетные расходы. Инструкции министерства финансов требуют от государственных ведомств и учреждений неукоснительного соблюдения лимитов, зафиксированных в финансовом плане, а также регламентируют роста текущих и административных расходов.

В рамках среднесрочного бюджетного планирования бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее одобренных в предыдущем бюджетном цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменения внешних факторов и условий, обоснования изменений, вносимых в основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировки или разработки бюджетных проектов на последующие годы прогнозного периода. При этом среднесрочный финансовый план может являться прогнозно-аналитическим документом органов исполнительной власти или утверждаться законодательно, получая статус многолетнего бюджета. Не во всех странах среднесрочный бюджетный план становится законом, но он является обязательным элементом закона, который принимается во внимание и подлежит ежегодной корректировке и уточнению.

Итак, среднесрочное бюджетное прогнозирование - это определение объемов поступлений, расходов и размера дефицита бюджета в среднесрочной перспективе, согласно определенных социально-экономических условий и направлений фискальной политики. Оно дает возможность повысить управляемость бюджетным процессом, что положительно влияет на качество разработки и реализации бюджетной политики. Перспективное бюджетное планирование является важным элементом государственного регулирования экономических и социальных процессов, поскольку определяет цели и приоритеты экономического и социального развития на среднесрочную перспективу. С конца 90-х годов в странах - членах ЕС в соответствии со специальным законодательным актом Союза введено обязательное трехлетнее прогнозирование в сфере фискальной политики, которое должно также способствовать повышению эффективности контроля выполнения стабилизационных программ. Например, в ФРГ закон о бюджетные принципы на всех уровнях государственного управления предусматривает обязательное финансовое планирование на пять лет вперед. Для выполнения этого задания, координации и согласования финансового и бюджетного планирования федерации, земель и общин, установление общих целей и приоритетов бюджетной политики еще в 1968 г. был создан Совет по финансовому планированию. В современной Венгрии государственный бюджет разрабатывается на трехлетнюю перспективу развития экономики и финансов. Важное преимущество прогнозирования, в том числе и для стран с переходной экономикой, заключается в том, что оно помогает ув" связать текущий и инвестиционный бюджеты (бюджеты развития), без чего полезность бюджетной информации была бы ограниченной.

Все больше правительств разрабатывают среднесрочные, а в некоторых случаях и долгосрочные оценки и прогнозы бюджетного состояния государства. Эксперты Международного валютного фонда назвали такую практику основой бюджета на среднесрочную перспективу. Опыт разработки бюджетов по этому методу в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в скандинавских странах, ФРГ, Великобритании и Австралии заслуживает внимания за то, что он дает четкое представление о стоимости проведения государственной бюджетной политики, служит инструментом, который позволяет контролировать введение новых мероприятий, а также наблюдать за выполнением бюджета за пределами одного года. Этот метод бюджетного прогнозирования обеспечивает транспарентну подотчетность исполнительной власти и создает необходимую базу для составления детального бюджета, ориентированного на достижение определенных результатов. Он является оптимальным прозрачным инструментом для формирования, оценки и реализации финансовой политики при условии существования реального, систематического и гласного контроля в бюджетной сфере.

Министерство финансов Украины при участии Министерства экономического развития и торговли Украины, Национального банка Украины, а также главных распорядителей средств государственного бюджета составляет прогноз Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода, который основывается на Программе деятельности Кабинета Министров Украины, прогнозных и программных документах экономического и социального развития, государственных целевых программах. Прогноз Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода включает индикативные прогнозные показатели:

1) основных макропоказателей экономического и социального развития Украины (с указанием показателей номинального и реального объема валового внутреннего продукта, индексов потребительских цен и цен производителей, официального обменного курса гривны в среднем за год и на конец года, прибыли предприятий, фонда оплаты труда, уровня безработицы, экспорта и импорта товаров и услуг, а также других показателей, применяемых при составлении проекта бюджета);

2) Сводного бюджета Украины по основным видам доходов, финансирования, расходов и кредитования;

3) государственного бюджета по основным видам доходов, финансирования, расходов и кредитования;

4) по бюджетным программам, которые обеспечивают в течение нескольких лет выполнения инвестиционных проектов (программ), в том числе тех, что осуществляются с привлечением государством кредитов (займов) от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций. Такие бюджетные программы при условии одобрения в установленном законодательством порядке соответствующих инвестиционных проектов включаются в прогноз Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода в течение всего срока их реализации;

5) взаимоотношений государственного бюджета с местными бюджетами.

