Критерии обязательного аудита для ооо. Критерии обязательного аудита Критерии проведения обязательного аудита

Приближается конец года и у меня, главного бухгалтера фирмы средних размеров просто голова пухнет от текучки и необходимости закрывать год. А тут еще, оказывается, вводят новые правила аудита, которые в Новом году сделают этот самый аудит строже и дороже. Как поступить - заказать аудит до 31 декабря 2016 года, чтобы получить заключение по старым правилам или уже расслабится и отложить все на 2017 год?

За ответами мы обратились к специалистам компании .

Как вообще изменения в аудите с 2017 года затронут бизнес?

Со следующего года власти России решили сделать бухгалтерскую отчетность публичной и еще более прозрачной. Экспериментировать не стали, а решили ввести в действие международные стандарты аудита. С 1 января 2017 года на территории РФ введут в действие 30 международных стандартов аудита (МСА), согласно приказу Минфина от 24.10.2016 N 192н. Также Приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н с 1 января 2017 года будут применяться еще 18 новых стандартов аудита.

Ой, ведь тогда наверняка увеличится и трудоемкость аудита, в том числе и для бухгалтера?

Да, и это невеселая новость. Уже есть мнения, что все эти нововведения увеличат трудоемкость проведения аудита на 30-40%. Ведь согласно требованиям этих 48 международных стандартов аудита вырастет количество аудиторских процедур, нужно будет заполнять новые формы и таблицы и другие рабочие документы.

Основными стандартами можно назвать несколько: согласование условий аудиторских заданий; контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности; аудиторская документация; формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности; информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении; модифицированное мнение в аудиторском заключении.

Чтобы делать такие сложные проверки, нужна ведь и соответствующая компетенция аудиторов? Или крайними останутся бухгалтеры и директора компаний?

К счастью российские законодатели это понимают и, не дожидаясь шквала протестов профессионального сообщества, планируют уже в 2017 году увеличить ответственность аудиторов. Минфин предлагает наказывать их не только штрафами, согласно КоАП, но и вводить уголовную ответственность за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения. Соответствующий проект размещен для публичного обсуждения на сайте федеральном портале проектов НПА.

Новые правила должны предполагать и какие-то новшества в форме аудиторского заключения?

Действительно, идея новых стандартов в том, чтобы аудиторское заключение стало более информативным и публичным. Задумано, что вместо привычной формы аудиторского заключения на нескольких листах со стандартным текстом, по всем новым договорам на , заключенным с 1 января 2017 года, составляется более информационно насыщенное заключение в соответствии с МСА.

При этом новая форма аудиторского заключения (АЗ) будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание на наиболее важные моменты в деятельности аудируемого лица. Например, что привлекло наибольшее внимание аудитора, тому, в чем аудитор видит наиболее существенные риски для бизнеса и т.п.

А зачем так все усложнять? Многие считают, что все это аудирование не более чем пустая формальность?

Наверное, в том то и замысел, чтобы хорошо и правильно сделанный аудит по новым стандартам помог предпринимателям развивать свой бизнес и принимать взвешенные решения. То есть, новая форма АЗ предполагает расширенную информацию не только для бухгалтерии, но и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др., то есть более широкого круга лиц, принимающих решение о стратегии развития бизнеса.

Но ведь все эти сведения чрезвычайно важны, и могут иметь интерес для конкурентов компании, прошедшей аудит?

Естественно, аудиторы несут ответственность за неразглашение сведений. Но, напомним, что с 1 октября 2016 года в Единый федеральный реестр вносятся юридически значимые сведения о фактах деятельности юридических лиц, в том числе сведения об обязательном аудите. При этом заказчик аудита обязан раскрыть обстоятельства, оказывающие существенное влияние на достоверность отчетности, перечисленные в аудиторском заключении. Сведения в Реестр необходимо внести в течение трех рабочих дней, с даты возникновения соответствующего факта (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). При нарушении этого срока должностных лиц организации могут привлечь к административной ответственности, вплоть до дисквалификации.

Наверняка все это сильно усложнит работу бухгалтера, финансовых специалистов, руководства компании?

Да, с 1 января 2017 года новые требования МСА отразятся как на аудиторах, так и на проверяемых компаниях. Значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности аудируемых организаций, а также возрастает степень публичности результатов аудита.

Как следствие, следует ожидать повышения не только качества в оценке бизнес-рисков, но и увеличение стоимости аудита с 2017 года.

Какие еще неприятные последствия могут произойти?

Возрастают финансовые риски, поскольку повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков, автоматически приведет к удорожанию банковских кредитов для компаний.

Новые правила МСА и формирования АЗ имеют и более отдаленные последствия для бизнеса. В планах, что с 2018 года ИФНС сможет требовать от аудиторов раскрыть аудиторскую тайну. На федеральном портале проектов НПА (regulation.gov.ru) для публичного обсуждения размещен проект ФЗ о внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой НК РФ.

Задумано, что при проведении налогового контроля будет допускаться сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

То есть чиновники из налоговой могут узнать про бизнес действительно все?

Да, согласно законопроекту, налоговики смогут истребовать у аудиторов полученные ими при аудиторских проверках и оказании прочих аудиторских услуг документы (информацию), служащие основаниями исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора) организацией. Указанные документы могут быть истребованы налоговым органом, если они не представлены в установленном порядке самим налогоплательщиком.

Ныне действующая редакция НК пока не допускает при осуществлении налогового контроля осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщиках, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности аудиторскую тайну.

Из всего сказанного, напрашивается вывод: аудит отчетности 2016 года лучше провести не по МСА?

Да, и пока такая возможность есть! Если договор на аудит заключен ‎до 1 января 2017 года, то аудиторская организация вправе проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии со стандартами аудиторской деятельности по старым правилам, действовавшим до вступления в силу МСА, утвержденных приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н).

По договорам, заключенным после 1 января 2017 года, будут применяться новые стандарты МСА при аудите за любые отчетные периоды.

С введением МСА к определению сроков аудита отчетности компаниям важно отнестись серьезно, поскольку в ходе проведения обычно возникает достаточное количество вопросов, а подчас и необходимость внесения исправлений в учет. Лучше не назначать аудит на последние дни перед сдачей бухгалтерской или налоговой отчетности, когда бухгалтерия и так сильно загружена.

Но ведь уже и так конец года? Что делать? Неужели уже поздно?

Оптимальный вариант - провести аудит за 2016 год в два этапа (по итогам 9 месяцев и за год). В этом случае аудиторы выполнят практически весь объем работы до окончания отчетного года, что позволит организации избежать спешки, учесть их выводы и рекомендации, чтобы подойти к годовому отчету без искажений и ошибок в учете.

Как известно, аудиторское заключение может быть и отрицательным, что потребует от организации дополнительных расходов, связанных с исправлением выявленных нарушений. Проведение же основного объема работы по итогам отчетности за 9 месяцев поможет и бухгалтерии, и аудиторам избежать этих неприятностей. И даже получив на руки отчет с перечнем существенных ошибок, допущенных при составлении отчетности за 9 месяцев, организация успеет внести необходимые исправления в учет и получить по итогам года положительное аудиторское заключение.

P.S.: Итак, если вы еще не успели заключить договор на аудит отчетности в 2016 году, то стоит поторопиться и сделать это до конца текущего года, чтобы пройти аудит и получить аудиторское заключение по старым правилам.

В данном материале дан краткий обзор изменений в российском аудите в 2017 году и последствий для бизнеса. Подробный анализ последствий с комментариями экспертов «Правовест Аудит» Вы найдете в статьях:


Что меняется в обязательном аудите в 2017 году?

С 1 января 2017 года на территории РФ введены в действие 30 международных стандартов аудита (МСА), согласно приказу Минфина от 24.10.2016 N 192н. Также Приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н с 1 января 2017 года введены еще 18 новых стандартов аудита. В перечень международных стандартов аудита входит:

  • согласование условий аудиторских заданий;
  • контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности;
  • аудиторская документация;
  • формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности;
  • информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении;
  • модифицированное мнение в аудиторском заключении и др.

Все это увеличит трудоемкость проведения аудита на 30–40%, в связи с возрастающим по требованиям МСА количеством аудиторских процедур, необходимостью заполнения новых форм и таблиц и других рабочих документов.