Прогноз Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода подается в Верховную Раду Украины вместе с проектом Закона о Государственном бюджете Украины, уточняется на основании принятого Закона и одобряется Кабинетом Министров Украины в месячный срок со дня опубликования Закона о Государственном бюджете Украины.

Главные распорядители средств государственного бюджета, исходя из индикативных прогнозных показателей объемов расходов и предоставления кредитов из бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода, доведенных Министерством финансов Украины вместе с инструкцией по подготовке бюджетных запросов, составляют планы своей деятельности на плановый и следующие за плановым два бюджетные периоды [включающие мероприятия по реализации инвестиционных программ (проектов)] согласно прогнозных и программных документов экономического и социального развития, государственных целевых программ с определением ожидаемых результатов деятельности. Такие планы деятельности ежегодно приводятся в соответствие с показателями государственного бюджета на плановый бюджетный период и прогноз Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетные периоды.

С целью достижения поставленных целей главные распорядители средств государственного бюджета формируют бюджетные программы (с учетом срока их реализации) на плановый и следующие за плановым два бюджетные периоды.

Показатели проекта Государственного бюджета Украины на бюджетный период, наступающий за плановым, основываются на индикативных прогнозных показателях Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетные периоды [включая индикативные прогнозные показатели по бюджетным программам, которые обеспечивают в течение нескольких лет выполнение инвестиционных программ (проектов), в том числе тех, что осуществляются с привлечением государством кредитов (займов) от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций].

Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих местных советов составляют и одобряют прогноз местного бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода в соответствии с прогнозными и программными документами экономического и социального развития страны и соответствующей территории, государственных целевых программ, который основывается на прогнозе Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетные периоды. Прогноз местного бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода включает индикативные прогнозные показатели местного бюджета по основным видам доходов, финансирования, расходов и кредитования; по бюджетным программам, которые обеспечивают в течение нескольких лет выполнение инвестиционных программ (проектов).

Прогноз местного бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода подается в Верховную Раду Автономной Республики Крым, соответствующих местных советов вместе с проектом решения о местном бюджете, уточняется на основании одобренного Кабинетом Министров Украины прогноза Государственного бюджета Украины и принятого решения о местном бюджете и одобряется Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, исполнительными органами соответствующих местных советов.

Показатели проекта местного бюджета на бюджетный период, наступающий за плановым, основываются на индикативных прогнозных показателях местного бюджета на следующие за плановым два бюджетные периоды.

По бюджетным программам, которые обеспечивают в течение нескольких лет выполнение инвестиционных программ (проектов), в том числе тех, что осуществляются с привлечением государством кредитов (займов) от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций, и определены Законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), Кабинет Министров Украины (Совет министров Автономной Республики Крым, местная государственная администрация, исполнительный орган соответствующего местного совета) принимает меры по приоритетности бюджетных средств на следующий бюджетный период в проекте Закона о Государственном бюджете Украины (проекте решения о местном бюджете) для продолжения таких инвестиционных программ (проектов) с учетом необходимости поэтапного их завершения и введения в действие соответствующих объектов.

Начиная с 2002 г. Государственный бюджет Украины состоит по бюджетным программам. Активное внедрение программно-целевого метода в бюджетном процессе на сегодня включает такой важный элемент, как установление приоритетов, стратегических целей, задач, которые направлены не только на рациональное, но и на эффективное использование финансовых ресурсов главных распорядителей бюджетных средств. Такие приоритеты определяются Основными направлениями бюджетной политики на следующий бюджетный период и программами экономического и социального развития административно-территориальной единицы. То есть среднесрочное бюджетное планирование является производным процессом от прогнозирования, его суть заключается в оптимальном распределении бюджетных ресурсов по программам на среднесрочную перспективу, исходя из долго - и среднесрочных целей, определенных в стратегических планах деятельности или в иных подобных документах главных распорядителей средств.