Также в планах законодателей в 2017 году увеличить ответственность аудиторов. Минфин предлагает наказывать их не только штрафами, согласно КоАП, но и вводить уголовную ответственность за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения. Соответствующий проект размещен для публичного обсуждения на сайте федеральном портале проектов НПА http://regulation.gov.ru/projects#npa=51024

Аудиторское заключение по МСА станет более информативным и публичным

Вместо привычной формы аудиторского заключения на нескольких листах со стандартным текстом, по всем новым договорам на проведение обязательного аудита, заключенным с 1 января 2017 года, составляется более информационно насыщенное аудиторское заключение в соответствии с международными стандартами обязательного аудита.

Новая форма аудиторского заключения по МСА будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание на наиболее важные моменты в деятельности аудируемого лица, в том числе к тому, что привлекло наибольшее внимание аудитора, тому, в чем аудитор видит наиболее существенные риски для бизнеса и т.п.

Тем самым новая форма АЗ предполагает расширенную информацию не только для бухгалтерии, но и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др., то есть более широкого круга лиц, принимающих решение о стратегии развития бизнеса.

Напомним, что с 1 октября 2016 года в Единый федеральный реестр вносятся юридически значимые сведения о фактах деятельности юридических лиц, в том числе сведения об обязательном аудите. При этом заказчик аудита обязан раскрыть обстоятельства, оказывающие существенное влияние на достоверность отчетности, перечисленные в аудиторском заключении.

Сведения в Реестр необходимо внести в течение трех рабочих дней, с даты возникновения соответствующего факта (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). При нарушении этого срока должностных лиц организации могут привлечь к административной ответственности, вплоть до дисквалификации.

Таким образом, с 1 января 2017 года новые требования МСА отразятся как на аудиторах, так и на проверяемых компаниях. Значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности аудируемых организаций, а также возрастает степень публичности результатов аудита.

Последствия для бизнеса

Несомненно, раскрытие дополнительных данных в аудиторском заключении позволит инвесторам и контрагентам компаний принимать более взвешенные бизнес-решения. Однако, как следствие, следует ожидать повышения не только качества в оценке бизнес-рисков, но и увеличение стоимости аудита с 2017 года. Кроме того, возрастают финансовые риски, поскольку повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков, автоматически приведет к удорожанию банковских кредитов для компаний.

Международные стандарты аудита (МСА) имеют и отдаленные последствия для бизнеса. В планах, что с 2018 года ИФНС сможет требовать от аудиторов раскрыть аудиторскую тайну. На федеральном портале проектов НПА regulation.gov.ru для публичного обсуждения размещен проект Федерального закона о внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой НК РФ. При проведении налогового контроля будет допускаться сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Должностное лицо налогового органа будет вправе истребовать у аудиторов полученные ими при аудиторских проверках и оказании прочих аудиторских услуг документы (информацию), служащие основаниями исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора) организацией. Указанные документы могут быть истребованы налоговым органом, если они не представлены в установленном порядке самим налогоплательщиком.

Ныне действующая редакция НК пока не допускает при осуществлении налогового контроля осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщиках, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности аудиторскую тайну.

Последствия для бухгалтерии

Обязанности бухгалтера все больше выходят за пределы бухгалтерского учета. Не секрет, что уже сейчас во многих компаниях обязанности главбуха не ограничены исключительно бухгалтерской отчетностью и сдачей налоговых деклараций. От бухгалтера требуется оценка налоговых рисков и последствий при проведении сделок, налоговое и финансовое планирование, что ведет к увеличению ответственности и повышению рисков для профессиональной репутации.

Почему аудит отчетности 2016 года лучше провести не по МСА?

Если договор на проведение аудита заключен до 1 января 2017 года, то аудиторская организация вправе проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности и составлять аудиторское заключение в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу международного аудита. По договорам, заключенным после 1 января 2017 года, новые международные стандарты аудита в России применяются при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной за любые отчетные периоды.

С введением МСА к определению сроков аудита отчетности компаниям важно отнестись серьезно, поскольку в ходе проведения обычно возникает достаточное количество вопросов, а подчас и необходимость внесения исправлений в учет. Целесообразно не назначать аудит на последние дни перед сдачей бухгалтерской или налоговой отчетности, когда бухгалтерия и так сильно загружена.

Предпочтительнее будет провести аудит отчетности 2016 года по российским стандартам, заключив договор до конца 2016 года. Аргументы в пользу этого - отсутствие четкого регламента действий сторон договора на оказание аудиторских услуг по новым правилам, ощутимый рост трудоемкости и стоимости услуг, которые неизбежны при столь глобальных изменениях в аудиторской отрасли.

Оптимальный вариант - провести аудит за 2016 год в два этапа (по итогам 9 месяцев и за год). В этом случае аудиторы выполнят практически весь объем работы до окончания отчетного года, что позволит организации избежать спешки, учесть их выводы и рекомендации, чтобы подойти к годовому отчету без искажений и ошибок в учете.

Как известно, при существенных искажениях учета, аудиторское заключение может быть и отрицательным, что потребует от организации дополнительных расходов, связанных с исправлением выявленных нарушений. Проведение же основного объема работы по итогам отчетности за 9 месяцев поможет и бухгалтерии, и аудиторам избежать этих неприятностей. И даже получив на руки отчет с перечнем существенных ошибок, допущенных при составлении отчетности за 9 месяцев, организация успеет внести необходимые исправления в учет и получить по итогам года положительное аудиторское заключение.

Переход на МСА направлен на реформирование аудиторской деятельности в России, повышение качества отчетности и финансовой информации, представляемой внешнему рынку. Нововведения затронут не только аудиторов, но и компании, подлежащие обязательному аудиту. Решать поставленные перед аудиторами и бизнесом задачи мы будем совместно, положив в основу сотрудничества качество и профессионализм.

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность (аудит и сопутствующие аудиту услуги) осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) и признанными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации .

Минфином России завершено признание действующих в настоящее время МСА. Приказами Минфина России от 24 октября 2016 г. № 192н (в редакции приказа от 30 ноября 2016 г. № 220н) и от 9 ноября 2016 г. № 207н эти стандарты введены в действие на территории Российской Федерации.

МСА, признанные для применения в России

Группа
стандартов
Наименование стандарта
Международные стандарты контроля качества МСКК 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг»
Международные стандарты аудита МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита»
МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий»
МСА 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности»
МСА 230 «Аудиторская документация»
МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действия при проведении аудита финансовой отчетности»
МСА 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности»
МСА 260 (пересмотренный) «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление»
МСА 265 «Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля»
МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»
МСА 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения»
МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита»
МСА 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски»
МСА 402 «Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации»
МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита»
МСА 500 «Аудиторские доказательства»
МСА 501 «Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях»
МСА 505 «Внешние подтверждения»
МСА 510 «Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода»
МСА 520 «Аналитические процедуры»
МСА 530 «Аудиторская выборка»
МСА 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации»
МСА 550 «Связанные стороны»
МСА 560 «События после отчетной даты»
МСА 570 (пересмотренный) «Непрерывность деятельности»
МСА 580 «Письменные заявления»
МСА 600 «Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)»
МСА 610 (пересмотренный, 2013 г.) «Использование работы внутренних аудиторов»
МСА 620 «Использование работы эксперта аудитора»
МСА 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности»
МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении»
МСА 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»
МСА 706 (пересмотренный) «Разделы «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» в аудиторском заключении»
МСА 710 «Сравнительная информация - сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность»
МСА 720 (пересмотренный) «Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации»
МСА 800 «Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения»
МСА 805 «Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности»
МСА 810 «Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности»
Международные отчеты о практике аудита МОПА 1000 «Особенности аудита финансовых инструментов»
Международные стандарты обзорных проверок МСОП 2400 (пересмотренный) «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов»
МСОП 2410 «Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации»
Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность МСЗОУ 3000 (пересмотренный) «Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов»
МСЗОУ 3400 «Проверка прогнозной финансовой информации»
МСЗОУ 3402 «Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации»
МСЗОУ 3410 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов»
МСЗОУ 3420 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг»
Международные стандарты сопутствующих услуг МССУ 4400 «Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации»
МССУ 4410 (пересмотренный) «Задания по компиляции»

Дополнительные документы МФБ, признанные для применения в России

При осуществлении аудиторской деятельности помимо перечисленных выше необходимо применять ряд документов МФБ, связанных с МСА, но ими не являющихся. Следующие документы необходимы для правильного применения МСА:

Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита;

Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность;

Словарь терминов;

Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность;

Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.

Вступление МСА в силу

МСА, введенные в действие приказами Минфина России, вступают в силу со дня их официального опубликования. При этом официальным опубликованием МСА считается первая публикация его текста в официальном печатном издании, определяемом Минфином России, или первое размещение (опубликование) на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru.