Процесс среднесрочного бюджетного планирования имеет несколько стадий, которые соответствуют стадиям бюджетного процесса: 1) определение фискальных ограничений - объективные, утвержденные нормативно-правовыми актами, предельные суммы расходования бюджетных средств - по отраслям на среднесрочный период; 2) подготовка главными распорядителями бюджетных средств предложений по распределению ресурсов между программами в пределах определенных Министерством финансов фискальных ограничений на среднесрочную перспективу; 3) рассмотрение и согласование министерством финансов предложений главных распорядителей и подготовка предложений к проекту бюджета; 4) одобрение проекта бюджета Правительством и внесения его на рассмотрение Парламента; 5) рассмотрение и утверждение бюджета в Парламенте; 6) мониторинг и контроль за исполнением бюджета.

Перед среднесрочным бюджетным планированием разрабатывают среднесрочный макроэкономический прогноз, составляющей которого является бюджетный прогноз. Макроэкономический прогноз отражает основные макропоказатели на несколько лет с обоснованием предпосылок, основных тенденций и факторов, влияющих на показатели, отраженные в предположениях. Его составляют ответственные институции (Министерство экономического развития и торговли - в Украине) исходя из сценарных условий развития экономики:

- базового, или консервативного, сценария, который предполагает продолжение существующей налоговой и бюджетной политики в среднесрочной перспективе без существенных изменений;

- целевого сценария, в условиях которого планируются определенные изменения в бюджетно-налоговой политике и ожидаются другие результаты;

- оптимистичный сценарий, который предусматривает достаточно высокие результаты от предложенных изменений;

Пессимистический сценарий, который предусматривает осуществление основных рисков, которые могут ухудшить ситуацию в прогнозируемом периоде.

Основные макроэкономические показатели используются при составлении Основных направлений бюджетной политики (Бюджетной резолюции) и Закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, при этом мировая практика доказывает необходимость разработки данного документа на среднесрочную перспективу, поскольку реализация большинства мер бюджетно-налоговой политики не ограничивается одним годом.

Сейчас роль среднесрочного бюджетного планирования в Украине в бюджетном процессе, к сожалению, ограничивается справочно-информационной функцией при разработке проекта бюджета на соответствующий год. Это связано в основном с объективными и суб" объективными факторами бюджетного процесса: недостаточной обоснованностью и точностью макроэкономического прогнозирования, частыми изменениями налогового законодательства, наличием значительных, закрепленных законодательно социальных гарантий, которые не обеспечены финансовыми ресурсами, зависимостью расходов от структурных реформ и тому подобное. Таким образом, качество бюджетного планирования зависит: во-первых, от четкости формулировки целей и задач как составляющих любого менеджмента, в том числе бюджетного, во-вторых, от достоверности информации, используемой для подготовки проекта бюджета; в-третьих, от методологии планирования показателей бюджета, в частности методов, которые используются при составлении расчетов финансовых показателей.

1.2 Государственный бюджет как основной финансовый план государства

Все организационные и экономические формы функционирования бюджета осуществляются последовательно и планомерно, поскольку само разнообразие форм собственности предполагает прогнозно-плановое ведение хозяйства, что, в свою очередь предопределяет такую же прогнозно-плановую форму функционирования бюджетных отношений. Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма движения централизованного фонда денежных средств государства приводит к тому, что бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе – бюджете – основном финансовом документе страны. В нём предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета.

Специфические статьи доходов и расходов основного финансового плана показывают источники формирования и направления использования централизованного фонда денежных средств государства. Показатели основного финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в соответствии с ежегодно принимаемым Парламентом Законом «О республиканском бюджете».

Бюджет как финансовый план, с одной стороны, основывается на финансовых планах развития экономики и сфер деятельности, а с другой стороны – во многом определяет их. Это обусловлено тем, что государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, поскольку он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства, выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных хозяйствующих субъектов), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов.

Посредством бюджета как финансового плана реализуется бюджетно-налоговая политика государства, представляющая собой деятельность по использованию механизмов и инструментов управления государственными финансами для оказания воздействия на экономическую систему страны в целях обеспечения экономического роста и повышения благосостояния населения. Бюджетно-налоговая политика призвана обеспечивать решение таких задач как борьба с бедностью, сокращение безработицы, снижение темпов инфляции, увеличение темпов экономического роста. С точки зрения бюджета его основным инструментом являются государственные доходы и государственные расходы.

Трактовка государственного бюджета как основного финансового плана страны не противоречит экономической природе бюджета как объективной категории. Связано это с тем, что термин «государственный бюджет» применяется для обозначения разных по своему характеру понятий, одно из которых относится к сфере распределительных отношений, а другое – отражает форму использования объективной категории в процессе человеческой деятельности. Положение государственного бюджета в качестве основного финансового плана страны органически вытекает из специфики бюджетных отношений - особой сферы стоимостного распределения общественного продукта.

Бюджетное планирование осуществляется посредством использования различных статистических, экономико-математических, аналитических и специфических методов планирования и прогнозирования. Бюджет строится по балансовому методу, который позволяет учитывать в бюджете все доходы и расходы в полном объеме. Это означает, что не должно быть каких-либо других доходов и расходов, кроме тех, которые предусмотрены бюджетом.

При планировании используются методы построения бюджета-брутто и бюджета-нетто. Если в бюджете отражаются все доходные и расходные финансовые операции, то такой бюджет принято называть бюджет-брутто. Если показатели бюджета рассчитаны по статьям как сальдовые результаты, т.е. поступления по отдельным статьям доходов, то такой бюджет принято называть бюджет-нетто.

Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с требованиями принципов единства, преемственности, приоритетности, сбалансированности и обоснованности.

Принцип единства бюджетного планирования обеспечивается составлением государственного бюджета Республике Казахстан, в состав которого входят республиканский и местные бюджеты. В соответствии с действующим законодательством данный принцип основывается на единых требованиях:

а) по формированию перечня бюджетных программ, финансируемых из республиканского бюджета и местных бюджетов;

б) по установлению нормативов распределения доходов между уровнями бюджетов;

в) по определению долговременных размеров субвенций и бюджетных изъятий.

Принцип преемственности планирования обеспечивается сочетанием текущего и перспективного бюджетного планирования с учетом направлений среднесрочной фискальной политики, принятых за основу в предыдущий период, прогнозов социально-экономического развития страны на очередной финансовый год и на средне-, долгосрочный период.

Принцип приоритетности обеспечивается планированием бюджета с учетом приоритетных направлений среднесрочного плана социально-экономического развития страны.

Принцип сбалансированности доходов и расходов бюджета достигается на основе использования балансового метода формирования бюджета. Необходимость сбалансирования бюджета диктуется основной целью исполнения любого уровня и достигается либо посредством выделения субвенций из вышестоящего бюджета или обеспечивается другими законодательно разрешенными методами, либо формированием государственной задолженности или сокращением расходов бюджета.

Принцип обоснованности обеспечивается планированием бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений либо расходов и обоснованном установлении их объемов.

Таким образом, государственный бюджет является основным финансовым планом страны. В нём предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета. Основной финансовый план является продуктом плановой деятельности государства, в нём выражена воля государства, отражающего интересы всех членов общества. Посредством бюджета как финансового плана реализуется бюджетно-налоговая политика государства.

1.3 Принципы организации межбюджетных отношений, их управление и регулирование

1. равенство бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) с областным бюджетом;

2. эффективное распределение поступлений с соблюдением следующих критериев их разграничения:

а) за нижестоящими бюджетами закрепляются налоговые и неналоговые поступления, имеющие стабильный характер, не зависящие от воздействия внешних факторов;

б) налоговые и неналоговые поступления, представляющие плату за услуги, оказанные государственными учреждениями, поступают в доход бюджета, из которого финансируются указанные услуги;

в) налоги, имеющие перераспределительный характер, а так же неравномерное размещение налоговой базы, закрепляется за более высокими уровнями бюджетной системы;

г) при закреплении налогов и других обязательных платежей в бюджет предпочтение отдаётся тому уровню бюджета, который обеспечит наиболее высокую степень их собираемости;

д) налоги, взимаемые с налоговой базы, имеющей чёткую территориальную привязку, закрепляются за местными бюджетами;

3. выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности административно-территориальных единиц;

4. обеспечение предоставления местными исполнительными органами одинакового уровня государственных услуг;

5. максимальная эффективность и результативность предоставления бюджетных услуг за счёт закрепления бюджетных услуг за тем уровнем власти, который может обеспечить наиболее эффективное и результативное производство и предоставление государственных услуг;

6. максимальное приближение уровня предоставления бюджетной услуги к её получателям за счёт передачи исполнения услуг на возможно более низкий уровень бюджетной системы с целью лучшего учёта потребностей их получателей и повышения качества бюджетных услуг;

A5 Признаком человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных, является:

1) проявление активности;

2) целеполагание;

3) приспособление к среде обитания;

4) взаимодействие с окружающим миром.