Тексты МСА, введенных в действие приказами Минфина России, опубликованы на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru 24-25 ноября 2016 г.

Применение МСА

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» МСА обязательны для аудиторских организаций и аудиторов (часть 1 статьи 7), а также аудируемых лиц и иных лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг (часть 2 статьи 14). Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с МСА начиная с года, следующего за годом, в котором МСА признаны для применения на территории Российской Федерации.

Исходя из этого МСА, введенные в действие приказами Минфина России, подлежат применению начиная с 1 января 2017 г.

Вместе с тем аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в 2017 г. вправе провести (закончить) аудит бухгалтерской отчетности за 2016 г. по заключенному до 1 января 2017 г. договору в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации, и федеральными стандартами аудиторской деятельности, утвержденными Минфином России.

Информация на официальном Интернет-сайте Минфина России

На официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru создан раздел «Аудиторская деятельность - Стандарты и правила аудита -Международные стандарты аудита». В нем можно ознакомиться с:

официальными текстами МСА, введенными в действие приказами Минфина России;

официальными текстами документов МФБ, связанных с МСА и необходимых для правильного применения последних, но ими не являющихся;

нормативными правовыми актами, регулирующими введение МСА в действие на территории Российской Федерации;

информацией о ходе признания МСА.

_____________________________

* О признании МСА подлежащими применению на территории Российской Федерации см. Информационный бюллетень от 1 декабря 2015 г. (www.minfin.ru раздел «Аудиторская деятельность - Общая информация - Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии»).

Обзор документа

Приведен обзор нововведений в аудиторской деятельности.

Так, с 1 января 2017 г. в нашей стране будут применяться Международные стандарты аудита (МСА). Изданы соответствующие приказы Минфина России.

При этом в 2017 г. допускается провести (закончить) аудит бухгалтерской отчетности за 2016 г. по заключенному до 1 января 2017 г. договору в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ и Минфином России.

Перечислены документы, которые помогут правильно применять МСА.

04.04.2017

Несмотря на то что 2016 год еще закрыт не у всех компаний и аудиторские проверки в самом разгаре, те, кому уже удалось получить аудиторское заключение, начинают готовиться к аудиту на следующий год. В действующее законодательство внесли ряд изменений, которые стоит учесть при заключении договора на аудит. Давайте разберемся, на что обязательно нужно обратить внимание при работе с аудиторами.

1) Международные стандарты аудита

С 1 января 2017 года в России действуют международные стандарты аудита (МСА). Новые требования отразятся как на аудиторах, так и на проверяемых компаниях. Значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности аудируемых лиц, а также возрастает степень публичности результатов аудита. Переход на МСА для многих небольших аудиторских компаний потребует серьезной методологической поддержки, внесения изменений во внутренние регламентные документы. Перед заключением договора будет не лишним убедиться в наличии у аудитора ресурсов и опыта для проведения аудита по МСА, проанализировать предлагаемый аудитором договор на наличие всех обязательных для согласования условий в соответствии с МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий».

2) Членство в саморегулируемой организации

С 1 января 2017 года вступили в действие изменения в закон об аудиторской деятельности. Они предусматривают увеличение минимальной численности членов СРО аудиторов с 500 до 2 тысяч аудиторских организаций или с 700 до 10 тысяч аудиторов. Эти изменения привели к тому, что сегодня в государственном реестре СРО аудиторов остались только две саморегулируемые организации: «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация) и Ассоциация «Содружество». СРО «Аудиторская палата России», НП «Институт Профессиональных Аудиторов» и НП «Российская Коллегия аудиторов» прекратили свое существование. Но еще не все аудиторы покинули три СРО, исключенные из госреестра. Поэтому перед заключением договора на аудит обязательно уточните, состоит ли ваш аудитор в одной из действующих на сегодняшний день СРО.

3) Единый квалификационный аттестат

Начиная с 1 января 2012 года аудит целого ряда организаций, которые относятся к общественно значимым хозяйствующим субъектам (ОЗХС), могут проводить только аудиторы, имеющие единые квалификационные аттестаты. Министерство финансов РФ ежегодно размещает перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, в котором указывает, кто может проводить аудит той или иной организации. Так, перечень случаев в 2016 году увеличен по сравнению с 2015 годом на 9 пунктов, в том числе добавлены три категории компаний, аудит которых может быть проведен аудиторской организацией, в штате которой есть аудитор с новым квалификационным аттестатом. Таким образом, сфера профессионального применения аудиторов со «старым» аттестатом со временем сокращается. Вместе с тем на рынке много практикующих аудиторов, получивших аттестат 1 января 2011 года. Если ваша компания попадает в категорию ОЗХС, поинтересуйтесь у аудиторов, с которыми планируете заключить договор, есть ли у них трудовые ресурсы (в том числе взаимозаменяемые), позволяющие соблюсти эти требования законодательства.

4) Сообщение о результатах обязательного аудита

В связи с изменением Федерального закона «Об аудиторской деятельности» с 1 октября 2016 г. заказчик обязательного аудита должен самостоятельно вносить сведения о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (www.fedresurs.ru) в виде сообщения с указанием идентифицирующих аудируемое лицо данных (наименование организации, ОГРН, ИНН, для физлиц – фамилия, имя, отчество, СНИЛС). Несмотря на то что данные требования установлены уже с аудита отчетности за 2016 год, как показала практика, не все организации были к этому готовы. Для внесения сведений в реестр организации необходимо на уполномоченного сотрудника оформить электронную подпись через Удостоверяющий центр (http://iitrust.ru/region/uc/tarif.php) или быть готовыми с пакетом документов обратиться к нотариусу, который зайдет на сайт www.fedresurs.ru по своему сертификату и подаст сведения в Реестр от имени организации. Информация должна быть размещена в течение трех дней с даты выдачи аудиторского заключения.

5) Дополнительные гарантии качества аудита

Аудиторов регулярно проверяют СРО и финансовое казначейство. Активно обсуждается вопрос о передаче части полномочий регулирующего органа Центральному банку РФ. Информация о результатах прохождения аудиторской компанией внешнего контроля качества, ровно как и сведения о применении мер дисциплинарного воздействия, размещается на официальном интернет-сайте Минфина РФ. Ключевой пункт в вопросе качества оказываемых услуг - эффективно функционирующая в компании система внутреннего контроля качества. Такая система в том числе может включать отдел внутреннего контроля, состоящий из независимых контролеров с необходимым опытом, должными навыками и квалификацией, которые проверяют качество выполнения аудиторских заданий. Также важны наличие у аудитора договора страхования профессиональной ответственности и размер определенного в нем лимита ответственности. Отдельно хочется отметить преимущества членства аудиторских компаний в международных сетях. Это позволяет аудиторам использовать в работе опыт и наработки коллег из-за рубежа. Ну и конечно же, ничто так не характеризует работу аудиторов, как отзывы и рекомендации клиентов.

Безусловно, при наличии огромного рынка предложений компании сложно решить проблему выбора аудитора. Надеемся, что вышеописанные нюансы помогут компании сделать правильный выбор.

Источники информации об аудиторской компании:

  • реестр аудиторских организаций размещена на официальном сайте Минфина РФ в сети Интернет? http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/reestr_audit/auditor_org/;
  • корпоративный сайт аудиторской компании. Советом по аудиторской деятельности 19 июня 2014 года одобрены рекомендации аудиторским организациям по раскрытию информации на своем официальном интернет-сайте, в соответствии с которыми установлен перечень данных, подлежащих размещению;
  • Единый федеральный реестр, функционирующий по адресу в сети Интернет? http://fedresurs.ru.

Анна Гуляева, директор департамента аудита аудиторской компании МКПЦ

Закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ определяет аудит, как независимую проверку бухотчетности организации, когда аудитор выражает мнение о ее достоверности в своем заключении (п. 3 ст. 1 закона № 307-ФЗ). Такая проверка может проводиться по желанию организации, то есть добровольно, но для некоторых юрлиц аудит обязателен по закону. Критерии обязательного аудита мы рассмотрим в этой статье.

Что такое – критерии обязательного аудита

Однозначного закрытого списка критериев в законодательстве об аудите не содержится. Все случаи, когда должен проводиться обязательный аудит отчетности за 2016 год, были собраны в информации Минфина РФ. В этом перечне можно выделить следующие основные критерии обязательного аудита в 2017 году:

  • ведение определенного вида деятельности,
  • превышение установленных лимитов дохода или активов,
  • определенная организационно-правовая форма,
  • принадлежность к конкретной организации,
  • представление консолидированной отчетности.