А9 Духовной культурой называется

1)культура чтения

2)религиозный культ

3)процесс и результат жуховного производства

4)устройчевое приобладание духовных потребностей над материальными

А10 Рынок регулирует экономику,через механизм

1)налогооблажение

2)свободных цен

3)государственного заказа

4)государственного планирования

Свободный план сбора доходов в государство и использование полученных средств на покрытие всех видов его расходов называется:

1)финансовым планом

2)бухгалтерским отчетом

3)государственным бюджетом

1)всенародная слава

2) открытие памятника

3)всеобщее уважание

4)лестные отызывы читателей

По какому признаку выделены социальные группы: род, племя,народность?

1)демографическому

2) территориальному

помогите решить С6 С6.Покажите, как в смешанной экономике государство преодолевает несовершенства рынка. назовите три любые проявления

несовершенств рынка и укажите, как государство может преодолеть каждое из них.

С6. назовите три признака, определяющие этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.

1)Приведите три примера иллюстрирующие влияние правосознания на законопослушное поведение граждан. 2) Покажите как в смешанной экономике государство

преодолевает несовершенства рынка. назовите три лбюбые проявления несовершенств рынка и укажите, как государство может преодолеть каждое из них. 3)Театральная актриса долгое время не могла найти работу по специальности и вынуждена была стать официанткой. Здесь её заметил известный режиссер и пригласил на главную роль в совём новом фильме. о каком социальном процессе свидетельствуют приведённые факты? какие два вида этого процесса нашли отрожение в этом примере? Проиллюстрируйте каждый из них приведенными в условии задания фактами.

Какое суждение о признаках государства является верным? А)Наличие публичной власти является обязательным признаком государства, Б)Наличие аппарата для

осуществления контроля за повседневной жизнью граждан является обязательным признаком государства

Прошу, помогите с заданием по праву, очень нужно.

27. Становление гражданского общества в России предполагает формирование нового типа государства с
1) Приоритетом закона;
2) Верховенством закона;
3) Реальной ответственностью власти перед народом;
4) Полным контролем государства над всеми сферами.
28. Основы правового статуса человека и гражданина включают
1) Основные права и свободы;
2) Льготы;
3) Власть;
4) Обязанности.
29. Что понимают юристы под «правом»?
1) совокупность норм права;
2) систему общеобязательных норм, регулирующих поведение людей, установленных и защищаемых государством;
3) совокупность представлений о добре и зле;
4) правило поведения, сложившееся в результате длительного исторического применения.
30. Как называется устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в комплексе взаимных прав и обязанностей?
1) гражданство;
2) подданство;
3) графство;
4) дворянство.
31. Несовершеннолетний Митько, вооруженный ножом, ворвался в торговую палатку. Там, угрожая ножом продавщице, он похитил спиртные напитки и продукты питания. Таким образом, Митько совершил разбой с незаконным проникновением в помещение, т.е. преступление, предусмотренное в статье 162 УК РФ. Эта статья предусматривает имущества. Может ли суд освободить Митько от наказания применить к нему принудительные меры воспитательного характера? Может ли суд назначить Митько наказание в виде лишения свободы на срок 12 лет? Почему?
32. В Трудовом Кодексе содержится норма, в соответствии с которой работникам моложе 18 лет запрещено работать в ночное время, а в договоре, который заключил Игорь (17 лет), когда устраивался на работу, записано, что он должен работать в ночное время. Соответствует ли договор с Игорем требованиям закона? Почему?

Главное место в финансовой системе России принадлежит государственному бюджету, который является финансовым планом страны на год. Аккумулируя денежные средства и перераспределяя их по секторам экономики, государство осуществляет государственную политику. Бюджет является важнейшим элементом государственного управления и является отражением удачной и неудачной государственной политики.

  • федеральный бюджет;
  • бюджет субъектов;
  • местные бюджеты.

Бюджет выполняет важнейшую функцию перераспределения государственного дохода. Развитие экономики напрямую зависит от своевременного пополнения доходов бюджета и их разумного распределения. Доходами бюджета являются средства, поступившие государству безвозмездно.

В структуре доходной части бюджета центральное положение занимают налоговые отчисления.

Остальные доходы, не относящиеся к налогам, формируются за счет:

  • поступлений, сформированных при использовании имущества (государственного или муниципального);
  • осуществления платных услуг бюджетными организациями;
  • применения различных мер ответственности (например, штрафы или компенсации);
  • принудительного изъятия средств при нанесении вреда;
  • финансовая помощь из других бюджетов.

Распределение государственных средств по экономическим секторам называется расходами госбюджета. Расходы обязательно должны использоваться по целевому назначению.

Предоставление денежных средств государства на определенные цели является бюджетным финансированием. Отличие от кредитования состоит в безвозвратном характере этих средств.

Социальное развитие находится в приоритете и на него направляется большая часть государственных средств. Общество за эти средства получает услуги, которые находятся вне рынка. Это прямые обязательства государства перед населением (пенсии, выплаты), получение бесплатного образования и достойной медицинской помощи, гарантия правопорядка и т.д.

На национальную экономику также направляется значительная часть средств. Это способствует более эффективному ведению хозяйственной деятельности в стране. Так, государство влияет на ускорение развития НТП, создание инноваций, производство более конкурентоспособной отечественной продукции.

Значительный удельный вес в направлениях расходов бюджета занимает национальная оборона и национальная безопасность. Кроме того, в бюджете РФ 2016 г. 18,72% расходов направлено на секретные статьи. Можно допустить, что значительная часть из этих секретных статей является национальная оборона и безопасность.

В структуре расходов также определенное место занимают такие статьи как общегосударственные вопросы, межбюджетные трансферты, обслуживание долга, охрана окружающей среды.

Бюджетная система РФ

Бюджетная система России подразделена на три уровня:

  • федеральный бюджет;
  • бюджет субъектов;
  • местные бюджеты.

Действие бюджетной системы РФ основана на принципах, регламентируемых бюджетным кодексом России:

  • единства денежной системы, документации, правового обеспечения;
  • раздельное формирование бюджета различных уровней;
  • самостоятельности.

Кем обеспечивается исполнение бюджета в нашей стране

Необходимость контроля за поступлением доходов и их расходованием на всех этапах государственного управления обусловила образование Федерального казначейства.

Органы казначейства призваны обеспечить сохранность и целевое использование государственных средств.

Организация исполнения бюджетов и управление бюджетными средствами, осуществление всех платежей от имени бюджетных учреждений возложено на органы исполнительной власти.

Уровень и причины дефицита бюджета

В идеальном состоянии доходная часть бюджета способна полностью покрыть цели, на которые тратятся средства. Для этого государство прилагает определенные усилия. Если этого не происходит, тогда расходы не покрываются полностью доходами и возникает дефицит бюджета.

Причины дефицита:

  • преступные действия в сфере государственного управления, направленные на получение личной выгоды;
  • увеличение вложений в какие-либо сектора экономики;
  • чрезвычайные ситуации в стране;
  • спад доходов государства в связи с финансовым кризисом;
  • неэффективная налоговая политика.

Закон РФ допускает появление бюджетного дефицита на определенном уровне, на котором отсутствует необходимость государственного регулирования. Дефицит федерального бюджета должен быть меньше, чем объем и расходов на обслуживание долга, дефицит бюджета субъектов РФ должен быть меньше 15%, а дефицит местного бюджета должен быть меньше десятой доли всего бюджета.

Многие факторы влияют на уровень дефицита бюджета, поэтому он не постоянен.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Одним из источников погашения дефицита бюджета является выпуск . Такой способ не провоцирует инфляцию, так как количество денежной массы не увеличивается. По истечению срока, долго необходимо погасить.

Другим источником погашения дефицита является монетизация, то есть печатание денег. Недостатком является неизбежная инфляция в результате увеличения средств в обращении.

Также одной из мер финансирования дефицита является усиление налогообложение. Однако, это может повлечь за собой развитие теневой экономике, а, соответственно, дальнейшее сокращение доходов государства в части налогов.

Публикации по теме