Проводить обязательный аудит, критерии которого приведены выше, компаниям следует ежегодно. Результаты проверки оформляются в аудиторское заключение, и подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц.

Обязательный аудит за 2017 год – критерии

Перечислим, для каких организаций по итогам 2017 г. будет обязательным наличие аудиторского заключения, исходя из основных критериев обязательного аудита:

  • для организаций, являющихся кредитными, бюро кредитных историй, организаций, являющихся профучастниками рынка ценных бумаг, страховыми компаниями, обществами взаимного страхования, клиринговыми организациями, организаторами торговли, организаторами азартных игр, операторами лотереи, спецдепозитариями, пенсионными негосударственными, акционерными инвестиционными и другими фондами, управляющими компаниями ПИФ или НПФ, а также организаций, у которых допущены к торгам ценные бумаги и другие;
  • для организаций, чей объем выручки за 2016 год превысил 400 млн руб., либо активы по балансу на 31.12.2016 г. составили более 60 млн руб.; эти критерии проведения обязательного аудита 2017 г. не относятся к ГУП, МУП, сельхозкооперативам и госучреждениям;
  • абсолютно для всех акционерных обществ, а также фондов, госкорпораций, госкомпаний, ФГУП, публично-правовых компаний;
  • для Центробанка РФ, Агентства по страхованию вкладов, госкорпораций «Ростех», «Росатом», ОАО «РЖД», Фонд содействия кредитованию и др., в данном случае критерием обязательного аудита является принадлежность к конкретной организации;
  • для организаций, представляющих или раскрывающих годовую консолидированную бухотчетность.

Такие критерии проведения обязательного аудита предусмотрены ст. 5 закона № 307-ФЗ и другими законами РФ. Например, закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ обязует проводить аудит в саморегулируемых организациях (п. 4 ст. 12 закона № 315-ФЗ), а по закону от 30.12.2004 № 214-ФЗ обязательному аудиту подлежит отчетность застройщика 9 п. 4 ст. 18 закона № 315-ФЗ). Аудиторской проверке также подлежат жилищные накопительные кооперативы, государственные, микрофинансовые и другие организации.

Обязательный аудит – критерии 2017 для ООО

Наличие аудиторского заключения в составе годовой отчетности, специально для обществ с ограниченной ответственностью, законом № 315-ФЗ не оговаривается, но если ООО подпадает под какие-либо критерии, перечисленные выше, то аудит для него обязателен.

Так, в 2017 г. требуется обязательный аудит для ООО, критерии которых следующие:

  • выручка в 2016 г. без учета НДС превышает 400 млн руб., или
  • балансовые активы на 31.12.2016 г. превышают 60 млн руб.

Если такое ООО относится к субъектам малого предпринимательства , от обязательного аудита данный статус его не освобождает.

Законом об ООО от 08.02.1998 № 14-ФЗ предусмотрена аудиторская проверка по решению общего собрания участников общества, а обязательный аудит требуется, если это установлено иными законами и нормативными актами (ст. 48 закона № 14-ФЗ).

Если отсутствует обязательный аудит (критерии 2017): штрафы

Аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской отчетности, подаваемой в ИФНС, но оно должно присутствовать в комплекте бухотчетности, представляемой в органы статистики.

Непредставление аудиторского заключения в составе отчетности для Росстата, или нарушение срока представления для организации обернется штрафом от 3 до 5 тыс. руб., для должностных лиц – 300-500 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Если аудит вовсе не проводился, и у организации нет обязательного для нее аудиторского заключения – это грубое административное нарушение, за которое предусмотрен штраф от 5 до 10 тыс. руб., налагаемый на руководство компании. При повторном нарушении штраф вырастет до 20 тыс. руб. либо должностное лицо будет дисквалифицировано на 1-2 года (ст. 15.11 КоАП РФ).

Если отсутствует обязательный аудит по критериям 2017 г. для ООО, штрафы будут аналогичны.

Для АО штрафы намного существеннее – раскрытие информации не в полном объеме, в том числе бухотчетности без аудиторского заключения, грозит административным штрафом в размере, установленном п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ:

  • 30-50 тыс. руб. для должностных лиц (или их дисквалификация от 1 года до 2-х лет),
  • 700 тыс. – 1 млн руб. для организации.

Публикации по теме